Дело №2-829-2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Губаха 21.08.2018 года
Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи А.Н.Мельникова,
при секретаре О.В.Лештаевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г.Губаха в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Ваш Дом», обществу с ограниченной ответственностью «Партнер», открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала», обществу с ограниченной ответственностью «Сервисный центр «Контакт» об обязании организовать проведение обследование многоквартирных домов и установить общедомовые приборы учета электрической энергии,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора г.Губаха в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском (с последующими уточнениями) к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Ваш Дом» (далее - ООО УК «Ваш Дом»), обществу с ограниченной ответственностью «Партнер» (далее - ООО «Партнер»), публичному акционерному обществу «Пермская энергосбытовая компания» (далее - ПАО «Пермэнергосбыт»), открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» (далее – ОАО «МРСК Урала», обществу с ограниченной ответственностью «Сервисный центр «Контакт» (далее ООО «Сервисный центр «Контакт»), заявив требования об обязании всех ответчиков в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение обследования на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомовых приборов учета (ПУ) электрической энергии в многоквартирных домах (МКД), находящихся в управлении ООО УК «Ваш Дом» и ООО «Партнер», а также об обязании ПАО «Пермэнергосбыт», ОАО «МРСК Урала» и ООО «Сервисный центр «Контакт» в течение 6 месяцев со дня проведения указанного обследования установить общедомовые приборы учета электрической энергии в многоквартирных домах, в которых имеется такая техническая возможность, ввести указанные приборы учета в эксплуатацию и принять их на коммерческий учет.
В обоснование заявленных требований указал, что ходе проведенной прокуратурой г.Губаха проверки установлено, что многоквартирные дома № по <адрес>, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, № и № по <адрес>, №, №, №, № и № по <адрес>, №, №, №, № по <адрес>, № по <адрес>, <адрес> и № по <адрес>, находящиеся в управлении ООО УК «Ваш дом», а также многоквартирные дома № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, №, № и № по <адрес>, № по <адрес>, №, №, №, № и № по <адрес>, № по <адрес>, находящиеся в управлении ООО «Партнер», не оборудованы общедомовыми приборами учета электрической энергии, так как собственники объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства ПАО «Пермэнергосбыт», ОАО «МРСК Урала» и ООО «Сервисный центр «Контакт» установку таких приборов не произвели. Отсутствие приборов учета электроэнергии в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО УК «Ваш дом» и ООО «Партнер», противоречит требованиям Федерального закона №261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», препятствует эффективному и рациональному использованию энергетических ресурсов, поддержке и стимулированию энергосбережения и повышению энергетической эффективности, кроме того влечет нарушение жилищных прав граждан, проживающих в указанных многоквартирных домах, поскольку расчет платы на ОДН по электроэнергии производится на основании нормативов.
В судебном заседании прокурор Москаленко Е.В. отказалась полностью от исковых требований к ПАО «Пермэнергосбыт» и от требований к другим ответчикам в части проведения обследования и установки коллективных приборов учета в многоквартирных домах №, № и № по <адрес>, в остальной части иск поддержала, уточнив, что дом № по <адрес> находится в управлении ООО УК «Ваш дом», а не ООО «Партнер».
Представитель ПАО «Пермэнергосбыт» Иванова К.Р. пояснила, что требования к ПАО «Пермэнергосбыт» не основаны на законе и не возражала против отказа прокурора от иска к ПАО «Пермэнергосбыт».
Представитель ООО «Сервисный центр «Контакт» Родина И.М. иск не признала, мотивируя тем, что в отсутствие установленных тарифов ООО «Сервисный центр «Контакт» не является ресурсоснабжающей организацией и не несет обязанности по проведению обследования и установке коллективных приборов учета в многоквартирных домах, поскольку это является обязанностью управляющих компаний.
Представитель ООО УК «Ваш Дом» Кузовлев К.А. иск не признал, мотивируя тем, что проведение обследования и установка коллективных приборов учета (ПУ) в многоквартирных домах является обязанностью сетевых и ресурсоснабжающих организаций, при этом ООО УК «Ваш Дом» не вправе выполнять эти работы в отсутствие соответствующих решений общих собраний собственников помещений МКД, а в большинстве МКД приняты решения о несогласии собственников на установку за их счет коллективных ПУ.
Представитель ОАО «МРСК Урала» Тарасов О.В. в судебном заседании не участвовал, в направленных суду письменных возражениях указал, что у ОАО «МРСК Урала» нет инженерно-технических (электрических) сетей, которые имеют непосредственное присоединение к электрическим сетям многоквартирных домов, подлежащих оснащению общедомовыми приборами учета электрической энергии. На территории Губахинского городского округа функции электросетевой организации осуществляют АО «ОРЭС-Прикамье» и ООО «Сервисный центр «Контакт», в связи с чем, ОАО «МРСК Урала» является ненадлежащим ответчиком.
Представитель ООО «Партнер» в рассмотрении дела не участвовал, возражений и ходатайств не заявил.
В ходе судебного разбирательства установлено, что многоквартирные дома № по <адрес>, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, № и № по <адрес>, №, №, №, № и № по <адрес>, №, №, № и № по <адрес>, № по <адрес>, № и № по <адрес>, находящиеся в управлении ООО УК «Ваш дом», а также многоквартирные дома № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, №, № и № по <адрес>, №, №, №, № и № по <адрес>, № по <адрес>, находящиеся в управлении ООО «Партнер», не оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии.
Это подтверждается письменными доказательствами.
Из выписки из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ и лицензии от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ООО УК «Ваш Дом» является юридическим лицом, осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами и оказанию жилищно-коммунальных услуг.
Из списка МКД и сведений государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства следует, что многоквартирные дома № по <адрес>, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, № и № по <адрес>, №, №, №, № и № по <адрес>, №, №, № и № по <адрес>, № по <адрес>, № и № по <адрес> находятся в управлении ООО УК «Ваш Дом».
Из выписки из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе серии № от ДД.ММ.ГГГГ и лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ООО «Партнер» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами и оказанию жилищно-коммунальных услуг.
В сведениях о МКД указано, что многоквартирные дома № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, №, № и № по <адрес>, №, №, №, № и № по <адрес>, № по <адрес> находятся в управлении ООО «Партнер».
Из информации ПАО «Пермэнергосбыт» от ДД.ММ.ГГГГ № и сведений ООО УК «Ваш Дом» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в многоквартирных домах № по ДД.ММ.ГГГГ, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, № и № по <адрес>, №, №, №, №, №, №, № и № по <адрес>, №, №, №, №, №, №, №, № и № по <адрес>, № и № по <адрес>, №, № и № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес> отсутствуют общедомовые приборы учета электрической энергии.
Из выписки из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ОАО «МРСК Урала» является юридическим лицом, основной вид деятельности - передача электрической энергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям.
Из выписки из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ПАО «Пермэнергосбыт» является юридическим лицом, основной вид деятельности - передача электрической энергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям.
В договоре аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ № и акте-передачи указано, что Комитет по управлению имуществом администрации городского округа «Город Губаха» предоставил ООО «Сервисный центр «Контакт» в аренду на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воздушные линии наружного освещения, кабельные сети и трансформаторные подстанции, расположенные в п.Углеуральский г.Губаха, для организации выполнения работ по предоставлению услуг по поставке электрической энергии потребителям городского округа «Город Губаха».
При разрешении спора суд руководствуется следующими правовыми нормами.
В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.2). В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются перечни мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно (ч.4).
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьями 161 и 162 Жилищного кодекса РФ для решения вопросов по пользованию и надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставлению коммунальных услуг, собственники помещений в этом доме могут выбрать управляющую организацию, которая отвечает перед ними за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Услуги управляющей организации должны соответствовать требованиям правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 7, подпункту «ж» пункта 10, подпунктам «и», «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года №491 (далее – Правила №491) общее имущество в многоквартирном доме (к которому относятся и общедомовые приборы учета электрической энергии) должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя помимо прочего обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета, а также их надлежащее содержание.
В статье 13 Федерального закона от 23.11.2009 года №261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон №261-ФЗ) указано, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (ч.1). Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (ч.2). До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (ч.5). С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон (ч.9).
В силу части 4 статьи 12 Федерального закона №261-ФЗ лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона №261-ФЗ установление перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на территории Пермского края утвержден Постановлением Правительства Пермского края от 15.04.2011 года №195-п. В пункте 9 этого Перечня указана установка коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии или установка многозонального коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии.
Из совокупности этих норм следует, что работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения решение общего собрания собственников помещений в доме. Обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребляемых ресурсов в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома. Следовательно, при наличии заключенного договора управления многоквартирным домом управляющая организация несет обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребляемых ресурсов, с отнесением расходов на проведение указанных мероприятий на собственников помещений в многоквартирном доме.
Действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов в соответствии с Федеральным законом №261-ФЗ вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий (пункт 8 статьи 13), то есть ресурсоснабжающие и сетевые организации, сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями данной статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов. Однако обязанность этих организаций по оснащению объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов возникает в случае обращения к ним заинтересованных лиц и заключения с ними договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (п.9 ст. 13 Федерального закона №261-Ф).
Следовательно, статья 13 Федерального закона №261-ФЗ, устанавливающая обязанность ресурсоснабжающих и сетевых организаций по оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета многоквартирных домов, которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок, не прекращает обязанность управляющих организаций принять меры по установке коллективных (общедомовых) приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В этой связи именно управляющая организация в силу прямых указаний закона и соответствующего договора управления многоквартирным домом обязана совершить действия по организации установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, в том числе путем обращения для заключения соответствующего договора в адрес ресурсоснабжающей организации.
Между тем, доказательств обращения управляющих компаний к ОАО «МРСК Урал» и ООО «Сервисный центр «Контакт» с предложениями заключить договор на установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии не представлено, как не представлено и доказательств того, что сети инженерно-технического обеспечения этих ответчиков имеют непосредственное присоединение к внутридомовым сетям МКД.
При таких обстоятельствах требования прокурора об обязании ОАО «МРСК Урал» и ООО «Сервисный центр «Контакт» установить общедомовые приборы учета электрической энергии в многоквартирных домах, в которых имеется такая техническая возможность, ввести указанные приборы учета в эксплуатацию и принять их на коммерческий учет, удовлетворению не подлежат.
Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) приборов учета утверждены Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 года №627.
В соответствии с подпунктом к(5) пункта 33 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354, потребитель имеет право требовать от исполнителя с привлечением ресурсоснабжающей организации и при необходимости иных лиц, включая председателя совета многоквартирного дома, составления акта об установлении наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета в соответствии с критериями и по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Из этих правовых норм следует, что составление акта об установлении наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета является обязанностью исполнителя, то есть в данном случае управляющей организации (ООО УК «Ваш Дом» и ООО «Партнер»), которая должна по своей инициативе привлекать к составлению такого акта ресурсоснабжающую организацию и при необходимости иных лиц.
При таких обстоятельствах требования прокурора об обязании ОАО «МРСК Урал» и ООО «Сервисный центр «Контакт», которые ресурсоснабжающими организациями не являются (доказательств обратного не представлено), провести обследование на наличие и (или) отсутствие технической возможности установки общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Ваш Дом» в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести обследование на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах № по <адрес>, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, № и № по <адрес>, №, №, №, № и № по <адрес>, №, №, №, № по <адрес>, № по <адрес>, № и № по <адрес>.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Партнер» в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести обследование на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах №» по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, №, № и № по <адрес>, №, №, №, № и № по <адрес>, № по <адрес>.
В удовлетворении остальной части заявленных требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: