РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 мая 2015 года село Большеустьикинское
Мечетлинский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего и.о. судьи Фархиуллина Р.Р.,
с участием помощника прокурора <адрес> РБ Аскарова Р.Т.,
представителя органа опеки и попечительства администрации МР <адрес> РБ Вавиловой М.А.,
при секретаре Зиганшиной Г.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах Хизбуллиной ФИО9 к администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор в своем иске просит обязать администрацию МР <адрес> РБ предоставить Хизбуллиной Э.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное, соответствующее санитарно- техническим требованиям, жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ней договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет, по тем основаниям, что Хизбуллина Э.К. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 18 лет, и в нарушение действующего законодательства ему не предоставлено вне очереди жилое помещение, хотя она поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении постановлением главы администрации МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ № № закрепленного за ней жилья не имеет.
Истец Хизбуллина Э.К. в судебное заседание не явилась, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии, просит иск удовлетворить.
Ответчик - представитель администрации МР <адрес> РБ Хайруллина Р.Р. в судебное заседание не явилась, направила заявление о рассмотрении дела в отсутствии их представителя.
Представитель Правительство РБ в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки неизвестны.
В связи с изложенным суд считает возможным рассмотрения дела в отсутствии указанных лиц.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> РБ Аскаров Р.Т. поддержал исковое заявление по указанным в иске основаниям.
Представитель третьего лица органа и опеки и попечительства администрации МР <адрес> РБ Вавилова М.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения иска.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, исследовав и оценив доказательства, суд удовлетворяет исковые требования прокурора по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это закрепляется в Конституции Российской Федерации (далее - Конституция) (статья 7) в качестве основ конституционного строя государства.
В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции). В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (статья 17). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции).
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (статья 17 Конституции).
К одним из таких прав относится право на жилище. Право на жилище гарантировано Конституцией (статья 40), согласно которой каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Право на жилище гарантировано Всеобщей декларацией прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948, в соответствии с которой каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам (статья 25). Право на жилище, определяющее достойный уровень жизни каждого человека, гарантировано Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ (статья 11).
К основным правам человека относится и право на заботу о детях (статья 38 Конституции). Обеспечение государственной поддержки детства отнесено к основам конституционного строя Российской Федерации (статья 7 Конституции) и элементам социальной политики государства. Особая поддержка детства гарантирована международными нормами (статья 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах; статья 23 - 24 Международного пакта о гражданских и политических правах), являющимися согласно статьи 15 Конституции составной частью правовой системы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 27 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ (вступила в силу для СССР 15.09.1990), государства - участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Государства - участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем.
В Российской Федерации среди мер социальной поддержки детей предусмотрено обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как категории граждан, для которой статья 40 Конституции устанавливает обязанность государства по решению жилищной проблемы.
Это связно с тем, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» признаются находящимися в трудной жизненной ситуации и поэтому нуждающимися в особой поддержке со стороны общества и государства В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Согласно ч.1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, к оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее к занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого и находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном )в законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по их заявлениям и достигших возраста 18 лет, по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда отнесены, в частности, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч.б ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации,
осуществляется законами субъектов Российской Федерации.
В силу ч.1 ст. 1 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» органы местного самоуправления муниципальных образований, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан, в том числе, по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), кроме полномочий по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных образовательных учреждениях и государственных учреждениях здравоохранения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 2 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» государственными полномочиями, предусмотренными статьей 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в <адрес>.
Таким образом, предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений вышеуказанной категории лиц возложена на органны местного самоуправления.
Проведенная по поступившему обращению проверка показала, что в нарушение установленных норм федерального и республиканского законодательства жилье указанной категории лиц, надлежащим образом не выделяется.
Проведенной прокуратурой <адрес> РБ проверкой установлено, что Хизбуллина ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных в соответствии с законом жилым помещением.
Согласно свидетельству о рождении Хизбуллина Э.К. родилась ДД.ММ.ГГГГ года, матерью является Сафина ФИО11, отцом является Хизбуллин ФИО12.
Отец Хизбуллин К.К. решением Мечетлинского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав.
Мать Сафина Г.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением главы администрации муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ № Хизбуллина Э.К. поставлена на учет, для получения бесплатного жилья.
Как следует из справки Мечетлинского территориального участка Дуванского филиала ГУП Бюро технической инвентаризации РБ от 17.08.2012г. № Хизбуллина Э.К. собственником объектов недвижимости не является.
В суде установлено, что Хизбуллиной Э.К. после окончания учебы в образовательном учреждении и после прекращения опеки (попечительства) жилое помещение по договору социального найма по месту ее жительства вне очереди не предоставлено, таким образом, нарушены ее жилищные права.
На основании вышеуказанных требований закона, Хизбуллиной Э.К. как ребенку, оставшейся без попечения родителей в возрасте до 18 лет, должно быть предоставлено жилье, в связи с чем, суд удовлетворяет требования прокурора в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора <адрес> - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан предоставить Хизбуллиной ФИО13, благоустроенное, соответствующее санитарно-техническим требованиям, жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ним договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба и апелляционное представление в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Мечетлинский районный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий судья: Фархиуллин Р.Р.