Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3216/2019 ~ М-2607/2019 от 04.04.2019

Дело № 2а-3216/2019(10RS0011-01-2019-003410-45)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 мая 2019 года город. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи М.Н. Картавых,

при секретаре М.О.Журковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску военного комиссара Республики Карелия, ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия» об оспаривании пункта три представления военного прокурора Петрозаводского гарнизона,

установил:

Военный комиссар Республики Карелия А.А. Артемьев, Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Республики Карелия" (далее Военный комиссариат РК) в судебном порядке обратились с административным иском о признании незаконным и отмене представления заместителя военного прокурора Петрозаводского гарнизона (далее Военный прокурор) № 4913 от 23.11.2018 в части пункта 3 представления, а именно «поставить на учет выявленный ущерб в размере 3 461 993 руб. 46 коп., внести соответствующие сведения в книгу учета утрат и недостач Военного комиссариата Республики Карелия».

В судебном заседании представители Военного комиссариата РК Кураптева И.П., Коченгин В.Я., являющийся одновременно представителем военного комиссара РК А.А. Артемьева, действующие на основании доверенностей, заявленные требования поддержали, указали, что данное представление в оспариваемой части, создает препятствия к осуществлению прав и реализации законных интересов административного истца и незаконно возлагает на него обязанности. Акты прокурорского реагирования должны базироваться на принципах законности и обоснованности. Обжалуемое представление в части не отвечает этим критериям. Военным прокурором безоговорочно, без правовой экспертизы признаны необъективные выводы из акта проверки Управления финансового контроля о том, что начисленные им денежные суммы являются ущербом. Принятие спорных сумм на бюджетный учет влечет за собой, в соответствии с требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации от 17.02.2017 № 100дсп «Об утверждении Регламента организации и осуществления ведомственного финансового контроля в Вооруженных Силах Российской федерации», взыскание ущерба с лиц получивших неосновательное обогащение - работников военного комиссариата. В связи с тем, что административными истцами нарушен процессуальный срок для обращения в суд, просят его восстановить.

Представитель административного ответчика, действующий на основании доверенности, Рудя Н.С. в судебном заседании с административным иском не согласен, указывая на пропуск срока для обращения в суд, указанные причины пропуска уважительными не являются.

Суд, заслушав лиц, участвующих при рассмотрении дела, исследовав письменные материалы дела, материалы проверки № 151, материалы гражданского дела № 2-725/2 за 2013, приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска ввиду следующего:

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита Минобороны России (по Западному военному округу) (далее - Управления) проведена выездная проверка исполнения должностными лицами военного комиссариата Республики Карелия требований законодательства о сохранности государственной собственности. По результатам проведенных контрольных мероприятий вынесен акт № 229/ЗВО/2018/79дсп, в военном комиссариате Республики Карелия выявлен причиненный государству ущерб в сумме 3 659 141 руб. 69 коп. Поскольку из вышеназванной суммы 6 053 руб. 52 коп. были добровольно внесены в кассу военного комиссариата, итоговая сумма ущерба составила 3 653 088 руб. 17 коп. Впоследствии военным комиссариатом Республики Карелия на данные выводы были поданы возражения, по результатам рассмотрения которых выявленная сумма ущерба была снижена до 3 461 993 руб. 46 коп.

В связи с поступлением акта выездной проверки Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Минобороны России № 229/ЗВО/2018/79дсп заместителем военного прокурора Петрозаводского гарнизона капитаном юстиции Берницем В.В. в адрес военного комиссара Республики Карелия 23.11.2018 внесено представление за № 4913 об устранении нарушений закона, предложено: 1. нарушения закона, указанные в настоящем представлении, рассмотреть на служебном совещании с подчиненными должностными лицами; 2. принять меры к организации ведения финансово-экономической деятельности военного комиссариата РК в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства; 3. поставить на учет выявленный ущерб в размере 3 461 993 руб. 46 коп., внести соответствующие сведения в книгу учета утрат и недостач Военного комиссариата Республики Карелия; 4. рассмотреть вопрос о привлечении начальника финансово-экономического отделения Кива С.Л. к установленной законом ответственности. Предписания, изложенные в пунктах 1, 2, 4 представления прокурора военным комиссаром исполнены. О результатах рассмотрения представления и о принятых мерах прокурору сообщено письмом от 11 декабря 2018г. № 9/3077.

С предписанием, изложенном в пункте 3 (поставить на учет выявленный ущерб в размере 3 461 993 руб. 46 коп., внести соответствующие сведения в книгу учета утрат и недостач Военного комиссариата Республики Карелия) административные истцы не согласны, поскольку при вынесении представления прокурором не учтено, что заместителем военного прокурора гарнизона во внесенном в адрес вверенного ему учреждения представлении указана сумма ущерба без учета ее корректировки, а выводы Управления в части выявления названного ущерба являются не обоснованными. Стоимостные показатели, по которым у Военного комиссариата имеются возражения по акту выездной проверки № 229/ЗВО/2018/79дсп от 09.08.2018, проведенной Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Западному военному округу), в сумме 3 461 993,46 руб. учтены в «Книге учета результатов ведомственного финансового контроля». Основания для внесения - пункт 6.13 Учетной политики Военного комиссариата, утвержденной приказом военного комиссара от 13.04.2018 №106, которым установлено: «Положения (стоимостные показатели) актов, составленных но результатам ведомственного финансового контроля Военного комиссариата Республики Карелия, по которым у Военного комиссариата Республики Карелия имеются возражения, подлежат отражению в Книге учета результатов ведомственного финансового контроля, оформленной согласно Приложению № 6 к настоящей политике, без отражения на регистрах и на счетах бюджетного учета (до момента урегулирования возражений в порядке, предусмотренном действующим законодательством).

Между тем, из материалов дела видно, что первоначально выявленного Управлением сумма ущерба составила 3 653 088 руб. 17 коп. (с учетом добровольно внесенных денежных средств в сумме 6 053 руб. 52 коп.). В дальнейшем военным комиссариатом Республики Карелия на данные выводы были поданы возражения, по результатам рассмотрения которых указанная сумма, в связи с неправомерным расходованием ГСМ и неправомерным списанием его стоимости в размере 140 689 руб. 27 коп., была снижена на 22 625 руб. 94 коп. и составила 118 063 руб. 33 коп.; сумма в размере 167 838 руб. 77 коп., связанная с непроизводительным использованием бюджетных средств была переведена в категорию ущерба, не подлежащего возмещению; 630 руб., связанных с неправомерным возмещением командировочных расходов, были добровольно возмещены в кассу военного комиссариата. В связи с изложенным, выявленная сумма была снижена до 3 461 993 руб. 46 коп.

08.04.2019 следователем 301 военного следственного отдела СК России по Западному военному округу подполковником юстиции Гулаковым М.Ю. составлен рапорт об обнаружении в действиях должностных лиц военного комиссариата РК признаков преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ.

Установлено, что решение военного комиссара РК Артемьева А.А. о включении в расчет среднего заработка гражданского персонала ВК РК выплаты стимулирующего характера, предусмотренного приказом МО РФ от 26.07.2010 № 1010, обусловлено судебными решениями Верховного суда Республики Карелия от 25.12.2012 № 33-3767/2012, от 15.03.2013 № 33-797/2013, от 19.03.2013 № 33-823/2013, от 29.03.2013 № 33- 852/2013 и № 853/2013 и принятыми военным прокурором Петрозаводского гарнизона мерами прокурорского реагирования, а не явилось следствием ненадлежащего исполнения им своих должностных обязанностей, в связи с чем состав преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ, в его действиях, связанных с выплатой гражданскому персоналу ВК РК заработной платы, в том числе 3260373,65 рублей, указанных Управлением в качестве ущерба, отсутствует.

Расходы бюджетных средств в сумме 140689,27 рублей (данная сумма по результатам рассмотрения возражений ВК РК снижена Управлением до 118063, 33 руб.), связанных с якобы незаконным списанием ГСМ и расходов на страхование гражданской ответственности в результате использования автомобильной техники, не могут быть признаны ущербом, причиненным государству, так как автомобиль ГАЗ-33073-016, государственный регистрационный знак 0360 ЕВ/43, эксплуатировался исключительно для обеспечения служебной деятельности военного комиссариата Республики Карелия.

Необоснованно выплаченные в размере 630 рублей командировочные расходы добровольно возмещены в кассу военного комиссариата РК.

Согласно материалам проверки должностными лицами военного комиссариата РК допущено непроизводительное использование бюджетных средств на общую сумму 167838,77 рублей, израсходованных на уплату неустоек и пени, а также оплату государственной пошлины и расходов по оплате услуг представителей военного комиссариата РК по решениям судов, вынесенных не в пользу военного комиссариата РК. Данные денежные средства фактически были израсходованы на нужды военного комиссариата РК, связанные, в том числе, с защитой интересов военного комиссариата РК в суде, их расходование нельзя расценить как результат ненадлежащего исполнения военным комиссаром своих должностных обязанностей.

Также установлено, что должностными лицами ВК РК Шалапинину В.Н. необоснованно выплачено 87535,00 руб., как лицу гражданского персонала, допустившему нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекшие ущерб для ВС и отраженные в актах ревизий. Согласно акту № 13/7/76дсп от 26.08.2016 контрольных мероприятий по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия», допущено Шалапининым В.Н. в связи с завышением объемов оказанных услуг по санитарному содержанию и техническому обслуживанию отделов военного комиссариата РК. При этом проверкой установлено, что какого-либо ущерба, в том числе материального, интересам государства причинено не было, так как объем и стоимость фактически оказанных военному комиссариату услуг значительно превысили объем и стоимость, которые отражались в справках об объемах фактически выполненных работах.

По результатам указанной доследственной проверки 28.10.2016 принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении военного комиссара Республики Карелия Артемьева А.А. по сообщению о совершении им преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 286 УК РФ и ч. 1 ст. 293 УК РФ, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, то есть за отсутствием в его деянии составов этих преступлений. Каких-либо нарушений в действиях Шалапиниа В.Н. проведенной проверкой выявлено не было, формально он не вправе был получать дополнительную стимулирующую выплату за 3 квартал 2016 года, однако препятствий для получения данной выплаты в размере 55535 рублей в последующие периоды не имелось. Сумма премии за 3 квартал 2016 года, выплаченная Шалапинину В.Н., включая НДФЛ, составила 32000 рублей.

Таким образом, принимая во внимание, что общая сумма ущерба, образовавшаяся в результате выплаты дополнительного материального стимулирования Шалапинину В.Н., неправомерного возмещения командировочных расходов, расходования и списания ГСМ, непроизводительного использование бюджетных средств, составила 374067,1 рублей, то есть менее 1,5 млн. рублей, Постановлением заместителя руководителя 301 военного следственного отдела СК России по Западному военному округу Лысенко А.В. от 18.04.2019 в возбуждении уголовного дела в отношении Артемьева А.А. по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ, отказано на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи с отсутствием в деянии состава преступления.

В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения нарушении закона.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона (абз. 3 п. 3 ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").

Пунктом 1 статьи 24 вышеуказанного Федерального закона установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежат безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В силу положений статьи 6 Закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

По смыслу приведенных взаимосвязанных положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", а также учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд. Так, в соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, может быть наложен штраф, при этом прокурору не предоставлено право принудительного взыскания штрафа, поскольку дела данной категории рассматриваются мировыми судьями (часть 1 и абзац четвертый части 3 статьи 23.1 Кодекса). При рассмотрении в судебном порядке дела об указанном административном правонарушении либо дела об оспаривании представления прокурора прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление, и правомерность своих требований. Данные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного суда РФ от 24.02.2005 года № 84-О.

При этом учитывается, что в силу пункта 2 статьи 21, а также статьи 26 Закона о прокуратуре, органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Данные положения исключают абсолютный характер и принудительную силу представления, протеста или предостережения прокурора, не может служить основанием для привлечения лица, в отношении которого прокурором было внесено представление, протест или предостережение, для привлечения к какому-либо виду ответственности.

Кроме того, ч. 1 ст. 219 КАС РФ предусматривает, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 5).

Из материалов дела следует, что административные истцы получили оспариваемое ими в части представление 28.11.2018, что подтверждается штампом входящей корреспонденции и личной подписью военного комиссара РК. Доводы административного истца о том, что военный комиссар РК не мог предполагать, что заместителем военного прокурора гарнизона будет внесено представление об устранении нарушений закона в адрес начальника организационно-мобилизационного управления - заместителя начальника штаба Западного военного округа, уважительной причиной пропуска процессуального срока не является.

Учитывая изложенное, руководствуясь ч.8 ст.219 КАС РФ, суд полагает срок обращения в суд об оспаривании вышеуказанного предписания пропущенным административным истцом без уважительных причин, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении указанных требований.

Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 218, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск военного комиссара Республики Карелия, ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.Н. Картавых

Мотивированное решение изготовлено 13 мая 2019 года.

2а-3216/2019 ~ М-2607/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ФКУ "Военный комиссариат РК"
Военный комиссар Республики Карелия ФКУ "Военный комиссариат Республики Карелия"
Ответчики
Заместитель военного прокурора Петрозаводского гарнизона Берниц В.В.
Военная прокуратура Петрозаводского гарнизона
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Картавых Маргарита Николаевна
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
04.04.2019Регистрация административного искового заявления
04.04.2019Передача материалов судье
04.04.2019Решение вопроса о принятии к производству
04.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2019Судебное заседание
25.04.2019Судебное заседание
06.05.2019Судебное заседание
13.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.05.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.06.2019Дело оформлено
21.06.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее