Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 5-708/2015 от 14.10.2015

Дело № 5-708/15

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск 23 ноября 2015 года

Судья Ленинского районного суда г. Томска Панфилова А.Ю., с участием должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – начальника отдела кадров Общества с ограниченно ответственностью «Оптовый центр «АТМ» (ООО «Оптовый центр «АТМ») Батуры С.К., ее представителя Токарева П.И., представителя УФМС России по Томской области в Ленинском районе г. Томска – инспектора отдела Семидотченко А.А., рассмотрев в г. Томске по адресу: пл. Батенькова, 6, материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – начальника отдела кадров Общества с ограниченно ответственностью «Оптовый центр «АТМ» (ООО «Оптовый центр «АТМ») Батуры С.К., <дата обезличена> года рождения, уроженки <данные изъяты>, зарегистрированной и проживающей по <адрес обезличен>,

УСТАНОВИЛ:

<дата обезличена> инспектором отдела УФМС России по Томской области в Ленинском районе г. Томска Семидотченко А.А. в отношении должностного лица – начальника отдела кадров ООО «Оптовый центр «АТМ» Батуры С.К. был составлен протокол <номер обезличен> об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Указанный протокол <номер обезличен> вместе с приложенными материалами УФМС России по Томской области в Ленинском районе г. Томска был направлен в Ленинский районный суд г.Томска.

Из протокола <номер обезличен> об административном правонарушении от <дата обезличена> следует, что <дата обезличена> в ходе проведения УФМС России по Томской области мониторинга уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров, поступивших от работодателей, по <адрес обезличен>, в 10 часов 10 минут, установлено, что гражданка Российской Федерации Батура С.К., <дата обезличена> года рождения, являясь должностным лицом (на основании приказа №б/н от <дата обезличена> о назначении на должность начальника отдела кадров) ООО «Оптовый центр «АТМ» ИНН/ОГРН <номер обезличен>, выступающего работодателем (заказчиком работ, услуг) заключившего трудовой договор <номер обезличен> от <дата обезличена> с гражданином <данные изъяты> ФИО3, <дата обезличена> года рождения, нарушила порядок представления уведомления о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином, предусмотренный Приказом ФМС России от 28.06.2010 № 147, а именно, не уведомила в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении трудового договора с иностранным работником (в трехдневный срок с даты заключения договора), то есть с <дата обезличена>, чем нарушила требования п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», тем самым должностное лицо ООО «Оптовый центр «АТМ» ИНН/ОГРН <номер обезличен>, гражданка Российской Федерации Батура С.К., <дата обезличена> года рождения, совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.

<дата обезличена> с должностного лица ООО «Оптовый Центр «АТМ» - начальника отдела кадров Батуры С.К. инспектором ФМС России по Томской области в Ленинском районе г.Томска Семидотченко А.А. были взяты объяснения, в которых Батаура С.К. указала круг своих должностных обязанностей, а также пояснила, что <дата обезличена> ООО «Оптовый Центр АТМ» заключило трудовой договор с гражданином <данные изъяты> ФИО3 Уведомление в отдел трудовой миграции УФМС России по Томской области о заключении трудового договора с ФИО3 ею предоставлено не было по причине того, что трудовой договор с ним аннулирован в соответствии с п.4 ст.61 ТК РФ, так как работник фактически не приступил к исполнению своих должностных обязанностей в день начала работы. В табеле учета рабочего времени за сентябрь текущего года работник ФИО3 не числится.

В судебном заседании должностное лицо – начальник отдела кадров ООО «Оптовый центр «АТМ» Батура С.К. и ее представитель Токарев П.И. вину в совершении административного правонарушения не признали.

Должностное лицо Батура С.К. пояснила суду, что <дата обезличена>в информационно-технический отдел ООО ОЦ «ATM» был повторно принят (ранее принят и уволен в <дата обезличена>) гражданин <данные изъяты> ФИО3 В соответствии с п. 8 ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», Приказом ФМС России от <дата обезличена> <номер обезличен> работодателю предоставлено 3 рабочих дня со дня приема для уведомления в утвержденной форме УФМС о приеме иностранного гражданина, таким образом, крайняя дата подачи вышеуказанного уведомления была <дата обезличена>. <дата обезличена> ФИО3 написал заявление на имя непосредственного руководителя информационно-технического отдела ФИО2 о предоставлении ему выходных дней <дата обезличена> и <дата обезличена>. Заявление было согласовано ФИО2, но в отдел кадров ООО ОЦ «ATM» не передано, приказа по личному составу о предоставлении ФИО3 выходных дней, включая день начала работы - <дата обезличена> - издано не было. <дата обезличена> ФИО3 была выдана справка по месту требования о том, что он прошел испытательный срок в связи с повторным приемом. <дата обезличена> ФИО3 не вышел на работу без уважительных причин, на связь не выходил, о чем комиссией в составе: руководителя информационно-технического отдела ФИО2, помощника руководителя - ФИО4, специалиста по кадрам - ФИО5, был составлен акт о невыходе работника на работу в день начала работы. <дата обезличена> в отдел кадров ООО ОЦ «ATM» от руководителя информационно-технического отдела ФИО2 поступила «Заявка на подбор персонала», в которой была указана вакансия – монтажник; причина возникновения вакансии - невыход вновь принятого работника - ФИО3 на работу. Также <дата обезличена> в отдел кадров поступила докладная записка ФИО2 с просьбой принять меры по сложившейся ситуации. В связи с тем, что до <дата обезличена> включительно ФИО3 фактически не приступил к исполнению своих должностных обязанностей, в том числе, в день начала работы - <дата обезличена>, указанный в п.п. 1.4.2 трудового договора от <дата обезличена> <номер обезличен>, был издан приказ от <дата обезличена> <номер обезличен> «об аннулировании трудового договора и отмене приказа о приеме на работу». Таким образом, ФИО3 в штате и табелях учета рабочего времени ООО ОЦ «ATM» не значится. Поскольку в соответствии с ч. 4 ст. 61 Трудового кодекса Российской Федерации аннулированный трудовой договор не считается заключенным (лишается юридической силы и обязательности для сторон трудовых правоотношений со всеми вытекающими последствиями), а формы уведомления УФМС об аннулировании трудового договора, заключенного с иностранным гражданином не существует, уведомление о заключении трудового договора с гражданином <данные изъяты> ФИО3 в УФМС по Томской области направлено не было. В соответствии с Приказом ФМС России от 28.06.2010 № 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации» предусмотрена обязанность работодателя уведомить ФМС на бланках установленного образца о заключении и расторжении трудового договора с иностранным гражданином в течение 3-х рабочих дней со дня приема и увольнения соответственно. В связи с тем, что трудовой договор с ФИО3 был аннулирован, а в соответствии с ч. 4 ст. 61 Трудового кодекса Российской Федерации аннулированный трудовой договор не считается заключенным, уведомление ФМС направлено не было. В случае уведомления ФМС о заключении трудового договора с ФИО3 возникла бы необходимость в уведомлении ФМС о его расторжении, поскольку срок пребывания ФИО3 на территории Российской Федерации ограничен, однако, расторгнуть можно только заключенный договор (аннулированный не считается заключенным), во-вторых, ни одно из оснований статей 77, 81, 83 ТК РФ не подходит для расторжения трудового договора с ФИО3, так, трудовой договор не был срочным - исключено увольнение в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ; нет заявления ФИО3 об увольнении по собственному желанию - исключено увольнение в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ; в случае увольнения за прогулы днем увольнения считается последний рабочий день, а у ФИО3 такого дня фактически не было - исключено увольнение в соответствии с п.п. «а» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Таким образом, уведомление ФМС о заключении уже аннулированного трудового договора нецелесообразно. В свою очередь, обязанность, сроки, форма уведомления ФМС об аннулировании трудового договора, заключенного с иностранным гражданином, равно как и ответственность работодателя за неуведомление об аннулировании трудового договора, законодательством, нормативными актами ФМС не предусмотрены.

В судебном заседании представитель УФМС России по Томской области в Ленинском районе г. Томска – инспектор отдел Семидотченко А.А. пояснил, что правонарушение было выявлено в ходе проведения УФМС России по Томской области мониторинга уведомлений о заключении и прекращении трудовых договоров. Не отрицал того, что при даче объяснений должностное лицо ООО «Оптовый Центр «АТМ»- начальник отдела кадров Батура С.К. поясняла об аннулировании трудового договора с ФИО3, однако что представляет собой аннулирование трудового договора и какие это влечет последствия, это неизвестно. Предоставить должностному лицу ООО «Оптовый Центр «АТМ» - начальнику отдела кадров Батуре С.К. возможность подтвердить сведения, указанные в ее объяснениях, либо самостоятельно запросить какие-либо материалы, относительно трудовой деятельности ФИО3 в ООО «Оптовый Центр «АТМ», он нужным не посчитал, высказав мнение о том, что закон к этому его не обязывает.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав мнения участников процесса, суд приходит к следующему выводу.

Согласно копии приказа (распоряжения) руководителя организации ООО «Оптовый центр «АТМ» - директора ФИО6 <номер обезличен> от <дата обезличена>, Батура С.К. со <дата обезличена> принята на работу в должности начальника отдела кадров.

В соответствии с п. 2.10 копии должностной инструкцией начальника отдела кадров ООО «Оптовый центр «АТМ» от <дата обезличена>, начальник отдела кадров организует оформление приема, перевода, увольнения иностранных граждан, несет ответственность за своевременное уведомление соответствующих органов о приеме, увольнении иностранных граждан.

Из рапорта заместителя начальника ОИК и ВТМ УФМС России по Томской области ФИО1 следует, что по результату мониторинга соблюдения работодателями требований п.8 ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» установлено, что ООО «Оптовый центр «АТМ» <дата обезличена> заключило трудовой договор с гражданином <данные изъяты> ФИО3

Согласно копии трудового договора <номер обезличен> от <дата обезличена> между ООО «Оптовый центр «АТМ» и гражданином <данные изъяты> ФИО3 заключен трудовой договор.

Из копии паспорта гражданина <данные изъяты>, копии миграционной карты гражданина <данные изъяты>, копии отрывной части к бланку уведомления о прибытии гражданина <данные изъяты>, следует, что ФИО3, действительно, является гражданином <данные изъяты>.

Из копии справки ООО «Оптовый центр «АТМ» <номер обезличен> от <дата обезличена>, выданной начальником отдела кадров ООО «Оптовый центр «АТМ» Батурой С.К. следует, что с <дата обезличена> ФИО3 работает в должности монтажника ООО «Оптовый центр «АТМ».

Согласно ответу ООО «Оптовый центр «АТМ» на запрос УФМС России по Томской области <номер обезличен> от <дата обезличена> о предоставлении копии уведомления с отметкой ФМС о приеме иностранного гражданина – ФИО3, должностное лицо Батура С.К. указывает на то, что трудовой договор от <дата обезличена> <номер обезличен>, заключенный между ООО «Оптовый центр «АТМ» и гражданином <данные изъяты> ФИО3, аннулирован в соответствии с п. 4 ст.61 ТК РФ, в связи с чем считается не заключенным, а потому трудовых отношений у ФИО3 с ООО «Оптовый центр «АТМ» не имеется.

В соответствии с объяснением от <дата обезличена> должностное лицо – начальник отдела кадров ООО «Оптовый центр «АТМ» Батура С.К. не признала факт совершения ею административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, указав на то, что уведомление в отдел трудовой миграции УФМС России по Томской области о заключении трудового договора с гражданином <данные изъяты> ФИО3 ею не представлен по причине того, что трудовой договор был аннулирован в соответствии с п. 4 ст. 61 ТК РФ (работник фактически не приступил к исполнению своих должностных обязанностей в день начала работы).

Согласно ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

В силу п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу ч. 1 ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Статьей 2.4 КоАП РФ установлено, что должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из исследованных в судебном заседании доказательств следует, что <дата обезличена> ООО «Оптовый центр «АТМ», действительно, заключило трудовой договор <номер обезличен> от <дата обезличена> с гражданином <данные изъяты> ФИО3 на выполнение работ (оказание услуг) и, в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» у должностного лица – начальника отдела кадров Общества с ограниченно ответственностью «Оптовый центр «АТМ» Батуры С.К. появилась обязанность уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Однако, в судебном заседании должностным лицом – начальником отдела кадров Общества с ограниченно ответственностью «Оптовый центр «АТМ» Батурой С.К. были представлены следующие документы: копия приказа (распоряжения) ООО «Оптовый центр «АТМ» <номер обезличен> от <дата обезличена>, из которой следует что ФИО3 с <дата обезличена> принят на работу в должности монтажника в отдел технической поддержки; копия заявления от <дата обезличена>, согласно которому ФИО3 просит предоставить ему выходные дни <дата обезличена> и <дата обезличена>, при этом указанное заявление подписано и согласовано с руководителем информационно-технического отдела ФИО2; копия акта от <дата обезличена>, согласно которой <дата обезличена> ФИО3 не вышел на работу без уважительных причин, на связь не выходил, о чем комиссией в составе: руководителя информационно-технического отдела ФИО2, помощника руководителя - ФИО4, специалиста по кадрам - ФИО5 был составлен акт о невыходе работника на работу в день начала работы; копия докладной записки от <дата обезличена>, согласно которой вновь принятый <дата обезличена> монтажник ФИО3, отпросившийся по письменному заявлению на <дата обезличена> и <дата обезличена> по личным обстоятельствам, с <дата обезличена> по <дата обезличена> отсутствовал на работе без уважительных причин, на звонки не отвечал. Согласно копии заявки на подбор персонала от <дата обезличена>, в отдел кадров ООО «Оптовый центр «АТМ» от руководителя информационно-технического отдела ФИО2 поступила «Заявка на подбор персонала», в которой была указана вакансия – монтажник, при этом указана причина возникновения вакансии - невыход на работу монтажника ФИО3 без уважительных причин и просьба об аннулировании трудового договора с ФИО3 В соответствии с приказом <номер обезличен> от <дата обезличена> «Оптовый центр «АТМ», на основании ч. 4 ст. 61 ТК РФ в связи с тем, что ФИО3, с которым <дата обезличена> был заключен трудовой договор, <дата обезличена> (день установленный трудовым договором началом работы) к работе не приступил, трудовой договор <номер обезличен> от <дата обезличена> был аннулирован и приказ о приеме на работу <номер обезличен> от <дата обезличена> отменен.

В соответствии с с ч. 4 ст. 61 Трудового кодекса Российской Федерации, если работник не приступил к работе в день начала работы, установленный в соответствии с частью второй или третьей настоящей статьи, то работодатель имеет право аннулировать трудовой договор. Аннулированный трудовой договор считается незаключенным.

Таким образом, поскольку в соответствии с ч. 4 ст. 61 Трудового кодекса Российской Федерации аннулированный трудовой договор не считается заключенным, а формы уведомления УФМС об аннулировании трудового договора, заключенного с иностранным гражданином не существует, уведомление в УФМС по Томской области о заключении трудового договора с гражданином <данные изъяты> ФИО3 должностным лицо – начальником отдела кадров Общества с ограниченно ответственностью «Оптовый центр «АТМ» Батурой С.К. направлено не было.

В суде первой инстанции каких-либо доказательств того, что УФМС России по Томской области были запрошены у должностного лица – начальника отдела кадров Общества с ограниченной ответственностью «Оптовый центр «АТМ» Батуры С.К. вышеуказанные документы об аннулировании трудового договора с гражданином <данные изъяты> ФИО3, и она их не предоставила, УФМС России по Томской области представлено не было, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что Батура С.К. не могла совершить административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, вследствие чего в действиях Батуры С.К. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии с п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

На основании изложенного суд считает необходимым производство по делу прекратить по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях – в связи с отсутствием в действиях должностного лица – начальника отдела кадров Общества с ограниченной ответственностью «Оптовый центр «АТМ» Батуры С.К. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10, 30.1.-30.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л :

Производство по делу прекратить по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях – в связи с отсутствием в действиях должностного лица – начальника отдела кадров Общества с ограниченной ответственностью «Оптовый центр «АТМ» Батуры С.К., <дата обезличена> года рождения, уроженки <данные изъяты>, зарегистрированной и проживающей по <адрес обезличен>, состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Постановление может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья А.Ю. Панфилова

5-708/2015

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о прекращении производства по делу об адм. правонарушении
Ответчики
Батура Светлана Константиновна
Другие
Токарев Петр Иванович
Суд
Ленинский районный суд г. Томска
Судья
Резаева А. Ю.
Статьи

ст.18.15 ч.3 КоАП РФ

Дело на странице суда
leninsky--tms.sudrf.ru
14.10.2015Передача дела судье
14.10.2015Подготовка дела к рассмотрению
30.10.2015Рассмотрение дела по существу
16.11.2015Рассмотрение дела по существу
23.11.2015Рассмотрение дела по существу
25.11.2015Вручение копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
30.11.2015Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
04.12.2015Вступление постановления (определения) в законную силу
30.12.2015Сдача материалов дела в архив
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее