Дело №2а-2064/19 Строка 3.026
УИД 36RS0004-01-2019-001083-54
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11.04.2019 г. г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Галкина К.А.,
при секретаре Петросян К.М.,
с участием: административного истца Екимовой Я.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Екимовой Ярославы Евгеньевны к Ленинскому РОСП г.Воронежа, старшему судебному приставу Ленинского РОСП г.Воронежа, УФССП России по Воронежской области о признании незаконным бездействия, выразившихся в неисполнении судебного приказа №2-1136/17 от 24.04.2017 года,
УСТАНОВИЛ:
Екимова Ярослава Евгеньевна обратилась в Ленинский районный суд г.Воронежа с административным иском к Ленинскому РОСП г.Воронежа, УФССП России по Воронежской области о признании незаконным бездействия, выразившихся в неисполнении судебного приказа №2-1136/17 от 24.04.2017 года.
В исковом заявлении указано, что судебным приказом мирового судьи судебного участка №2 в Ленинском судебном районе Воронежской области от 24.04.2017 года №2-1136/17 с должника Екимова Вячеслава Леонидовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в пользу взыскателя Екимовой Ярославы Евгеньевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения взысканы алименты на содержание двух несовершеннолетних детей.
Исполнение судебного приказа осуществлялось работодателем должника. В соответствии с письмом ОАО «РЖД» 17.01.2018 года Екимов В.Л. освобожден от занимаемой должности по сокращению численности или штата работников организации. На дату увольнения с Екимова В.Л. были удержаны и перечислены алименты по 17.01.2018 года включительно. Исполнительный документ возвращен судебному приставу-исполнителю Ленинского РОСП г.Воронежа.
В нарушение требований ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве» и п.п.3.1- 3.2 Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утвержденных ФССП от 19.06.2012 г. №01-16, должностными лицами Ленинского РОСП г.Воронежа не были выполнены следующие требования:
- старшим судебным приставом или его заместителем не было вынесено постановление об отмене постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства;
- решения о возбуждении либо отказе в возбуждении исполнительного производства по поступившему исполнительному листу принято не было;
- не был произведен расчет задолженности по алиментам с вынесением соответствующего постановления.
Истец указывает, что обращения от 27.07.2018 года и от 23.08.2018 года к административному ответчику с требованием исполнить судебный приказ в нарушение ст.64.1 ФЗ «Об исполнительном производстве» остаются без удовлетворения и без ответа.
В связи с чем, административный истец обратилась в суд и просит: признать незаконным бездействие должностных лиц Ленинского РОСП г.Воронежа по неисполнению требований судебного приказа №2-1136/17 от 24.04.2017 года, выражающихся в не вынесении постановления об отмене постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в установленные законом сроки, не принятии решения о возбуждении либо отказе в возбуждении исполнительного производства по поступившему исполнительному листу в установленные законом сроки, не вынесении постановления о расчете задолженности по алиментам, не принятии мер принудительного исполнения судебного приказа, не извещении взыскателя о принятых решениях, в том числе по заявлениям взыскателя.
Административный ответчик старший судебный пристав Ленинского РОСП г.Воронежа, представитель административного ответчика Ленинского РОСП г.Воронежа, представитель административного ответчика УФССП России по Воронежской области, заинтересованное лицо Екимов В.Л. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.
С учетом мнения административного истца, в соответствии со ст.ст.150, 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Административный истец Екимова Я.Е. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить в полном объеме.
Выслушав пояснения административного истца, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
С учетом требований ч.3 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец обратилась в суд с настоящим иском 21.02.2019 года, т.е. в пределах десятидневного срока с того момента, когда ей стало известно о нарушении своих прав, поскольку до обращения в суд с настоящим иском никаких постановлений ею получено не было.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 N118-ФЗ судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве" и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Статьей 4 Федерального закона от 02 октября 2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Положения статьи 12 Закона "О судебных приставах" обязывают судебного пристава-исполнителя принимать все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе исполнения судебных актов и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В судебном заседании установлено, что на основании судебного приказа №2-1136/17 года от 24.04.2017 года, вынесенного мировым судьей судебного участка №2 в Ленинском судебном районе Воронежской области, с Екимова Вячеслава Леонидовича в пользу Екимовой Ярославы Евгеньевны взысканы алименты на содержание двоих несовершеннолетних детей в размере 1/3 части всех видов заработка и (или) иного дохода ежемесячно, а начиная с 13.11.2020 года в размере ? части.
05.05.2017 года судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП г.Воронежа на основании указанного судебного приказа возбуждено исполнительное производство №-ИП.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.98 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в случае исполнения исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей.
Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, заканчивают исполнение исполнительного документа при перемене должником места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов (п.2 ч.4 ст.98 Закона).
В соответствии с п.2 ч. 4.1 ст.98 указанного Закона лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, не позднее дня, следующего за днем наступления оснований, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, возвращают судебному приставу-исполнителю поступившую от него копию исполнительного документа с отметкой, указывающей основание окончания его исполнения, а также взысканную сумму, если имело место частичное исполнение.
Согласно копии письма ОАО «РЖД», направленного в адрес судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Воронежа и взыскателя Екимовой Я.Е., должник Екимов В.Л. с 17.01.2018 года освобожден от занимаемой должности в соответствии с п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ. На дату увольнения с Екимова В.Л. удержаны и перечислены алименты по 17.01.2018 года включительно, невзысканной задолженности по алиментам за Екимовым В.Л. не имеется. Указанным письмом судебный приказ №2-1136/17 от 24.04.2017 года возвращен судебному приставу-исполнителю для дальнейшего взыскания алиментов с Екимова В.Л.
В соответствии с разделом 3.1 Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов (утв. Федеральной службой судебных приставов от 19 июня 2012 г. № 01-16) исполнительный документ о взыскании алиментов с соответствующим заявлением предъявляется взыскателем в структурное подразделение территориального органа ФССП России по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со ст. 33 Закона.
При поступлении исполнительного документа судебный пристав-исполнитель принимает решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства при наличии оснований, предусмотренных ч.1 ст.31 Закона.
С учетом того, что в соответствии со ст.211 ГПК РФ судебный приказ или решение суда о взыскании алиментов подлежат немедленному исполнению, решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель принимает в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов (ч.10 ст.30 Закона).
В силу ч.17 ст.30 Закона копия постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется заказной почтой должнику, а также взыскателю и в суд, выдавший исполнительный документ.
В соответствии с разделом 3.2 Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов (утв. Федеральной службой судебных приставов от 19 июня 2012 г. № 01-16) в случае поступления в структурное подразделение территориального органа ФССП России с места работы должника оригинала исполнительного листа (судебного приказа либо нотариально заверенного соглашения) о взыскании алиментов судебный пристав-исполнитель возбуждает на основании поступившего исполнительного документа исполнительное производство и принимает меры, предусмотренные Законом.
При возврате в структурное подразделение территориального органа ФССП России постановления судебного пристава-исполнителя об удержании денежных средств из заработной платы и иных доходов должника с места его работы (по ранее оконченному исполнительному производству) дальнейшее исполнение следует производить с учетом положений, предусмотренных ч.9 ст.47 Закона. Начальником отдела - старшим судебным приставом или его заместителем выносится постановление об отмене постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства.
При наличии информации о произведенных взысканиях и оставшейся сумме задолженности по алиментам на момент увольнения должника с места работы судебный пристав-исполнитель после возбуждения (возобновления) исполнительного производства производит расчет задолженности по алиментам и выносит соответствующее постановление.
При отсутствии такой информации после возобновления (возбуждения) исполнительного производства судебный пристав-исполнитель запрашивает необходимые для расчета задолженности по алиментам сведения в бухгалтерии организации (предприятии) либо обязывает должника предоставить справку о доходах по форме 2-НДФЛ за необходимый период.
Дальнейшее исполнение требований исполнительного документа производится в установленном законом порядке.
В целях реализации задач исполнительного производства судебные приставы-исполнители вправе и обязаны совершать исполнительные действия, которыми в соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
В силу части 4 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось.
Согласно части 2 статьи 102 Федерального закона "Об исполнительном производстве" размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.
Расчет задолженности по алиментам оформляется постановлением, вынесенным в соответствии со статьей 14 Закона об исполнительном производстве.
В пункте 5.1 Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утвержденных Директором Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставом Российской Федерации 19 июня 2012 года N 01-16, разъяснено, что в рамках исполнения исполнительных производств о взыскании алиментов судебному приставу-исполнителю необходимо производить расчет задолженности по алиментам с периодичностью не реже одного раза в квартал и оформлять соответствующим постановлением.
Как следует из представленных в суд материалов исполнительного производства №-ИП от 05.05.2017 года, находящегося на исполнении Ленинского РОСП г.Воронежа, судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП г.Воронежа 14.02.2019 года вынесено постановление о запрете на совершение действий по регистрации в отношении недвижимого имущества, 15.02.2019 года вынесено постановление о временном ограничении на выезд должника из РФ. При этом, какие-либо документы, подтверждающие своевременное осуществление действий судебным приставом-исполнителем по установлению доходов должника, имущества ему принадлежащего и адреса его постоянного проживания, в материалах исполнительного производства и настоящего дела отсутствуют.
Судом установлено, что судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП г.Воронежа 07.02.2019 года вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам, согласно которому рассчитана задолженность по алиментам за периоды с 18.01.2018 года по 30.04.2018 года и с 01.05.2018 года по 07.02.2019 года, задолженность определена в размере 166 623,12 руб. При этом, законодательством предусмотрено обязанность производить расчет задолженности по алиментам с периодичностью не реже одного раза в квартал и оформлять соответствующим постановлением. Также, отсутствует доказательства направления постановления от 07.02.2019 года в адрес должника взыскателя – административного истца.
Кроме того, в постановлениях о расчете задолженности по алиментам, о временном ограничении на выезд должника из РФ и о запрете на совершение регистрационных действий судебный пристав-исполнитель указывает номер исполнительного производства №-ИП, при этом, определение о возбуждении исполнительного производства №-ИП, вынесенное судебным приставом-исполнительном после поступления в его адрес исполнительного документа после увольнения должника из ОАО «РЖД», в материалах отсутствует. Также, отсутствует и доказательства направления указанного постановления в адрес должника и взыскателя.
Установленная в соответствии с п.2 ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания правомерности совершения оспариваемых действий не исполнена, что подтверждает доводы административного истца о том, что ее права и законные интересы, за судебной защитой которых она обратилась, были нарушены.
Таким образом, судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП г.Воронежа Корниловым А.С., на исполнении которого находятся материалы исполнительного производства №-ИП, не выполнена обязанность по ежеквартальному расчету задолженности по алиментам по исполнительному производству №-ИП, не выполнена обязанность по возбуждению исполнительного производства в установленные законом сроки после возвращения исполнительного документа с места работы должника после его увольнения и обязанность по направлению копии указанного производства в адрес взыскателя – административного истца, также не выполнена обязанность по осуществлению действий судебным приставом-исполнителем по установлению доходов должника, имущества ему принадлежащего и адреса его постоянного проживания. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Доводы административного истца о нарушениях должностными лицами службы судебных приставов требований законодательства не были опровергнуты в судебном заседании и нашли свое подтверждение.
При этом, требования истца о признании незаконным бездействие, выражающегося в не вынесении постановления об отмене постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в установленные законом сроки удовлетворению не подлежат, так как судом установлено, что в материалах исполнительного производства отсутствует постановление об окончании исполнительного производства. Также не подлежат удовлетворению требования истца о не рассмотрении ее заявлений, направленных в адрес Ленинского РОСП г.Воронежа, поскольку в материалах отсутствуют доказательства направления (получения) Ленинским РОСП г.Воронежа каких-либо заявлений от административного истца.
В связи с вышеизложенным, при установленных в данном деле неблагоприятных последствиях для административного истца, связанных с длительным неисполнением исполнительного производства по взысканию алиментов на несовершеннолетних детей, не выполнением обязанности по ежеквартальному расчету задолженности по алиментам, заявленные административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению, поскольку доказательств законности и обоснованности действий (бездействий) со стороны судебного пристава – исполнителя и старшего судебного пристава Ленинского РОСП г.Воронежа, суду не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие судебного пристава – исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа Корнилова А.С., выразившееся не вынесении постановления о возбуждении исполнительного производства после возвращения исполнительного документа – судебного приказа №2-1136/17 от 24.04.2017 года с места работы должника после его увольнения в установленные законом сроки и не направлении копии постановления о возбуждении исполнительного производства №-ИП и копии постановления о расчете задолженности по алиментам от 07.02.2019 года в адрес административного истца.
Признать незаконным бездействие судебного пристава – исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа Корнилова А.С., выразившееся в невыполнении обязанности по ежеквартальному расчету задолженности по алиментам по исполнительному производству №-ИП.
Признать незаконным бездействие судебного пристава – исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа Корнилова А.С., выразившееся в не выполнении обязанности по осуществлению действий по установлению доходов должника, имущества ему принадлежащего и адреса его постоянного проживания по исполнительному производству №-ИП.
В удовлетворении остальных исковых требований – отказать.
Обязать судебного пристава – исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа Корнилова А.С. устранить нарушение прав и законных интересов Екимовой Ярославы Евгеньевны, направив ей в течение десяти дней с даты вступления в законную силу решения суда копию постановления о возбуждении исполнительного производства №-ИП и копию постановления о расчете задолженности по алиментам от 07.02.2019 года.
Обязать судебного пристава – исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа Корнилова А.С. устранить нарушение прав и законных интересов Екимовой Ярославы Евгеньевны, в течение десяти дней с даты вступления в законную силу решения суда, выполнить обязанность по осуществлению действий по установлению доходов должника, имущества ему принадлежащего и адреса его постоянного проживания по исполнительному производству №-ИП.
О результатах исполнения решения суда административным ответчикам сообщить административному истцу и в суд не позднее двух недель с даты вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья К.А. Галкин
Решение суда в окончательной форме изготовлено 16.04.2019 года
Дело №2а-2064/19 Строка 3.026
УИД 36RS0004-01-2019-001083-54
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11.04.2019 г. г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Галкина К.А.,
при секретаре Петросян К.М.,
с участием: административного истца Екимовой Я.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Екимовой Ярославы Евгеньевны к Ленинскому РОСП г.Воронежа, старшему судебному приставу Ленинского РОСП г.Воронежа, УФССП России по Воронежской области о признании незаконным бездействия, выразившихся в неисполнении судебного приказа №2-1136/17 от 24.04.2017 года,
УСТАНОВИЛ:
Екимова Ярослава Евгеньевна обратилась в Ленинский районный суд г.Воронежа с административным иском к Ленинскому РОСП г.Воронежа, УФССП России по Воронежской области о признании незаконным бездействия, выразившихся в неисполнении судебного приказа №2-1136/17 от 24.04.2017 года.
В исковом заявлении указано, что судебным приказом мирового судьи судебного участка №2 в Ленинском судебном районе Воронежской области от 24.04.2017 года №2-1136/17 с должника Екимова Вячеслава Леонидовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в пользу взыскателя Екимовой Ярославы Евгеньевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения взысканы алименты на содержание двух несовершеннолетних детей.
Исполнение судебного приказа осуществлялось работодателем должника. В соответствии с письмом ОАО «РЖД» 17.01.2018 года Екимов В.Л. освобожден от занимаемой должности по сокращению численности или штата работников организации. На дату увольнения с Екимова В.Л. были удержаны и перечислены алименты по 17.01.2018 года включительно. Исполнительный документ возвращен судебному приставу-исполнителю Ленинского РОСП г.Воронежа.
В нарушение требований ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве» и п.п.3.1- 3.2 Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утвержденных ФССП от 19.06.2012 г. №01-16, должностными лицами Ленинского РОСП г.Воронежа не были выполнены следующие требования:
- старшим судебным приставом или его заместителем не было вынесено постановление об отмене постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства;
- решения о возбуждении либо отказе в возбуждении исполнительного производства по поступившему исполнительному листу принято не было;
- не был произведен расчет задолженности по алиментам с вынесением соответствующего постановления.
Истец указывает, что обращения от 27.07.2018 года и от 23.08.2018 года к административному ответчику с требованием исполнить судебный приказ в нарушение ст.64.1 ФЗ «Об исполнительном производстве» остаются без удовлетворения и без ответа.
В связи с чем, административный истец обратилась в суд и просит: признать незаконным бездействие должностных лиц Ленинского РОСП г.Воронежа по неисполнению требований судебного приказа №2-1136/17 от 24.04.2017 года, выражающихся в не вынесении постановления об отмене постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в установленные законом сроки, не принятии решения о возбуждении либо отказе в возбуждении исполнительного производства по поступившему исполнительному листу в установленные законом сроки, не вынесении постановления о расчете задолженности по алиментам, не принятии мер принудительного исполнения судебного приказа, не извещении взыскателя о принятых решениях, в том числе по заявлениям взыскателя.
Административный ответчик старший судебный пристав Ленинского РОСП г.Воронежа, представитель административного ответчика Ленинского РОСП г.Воронежа, представитель административного ответчика УФССП России по Воронежской области, заинтересованное лицо Екимов В.Л. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.
С учетом мнения административного истца, в соответствии со ст.ст.150, 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Административный истец Екимова Я.Е. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить в полном объеме.
Выслушав пояснения административного истца, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
С учетом требований ч.3 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец обратилась в суд с настоящим иском 21.02.2019 года, т.е. в пределах десятидневного срока с того момента, когда ей стало известно о нарушении своих прав, поскольку до обращения в суд с настоящим иском никаких постановлений ею получено не было.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 N118-ФЗ судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве" и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Статьей 4 Федерального закона от 02 октября 2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Положения статьи 12 Закона "О судебных приставах" обязывают судебного пристава-исполнителя принимать все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе исполнения судебных актов и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В судебном заседании установлено, что на основании судебного приказа №2-1136/17 года от 24.04.2017 года, вынесенного мировым судьей судебного участка №2 в Ленинском судебном районе Воронежской области, с Екимова Вячеслава Леонидовича в пользу Екимовой Ярославы Евгеньевны взысканы алименты на содержание двоих несовершеннолетних детей в размере 1/3 части всех видов заработка и (или) иного дохода ежемесячно, а начиная с 13.11.2020 года в размере ? части.
05.05.2017 года судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП г.Воронежа на основании указанного судебного приказа возбуждено исполнительное производство №-ИП.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.98 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в случае исполнения исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей.
Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, заканчивают исполнение исполнительного документа при перемене должником места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов (п.2 ч.4 ст.98 Закона).
В соответствии с п.2 ч. 4.1 ст.98 указанного Закона лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, не позднее дня, следующего за днем наступления оснований, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, возвращают судебному приставу-исполнителю поступившую от него копию исполнительного документа с отметкой, указывающей основание окончания его исполнения, а также взысканную сумму, если имело место частичное исполнение.
Согласно копии письма ОАО «РЖД», направленного в адрес судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Воронежа и взыскателя Екимовой Я.Е., должник Екимов В.Л. с 17.01.2018 года освобожден от занимаемой должности в соответствии с п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ. На дату увольнения с Екимова В.Л. удержаны и перечислены алименты по 17.01.2018 года включительно, невзысканной задолженности по алиментам за Екимовым В.Л. не имеется. Указанным письмом судебный приказ №2-1136/17 от 24.04.2017 года возвращен судебному приставу-исполнителю для дальнейшего взыскания алиментов с Екимова В.Л.
В соответствии с разделом 3.1 Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов (утв. Федеральной службой судебных приставов от 19 июня 2012 г. № 01-16) исполнительный документ о взыскании алиментов с соответствующим заявлением предъявляется взыскателем в структурное подразделение территориального органа ФССП России по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со ст. 33 Закона.
При поступлении исполнительного документа судебный пристав-исполнитель принимает решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства при наличии оснований, предусмотренных ч.1 ст.31 Закона.
С учетом того, что в соответствии со ст.211 ГПК РФ судебный приказ или решение суда о взыскании алиментов подлежат немедленному исполнению, решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель принимает в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов (ч.10 ст.30 Закона).
В силу ч.17 ст.30 Закона копия постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется заказной почтой должнику, а также взыскателю и в суд, выдавший исполнительный документ.
В соответствии с разделом 3.2 Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов (утв. Федеральной службой судебных приставов от 19 июня 2012 г. № 01-16) в случае поступления в структурное подразделение территориального органа ФССП России с места работы должника оригинала исполнительного листа (судебного приказа либо нотариально заверенного соглашения) о взыскании алиментов судебный пристав-исполнитель возбуждает на основании поступившего исполнительного документа исполнительное производство и принимает меры, предусмотренные Законом.
При возврате в структурное подразделение территориального органа ФССП России постановления судебного пристава-исполнителя об удержании денежных средств из заработной платы и иных доходов должника с места его работы (по ранее оконченному исполнительному производству) дальнейшее исполнение следует производить с учетом положений, предусмотренных ч.9 ст.47 Закона. Начальником отдела - старшим судебным приставом или его заместителем выносится постановление об отмене постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства.
При наличии информации о произведенных взысканиях и оставшейся сумме задолженности по алиментам на момент увольнения должника с места работы судебный пристав-исполнитель после возбуждения (возобновления) исполнительного производства производит расчет задолженности по алиментам и выносит соответствующее постановление.
При отсутствии такой информации после возобновления (возбуждения) исполнительного производства судебный пристав-исполнитель запрашивает необходимые для расчета задолженности по алиментам сведения в бухгалтерии организации (предприятии) либо обязывает должника предоставить справку о доходах по форме 2-НДФЛ за необходимый период.
Дальнейшее исполнение требований исполнительного документа производится в установленном законом порядке.
В целях реализации задач исполнительного производства судебные приставы-исполнители вправе и обязаны совершать исполнительные действия, которыми в соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
В силу части 4 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось.
Согласно части 2 статьи 102 Федерального закона "Об исполнительном производстве" размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.
Расчет задолженности по алиментам оформляется постановлением, вынесенным в соответствии со статьей 14 Закона об исполнительном производстве.
В пункте 5.1 Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утвержденных Директором Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставом Российской Федерации 19 июня 2012 года N 01-16, разъяснено, что в рамках исполнения исполнительных производств о взыскании алиментов судебному приставу-исполнителю необходимо производить расчет задолженности по алиментам с периодичностью не реже одного раза в квартал и оформлять соответствующим постановлением.
Как следует из представленных в суд материалов исполнительного производства №-ИП от 05.05.2017 года, находящегося на исполнении Ленинского РОСП г.Воронежа, судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП г.Воронежа 14.02.2019 года вынесено постановление о запрете на совершение действий по регистрации в отношении недвижимого имущества, 15.02.2019 года вынесено постановление о временном ограничении на выезд должника из РФ. При этом, какие-либо документы, подтверждающие своевременное осуществление действий судебным приставом-исполнителем по установлению доходов должника, имущества ему принадлежащего и адреса его постоянного проживания, в материалах исполнительного производства и настоящего дела отсутствуют.
Судом установлено, что судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП г.Воронежа 07.02.2019 года вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам, согласно которому рассчитана задолженность по алиментам за периоды с 18.01.2018 года по 30.04.2018 года и с 01.05.2018 года по 07.02.2019 года, задолженность определена в размере 166 623,12 руб. При этом, законодательством предусмотрено обязанность производить расчет задолженности по алиментам с периодичностью не реже одного раза в квартал и оформлять соответствующим постановлением. Также, отсутствует доказательства направления постановления от 07.02.2019 года в адрес должника взыскателя – административного истца.
Кроме того, в постановлениях о расчете задолженности по алиментам, о временном ограничении на выезд должника из РФ и о запрете на совершение регистрационных действий судебный пристав-исполнитель указывает номер исполнительного производства №-ИП, при этом, определение о возбуждении исполнительного производства №-ИП, вынесенное судебным приставом-исполнительном после поступления в его адрес исполнительного документа после увольнения должника из ОАО «РЖД», в материалах отсутствует. Также, отсутствует и доказательства направления указанного постановления в адрес должника и взыскателя.
Установленная в соответствии с п.2 ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания правомерности совершения оспариваемых действий не исполнена, что подтверждает доводы административного истца о том, что ее права и законные интересы, за судебной защитой которых она обратилась, были нарушены.
Таким образом, судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП г.Воронежа Корниловым А.С., на исполнении которого находятся материалы исполнительного производства №-ИП, не выполнена обязанность по ежеквартальному расчету задолженности по алиментам по исполнительному производству №-ИП, не выполнена обязанность по возбуждению исполнительного производства в установленные законом сроки после возвращения исполнительного документа с места работы должника после его увольнения и обязанность по направлению копии указанного производства в адрес взыскателя – административного истца, также не выполнена обязанность по осуществлению действий судебным приставом-исполнителем по установлению доходов должника, имущества ему принадлежащего и адреса его постоянного проживания. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Доводы административного истца о нарушениях должностными лицами службы судебных приставов требований законодательства не были опровергнуты в судебном заседании и нашли свое подтверждение.
При этом, требования истца о признании незаконным бездействие, выражающегося в не вынесении постановления об отмене постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в установленные законом сроки удовлетворению не подлежат, так как судом установлено, что в материалах исполнительного производства отсутствует постановление об окончании исполнительного производства. Также не подлежат удовлетворению требования истца о не рассмотрении ее заявлений, направленных в адрес Ленинского РОСП г.Воронежа, поскольку в материалах отсутствуют доказательства направления (получения) Ленинским РОСП г.Воронежа каких-либо заявлений от административного истца.
В связи с вышеизложенным, при установленных в данном деле неблагоприятных последствиях для административного истца, связанных с длительным неисполнением исполнительного производства по взысканию алиментов на несовершеннолетних детей, не выполнением обязанности по ежеквартальному расчету задолженности по алиментам, заявленные административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению, поскольку доказательств законности и обоснованности действий (бездействий) со стороны судебного пристава – исполнителя и старшего судебного пристава Ленинского РОСП г.Воронежа, суду не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие судебного пристава – исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа Корнилова А.С., выразившееся не вынесении постановления о возбуждении исполнительного производства после возвращения исполнительного документа – судебного приказа №2-1136/17 от 24.04.2017 года с места работы должника после его увольнения в установленные законом сроки и не направлении копии постановления о возбуждении исполнительного производства №-ИП и копии постановления о расчете задолженности по алиментам от 07.02.2019 года в адрес административного истца.
Признать незаконным бездействие судебного пристава – исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа Корнилова А.С., выразившееся в невыполнении обязанности по ежеквартальному расчету задолженности по алиментам по исполнительному производству №-ИП.
Признать незаконным бездействие судебного пристава – исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа Корнилова А.С., выразившееся в не выполнении обязанности по осуществлению действий по установлению доходов должника, имущества ему принадлежащего и адреса его постоянного проживания по исполнительному производству №-ИП.
В удовлетворении остальных исковых требований – отказать.
Обязать судебного пристава – исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа Корнилова А.С. устранить нарушение прав и законных интересов Екимовой Ярославы Евгеньевны, направив ей в течение десяти дней с даты вступления в законную силу решения суда копию постановления о возбуждении исполнительного производства №-ИП и копию постановления о расчете задолженности по алиментам от 07.02.2019 года.
Обязать судебного пристава – исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа Корнилова А.С. устранить нарушение прав и законных интересов Екимовой Ярославы Евгеньевны, в течение десяти дней с даты вступления в законную силу решения суда, выполнить обязанность по осуществлению действий по установлению доходов должника, имущества ему принадлежащего и адреса его постоянного проживания по исполнительному производству №-ИП.
О результатах исполнения решения суда административным ответчикам сообщить административному истцу и в суд не позднее двух недель с даты вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья К.А. Галкин
Решение суда в окончательной форме изготовлено 16.04.2019 года