Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1748/2014 ~ М-1552/2014 от 29.05.2014

КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 сентября 2014 года      город Нижний Тагил

Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:

председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В.

при секретаре БОРОДИНОЙ Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-1748/2014 по иску ВОРОНЦОВА А. Н. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области и Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации «Нижнетагильское» о понуждении произвести перерасчет выслуги лет и пенсии, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

29 мая 2014 года истец ВОРОНЦОВ А.Н. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Свердловской области и ММУ МВД России «Нижнетагильское» о возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет с учетом прохождения службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета один день службы за два дня государственной службы; произвести перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ; выплатить суммы недополученной пенсии с учетом индексации с ДД.ММ.ГГГГ; взыскании компенсации морального вреда в размере <...> рублей. Одновременно истец просит взыскать с ответчиков судебные расходы в размере <...> рублей.

В обоснование заявленных требований истец указал, что является пенсионером МВД с ДД.ММ.ГГГГ. При исчислении выслуги лет не был засчитан в льготном исчислении период службы в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета один день службы за два дня государственной службы. Льготное исчисление предусмотрено пунктом 3 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и влияет на размер пенсии. Увеличение пенсии на <...> % является для истца значительным, позволит приобретать лекарственные препараты для поддержания здоровья, утраченного во время службы.

Истец ВОРОНЦОВ А.Н. исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, поддержал.

Представитель ММУ МВД России «Нижнетагильское» МУЛЫГИНА А.Ю. в судебном заседании предъявленные требования не признала, обосновав свою позицию тем, что положения пункта 3 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» применению не подлежат, поскольку пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел регламентируется Законом от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел…», и Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября № 941, устанавливающим порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии, которые не предусматривают исчисление периода службы истца по призыву в льготном исчислении.

Представитель ответчика ГУ МВД России по Свердловской области в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ , в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

По основаниям, предусмотренным частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

В письменном отзыве представитель ответчика ГУ МВД России по Свердловской области указал, что ответчик возражает против удовлетворения исковых требований истца, обосновав возражения тем, что пункт 3 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не регулирует пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, положение данного пункта применимо только для перечисленных в этом законе категорий лиц для зачета в общий трудовой стаж, за который назначается и выплачивается пенсия по старости органами социальной защиты.

Заслушав пояснения сторон, огласив письменный отзыв ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.

Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец ВОРОНЦОВ А.Н. проходил службу по призыву в рядах Советской Армии в должности водитель-электрик войсковой части (л.д. 5-16).

Из расчета выслуги лет на пенсию ВОРОНЦОВА А.Н. следует, что период службы по призыву в Вооруженных силах - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был засчитан истцу в стаж для выслуги лет для назначения пенсии в календарном исчислении (л.д. 52-55). Выслуга лет истца в календарном исчислении составляет <...>, в льготном исчислении составляет <...>.

В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон № 4468-1) условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации.

В силу пункта «а» статьи 13 указанного Закона № 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют: лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.

Положениями статьи 14 Закона № 4468-1 предусмотрено, что пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах: а) лицам, указанным в статье настоящего Закона, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм; б) лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы: за общий трудовой стаж 25 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год стажа свыше 25 лет - 1 процент указанных сумм денежного довольствия.

Согласно статье 18 Закона № 4468-1 в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 13 настоящего Закона засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.

Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 (далее - Порядок), в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки, органах государственной охраны, Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, других созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях Российской Федерации, бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 3 Порядка в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца в отдаленных местностях Российской Федерации согласно Приложению № 1 (раздел II).

В пунктах 1 и 2 примечаний к Приложению № 1 указано, что военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, проходящие службу в городах, находящихся на территории соответствующих районов, указанных в настоящем перечне, при отнесении этих городов в последующем к городам республиканского, краевого, областного или окружного подчинения пользуются правом на льготное исчисление выслуги лет на пенсию на общих основаниях. В соответствии с настоящим перечнем лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях засчитывается служба до ДД.ММ.ГГГГ включительно.

В пункте 5 Порядка установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

Таким образом, льготное исчисление предусмотрено не для всех случаев, а лишь при прохождении военной службы, когда она связана с повышенной опасностью для жизни и здоровья военнослужащего. Служба истца по призыву не носила указанный характер, и он не относится к вышеназванным категориям лиц, на которую указывается в пункте 5 Порядка.

Таким образом, ответчиком правомерно зачтен спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, являющегося периодом прохождения истцом военной службы по призыву (срочной военной службы), в выслугу лет истца в органах внутренних дел в календарном исчислении для назначения пенсии, поскольку выше приведенным законодательством установлен исчерпывающий перечень периодов срочной военной службы, подлежащих зачету в льготном исчислении.

Вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2001 года по делу № ВКПИ01-12 и от 30 октября 2007 года по делу № ВКПИ07-107 установлено, что Правительство Российской Федерации имело полномочия на принятие Постановления от 22 сентября 1993 года № 941 и его пункт 5 соответствует нормам Закона № 4468-1.

В соответствии со статьей 1 указанного выше Закона № 4468-1 его действие распространяется на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, а не на военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (действительную срочную военную службу).

Поэтому в части 2 статьи 18 этого Закона прямо сказано, что время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении лишь лицам, указанным в статьей 1 этого Закона.

В соответствии с часть. 3 статьи 18 Закона № 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий лицам, указанным в статье 1 этого Закона, определяется Правительством Российской Федерации, которым во исполнение этого Закона и было 22 сентября 1993 года принято Постановление № 941.

Следовательно, изложенное в абзаце 1 пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 указание о включении в выслугу лет военной службы по призыву в календарном исчислении, кроме указанных в этом пункте отдельных категорий военнослужащих, не противоречит ни Закону № 4468-1, ни пунктам 1 и 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941, а также статям 18 и 19 Конституции Российской Федерации.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2013 года № 146-О разъяснено, что дифференциация правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения, если она основана на объективных критериях, характере осуществляемой профессиональной деятельности, не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом (статья 19, часть 1 Конституции Российской Федерации) либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации). Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, установление различного порядка зачета военной службы по призыву в выслугу лет и общий трудовой стаж в зависимости от того, какого вида пенсия назначается гражданину (пенсия за выслугу лет сотруднику органов внутренних дел или трудовая пенсия по старости), будучи основанным на объективных критериях, само по себе не может рассматриваться как нарушающее принцип равенства всех перед законом либо как ограничивающее право граждан на пенсионное обеспечение. С учетом изложенного, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу об отсутствии оснований утверждать, что положение пункта Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 (о календарном зачете в выслугу лет периода службы по призыву) нарушает конституционные права заявителя, оспаривавшего их, в т.ч. и со ссылкой на пункт 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», определяющего права и свободы военнослужащих, время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы в Российской Федерации» система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба.

Как предусматривает пункт 1 статьи 14 указанного Закона № 58-ФЗ, стаж государственной службы, то есть общая продолжительность государственной службы, определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, законодатель прямо указал, что применительно к пенсионному обеспечению, стаж государственной службы должен определяться в соответствии с соответствующим пенсионным законом, то есть в данном случае, в соответствии с Законом № 4468-1 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941.

Законодательство о пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, не содержит понятия «стаж государственной службы в органах внутренних дел», пенсия данной категории лиц устанавливается при наличии специального стажа, который поименован «выслугой лет», пункт 3 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» применяется при расчете общего трудового стажа, в данном случае он применению не подлежит.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.

Руководствуясь статьями 12, 194-199, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ВОРОНЦОВА А. Н. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области и Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации «Нижнетагильское» о понуждении произвести перерасчет выслуги лет с учетом прохождения службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета один день службы за два дня; произвести перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ; выплатить суммы недополученной пенсии с учетом индексации с ДД.ММ.ГГГГ; и компенсации морального вреда в сумме <...> рублей с каждого, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья -      М.В. ПЕСТЕРНИКОВА

2-1748/2014 ~ М-1552/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Воронцов Александр Николаевич
Ответчики
ММУ МВД "Нижнетагильское"
ГУ МВД России по Свердловской области
Суд
Ленинский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области
Судья
Пестерникова М.В.
Дело на странице суда
leninskytag--svd.sudrf.ru
29.05.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.05.2014Передача материалов судье
03.06.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.06.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.06.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
22.08.2014Предварительное судебное заседание
02.09.2014Судебное заседание
08.09.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.09.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.05.2017Дело оформлено
30.05.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее