Решение по делу № 2-4510/2015 ~ М-2388/2015 от 13.04.2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Севастополь                                                                Дело № 2-4510/2015

19 июня 2015 года Гагаринский районный суд г.Севастополя в составе: председательствующего судьи –    Гавуры О.В.,

при участии секретаря –     Плаксиной О.С.,

с участием:

прокурора –             ФИО4,

представителя ответчика Департамента образования

города Севастополя –         ФИО5,

представителя третьего лица Правительство Севастополя – ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Севастополе гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> города Севастополя в защиту неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному образовательному учреждению города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа », Департамент образования города Севастополя о понуждении к исполнению требований законодательства об антитеррористической защищенности,

у с т а н о в и л:

В апреле 2015 года прокурор <адрес> г.Севастополя в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Государственному бюджетному образовательному учреждению города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа », Департамент образования города Севастополя о понуждении к исполнению требований законодательства об антитеррористической защищенности.

Прокурор в судебном заседании заявление поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске. Пояснил, что по результатам прокурорской проверки школы на предмет антитеррористической защищенности, в том числе и соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения было установлено, что ограждение территории школы имеет повреждения, частично отсутствует, также отсутствуют система видео наблюдения и кнопка экстренного вызова сотрудников полиции. В силу законодательства образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников, в том числе соблюдать санитарно-гигиенические требования, а также на то, что полномочия по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений лежит на органах местного самоуправления, источником формирования финансовых ресурсов учреждения является бюджет.

Представители ответчика и третьего лица в судебном заседании просили разрешить данный спор на усмотрения суда.

Суд, выслушав сторон участвовавших в деле, изучив материалы дела, считает, исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно п. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в образовательных учреждениях.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ), противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования.

В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Органом исполнительной власти города федерального значения Севастополя, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере образования на территории города Севастополя, является Департамент образования города Севастополя (указом временно исполняющего обязанности Губернатора города Севастополя -УГ от ДД.ММ.ГГГГ Главное управление образования и науки города Севастополя переименовано в Департамент образования города Севастополя).

Согласно п. 3.12 Положения о Департаменте образования города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ПП, Департаменте образования города Севастополя осуществляет мероприятия по противодействию терроризму в установленной сфере деятельности. Контролирует состояние антитеррористической защищенности объектов (территорий), выделенных для размещения подведомственных организаций.

Судом установлено, что <адрес> города Севастополя в Государственном бюджетном образовательном учреждении города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа имени ФИО7» (далее – ГБОУ СОШ ) проведена проверка соблюдения требований антитеррористической защищенности и санитарно - эпидемиологического законодательства.

Так, проверкой установлено, что учредителем ГБОУ СОШ является город Севастополь, функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент образования города Севастополя (правопреемник Главного управления образования и науки города Севастополя). Собственником имущества ГБОУ СОШ является город Севастополь.

Указом Президента России от ДД.ММ.ГГГГ «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом» определена необходимость разработки комплекса мер по предупреждению и пресечению террористических проявлений.

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ , важнейшими составляющими национальных интересов России являются защита личности, общества и государства от терроризма.

В силу ч. 7 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Организация охраны здоровья обучающихся в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими учреждениями. Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ).

Согласно п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон № 384-ФЗ) для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В том числе, меры, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Пунктом 2 ч. 13 ст.30 Федерального закона № 384-ФЗ предусмотрено, что в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Пунктом 3.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , установлено, что территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена.

Согласно пункту 6.48 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения», утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112».

Подобные требования указаны и в Письмах Министерства образования и науки России «О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году» от ДД.ММ.ГГГГ № АФ-102/09, 43-828-19, 01/2050-8-23, от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ № ЮС-343/09.

В ходе проверки установлено нарушение целостности ограждения территории ГБОУ СОШ , отсутствие ворот (центральный вход-выход и въезд) и двух калиток, что способствует беспрепятственному доступу на территорию образовательного учреждения посторонних лиц.

Кроме того, проверкой установлено, что в ГБОУ СОШ отсутствует система видео наблюдения, а также кнопка экстренного вызова сотрудников полиции.

Выявленные нарушения – частичное отсутствие ограждения территории ГБОУ СОШ , кнопки тревожной сигнализации и системы видеонаблюдения, не позволяют обеспечить постоянный контроль и предупреждение террористических актов, чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения, что способствует возникновению негативных последствий, создает угрозу жизни и здоровью как воспитанников, работников, так и иных лиц, посещающих образовательное учрежденное.

Приоритет мер предупреждения терроризма выражается в заблаговременном принятии профилактических мер, направленных на предупреждение террористической деятельности в различных формах и проявлениях. В первую очередь речь идет о мерах, связанных с выявлением и последующим устранением причин и условий, способствующих терроризму.

Статья 12 ГПК РФ устанавливает, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В связи с чем, положения ст. ст. 56, 57 ГПК РФ возлагают на каждую сторону обязанность доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в ГБОУ СОШ имеет место нарушение требований федерального законодательства в части обеспечения безопасности учащихся и противодействия террористической угрозе, поскольку отсутствие системы видео наблюдения и кнопки экстренного вызова сотрудников полиции, а также ограждения позволяет учащимся беспрепятственно выбегать на проезжую часть, а также беспрепятственного доступа на территорию учебного заведения посторонних лиц, что может повлечь угрозу жизни и здоровью обучающихся, в связи с чем, исковые требования прокурора об обязании обеспечить финансирование и восстановления ограждения по периметру ГБОУ СОШ , установки системы видео наблюдения и кнопки экстренного вызова сотрудников полиции подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 89 ГПК РФ, п.9 ч.1 ст. 333-36 Налогового кодекса РФ прокурор по заявлениям в защиту интересов неопределенного круга лиц освобожден от уплаты государственной пошлины, потому расходы принимаются на счет бюджета города Севастополя.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Гагаринского района города Севастополя - удовлетворить.

Обязать Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа имени ФИО7» восстановить целостность ограждения территории Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа имени ФИО7», установить ворота и калитки.

Обязать Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа имени ФИО7» устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму путем установки в Государственном бюджетном образовательном учреждении города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа имени ФИО7» кнопки экстренного вызова сотрудников полиции.

Обязать Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа имени ФИО7» устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму путем установки в Государственном бюджетном образовательном учреждении города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа имени ФИО7» системы видеонаблюдения.

Обязать Департамент образования города Севастополя профинансировать расходы на восстановление целостности ограждения территории, установление ворот и калиток, кнопки экстренного вызова сотрудников полиции и системы видеонаблюдения в Государственном бюджетном образовательном учреждении города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа имени ФИО7».

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда через Гагаринский районный суд г.Севастополя.

Мотивированное решение вынесено 24.06.2015

Судья Гагаринского районного

суда г.Севастополя                                                                     О.В. Гавура

2-4510/2015 ~ М-2388/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Гагаринского района г.Севастополя
Ответчики
Департамент образования г.Севастополя
Правительство г.Севастополя
Государственное бюджетное образовательное учреждение г.Севастополя "СОШ №23"
Другие
Межрайонный ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по г. Севастополю
Суд
Гагаринский районный суд города Севастополя
Судья
Гавура Ольга Владимировна
Дело на странице суда
gagarinskiy--sev.sudrf.ru
13.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.04.2015Передача материалов судье
15.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.05.2015Подготовка дела (собеседование)
26.05.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.06.2015Судебное заседание
19.06.2015Судебное заседание
24.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.12.2018Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
25.01.2019Изучение поступившего ходатайства/заявления
05.02.2019Судебное заседание
05.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
09.06.2021Дело оформлено
09.06.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее