Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-7915/2012 от 31.10.2012

№2-7915/17-2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 ноября 2012 г. г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Коваленко В.В., при секретаре Хуттунен О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гречкина А.П., Касперовича Р.В., Колчина К.В. о признании незаконными решений Администрации Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия,

у с т а н о в и л:

Гречкин А.П., Касперович Р.В., Колчин К.В. обратились в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконными решений Администрации Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия. Заявление мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ заявители в соответствии со ст.ст. 29, 30, 31 Земельного кодекса РФ обратились в адрес Администрации Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия с заявлениями об обеспечении выбора и предварительном согласовании места размещения земельных участков в <адрес> для дачного строительства, при этом в заявлениях указали о назначении объекта, предполагаемом месте размещения, ориентировочной площади земельных участков и испрашиваемом праве на землю. Однако, решениями Администрации Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ , , обратившимся лицам со ссылкой на положения ст. 13 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях» было отказано в выборе земельных участков и предварительном согласовании места их размещения. Мотивом принятия решения явилось то обстоятельство, что Гречкин А.П., Касперович Р.В., Колчин К.В. проживают на территории Петрозаводского городского округа, а по смыслу ст. 13 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Не соглашаясь с такими доводами Администрации Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия, указывая на право претендовать на предоставление земельных участков под дачное строительство в <адрес>, несмотря на проживание на территории Петрозаводского городского округа, заявители просят признать незаконными решения Администрации Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия , от ДД.ММ.ГГГГ.; обязать Администрацию Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия обеспечить выбор земельных участков в <адрес> для дачного строительства в соответствии с заявлениями Гречкина А.П., Колчина К.В., Касперович Р.В. от ДД.ММ.ГГГГ и принять решение в соответствии с ч. 6 ст. 31 Земельного Кодекса РФ.

Заявители в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Представитель заявителей Филатов К.С., действующий по доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица Администрации Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия Гришкина А.В., действующая по доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Заинтересованное лицо ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РК, привлеченное к участию в деле определением суда, в судебное заседание своего представителя не направило, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Суд, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, полагает заявление подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Гречкин А.П., Касперович Р.В., Колчин К.В. обратились в адрес Администрации Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия с заявлениями, содержащими просьбы об обеспечении выбора и предварительном согласовании места размещения земельных участков в <адрес> для дачного строительства. В заявлениях в соответствии с ч.1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации содержалось указание на назначение объекта – для дачного строительства, на предполагаемое место размещения – в <адрес>, на ориентировочную площадь – <данные изъяты> кв.м., на испрашиваемое право на земельный участок- его аренду.

Рассмотрев указанные заявления, Администрация Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия приняла решения об отказе обратившимся гражданам в выборе земельных участков, предварительном согласовании места их размещения и предоставлении земельного участка для дачного строительства. Письмами в адрес заявителей от ДД.ММ.ГГГГ Главой Администрацией Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия со ссылками на положения ст. 13 ФЗ «О садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединениях граждан» были разъяснены мотивы принятого решения, сводящиеся к тому, что обратившиеся граждане не являются жителями Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия, в связи с чем не имеют прав на предоставление земельных участков для дачного строительства в указанном районе, при этом не лишены возможности обращения по данному вопросу в Администрацию Петрозаводского городского округа.

Однако, с таким решением Администрации Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия согласиться нельзя.

Так, порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом РФ, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (ч. 2 ст. 81 Земельного кодекса РФ).

В соответствии со ст. 3 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» правовое регулирование ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, гражданским, земельным, градостроительным, административным, уголовным и иным законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу ч. 1 ст. 2 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» указанный закон использует нормы других отраслей права, комплексно регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.

При этом, земельные отношения, возникающие в связи с созданием садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а также в связи с деятельностью таких объединений, настоящий Федеральный закон регулирует в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации.

Таким образом, ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» имеет ограниченную сферу применения, поскольку регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации. Следовательно, положения ст. 13 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» надлежит применять во взаимосвязи с положениями Земельного кодекса РФ, которые не содержат каких-либо ограничений для органа местного самоуправления в обеспечении дачными участками граждан, не проживающих на территории данного района.

По смыслу ст. 8 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке. Часть 2 ст. 81 Земельного кодекса РФ регламентирует порядок предоставления земельных участков как объединениям граждан, так и индивидуально обратившимся гражданам. Следовательно, граждане вправе подавать заявления о предоставлении земельного участка для указанных целей в общем порядке, установленном Земельным кодексом РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Следовательно, принимая решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка, Администрация Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия должна была руководствоваться в том числе Земельным кодексом РФ, не ограничивающим право гражданина на предоставление ему земельного участка в пользование под условием места проживания.

При таких обстоятельствах решения Администрации Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ , , следует признать незаконными.

Согласно ч. 1 ст. 28 и ч. 1 ст. 29 ЗК РФ земельные участки предоставляются гражданам в аренду на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 31 Земельного кодекса РФ по обращении гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства, в орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предполагаемом согласовании места размещения объекта, орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

В силу ч. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Таким образом, по результатам оформления акта о выборе земельного участка может быть принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта либо об отказе в размещении объекта.

Действительно, оспариваемыми решениями Администрация Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия отказала гражданам Гречкину А.П., Касперовичу Р.В., Колчину К.В. как в выборе земельных участков, так и в предварительном согласовании места их размещения, в связи с чем заявители, указывая на несогласие с указанными решениями, просят обязать заинтересованное лицо обеспечить выбор земельных участков в <адрес> для дачного строительства и принять решение в соответствии с ч.6 ст. 31 Земельного кодекса РФ.

При этом, принимая во внимание отсутствие на сегодняшний день актов выбора земельных участков, и то, что решение о предварительном согласовании места размещения объектов фактически утверждает акты о выборе, в то время как Администрация Пряжинского национального района Республики Карелия в установленных законом случаях вправе принять решение и об отказе в размещении объектов, надлежит обязать Администрацию Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия обеспечить выбор земельных участков в д<адрес> для дачного строительства в соответствии с заявлениями Гречкина А.П., Касперовича Р.В., Колчина К.В. от ДД.ММ.ГГГГ и принять решение в соответствии с ч.6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

Доводы заинтересованного лица суд полагает ошибочными и не основанными на законе.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Гречкина А.П., Касперовича Р.В., Колчина К.В. удовлетворить.

Признать незаконными решения Администрации Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ , ,

Обязать Администрацию Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия обеспечить выбор земельных участков в <адрес> для дачного строительства в соответствии с заявлениями Гречкина А.П., Колчина К.В., Касперовича Р.В. от ДД.ММ.ГГГГ и принять решение в соответствии с ч.6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья В.В. Коваленко

2-7915/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Касперович Роман Викторович
Гречкин Андрей Павлович
Колчин Константин Владимирович
Другие
Филатов Константин Сергеевич
Администрация Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия
Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Карелия
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Коваленко В.В.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
31.10.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
31.10.2012Передача материалов судье
02.11.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.11.2012Предварительное судебное заседание
21.11.2012Судебное заседание
30.11.2012Судебное заседание
10.12.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.01.2013Дело оформлено
18.01.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее