56RS0009-01-2020-003380-77, дело № 2-2735/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 августа 2020 г. г. Оренбург
Дзержинский районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего судьи Ботвиновской Е.А.,
при секретаре Джанаевой Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Жиганова А.Н. к Турчиной Н.Н., Кузнецовой В.Н. о восстановлении срока для принятия наследства,
УСТАНОВИЛ:
Жиганов А.Н. обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просил восстановить срок для принятия наследства, открывшегося после смерти Ж.М.В., умершей <Дата обезличена> В обоснование иска указал, что <Дата обезличена> умерла его мать Ж.М.В. После ее смерти открылось наследство в виде доли квартиры по <...>. После смерти матери к нотариусу не обращался, поскольку проходил лечение в больнице, а после выписки возникла угроза заражения коронавирусом, и он находился на самоизоляции.
В судебном заседании истец не явился, извещен надлежащим образом, его представитель Бесаева К.В. по доверенности, поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить.
Ответчики Турчина Н.Н., Кузнецова В.Н. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований.
Третье лицо нотариус Тимофеева Т.И. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Выслушав представителя истца, ответчиков, исследовав материалы дела, оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ч. 1 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
Согласно ст. 1154 ГК РФ, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Пунктом 1 статьи 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства, суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце втором пункта 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств:
а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.;
б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
Таким образом, из смысла указанных выше норм права и разъяснений по их применению, основаниями для восстановления срока принятия наследства являются исключительные обстоятельства, лишившие наследника возможности принять наследственное имущество в установленный законом срок.
Судом установлено, что <Дата обезличена> умерла Ж.М.В., что подтверждается свидетельством от <Дата обезличена>.
Наследниками умершей являлись ее дети – Жиганов М.В., Турчина Н.Н., Кузнецова В.Н.
После смерти Ж.М.В. открылось наследство в виде квартиры по адресу <...>.
В обоснование требований о восстановлении срока принятия наследства истец ссылается на то, что он был лишен вступить в наследство в установленный законом срок, поскольку находился на лечении, а после выписки находился на самоизоляции, поскольку была объявлена угроза распространения коронавирусной инфекции.
Как следует из выписки из амбулаторной карты <Номер обезличен> Жиганов А.Н. находился на лечении <данные изъяты>
Также суд принимает во внимание, что срок был пропущен истцом в связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также в целях обеспечения соблюдения положений Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 января 2020 года № «О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой короновирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV», от 02 марта 2020 года № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой короновирусной инфекции (2019-nCoV)».
В связи с изложенным, суд приходит к выводу об уважительности причин пропуска Жигановым А.Н. срока, установленного ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации для принятия наследства после смерти матери Ж.М.В., умершей <Дата обезличена> и восстановлении истцу указанного срока.
В силу пункта 1 статьи 1155 ГК РФ при вынесении решения о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство суд обязан определить доли всех наследников в наследственном имуществе и принять меры по защите прав нового наследника на получение причитающейся ему доли наследства (при необходимости), а также признать недействительными ранее выданные свидетельства о праве на наследство (в соответствующих случаях - лишь в части). Восстановление пропущенного срока принятия наследства и признание наследника принявшим наследство исключает для наследника необходимость совершения каких-либо других дополнительных действий по принятию наследства.
Учитывая, что нотариус приостановил выдачу свидетельств о праве на наследство в связи с подачей настоящего иска, суд полагает в данном случае необходимым восстановить Жиганову А.Н. срок, установленный ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации для принятия наследства после смерти матери Ж.М.В., умершей <Дата обезличена> и признать его принявшим наследство по закону после смерти Ж.М.В., умершей <Дата обезличена>
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Жиганова А.Н. к Турчиной Н.Н., Кузнецовой В.Н. о восстановлении срока для принятия наследства – удовлетворить.
Восстановить Жиганову А.Н. срок для принятия наследства, открывшегося после смерти Ж.М.В., умершей <Дата обезличена>
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Дзержинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца с даты изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Ботвиновская Е.А.
Мотивированное решение составлено 18.08.2020 г.