Дело № 2-421/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Шуйское 06 ноября 2018 года
Междуреченский районный суд Вологодской области в составе:
судьи Решетова В.Н.,
при секретаре Пуравец К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного государственного санитарного врача по Вологодской области в порядке ст. 46 ГПК РФ к администрации поселения Туровецкое Междуреченского муниципального района Вологодской области о возложении обязанности исполнить законные требования по выполнению санитарного законодательства,
установил:
Главный государственный санитарный врач по Вологодской области Кузнецова И.А. обратилась в суд с указанным иском к ответчику, мотивируя требование тем, что в адрес администрации поселения Туровецкое Междуреченского муниципального района 03.07.2017 вынесено предписание №235/357-04-04 об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, а именно, в срок до 01.07.2018:
- организовать производственный контроль на рабочих местах посредством инструментально-лабораторных исследований вредных производственных факторов с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье с соблюдением объемов и кратности измерений в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами;
- разработать санитарно-гигиенические паспорта с общей и количественной характеристиками факторов производственной среды и трудового процесса на постоянные рабочие места женщин;
-провести оценку тяжести и напряженности трудового процесса на рабочих местах, в том числе на рабочих местах женщин, в соответствии Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса;
-организовать мероприятия по профилактике клещевого вирусного энцефалита (провести противоклещевую аккарицидную обработку на территории кладбищ вблизи д.Кожухово, д.Ихалица, д.Слободка и прилегающей к ним территории на расстоянии не менее 50 метров);
-оборудовать на указанных кладбищах площадки для мусоросборников, колодцы для полива, а также установить емкости для сбора мусора и общественные туалеты выгребного типа.
Контролируя выполнение предписания, в адрес администрации поселения был 25.06.2018 направлен запрос о представлении информации.
В связи с тем, что информации о выполнении указанного предписания в течение 10 рабочих дней в адрес Управления не поступило, истец просит суд возложить на ответчика обязанность в срок до 01.09.2019 исполнить законные требования по выполнению санитарного законодательства, перечисленные в предписании №235/357-04-04.
Истец ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, исковые требования поддерживает, просит удовлетворить.
Представитель ответчика от администрации поселения Туровецкое, Глава поселения К.А.В. ходатайствует о рассмотрении дела в ее отсутствие, иск признала, в направленном в суд отзыве указала, что сроки исполнения предписания №235/357-04-04 от 03.07.2017 об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований были пропущены в связи с перевыборами Главы поселения.
Из отзыва также следует, что производственный контроль на рабочих местах посредством инструментально-лабораторных исследований вредных производственных факторов с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровья с соблюдением объемов и кратности измерений в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами проведен и выдан договор №, произведена оплата за проделанную работу.
Санитарно-гигиенические паспорта с общей и количественной характеристиками факторов производственной среды и трудового процесса на постоянные рабочие места женщин находятся в разработке.
Оценка тяжести и напряженности трудового процесса на рабочих местах, в том числе на рабочих местах женщин, будет разработана и произведена.
Мероприятия по профилактике клещевого вирусного энцефалита будут организованы и поведены на территории кладбищ вблизи д.Кожухово, д.Ихалица, д.Слободка и прилегающих к ним территорий весной 2019 года, после паводковых вод из-за плохих подъездных путей. Также будут завезены бетонные плиты, ограждение к ним, установлено по одному контейнеру для сбора мусора, установлены общественные туалеты выгребного типа. Оборудовать на указанных кладбищах колодцы для полива нецелесообразно, так как они расположены на малых ручьях и воды для полива достаточно.
Суд, выяснив позицию сторон, исследовав материалы гражданского дела, считает исковые требования, подлежащими удовлетворению.
Установлено, что на основании распоряжения № 332-04Р от 30.05.2017 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области проведена плановая выездная проверка в отношении администрации поселения Туровецкое Междуреченского муниципального района, по итогам которой в адрес указанной администрации 03.07.2017 вынесено предписание № 235/357-04-04 об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований.
Администрации поселения Туровецкое предписано в срок до 01.07.2018:
- организовать производственный контроль на рабочих местах посредством инструментально-лабораторных исследований вредных производственных факторов с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье с соблюдением объемов и кратности измерений в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами;
- разработать санитарно-гигиенические паспорта с общей и количественной характеристиками факторов производственной среды и трудового процесса на постоянные рабочие места женщин;
-провести оценку тяжести и напряженности трудового процесса на рабочих местах, в том числе на рабочих местах женщин, в соответствии Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса;
-организовать мероприятия по профилактике клещевого вирусного энцефалита (провести противоклещевую аккарицидную обработку на территории кладбищ вблизи д.Кожухово, д.Ихалица, д.Слободка и прилегающей к ним территории на расстоянии не менее 50 метров);
-оборудовать на кладбищах вблизи д.Кожухово, д.Ихалица, д.Слободка площадки для мусоросборников, которые должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (бетонирование, асфальтирование);
-установить емкости для сбора мусора на указанных кладбищах;
-оборудовать на указанных кладбищах колодцы для полива;
-установить на указанных кладбищах общественные туалеты выгребного типа.
В виду того, что на запрос Управления о результатах выполнения администрацией поседения Туровецкое предписания не был своевременно получен ответ, истец был вынужден обратиться в суд.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения сельского поселения.
На основании ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон №52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии со ст.21 Федерального закона № 52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
На основании ст.22 Федерального закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона № 52-ФЗ условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.
Согласно ст. 29 Федерального закона № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В силу ст. 32 Федерального закона № 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
На основании п. 1.5 СанПиН 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СП 1.1.1058-01) юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе:
-разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
-обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению;
-осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно п. 2.1, 2.4 СанПиН 1.1.1058-01 производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - производственный контроль) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением.
Производственный контроль включает:
а) наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью;
б) осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами:
-на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье;
-сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации;
в) организацию медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения;
г) контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек, санитарных паспортов на транспорт, иных документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
д) обоснование безопасности для человека и окружающей среды новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг;
е) ведение учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля;
ж) своевременное информирование населения, органов местного самоуправления, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
з) визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений.
В соответствии с п. 2.7 СанПиН 1.1.1058-01 мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица, индивидуальные предприниматели.
В соответствии с п.п.1.12, 2.1.1, 2.1.2 СанПиН 2.2.0.555-96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин» постоянные рабочие места на производственных объектах должны иметь санитарно-гигиенические паспорта с общей и количественной характеристиками факторов производственной среды и трудового процесса. Оценка условий производственной среды на рабочем месте конкретной профессии производится на соответствие допустимым уровням (табл. 1). Оценка трудовой деятельности по каждой профессии (виды работ) проводится в соответствии с показателями допустимой трудовой нагрузки (табл. 4).
Согласно п.п. 6.4, 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» при отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации допускается устройство шахтных колодцев для полива и строительство общественных туалетов выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил. На участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним. Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
Пунктом 10.23 СанПиН 2.2.2.1327-03.2.2.2 «Гигиена труда. Технологические процессы, материалы и оборудование, рабочий инструмент. Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту» предусмотрено, что технологические процессы не должны вызывать утомление и перенапряжение физиологических функций организма работающих. Показатели тяжести и напряженности трудового процесса при выполнении производственных операций должны находиться в пределах оптимальных и допустимых величин (приложение 3) и соответствовать требованиям действующих нормативов по оценке и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса.
Согласно п.п.10.1,10.4.2 СанПиН 3.1.3.2352-08 «Профилактика клещевого вирусного энцефалита» мероприятия по профилактике КВЭ осуществляют: органы государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Противоклещевые акарицидные обработки территорий парков, скверов, кладбищ, оздоровительных организаций (в т.ч. баз отдыха) как самой территории, так и прилегающей к ней на расстоянии не менее 50 метров, мест массового отдыха и пребывания населения и лиц, относящихся к профессиональным группам риска.
При таких установленных обстоятельствах, в нарушение вышеуказанных требований администрация поселения Туровецкое не выполнила требования предписания об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических нарушений.
В связи с установленным, учитывая сравнительно продолжительный период, в течение которого юридическим лицом не устраняются нарушения санитарно-эпидемиологических требований, суд считает, что имеются основания для удовлетворения иска в полном объеме.
Определяя срок для исполнения ответчиком обязанности по устранению допущенных нарушений, суд соглашается со сроком, указанным истцом, и полагает его разумным и достаточным для исполнения решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от ее уплаты, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 209 ГПК РФ, суд
решил:
Иск главного государственного санитарного врача по Вологодской области Кузнецовой Ирины Анатольевны удовлетворить.
Обязать администрацию поселения Туровецкое Междуреченского муниципального района в срок до 01 сентября 2019 года исполнить законные требования по выполнению санитарного законодательства, а именно:
- организовать производственный контроль на рабочих местах посредством инструментально-лабораторных исследований вредных производственных факторов с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье с соблюдением объемов и кратности измерений в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами;
- разработать санитарно-гигиенические паспорта с общей и количественной характеристиками факторов производственной среды и трудового процесса на постоянные рабочие места женщин;
-провести оценку тяжести и напряженности трудового процесса на рабочих местах, в том числе на рабочих местах женщин, в соответствии Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса;
-организовать мероприятия по профилактике клещевого вирусного энцефалита - провести противоклещевую аккарицидную обработку на территории кладбищ вблизи д. Кожухово, д. Ихалица, д. Слободка Междуреченского района Вологодской области и прилегающей к ним территории на расстоянии не менее 50 метров;
-оборудовать на кладбищах вблизи д. Кожухово, д. Ихалица, д. Слободка Междуреченского района Вологодской области площадки для мусоросборников, которые должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (бетонирование, асфальтирование);
-установить емкости для сбора мусора на кладбищах вблизи в д. Кожухово, д. Ихалица, д. Слободка Междуреченского района Вологодской области;
-оборудовать на кладбищах вблизи д. Кожухово, д. Ихалица, д. Слободка Междуреченского района Вологодской области колодцы для полива;
-установить на кладбищах вблизи д. Кожухово, д. Ихалица, д. Слободка Междуреченского района Вологодской области общественные туалеты выгребного типа.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Междуреченский районный суд в течение месяца.
Судья В.Н. Решетов