Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-909/2016 ~ М-587/2016 от 15.03.2016

№ 2-909-2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 мая 2016 г.

Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Смирновой Л.А.

с участием истца Черепановой Т.Д.,

представителя истца Тюкаловой Н.С.

представителя ответчика Пшенициной С.В.

при секретаре Кротик Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Черепановой Т.Д. к

Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области

о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности,

У С Т А Н О В И Л :

Истец обратилась в суд с иском к ответчику о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, возложении обязанности включить в специальный стаж определенные периоды работы и назначить досрочную пенсию по старости с ***

В судебном заседании истец и ее представитель поддержали заявленные требования, указав, что в стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии в льготном исчислении, ответчиком не включены периоды работы в должности медицинской сестры в профилактории совхоза «Червонный» (АО «Червонное») с 10 сентября 1982 г. по 02 июня 1995 г. и с 03 июня 1995 г. по 04 августа 1997 г.; в должности заведующей профилактория СПК «Верх-Теченский» с 05 июля 2000 г. по 30 ноября 2000 г.; в должности медицинской сестры по физиотерапии ГУ «Геронтологический центр «Спутник» с 21 июня 2004 г. по 09 марта 2007 г.; в должности фельдшера транспортного цеха ОАО «Шадринский автоагрегатный завод» с 13 марта 2007 г. по 24 декабря 2012 г.; в должности фельдшера врачебного здравпункта ОАО «Управляющая компания «Пассажирские транспортные перевозки» с 20 февраля 2013 г. по 30 ноября 2013 г.

Работа медицинской сестры в профилактории совхоза «Червонный» (АО «Червонное») осуществлялась в период действия Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, которым в специальный стаж включается работа медицинской сестры больничных учреждений, амбулаторно-поликлинических учреждений. Согласно Положению о медицинском профилактории, утвержденному приказом Минздрава СССР от 01 июня 1984 г. № 621, профилакторий оказывал медицинскую помощь работникам сельского хозяйства. Истец осуществляла в спорные периоды медицинскую деятельность.

По тем же основаниям должен быть включен в стаж лечебной деятельности период работы в должности заведующей профилактория СПК «Верх-Теченский».

Поскольку профилактории располагались в сельской местности, то оспариваемые периоды подлежат включению в стаж в льготном исчислении 1 год как 1 год 3 месяца.

Период работы в должности медицинской сестры по физиотерапии ГУ «Геронтологический центр «Спутник» также подлежит включению в стаж. Списком должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, предусмотрено наименование учреждения – геронтологический центр, наименование должности – медицинская сестра по физиотерапии. Отсутствие сведений индивидуального (персонифицированного учета) не может служить основанием к отказу в пенсионном обеспечении.

Не согласны с решением ответчика в части невключения в стаж истца периодов работы фельдшером в ОАО «Шадринский автоагрегатный завод», в ОАО «Управляющая компания «Пассажирские транспортные перевозки». Полагают, что в силу пункта 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, работа в должности фельдшера в медицинском пункте, являющемся структурным подразделением организации, подлежит включению в специальный стаж.

Поскольку с учетом оспариваемых периодов стаж истца является достаточным для назначения пенсии, то просят обязать ответчика назначить пенсию со дня обращения.

Представитель ответчика возражала против заявленных требований по следующим основаниям. В стаж работы истца не включены периоды работы в должности медицинской сестры профилактория совхоза «Червонный» и в должности заведующей профилактория СПК «Верх-Теченский», поскольку в Списках должностей и учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной пенсии, не поименовано учреждение «Профилакторий», отсутствует и наименование должности «Заведующий профилактория». Период работы в должности медицинской сестры Геронтологического центра не подлежит включению в стаж, поскольку учреждение не предусмотрено Списком, также за указанный период отсутствуют сведения персонифицированного учета о льготном характере работы. Периоды работы в должности фельдшера в транспортном цехе ОАО «ШААЗ» и здравпункте ОАО «Управляющая компания «Пассажирские транспортные перевозки» не могут быть включены в специальный стаж, поскольку указанные организации не предусмотрены в Списке. Кроме того, указанные периоды как льготные не подтверждены сведениями персонифицированного учета. Учитывая, что на момент обращения с заявлением необходимый стаж для назначения досрочной страховой пенсии отсутствует, истцу отказано в назначении такой пенсии.

Заслушав объяснения сторон, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Решением ответчика от *** (л. д. 12-15) истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Согласно статье 55 Конституции Российской Федерации права и свободы гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств (статья 19 Конституции Российской Федерации).

Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 05 ноября 2002 г. № 320-О, от 06 марта 2003 г. № 107-О, в постановлении от 29 января 2004 г. № 2-п, Минтрудом Российской Федерации в разъяснении от 17 октября 2003 г. N 4, утвержденном Постановлением Минтруда Российской Федерации № 70 от 17 октября 2003 г. прямо указано, что при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в указанных стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности). В определениях от 4 марта 2004 г. № 81-о, от 18 апреля 2006 г. № 84-о Конституционный Суд Российской Федерации указал, что законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда; при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.

Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 16 Постановления от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы,

подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Следовательно, суд при разрешении спора должен определить, сопряжена ли работа истца в спорные периоды с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными исполняемыми функциональными обязанностями по занимаемой должности, спецификой и характером труда.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста (подпункт 20 пункта 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ).

Пунктом 2 статьи 30 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее – Постановление № 665) приведен перечень Списков, применяемых при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Подпункт «н» пункта 1 Постановления № 665 устанавливает, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Список № 781);

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее – Список № 1066);

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее – Список № 464);

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г. (далее – Перечь № 1397).

Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Правила № 516); Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 3 Постановления № 665).

Истец оспаривает невключение в стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности, периоды работы в должности медицинской сестры в профилактории совхоза «Червонный» (АО «Червонный») с 10 сентября 1982 г. по 02 июня 1995 г. и с 03 июня 1995 г. по 04 августа 1997 г.; в должности заведующей профилактория СПК «Верх-Теченский» с 05 июля 2000 г. по 30 ноября 2000 г.

В указанный период до 01 октября 1993 г. действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, а также Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.

В разделе II данного Перечня указаны медицинские сестры независимо от наименования должности, а в качестве лечебно-профилактических учреждений - санатории и курортные лечебницы всех наименований

Такого учреждения, как профилакторий в Списке не значится.

В период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. применяется Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, в период с 01 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066.

Указанные Списки также не содержат наименование такого учреждения здравоохранения, как профилакторий.

Как следует из Номенклатур учреждений здравоохранения, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения СССР от 22 июля 1982 г. № 715, Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 110 от 09 апреля 1998 г., № 395 от 03 ноября 1999 г., к числу лечебно-профилактических учреждений отнесены санаторно-курортные учреждения, в том числе санаторий, санаторий-профилакторий. Такое санаторно-курортное учреждение как профилакторий в Номенклатурах не предусмотрено.

Названные Списки не содержат и в качестве должности, работа в которой дает право на назначение досрочной страховой пенсии, должность «Заведующая профилакторием».

Истец ссылается на Положение о медицинском профилактории, утвержденное Приказом Министерства здравоохранения СССР от 1 июня 1984 г. № 621.

Пунктом 2 названного Положения предусмотрено, что медицинский профилакторий организуется при молочно-товарных фермах и животноводческих комплексах при наличии 200 и более работающих доярок, животноводов и механизаторов сельского хозяйства, в составе центральных районных больниц, районных больниц, участковых больниц, амбулаторий или фельдшерско-акушерских пунктов, в зависимости от местных условий. При меньшем числе этих работников при необходимости отпуск процедур может производиться медицинскими работниками указанных учреждений.

Таким образом, в любом случае медицинский профилакторий подлежал организации в составе учреждений здравоохранения, которые в установленном порядке назначали на должность медицинских сестер медицинского профилактория лиц, имеющих среднее медицинское образование (фельдшера, акушерки, медицинской сестры) и прошедших специальную подготовку по физиотерапии.

Сведений о том, что профилакторий совхоза «Червонный», в дальнейшем – профилакторий АО «Червонное», профилакторий СПК «Верх-Теченский» входил в состав центральной районной больницы или иного учреждения здравоохранения, не имеется.

Из трудовой книжки истца (л. д. 17-18), уточняющих архивных справок (л. д. 64-65, 68, 82) усматривается, что она принята 10 сентября 1982 г. в штат совхоза «Червонный» Куйбышевского района Кокчетавской области медсестрой в профилакторий, уволена из штата совхоза 04 августа 1997 г. Приказом от 03 июня 1995 г. совхоз переименован в акционерное общество «Червонное».

05 июля 2000 г. истец принята на работу заведующей профилакторием сельскохозяйственного производственного кооператива «Верх-Теченский», уволена 30 ноября 2000 г.

Заработная плата истцу выплачивалась указанными организациями.

Данных о том, что истец при работе в должности медицинской сестры профилактория совхоза, акционерного общества, заведующей профилакторием сельскохозяйственного производственного кооператива фактически входила в штатный состав центральной районной больницы, районной больницы, участковой больницы, амбулатория или фельдшерско-акушерского пункта, не представлено. Напротив, Черепанова Т.Д. состояла в штате указанных предприятий, из фондов которых и получала заработную плату.

В устных объяснениях истец не ссылалась на факт состояния в спорные периоды в трудовых отношениях с учреждением здравоохранения.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что спорные периоды не подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.

Суд полагает обоснованными требования истца о включении в стаж лечебной деятельности периода работы в должности медицинской сестры по физиотерапии Государственного учреждения «Геронтологический центр «Спутник» с 21 июня 2004 г. по 09 марта 2007 г.

В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, предусмотрена должность медицинской сестры по физиотерапии.

Данными Списком к числу учреждений здравоохранения отнесены медицинские центры различного профиля, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения с указанием специализации медицинских услуг, а также исключительно поименованные учреждения социального обслуживания.

Так, к учреждениям социального обслуживания, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, отнесен геронтологический (геронтопсихиатрический, гериатрический) центр.

Справкой Государственного учреждения «Геронтологический центр «Спутник» (л. д. 26) подтверждается факт работы истца в указанной должности на полную ставку.

Поэтому деятельность в спорный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Истцом заявлены требования о включении в специальный стаж периодов работы в должности фельдшера транспортного цеха ОАО «Шадринский автоагрегатный завод» с 13 марта 2007 г. по 24 декабря 2012 г.; в должности фельдшера врачебного здравпункта ОАО «Управляющая компания «Пассажирские транспортные перевозки» с 20 февраля 2013 г. по 30 ноября 2013 г.

Суд полагает требования истца в этой части необоснованными.

Справкой ОАО «Управляющая компания «Пассажирские транспортные перевозки» (л. д. 62) установлено, что ответчик принята на работу фельдшером медицинского выпуска по врачебный здравпункт.

Из должностной инструкции фельдшера предрейсового и послерейсового медосмотра водителей от 15 января 2007 г. (л. д. 88-89) усматривается, что медпункт и фельдшера предрейсового и послерейсового осмотра водителей входят в состав предприятия. В должностные обязанности фельдшера входит проведение медицинского осмотра водителя до и после выезда на линию, проведение контроля трезвости, ведение учета результатов осмотра.

Согласно распоряжениям от 13 марта 2007 г. (л. д. 100), от 24 декабря 2012 г. (л. д. 101), справки (л. д. 102), истец принята на должность фельдшера на 0,5 ставки в транспортный цех ОАО «Шадринский автоагрегатный завод» с 13 марта 2007 г., уволена 24 декабря 2012 г.

Штатными расписаниями (л. д. 103, 104) установлено, что в штате транспортного цеха предусмотрена должность фельдшера.

Из должностной инструкции (л. д. 96-99) усматривается, что фельдшер подчиняется начальнику колонны, в обязанности входит: проведение предрейсового и послерейсового медицинского освидетельствования; оказание первой доврачебной помощи; организация санитарного просвещения.

В спорные периоды истец работала в организациях, которые относятся к хозяйствующим коммерческим субъектам, не занимающимся лечебной и иной профилактической деятельностью по охране здоровья населения. Истцом не представлено допустимых доказательств, подтверждающих работу в спорные периоды в здравпункте, являющемся структурным подразделением организации, что необходимо для исчисления специального стажа лечебной деятельности.

Пенсионное законодательство, действовавшее на момент возникновения спорных отношений и до настоящего времени, не предусматривает возможности зачета в специальный медицинский стаж работы в должностях фельдшера в организациях, по своей организационно-правовой форме не относящимся к учреждениям, и не занимающимся лечебно-профилактической, санитарно-эпидемиологической и иной оздоровительной деятельностью в качестве приоритетного направления.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 г. утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда от 11 декабря 2012 г. № 30, при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам

следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.

В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.

Применительно к рассматриваемому спору следует отметить, что ни ОАО «Шадринский автоагрегатный завод», ни ОАО «Управляющая компания «Пассажирские транспортные перевозки», по своей организационно-правовой форме не являются учреждениями, данные организации относятся к хозяйствующим субъектам - коммерческим организациям.

Пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 г., предусмотрено, что работа в должностях, указанных в списке, засчитывается в стаж на общих основаниях, если она проходила в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (ренгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).

Несмотря на то, что истец работала в должности, поименованной ныне действующим списком, однако медицинскую деятельность она осуществляла непосредственно в организациях, в которых в установленном законом порядке не были созданы медицинские пункты, здравпункты как структурные подразделения.

Как следует из письма Минздрава России от 15 декабря 2002 г. № 02-5-08/20-АР602, функционирование здравпунктов как структурных подразделений хозяйственных субъектов возможно при условии отражения в их уставе медицинской деятельности. Техническое оснащение здравпунктов должно позволять им выполнять следующие задачи: оказание первичной медико-санитарной помощи, транспортировку больных и пострадавших в лечебно-профилактические учреждения, проведение лечебных и профилактических мероприятий.

В соответствии с пунктом 46 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», пунктом 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2012 г. № 291, медицинская деятельность относится к числу видов деятельности, для осуществления которой требуется лицензия, причем исключения для случая, когда указанная деятельность осуществляется для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, не предусмотрено. Пунктом 7 вышеназванного Положения предусмотрено, что в случае, если медицинский персонал здравпункта предприятия числится в штате или привлекается на ином законном основании непосредственно предприятием, для функционирования здравпункта предприятию необходимо самостоятельно получить соответствующую лицензию на оказание медицинских услуг.

Истцом не доказаны обстоятельства наличия у выше названных юридических лиц лицензий на осуществление медицинской деятельности.

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц льготных условий приобретения права на пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях.

Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете особенностей выполняемой ими работы, а также профиля учреждения, в котором осуществляется их трудовая деятельность, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.

Таким образом, факт работы истца в должности, поименованной в соответствующих Списках, но в организации, не отнесенной к лечебно-профилактическим, несмотря на осуществление истцом медицинской деятельности, не может свидетельствовать о тождественности данных учреждений лечебно-профилактическим и санитарно-эпидемиологическим учреждениям, указание на которые содержится в 2002 г.

Кроме того, следует отметить, что период работы в должности фельдшера транспортного цеха ОАО «Шадринский автоагрегатный завод» с 13 марта 2007 г. по 24 декабря 2012 г. не может быть учтен как льготный в связи с невыполнением требований пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 г.

Названной нормой предусмотрено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 01 ноября 1999 г., засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.

В ОАО «Шадринский автоагрегатный завод» истец работала фельдшером на 0,5 ставки.

В силу части 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

На день обращения с заявлением к ответчику с учетом периода работы, признанного судом подлежащим включению в специальный стаж, необходимый стаж у истца отсутствует, поэтому в удовлетворении требования о назначении досрочной страховой пенсии следует отказать.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Черепановой Т.Д. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и *** *** от ***. об отказе в назначении Черепановой Т.Д. досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в части невключения в специальный стаж периода работы с 21 июня 2004 г. по 09 марта 2007 г.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и *** включить в стаж работы, дающий право на назначение Черепановой Т.Д. досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности, периоды работы в должности медицинской сестры по физиотерапии лечебно-диагностического отделения Государственного учреждения «Геронтологический центр «Спутник» с 21 июня 2004 г. по 31 декабря 2005 г., с 01 января 2006 г. по 09 марта 2007 г.

В удовлетворении остальных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красногорский районный суд в месячный срок со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 18 мая 2016 г.

Председательствующий:

2-909/2016 ~ М-587/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Черепанова Татьяна Дмитриевна
Ответчики
УПФ
Суд
Красногорский районный суд г. Каменск-Уральского Свердловской области
Судья
Смирнова Людмила Алексеевна
Дело на сайте суда
krasnogorsky--svd.sudrf.ru
15.03.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.03.2016Передача материалов судье
18.03.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.03.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.04.2016Судебное заседание
13.05.2016Судебное заседание
18.05.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.05.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.06.2016Дело оформлено
27.06.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее