Дело № 12-72/2020
Р Е Ш Е Н И Е
26 августа 2020 года г. Боготол
Судья Боготольского районного суда Гусева Ирина Викторовна, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя МУП «РТЭК» на постановление мирового судьи судебного участка № 11 в г. Боготоле и Боготольском районе Красноярского края от 03.06.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 11 в г. Боготоле и Боготольском районе Красноярского края от 03 июня 2020 года МУП «РТЭК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ – невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Как следует из постановления, в соответствии с приказом руководителя агентства по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края от 21.01.2020 года № 10п в период времени с 26 февраля по 13 марта 2020 года проводилась плановая выездная проверка с целью надзора за соблюдением обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Муниципальным унитарным предприятием Боготольского района Красноярского края «Районный теплоэнергетический комплекс» (далее МУП «РТЭК»). При проведении проверки в 14 часов 00 минут 13 марта 2020 года установлено невыполнение МУП «РТЭК» юридический адрес: Россия, 662066, <адрес>, предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера а именно:
- отсутствует утвержденный план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организации, создающей силы и средства, входящие в территориальную систему звена единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее РСЧС), а также в организации, в состав которой входят объекты, обеспечивающие жизнедеятельность населения;
- отсутствует утвержденное положение (решение) об образовании координационного органа РСЧС-КЧС организации, определяющее ее компетенцию, а также порядок принятия решений КЧС организации определяющее ее компетенцию, а также порядок принятия решений КЧС организации;
- не создан организацией постоянно действующий орган управления РСЧС - структурное подразделение, специально уполномоченное на решение задач в области защиты населения территорий от чрезвычайных ситуаций;
- отсутствует в организации утвержденное положение о постоянно действующем органе управления РСЧС – структурном подразделении специально уполномоченное на решение задач в области защиты населения территорий от чрезвычайных ситуаций;
- не создан в организации орган повседневного управления РСЧС (дежурно-диспетчерская служба организации);
-отсутствует у организации положение об органе повседневного управления РСЧС (дежурно-диспетчерской службе), определяющее компетенцию и полномочия дежурно-диспетчерской службе в организации);
- в организационно распорядительном документе (приказ МУП «РТЭК» № от02.03.2010 «О создании материальных ресурсов. Предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций») не определены номенклатура, объем материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и контроль за созданием, хранением использованием и восполнением материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- председатель КЧС (Николаев С.К.) и члены КЧС (гл. инженер Г.А.А., инженер ПТО М.Т.Ю,) не прошли подготовку в области защиты населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- не проводятся в организации с работниками занятия по изучению порядка действий в чрезвычайных ситуациях, с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках;
- не проводятся в организации командно-штабные учения и штабные тренировки периодичностью 1 раз в год и продолжительностью до 1 суток;
- не проводятся в организации тактико-специальные учения;
- не проводятся в организации комплексные учения;
- не утвержден организацией комплекс мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации и обеспечению жизнедеятельности работников организации в чрезвычайных ситуациях.
В жалобе, поданной в Боготольский районный суд Красноярского края представитель МУП «РТЭК», действующий на основании доверенности просит постановление мирового судьи, вынесенное в отношении МУП «РТЭК» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить, считая его необоснованным, ссылаясь на то, что при вынесении постановления мировым судьей не приняты во внимания представленные возражения на протокол № от 13.03.2020 агентства по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края, со ссылками на номы материального права действующего законодательства и подзаконных нормативных актов, что повлияло на вынесенное решение.. Исходя из п. 1 постановления Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация на любой из котельных (в случае возникновения) не может считаться чрезвычайной ситуацией локального характера, так как выходит за пределы объекта (котельной) и будет являться чрезвычайной ситуацией муниципального характера. Ликвидация чрезвычайной ситуации на котельной не относится к полномочиям МУП «РТЭК», и в случае возникновения ЧС, ее ликвидация будет осуществляться в соответствие с Планом по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Боготольского района, или планом по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Красноярского края. Федеральное законодательство не содержит императивного требования создания звена РСЧС во всех организациях без исключения, а указывает при создании на два обязательных условия, исходя из которых МУП «РТЭК» должно осуществлять свою деятельность в сферах, определенных ст. 3 Закона № 68-ФЗ, данная деятельность должна быть отражена в учредительных документах (Уставе), а также деятельность должна быть вменена нормативным правовым актом (Приказ МЧС России от 28.02.2003 № «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения», зарегистрирован в Минюсте РФ 20.03.2003 №. Согласно уставной деятельности, МУП «РТЭК» создано для других целей. Объекты МУП «РТЭК» (котельные) не относятся к потенциально-опасным объектам, следовательно, требования Приказа № о создании органов управления РСЧС на нее не распространяются. Директор МУП «РТЭК» Николаев С.К. включен в состав КЧСиПБ Боготольского района и прошел обучение на выездных курсах КГКОУ ДПО «Учебно-методический центр по ГО, ЧС и ПБ Красноярского края» в 2017 году по специальности «Члены КЧСиПБ МО». В МУП «РТЭК» проводятся противоаварийные тренировки на котельных, что подтверждается Графиком проведения противоаварийных и противопожарных тренировок МУП «РТЭК» на 2020 год, руководящий состав предприятия ежегодно участвует в штабных, командно-штабных учениях и тренировках, организуемых администрацией Боготольского района и ежегодных общероссийских тренировках по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям. В целях организации планирования и контроля выполнения мероприятий по повышению устойчивости функционирования организаций МО Боготольский район, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, администрацией Боготольского района принято постановление от 05.09.2019 №-п «О создании комиссии по повышению устойчивости функционирования организаций муниципального образования Боготольский район в мирное и военное время», в состав которой включен директор МУП «РТЭК», данный факт так же не был учтен при составлении Протокола № от 13.03.2020 и его рассмотрении в суде.
Представитель юридического лица, в отношении которого рассматривается дело об административном правонарушении, Николаев С.К., защитники Отставнов С.В., Безрядин А.В. в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, поддержали в полном объеме.
Представитель Агентства по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, выслушав участников производства по делу об административном правонарушении, суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно частям 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при рассмотрении дел об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом руководителя агентства по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края от 21.01.2020 года №п в период времени с 26 февраля по 13 марта 2020 года при проведении плановой выездной проверки с целью надзора за соблюдением обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций установлено невыполнение Муниципальным унитарным предприятием Боготольского района Красноярского края «Районный теплоэнергетический комплекс» (далее МУП «РТЭК») юридический адрес: Россия, 662066, <адрес>, предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера а именно:
- отсутствует утвержденный план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организации, создающей силы и средства, входящие в территориальную систему звена единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее РСЧС), а также в организации, в состав которой входят объекты, обеспечивающие жизнедеятельность населения;
- отсутствует утвержденное положение (решение) об образовании координационного органа РСЧС-КЧС организации, определяющее ее компетенцию, а также порядок принятия решений КЧС организации определяющее ее компетенцию, а также порядок принятия решений КЧС организации;
- не создан организацией постоянно действующий орган управления РСЧС - структурное подразделение, специально уполномоченное на решение задач в области защиты населения территорий от чрезвычайных ситуаций;
- отсутствует в организации утвержденное положение о постоянно действующем органе управления РСЧС – структурном подразделении специально уполномоченное на решение задач в области защиты населения территорий от чрезвычайных ситуаций;
- не создан в организации орган повседневного управления РСЧС (дежурно-диспетчерская служба организации);
-отсутствует у организации положение об органе повседневного управления РСЧС (дежурно-диспетчерской службе), определяющее компетенцию и полномочия дежурно-диспетчерской службе в организации);
- в организационно распорядительном документе (приказ МУП «РТЭК» № от02.03.2010 «О создании материальных ресурсов. Предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций») не определены номенклатура, объем материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и контроль за созданием, хранением использованием и восполнением материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- председатель КЧС (Николаев С.К.) и члены КЧС (гл.инженер Г.А.А., инженер ПТО М.Т.Ю,) не прошли подготовку в области защиты населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- не проводятся в организации с работниками занятия по изучению порядка действий в чрезвычайных ситуациях, с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках;
- не проводятся в организации командно-штабные учения и штабные тренировки периодичностью 1 раз в год и продолжительностью до 1 суток;
- не проводятся в организации тактико-специальные учения;
- не проводятся в организации комплексные учения;
- не утвержден организацией комплекс мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации и обеспечению жизнедеятельности работников организации в чрезвычайных ситуациях.
В связи с данными фактами 13 марта 2020 года в отношении МУП «РТЭК» вынесено предписание №, составлен протокол об административном правонарушении №, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.
Указанные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства подтверждаются актом проверки № от 13 марта 2020 года (л.д. 11-14), протоколом об административном правонарушении № от 13 марта 2020 года (л.д. 2-5), предписанием № от 13.03.2020 со сроком его исполнения до 01.03.2021 (л.д. 20-23), приказом о проведении плановой проверки № от 21.01.2020 (л.д. 7-10) выпиской из ЕГРЮЛ на МУП «РТЭК» по состоянию на 10.03.2020 года (л.д. 24-26), свидетельством о государственной регистрации юридического лица МУП «РТЭК» (л.д. 32); уставом МУП «РТЭК» (л.д. 27-31), распоряжением Администрации Боготольского района Красноярского края № от 26.08.2014 года о назначении Николаева С.К. на должность <данные изъяты> МУП «РТЭК» (л.д. 33), оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Установив вышеуказанные обстоятельства, достоверно подтверждающиеся представленными доказательствами, получившими в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ в своей совокупности надлежащую оценку в постановлении, мировой судья пришел к правильному выводу, не вызывающему сомнений в своей обоснованности о наличии события правонарушения и виновности МУП «РТЭК» в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.
Доводы, изложенные в жалобе, повторяют позицию представителя МУП «РТЭК» изложенную при рассмотрении дела в мировом суде, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены ранее при вынесении постановления, влияли на обоснованность и законность судебного решения.
Довод в жалобе об отсутствии в действиях МУП «РТЭК» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, по мотиву того, что действие Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ не распространяется на МУП «РТЭК», является несостоятельным, поскольку основан на неправильном толковании норм данного нормативно-правового акта.
Согласно преамбуле Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" действие этого Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Постановление вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности правонарушителя, отсутствия смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств.
Административное наказание, будучи установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения, применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ).
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Частью 2 статьи 2.1 этого же Кодекса установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Предприятие, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 ст. 20.6 КоАП РФ.
Действия предприятия квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и КоАП РФ.
Каких-либо нарушений или неправильного применения норм административного законодательства, которые привели или могли привести к неверному разрешению дела, в том числе и тех, на которые ссылается заявитель в своей жалобе, не допущено, в связи с чем основания для отмены или изменения состоявшегося судебного постановления, по доводам, изложенным в жалобе, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 11 в г. Боготоле и Боготольском районе Красноярского края от 03.06.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении юридического лица – муниципального унитарного предприятия Боготольского района «Районный теплоэнергетический комплекс» оставить без изменения, жалобу защитника МУП «РТЭК» Оставнова С.В. - без удовлетворения.
Решение суда вступает в законную силу со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано (опротестовано) в восьмой кассационный суд в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 КоАП РФ.
Судья И.В. Гусева