Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-59/2015 ~ М-63/2015 от 20.03.2015

Дело № 2-59/2015

Р Е Ш Е Н И Е Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 марта 2015 года город Казань

Казанский гарнизонный военный суд в составе судьи Сердитого Э.А.,

при секретаре Фирсовой О.В.,

с участием заявителя Ильдуганова И.М. и его представителя Георгиевой Н.В., представителя начальника <изъято> – филиала ФГКВОУ ВПО «Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая Академия Вооруженных сил Российской Федерации» (далее - <изъято>) – Панкратова Ю.В., прокурора - заместителя военного прокурора Казанского гарнизона капитана юстиции Терехова А.Ю.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего <изъято> Ильдуганова И.М. об оспаривании действий главнокомандующего Сухопутными войсками и начальника <изъято>, связанных с увольнением его с военной службы и исключением из списков личного состава части,

У С Т А Н О В И Л:

Ильдуганов И.М., проходивший военную службу по контракту в <изъято>, приказом главнокомандующего Сухопутными войсками от 2 февраля 2015 года <Номер> досрочно уволен с военной службы в запас в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта и приказом начальника <изъято> от 4 марта 2015 года <Номер> исключён из списков личного состава училища с 23 марта 2015 года, соответственно.

Не согласившись с увольнением его с военной службы по подпункту «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», Ильдуганов И.М. обратился в военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконными заключение аттестационной комиссии <изъято> от 25 декабря 2014 года, приказы главнокомандующего Сухопутными войсками от 2 февраля 2015 года <Номер> и начальника <изъято> от 4 марта 2015 года <Номер> в части его увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава, и обязать вышеуказанные должностные лица отменить оспариваемые приказы в данной части.

В обоснование заявленных требований Ильдуганов И.М. указал, что в связи с проведением организационно-штатных мероприятий в октябре 2009 года он зачислен в распоряжение начальника <изъято>. <Дата> приговором Казанского гарнизонного военного суда он осужден за совершение преступления предусмотренного <изъято> УК РФ с назначением наказания в виде штрафа. Приговор в настоящее время исполнен. 25 декабря 2014 года решением аттестационной комиссии <изъято>, в заседании которой он участвовал, Ильдуганов И.М. представлен к увольнению с военной службы по несоблюдению условий контракта. Основанием для принятия данного решения послужило привлечение его к уголовной ответственности. В порядке реализации заключения аттестационной комиссии <изъято>, должностными лицами были изданы оспариваемые им приказы. Указанные действия Ильдуганов И.М. полагал незаконными, поскольку увольнение по данному основанию, по его мнению, нарушает принцип однократности наложения дисциплинарного взыскания, а совершение им преступления не является безусловным основанием для увольнения с военной службы по невыполнению условий контракта.

В судебном заседании Ильдуганов И.М. поддержал заявленные им требования и просил суд их удовлетворить, при этом пояснив, что законных оснований для увольнения его с военной службы по подпункту «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» не имелось. Кроме этого, заявитель указал, что с заключением аттестационной комиссии <изъято> его не ознакомили, в связи с чем, Ильдуганов И.М. полагал, что воинскими должностными лицами был нарушен порядок увольнения его с военной службы.

Представитель заявителя Георгиева Н.В. в суде поддержала требования заявителя, при этом полагала, что дополнительным основанием для отмены оспариваемых приказов является тот факт, что приговор суда Ильдугановым исполнен.

Главнокомандующий Сухопутными войсками и начальник <изъято>, будучи уведомленными надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, об отложении разбирательства по делу не ходатайствовали.

Представитель начальника <изъято> – Панкратов Ю.В. в суде с требованиями Ильдуганова И.М. не согласился и пояснил, что заявителем в период нахождения в служебной командировке совершено общеуголовное преступление, в совершении которого Ильдуганов И.М. признан виновным и судом назначено ему наказание в виде штрафа. Применение к Ильдуганову И.М. подпункта «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» не явилось результатом реализации дисциплинарного взыскания. Причиной его досрочного увольнения послужило невыполнение заявителем условий контракта выразившихся в совершении им уголовно-наказуемого деяния. Решение принималось аттестационной комиссии, с соблюдением порядка его проведения в присутствии Ильдуганова И.М. Так же считал, что судимость в отношении заявителя не погашена, а законодательством не установлены сроки в течении которых военнослужащий совершивший преступление может быть уволен. Полагая, что у заявителя отсутствуют основания для его восстановления на военной службе, представитель должностного лица просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

В судебном заседании были представлены сторонами и исследованы следующие доказательства.

Согласно копии приговора Казанского гарнизонного военного суда от <Дата>, вступившего в законную силу 17 июня 2014 года, усматривается, что Ильдуганов И.М. признан виновным в совершении преступления предусмотренного <изъято> УК РФ, в соответствии с которой ему назначено наказание в виде штрафа.

Копиями протокола заседания аттестационной комиссии <изъято> № 35, представления начальника <изъято> и аттестационного листа подписанного ВрИО командира <изъято> от 9 декабря 2014 года, подтверждается, что Ильдуганов И.М. представлен к увольнению с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта.

Согласно акту от 24 декабря 2014 года, Ильдуганов И.М. в присутствии должностных лиц <изъято> отказался от ознакомления с аттестационным листом.

Из листа беседы от 25 декабря 2014 года усматривается, что Ильдуганов И.М. с увольнением с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта не согласился, при этом каких-либо просьб, в том числе о направлении на ВВК, не выразил.

По акту, подписанному должностными лицами <изъято> 25 декабря 2014 года, установлено, что Ильдуганов И.М. отказался от ознакомления с листом беседы от 25 декабря 2014 года.

Выпиской из приказа главнокомандующего Сухопутными войсками от 2 февраля 2015 года <Номер> подтверждается досрочное увольнение Ильдуганова И.М. с военной службы в запас в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта (подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

Согласно выписке из приказа начальника <изъято> от 4 марта 2015 года <Номер> Ильдуганов И.М. исключён из списков личного состава <изъято> с 23 марта 2015 года.

Прокурор, в своём заключении полагал, что оснований для отмены оспариваемых заявителем приказов и решения аттестационной комиссии <изъято> не имеется, а требования Ильдуганова И.М. удовлетворению не подлежат, поскольку увольнение заявителя с военной службы не явилось результатом реализации дисциплинарного взыскания, а было обусловлено прекращением военно-служебных отношений вследствие привлечения Ильдуганова И.М. к уголовной ответственности.

Заслушав объяснения сторон и заключение прокурора, исследовав письменные доказательства, суд полагает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба является особым видом федеральной государственной службы.

Специфика выполняемых военнослужащими задач, связанных с обеспечением обороны страны и безопасности государства, предполагает предъявление к ним повышенных требований как к уровню их профессиональной подготовки, так и к их морально-психологическим и иным личностным качествам.

Основанием прохождения военной службы по контракту является, в силу положений пунктов 1 и 2 статьи 32 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», заключение между гражданином и от имени Российской Федерации - Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, письменного контракта, закрепляющего добровольность поступления на военную службу, срок, в течение которого гражданин обязуется проходить военную службу, и условия контракта.

Согласно пункту 3 названной статьи условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность гражданина проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также право гражданина (иностранного гражданина) на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.

Таким образом, заключая контракт о прохождении военной службы и приобретая особый правовой статус военнослужащего, гражданин, тем самым, добровольно принимает на себя обязательства, в том числе добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности, соблюдать общепринятые правила поведения и этики.

Общие обязанности лиц, проходящих военную службу, закреплены в Федеральном законе «О статусе военнослужащих», в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации и Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации. К таковым относятся, в том числе обязанность военнослужащих строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, быть дисциплинированными, не допускать самому и удерживать других от недостойных поступков. Эти и другие общие обязанности в равной мере возлагаются на всех лиц, проходящих военную службу, независимо от занимаемой воинской должности и присвоенного воинского звания. Содержание должностных обязанностей обусловливается занимаемой военнослужащим должностью, определяющей его полномочия и объём выполняемых им задач.

Подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает возможность досрочного увольнения военнослужащего с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта о прохождении военной службы.

Названная норма устанавливает право командования на увольнение военнослужащего, как за совершение дисциплинарного проступка с соблюдением общих принципов юридической ответственности и процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности, так и при подтверждении аттестационной комиссией в установленном порядке, если военнослужащий перестал отвечать предъявляемым к нему требованиям в силу своей профессиональной несостоятельности, недобросовестного исполнения общих, должностных и специальных обязанностей военнослужащего, допускаемых им нарушений воинской дисциплины и действующего законодательства. При этом закон не требует в качестве основания для увольнения военнослужащего по данному основанию наличие у него именно систематических нарушений условий контракта.

В целях определения уровня соответствия конкретного военнослужащего занимаемой им воинской должности и перспектив его дальнейшего служебного использования, оценки его морально-деловых качеств и допущенных им нарушений воинской дисциплины, пунктом 13 статьи 34 «Положения о порядке прохождения военной службы», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, предусмотрено, что для увольнения с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», может быть дано заключение аттестационной комиссии.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в его Постановлении от 21 марта 2013 года № 6-П, аттестация военнослужащего, представляемого к увольнению по оговариваемому негативному основанию, в том числе внеочередная, является обязательным элементом порядка досрочного увольнения такого военнослужащего с военной службы, поскольку в системе действующего правового регулирования только процедура аттестации способна обеспечить необходимую степень полноты, объективности и всесторонности при оценке того, отвечает ли военнослужащий предъявляемым к нему требованиям законодательства о воинской обязанности и военной службе.

В судебном заседании установлено, что Ильдуганов И.М. осужден приговором Казанского гарнизонного военного суда от <Дата> с применением к нему наказания в виде штрафа. По результатам процедуры проведения аттестации - заключением аттестационной комиссией <изъято> (протокол № 35 от 25 декабря 2014 года) – Ильдуганов И.М. представлен к досрочному увольнению с военной службы, в связи с невыполнением им условий контракта.

В порядке реализации выше названного заключения, 2 февраля 2015 года главнокомандующим Сухопутными войсками издан приказ <Номер>, которым Ильдуганов И.М. уволен с военной службы на основании подпункта «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», приказом начальника <изъято> от 4 марта 2015 года <Номер> заявитель исключён из списков личного состава военного училища с 23 марта 2015 года.

Позицию Ильдуганова И.М. и его представителя о том, что увольнение заявителя с военной службы по причине связанной с привлечением его к уголовной ответственности, противоречит действующему законодательству, суд полагает несостоятельной по следующим основаниям.

Подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предполагает увольнение военнослужащего с военной службы, в связи с невыполнением им условий контракта, в случае осуждения его за совершение преступления к наказанию, не связанному с лишением свободы, поэтому суд считает, что должностные лица, чьи действия оспариваются заявителем не вышли за пределы своей компетенции.

Суд считает, ошибочной позицию заявителя и его представителя полагавших, что Ильдуганов И.М. дважды был привлечён к ответственности за один и тот же проступок, поскольку увольнение заявителя состоялось не в порядке реализации дисциплинарного взыскания, а вследствие результатов его служебной деятельности, к которым относится и осуждение заявителя судом.

Военная служба в Вооружённых Силах Российской Федерации, с учётом специфики деятельности лиц, несущих военную службу, обязанностей по защите Российской Федерации, предполагает предъявление повышенных требований к уровню профессиональной подготовки военнослужащих, морально-психологических, личностных качества, в том числе повышенную ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей военной службы. Соответственно, целями сохранения боеспособности воинских подразделений, выполнения задач по обеспечению обороны страны и безопасности государства предопределяется и возможность введения особых, отличных от предусмотренных для иных категорий государственных служащих правил прекращения военно-служебных отношений с военнослужащими, которые более не отвечают установленным требованиям.

Заявителем не представлено каких-либо доказательств того, что в отношении его нарушен порядок увольнения с военной службы, неполно и формально проведена аттестация, поэтому данную позицию заявителя суд признаёт голословной и трактует в пользу должностных лиц.

Мнение представителя заявителя о том, что исполнение Ильдугановым И.М. приговора суда является основанием для признания его судимости погашенной, суд признаёт ошибочным и не основанным на законе, поскольку приговор в отношении заявителя вступил в законную силу 17 июня 2014 года, а статья 86 УК РФ предполагает погашение судимости Ильдуганова И.М. по истечении одного года после исполнения наказания.

Таким образом, суд констатирует, что должностными лицами увольнение заявителя произведено в срок, а их действия согласуются с мнением Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлении № 6-П от 21 марта 2013 года.

На основании вышеизложенного, поскольку правовых оснований для признания незаконными заключения аттестационной комиссии <изъято> от 25 декабря 2014 года, приказов главнокомандующего Сухопутными войсками от 2 февраля 2015 года <Номер> и начальника <изъято> от 4 марта 2015 года <Номер> в части касающейся Ильдуганова И.М., не имеется, а заявителем не представлены суду иные основания для восстановления его на военной службе, суд полагает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать.

Обеспечительные меры, принятые судьёй в определении от 20 марта 2015 года, подлежат отмене по вступлению решения в законную силу.

В связи с отказом в удовлетворении требований заявителя, в соответствии с главой 7 ГПК Российской Федерации, оснований для возмещения Ильдуганову И.М. расходов, связанных с уплатой государственной пошлины не имеется.

Руководствуясь статьями 194-199, 258 и 320-321 ГПК Российской Федерации, военный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления бывшего военнослужащего <изъято> – филиала ФГКВОУ ВПО «Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая Академия Вооруженных сил Российской Федерации» <изъято> Ильдуганова И.М. об оспаривании действий главнокомандующего Сухопутными войсками и начальника <изъято>, связанных с увольнением его с военной службы и исключением из списков личного состава части, отказать.

По вступлению решения в законную силу, отменить обеспечительные меры принятые судьёй в определении от 20 марта 2015 года о возложении на начальника <изъято> – филиала ФГКВОУ ВПО «Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая Академия Вооруженных сил Российской Федерации» о приостановлении действия <Номер> приказа от 4 марта 2015 года <Номер> в части исключения Ильдуганова И.М. из списков личного состава военного училища.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приволжский окружной военный суд через Казанский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Э.А. Сердитый

2-59/2015 ~ М-63/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ильдуганов И.М.
Военный прокурор Казанского гарнизона
Другие
Начальник КВВКУ
Главнокомандующий сухопутными войсками
Суд
Казанский гарнизонный военный суд (Республика Татарстан)
Судья
Сердитый Э. А.
Дело на странице суда
kazanskygvs--tat.sudrf.ru
20.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.03.2015Передача материалов судье
23.03.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2015Подготовка дела (собеседование)
26.03.2015Судебное заседание
27.03.2015Судебное заседание
31.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее