Р Е Ш Е Н И Е №
Именем Российской Федерации
17 апреля 2017 года Ирбейский районный суд Красноярского края в с. Ирбейском в составе:
председательствующего судьи – Петровой С.Д.,
с участием помощника прокурора Ирбейского района Красноярского края – Казанцева ФИО8,
представителя истца – администрации Ирбейского района Красноярского края – Штельма ФИО9, по доверенности, № от ДД.ММ.ГГГГ,
ответчика – Мочкаевой ФИО10,
представителя соответчика - администрации Благовещенского сельсовета Ирбейского района Красноярского края – главы - Чумаковой ФИО11,
при секретаре – Чуриновой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Ирбейского района Красноярского края к Мочкаевой ФИО12
- о признании недействительным договора аренды земельного участка от 29.07.2015 года №,
- применении последствий признания сделки недействительной: аннулировании записи в Едином государственном реестре недвижимости о праве аренды Мочкаевой ФИО13 в отношении земельного участка с кадастровым номером №, снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №, обязании Мочкаевой ФИО15 возвратить земельный участок с кадастровым номером № в администрацию <адрес>,
У С Т А Н О В И Л :
Администрация Ирбейского района Красноярского края обратилась в Ирбейский районный суд с обозначенным исковым заявлением к Мочкаевой ФИО16, требования свои мотивируя тем, что 29.07.2015 года между Мочкаевой А.А. и администрацией Благовещенского сельсовета <адрес> был заключен договор аренды земельного участка №. Согласно п. 1.1 договора аренды земельного участка арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок из категории «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «приусадебный участок личного подсобного хозяйства», с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>, <адрес>, <адрес> <адрес> в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, общей площадью <данные изъяты> кв.м. для размещения жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры, производства сельскохозяйственной продукции, размещения гаража и иных вспомогательных сооружений. В силу п. 3.2 обозначенного договора, договор имеет силу передаточного акта, а потому 29.07.2015 года земельный участок передан Мочкаевой А.А.. Право аренды ответчика зарегистрировано в установленном законом порядке 18.11.2015 года. Администрация Благовещенского сельсовета выступала в качестве арендодателя земельного участка на основании п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ. В силу Федерального закона № 334-ФЗ от 03.07.2016 года, считая себя с 01.01.2017 года стороной по обозначенной сделке, администрация Ирбейского района Красноярского края просит признать недействительным указанный договор аренды и применить последствия недействительности сделки, указывая на то, что порядок предоставления земельного участка ответчику Мочкаевой грубо нарушен. Не выполнены в полном объеме требования ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, а именно не опубликовано извещение о предоставлении земельного участка на официальном сайте – <данные изъяты>, а извещение, опубликованное в приложении к газете «Ирбейская правда» от 26.06.2015 года № и на официальном сайте Благовещенского сельсовета: <данные изъяты> не содержит информацию, предусмотренную пп.2, 3, 4, 6, 7, 9 п. 2 ст. 39.18 ЗК РФ. Кроме того Правилами землепользования и застройки Благовещенского сельсовета такой вид разрешенного использования, как «ведение личного подсобного хозяйства» не предусмотрен, а потому спорный договор аренды с видом разрешенного использования «приусадебный участок личного подсобного хозяйства» является незаконным. При этом земельный участок, предоставленный по указанному договору аренды, незаконно отнесен к категории «земель населенного пункта», поскольку образованный земельный участок, предоставленный ответчику Мочкаевой А.А., пересекает границу населенного пункта <адрес>. <адрес>.
В судебном заседании представитель истца администрации Ирбейского района Красноярского края Штельма Д.В. исковые требования поддержал.
Ответчик Мочкаева А.А. исковые требования не признала, суду показала, что 22.05.2015 года она обратилась с заявлением в Благовещенский сельсовет о предоставлении ей в аренду земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., сроком на 20 лет для
ведения личного подсобного хозяйства в <адрес> <адрес> г.. 29.07.2015 года между ею и администрацией Благовещенского сельсовета был заключен оспариваемый договор аренды обозначенного земельного участка, который зарегистрирован в установленном законом порядке. После чего она обратилась в администрацию Ирбейского района с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома на предоставленном в аренду земельном участке. Однако, в выдаче такого разрешения ей отказали. Она обратилась в службу по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края, откуда поступил ответ о незаконности действий администрации Ирбейского района по отказу в выдаче разрешения на строительство жилого дома. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель соответчика администрации Благовещенского сельсовета Чумакова В.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, суду показала, что в 2013 году Благовещенским сельсоветом приняты и утверждены правила землепользования и застройки муниципального образования Благовещенский сельсовет Ирбейского района Красноярского края, которыми установлены жилые зоны усадебной застройки, где разрешенного использования земельного участка для «ведения личного подсобного хозяйства» не предусмотрено. 22.05.2015 года Мочкаева А.А. действительно обратилась в Благовещенский сельсовет с заявлением о предоставлении ей земельного участка под строительство жилого дома в <адрес> <адрес> <адрес>.. Были проведены все мероприятия по выделению земельного участка Мочкаевой А.А., в том числе размещено извещение в газете «Ирбейская правда» № от 26.06.2015 года, а так же на официальном сайте Благовещенского сельсовета <данные изъяты> На сайте в сети «Интернет» <данные изъяты> извещения о предоставлении Мочкаевой А.А. испрашиваемого земельного участка не опубликовывалось. Содержание размещенного извещения действительно не в полной мере соответствовало требованиям ст. 39.18 ЗК РФ. Кадастровые работы по установлению границ поселения, в том числе <адрес>. <адрес>, сельсоветом не проводились, такие границы в установленном законом порядке не установлены. В связи с этим не может быть никаких наложений земельных участков сформированного – выделенного Мочкаевой А.А. и поселения – <адрес> <адрес>.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о судебном заседании уведомлен надлежащим образом. В представленных пояснениях на исковое заявление указывает на то, что сделка по предоставлению Мочкаевой А.А. в аренду земельного участка была заключена законно с соблюдением норм ГК РФ. Просит суд дело рассмотреть в его отсутствие.
Суд, с учетом мнения явившихся участников процесса, а так же обстоятельств дела, уважительности причин неявки третьего лица, полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.
Исследовав все представленные и дополнительно истребованные материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту <данные изъяты> ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (п. 1 ст. 167 ГК РФ).
Процессуальным законом в качестве общего правила закреплена процессуальная обязанность каждой из сторон доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом (п. 1 ст. 56 ГПК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в ред. От 08.06.2015 г) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Статьей 2 Федерального закона РФ от 03.07.2016 года № 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены в статью 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" изменения, согласно которым с 01.01.2017 года
осуществляется не распоряжение земельными участками, а предоставление земельных участков, при этом предоставление земельных участков, государственная собственности на которые не разграничена осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации".
Принимая во внимание, что земельный участок, предоставленный по оспариваемому договору, относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, право собственности на указанный земельный участок, принадлежит государству, а потому суд приходит к выводу, что администрация Ирбейского района, как орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, вправе обратиться в суд с настоящим иском о защите права государственной собственности на земельные участки.
Спорные правоотношения возникли в июле 2015 года, то есть в период действия земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 года № 136–ФЗ в редакции от 13.07.2015 года, а потому к данным правоотношениям должны применяться нормы указанной редакции ЗК РФ (далее указывается ЗК РФ в обозначенной редакции).
Статьей 28 ЗК РФ от 25.10.2001 года № 136-ФЗ, регламентировано приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
В силу ч. 1 ст. 28 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
На основании ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Статьей 30 ЗК РФ предусмотрен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу ч. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Часть 2 ст. 30 ЗК РФ устанавливает, что предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов, в силу ч. 3 ст. 30 ЗК РФ, осуществляется в аренду.
На основании ч.5 ст. 30 ЗК РФ, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
На основании ч.6 ст. 30 ЗК РФ, в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи.
Согласно ч. 7 ст. 30 ЗК РФ решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием:
1) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
2) заключения договора купли - продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность;
3) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
В силу ч.11 ст. 30 ЗК РФ, установлено, что предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или лесного хозяйства либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно ст. 31 ЗК РФ:
- части 1 данной статьи - гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты,
- части 2 данной статьи - орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
- части 5 данной статьи - результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора,
- части 6 данной статьи - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта,
- части 8 данной статьи - решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса (в редакции № 80-ФЗ от 13.07.2015 года) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В силу ч. 2 ст. 39.1 ЗКРФ (в редакции № 80-ФЗ от 13.07.2015 года) продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 39.3 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, в силу ст. 39.2 ЗК РФ (в редакции № 80-ФЗ от 13.07.2015 года) в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Статьей 39.6 ЗК РФ (в редакции № 80-ФЗ от 13.07.2015 года) предусмотрены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
Так в силу п. 1 названной статьи договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В силу подпункта 15 пункта 2 обозначенной статьи, без проведения торгов договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства.
На основании пп. 3 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ (в редакции № 80-ФЗ от 13.07.2015 года) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок двадцать лет в случае предоставления гражданину земельного участка для индивидуального жилищного строительства или земельного участка в границах населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства.
Статьей 39.18 ЗК РФ предусмотрены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Так, в силу п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 39.18 ЗК РФ, в извещении указываются:
1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;
2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о
намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;
3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;
4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;
5) адрес или иное описание местоположения земельного участка;
6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;
7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;
8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещен утвержденный проект;
9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.
В соответствии с п. 3 ст. 39.18 ЗК РФ в случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На основании п.4 ст. 39.18 ЗК РФ граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Согласно п. 5 ст. 39.18 ЗК РФ если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.
В силу п.6 ст. 39.18 ЗК РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 7 ст. 39.18 ЗК РФ В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 года № 909 определен официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации. Таковым определен адрес: www.torgi.gov.ru для размещения информации о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах
населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В судебном заседании установлено следующее.
Решением Совета депутатов муниципального образования Благовещенский сельсовет от 28.02.2013 года № утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования Благовещенский сельсовет Ирбейского района Красноярского края.
Учитывая наличие утвержденных Правил землепользования и застройки муниципального образования, Благовещенский сельсовет имел право на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
22.05.2015 года Мочкаева А.А. обратилась с заявлением в Благовещенский сельсовет Ирбейского района Красноярского края о предоставлении ей в аренду земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., сроком на 20 лет для ведения личного подсобного хозяйства в д. <адрес> <адрес>
29.07.2015 года администрацией Благовещенского сельсовета вынесено постановление № о предоставлении в аренду земельного участка Мочкаевой А.А. и в этот же день между Мочкаевой А.А. и администрацией Благовещенского сельсовета Ирбейского района Красноярского края был заключен договор аренды земельного участка №. Согласно п. 1.1 договора аренды земельного участка арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок из категории «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «приусадебный участок личного подсобного хозяйства», с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>, <адрес> границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, общей площадью <данные изъяты> кв.м. для размещения жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры, производства сельскохозяйственной продукции, размещения гаража и иных вспомогательных сооружений. В силу п. 3.2 обозначенного договора, договор имеет силу передаточного акта, а потому 29.07.2015 года земельный участок передан Мочкаевой А.А.. Право аренды ответчика зарегистрировано 18.11.2015 года.
До заключения договора аренды Благовещенским сельсоветом было размещено извещение в газете «Ирбейская правда» № от 26.06.2015 года, что подтверждено ксерокопией данной газеты, а так же на официальном сайте Благовещенского сельсовета <данные изъяты>, что не оспаривали в судебном заседании стороны.
Доказательств размещения аналогичного извещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», суду не представлено. Стороной соответчика не оспаривалось отсутствие такого размещения извещения о предоставлении земельного участка Мочкаевой А.А. на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Из содержания опубликованного в газете и на сайте Благовещенского сельсовета извещения следует, что администрация Благовещенского сельсовета извещает о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.
Таким образом, суд находит подтвержденными доводы представителя истца о том, что извещение о предоставлении Мочкаевой А.А. земельного участка не содержит обязательных сведений, установленных п. 2, 3, 4, 6, а именно:
- о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка (п.2),
- адреса и способа подачи заявления, указанных в подпункте 2 настоящего пункта (п. 3),
- даты окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии подпунктом 2 настоящего пункта (п. 4),
- кадастрового номера и площади земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать (п. 6).
Учитывая, что на дату обращения в Благовещенский сельсовет на 22 мая 2015 года ответчик Мочкаева А.А. указала в своем заявлении кадастровый номер испрашиваемого земельного участка, суд приходит к выводу, что данный земельный участок уже был сформирован, а потому ссылка представителя истца на нарушение пп. 7 и пп. 9 п. 2 ст. 39.18 ЗК РФ при опубликовании и размещении извещения о предоставлении Мочкаевой А.А. земельного участка, является не состоятельной.
Доводы представителя истца о том, что сформированный земельный участок, предоставленный Благовещенским сельсоветом Мочкаевой А.А., пересекает границы муниципального поселения <адрес>
<адрес> находящейся в составе Благовещенского сельсовета, а потому не мог быть предоставлен в аренду, суд не принимает, так как согласно сведениям федеральной кадастровой палаты федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю на 14.03.2017 года границы населенного пункта <адрес> Благовещенского сельсовета <адрес> не установлены.
Вместе с тем статьей 27 Правил землепользования и застройки муниципального образования Благовещенский сельсовет, утвержденными Решением Совета депутатов муниципального образования Благовещенский сельсовет от 28.02.2013 года №, установлены виды территориальных зон: жилые, общественно-деловые, производственные, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационные, сельскохозяйственного использования, специального назначения.
Согласно ст. 28 указанных Правил землепользования и застройки, жилые зоны делятся на два вида: - зону перспективной застройки, которая определена в западной части д. Минушка, и – зону жилой усадебной застройки. При этом зона жилой усадебной застройки не содержит такого разрешенного использования земельного участка как «приусадебный участок личного подсобного хозяйства», в связи с чем, вид разрешенного использования земельного участка, указанный в оспариваемом договоре не соответствует Правилам землепользования и застройки муниципального образования Благовещенский сельсовет.
На основании изложенного судом установлено, что соответчиком Благовещенским сельсоветом не выполнено обязательных требований, установленных законом по информированию граждан Российской Федерации о предоставлении земельного участка, обозначенного в оспариваемом договоре аренды, что привело к нарушению прав неопределенного круга лиц, проживающих на территории Российской Федерации, на получение информации о предоставляемом земельном участке, на участие в аукционе по предоставлению данного земельного участка в аренду. Данные нарушения суд признает существенными, а потому оспариваемый договор аренды земельного участка суд признает недействительным и находит необходимым применить последствия недействительности сделки путем аннулирования в ЕГРН записи о праве аренды Мочкаевой А.А. в отношении земельного участка с кадастровым номером №, местоположением <адрес>, <адрес>, <адрес> г, снятия с государственного кадастрового учета указанного земельного участка, возложении обязанности на Мочкаеву А.А. возвратить истцу обозначенный земельный участок.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Признать недействительным договор аренды земельного участка с кадастровым номером № от 29.07.2015 года №, заключенный между администрацией Благовещенского сельсовета Ирбейского района Красноярского края и Мочкаевой ФИО17.
Применить последствия признания сделки недействительной путем аннулирования записи в Едином государственном реестре недвижимости о праве аренды Мочкаевой ФИО18 в отношении земельного участка с кадастровым номером №, снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №, возложении обязанности на Мочкаеву ФИО19 возвратить земельный участок с кадастровым номером № в администрацию Ирбейского района Красноярского края.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ирбейский районный суд в месячный срок со дня составления решения суда в окончательной форме 24 апреля 2017 года.
Председательствующий: С.Д. Петрова