Решение по делу № 2-815/2019 ~ М-739/2019 от 24.07.2019

УИД №

Дело № 2-815/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Губаха 9 октября 2019 года

Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Мухтаровой И.А., при секретаре Смирновой О.А., с участием прокурора Трегубова М.А., истцов Аширова М.Р., Мелешенкова О.В., Калугина С.А., представителя ответчика и третьих лиц Бартова К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Губахи, действующего в защиту прав и законных интересов Аширова М.Р., Мелешенкова О.В., Калугина С.А. к Федеральному казенному лечебно-профилактическому учреждению «Краевая туберкулезная больница № 7 Главного Управления федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» о взыскании дополнительной компенсации за выполнение служебных обязанностей, третьи лица: Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю, Федеральная служба исполнения наказаний России,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора г. Губахи, действуя в защиту прав и законных интересов Аширова М.Р., Мелешенкова О.В., Калугина С.А., обратился в суд с иском к ФКЛПУ «КТБ-7 ГУФСИН по Пермскому краю» (далее – ФКЛПУ КТБ-7) с требованиями о взыскании дополнительной компенсации за выполнение служебных обязанностей, а также о признании незаконными действия ответчика в части учета 13,5 часов продолжительности смены как 12 часов продолжительности смены в табелях учета рабочего времени с июля 2018 года по декабрь 2018 года в отношении указанных лиц, а также взыскании дополнительной денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности рабочего времени. Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой города в январе-феврале 2019 года по обращениям истцов о нарушении их трудовых прав со стороны ответчика проведена проверка, в ходе которой было установлено, что рабочее время всего личного состава караула установлено распорядком дня по учреждению и составляет 14 часов. В то время как фактическое предоставление времени для приема пищи для караульных нормативными актами ФКЛПУ КТБ-7 не предусмотрено и фактический его учет никем не ведется. Однако, из представленных табелей учета рабочего времени в расчет принимается только 12 часов рабочего времени, в то время как фактическое их нахождение на службе в пределах одной смены составляет 14 часов. Вышеизложенное свидетельствует о том, что весь личный состав рабочей смены, в том числе истцы находятся в постоянной готовности и неотрывно выполняют задачи по обеспечению безопасности жилой зоны ФКЛУ КТБ-7, что указывает на особый характер работы лиц, проходящих службу в карауле. При таких обстоятельствах считает, что действия ответчика по учету фактически отработанного рабочего времени истцов с учетом его занижения незаконны, а потому, истцам следует произвести доначисление фактически отработанного времени из расчета 1,5 часа за каждую полную 12-часовую (и более) смену. Такое время подлежит оплате в двукратном размере, поскольку оплата первых двух часов в полуторном размере уже произведена при расчете переработки за полугодие. Таким образом, согласно расчетам прокурора, Мелешенкову О.В. следует доплатить дополнительную компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности рабочего времени в сумме 16961,69 руб., Аширову М.Р. в сумме 20952,67 руб., Калугину С.А. в сумме 21950,00 руб.

Определением суда от 18.09.2019 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю и Федеральная служба исполнения наказаний России.

Протокольным определением суда от 09.10.2019 года верными данными истца Аширова определено считать: Аширов М.Р., а не «Рашитович» и «Ринатович» как указано прокурором по тексту иска.

Аналогично в отношении ответчика, правильными данными определено считать Федеральное казенное лечебно-профилактическое учреждение «Краевая туберкулезная больница № 7 Главного Управления федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» (ФКЛПУ КТБ-7 ГУФСИН России по Пермскому краю), а не: «ФКЛПУ КТБ-7 ОИУ-1 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, как указано прокурором по тексту иска.

В судебном заседании прокурор Трегубов М.А. на удовлетворении исковых требований настаивал.

Истцы Аширов М.Р., Мелешенков О.В., Калугин С.А. в судебном заседании поддержали исковые требования прокурора.

Представитель ответчика и третьих лиц Бартов К.В. исковые требования не признал по доводам письменных возражений.

Свидетель Балякин Е.А. показал суду, что является зам.начальника ФКЛПУ КТБ-7, начальником отдела охраны с ноября 2018 года, до этой даты с ноября 2002 года занимал должность старшего инспектора отдела охраны. Пояснил, что втечение рабочей смены как такового перерыва для отдыха и приема пищи у сотрудников караула нет, но они не лишены права пообедать, находясь в составе резервной группы, время пребывания в которой в среднем составляет 1,40 мин., если нет сработок сигнализации и иных ситуаций (тревога и пр.). Время, затраченное на обед, никем не фиксируется, никаких журналов об этом не ведется. Покидать караульное помещение втечение рабочей смены нельзя. Находясь в составе резервной группы, сотрудники могут читать газеты, журналы, слушать радио, изучать нормативно-правовые акты, заниматься самообразованием, играть в настольные игры (шахматы, шашки), заполнять конспекты, которые впоследствии проверяются вышестоящим руководством. Отказаться от выполнения указанных мероприятий сотрудники не могут, в противном случае, будут привлечены к дисциплинарной ответственности. Первая смена у сотрудников караула начинается в 7.50, заканчивается в 21.50, вторая смена начинается в 19.50, заканчивается в 9.50 часов. Примерно час службы у сотрудников караула совпадает, поскольку осуществляется двойной караул. Затем после смены караула подводятся итоги службы за смену. В учреждении действуют Правила внутреннего трудового распорядка от 2016 года, имеются и от 2018 года, но точных дат он не помнит. Фактически смена сотрудников караула длится 14 часов, по табелю «закрывают» по 12 часов. В июле 2018 года вступил в силу новый специальный для сотрудников УИС закон № 197-ФЗ, свидетель, читая его положения, трактовал возможность включения в рабочее время сотрудников, времени предоставляемого на отдых и прием пищи. В связи с чем, с июля 2018 года по декабрь 2018 года свидетель «закрывал» (утверждал, согласовывал) истцам смены в табелях по 14 часов (тогда он уже исполнял обязанности начальника отдела охраны), сдавал их в финансово-экономический отдел, который впоследствии запретил, со ссылкой на Приказ № 533 «закрывать» истцам по 14 часов и указал свидетелю переделать табеля за весь период с указанием 12-часовой рабочей смены. К тому времени он (свидетель) уже дал сотрудникам распоряжение написать рапорта об оплате переработки из расчета 14 часов, но, впоследствии сказал отозвать свои рапорта. В связи с вступлением его в должность начальника отдела охраны, он 15.10.2018 года обновил распорядок дня караула, который был вывешен в караульном помещении. Содержание распорядка дня не менялось, просто возникла необходимость изменить фамилии лиц его согласовавших и утвердивших. Отдельный приказ об утверждении распорядка дня караула в учреждении не издавался. Комната приема пищи сотрудников караула оборудована в учреждении согласно требованиям положений Приказа дсп.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

С 1 августа 2018 года порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются Федеральным законом от 19.07.2018 года № 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее -Федеральный закон от 19.07.2018 года № 197-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

До указанной даты в этой части подлежал применению Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (ст. 24 Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 в ред. от 28.12.2016).

Организация деятельности рабочих и служащих, их трудовые отношения регламентировались ранее законодательством Российской Федерации о труде и правилами внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания (абзац 4 статьи 24 названного Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 в ред. от 28.12.2016).

В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, осуществляется в соответствии с: 1) Конституцией Российской Федерации; 2) настоящим Федеральным законом; 3) Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе; 4) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; 5) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; 6) нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний; 7) нормативными правовыми актами федерального органа уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 вышеуказанной статьи Федерального закона в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в уголовно-исполнительной системе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации.

Из чего следует, что довод представителя ответчика о том, что правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе, регламентируются исключительно нормами Федерального закона от 19.07.2018 года № 197-ФЗ несостоятелен.

В соответствии с ч. 1, 6, 10 ст. 55 Федерального закона от 19.07.2018 года № 197-ФЗ служебное время - время, в течение которого сотрудник в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкцией и условиями контракта должен исполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к служебному времени.

Сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.

Порядок предоставления сотруднику дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены частями 5 и 6 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Частью 2 статьи 56 указанного Федерального закона определено, что режим служебного времени сотрудника должен предусматривать определенное количество служебных и выходных дней в неделю, продолжительность служебного дня и перерыва в течение служебного дня.

В соответствии с ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 19.07.2018 года № 197-ФЗ для сотрудника устанавливаются следующие виды времени отдыха:

1) перерыв в течение служебного дня;

2) ежедневный отдых;

3) выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);

4) нерабочие праздничные дни;

5) отпуска.

Согласно статье 106 Трудового кодекса Российской Федерации время отдыха - время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

В соответствии с ч. 1 ст. 108 Трудового кодекса Российской Федерации в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.

В силу части 3 статьи 108 Трудового кодекса Российской Федерации на работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

Из приведенных положений трудового законодательства следует, что обязанность работодателя по обеспечению работнику возможности отдыха и приема пищи в рабочее время возникает в случае отсутствия у работодателя условий для предоставления работнику такого времени, то есть отсутствия возможности для освобождения работника от исполнения трудовых обязанностей.

Частью 2 статьи 100 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 100 Трудового кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято постановление от 10 декабря 2002 г. N 877 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы", согласно которому особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, а при отсутствии соответствующего федерального органа исполнительной власти - Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 26 сентября 2013 года N 533 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, пунктом 8 которого предусмотрено, что в течение смены сотруднику предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается, а пунктом 9 предусмотрено, что при продолжительности смены 12 и более часов сотрудникам может быть предоставлен дополнительный перерыв продолжительностью от одного до четырех часов в специально оборудованном помещении или месте, указанный перерыв в рабочее время не включается.

Из приведенных нормативных положений, которые, по своей сути дублируют положения Трудового кодекса Российской Федерации и не противоречат им, следует, что перерыв для отдыха и питания в течение смены не включается в служебное время сотрудников органов уголовно-исполнительной системы, поскольку в это время сотрудник освобожден от выполнения служебных обязанностей, при суммированном учете служебного времени, отработанного сотрудником, из расчета служебного времени подлежат исключению часы, отведенные ему для отдыха и приема пищи.

В соответствии с п. 17 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом ФСИН России от 27 мая 2013 года N 269 (далее - Порядок), за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, выплачиваются денежные компенсации в следующих размерах: оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится в размере одинарной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа в выходной, нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени; сверхурочная работа оплачивается за первые два часа в полуторном размере, а за последующие часы - в двойном размере часовой ставки, исчисленной в соответствии с пунктом 16 настоящего Порядка.

Пунктом 18 названного Порядка установлено, что сотрудникам, выполняющим служебные обязанности на основании графика сменности, устанавливается суммированный учет рабочего времени (год, полугодие, квартал). Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального количества рабочего времени. Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.

В силу п. 19 данного Порядка денежная компенсация выплачивается на основании соответствующего приказа, в котором указывает количество часов, за которое выплачивается денежная компенсация для каждого сотрудника.

Из п. 20 Порядка следует, что служба в выходные, нерабочие праздничные дни и в сверхурочное время может быть компенсирована предоставлением дополнительных дней (часов) отдыха. В количество часов, за которое выплачивается денежная компенсация, не включается время, за которое сотруднику предоставлена компенсация в виде дополнительных дней (часов) отдыха соответствующей продолжительности.

В соответствии с п. 14.3 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Минюста России от 6 июня 2005 года N 76, сотрудники могут при необходимости привлекаться к службе сверх установленного времени, службе в выходные и праздничные дни по письменному приказу за подписью начальника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, в штате которого состоит сотрудник, с предоставлением соответствующих компенсаций.

Учет времени, отработанного сверхурочно, ведется самим сотрудником и руководителем органа уголовно-исполнительной системы, подписавшим приказ о сверхурочной работе, или, по его поручению, руководителем бригады, старшим группы и т.п. Данные учета отражаются в рапорте лица, осуществляющего учет, с указанием количества часов, отработанных конкретным сотрудником сверхурочно в каждый рабочий день. Рапорт с соответствующим решением начальника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы о привлечении к сверхурочной работе является основанием для оплаты этой работы.

Указанные выплаты производятся сверх денежного содержания, положенного при нормальном режиме рабочего времени.

Приказ о службе в выходные и праздничные дни и табель, подтверждающий службу в указанные дни, являются основанием для предоставления сотрудникам соответствующей компенсации (дополнительная оплата или предоставление других дней отдыха).

Продолжительность рабочей недели, продолжительность, начало, окончание служебного (рабочего) времени и порядок его учета, время перерыва для отдыха и питания, порядок привлечения сотрудников и гражданских служащих ФСИН России к исполнению должностных обязанностей сверх установленного служебного (рабочего) времени, по скользящему графику, а также в выходные и праздничные дни определяется Правилами внутреннего распорядка ФСИН России.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ФКЛПУ КТБ-7 является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы. В учреждении посменно несет службу личный состав караула по охране жилой зоны, в том числе Мелешенков О.В., Аширов М.Р., Калугин С.А., т.е. истцы. В ФКЛПУ КТБ-7 издан Приказ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил внутреннего трудового распорядка для сотрудников, рабочих и служащих ФКЛПУ КТБ-7» которым сотрудникам учреждения установлена пятидневная 40-часовая рабочая неделя с выходными днями в субботу и воскресенье (п. 23) и определен режим рабочего дня, в том числе для отдела охраны: с 08.00 часов до 20.00 часов и с 20.00 часов до 08.00 часов, с перерывом для отдыха и питания не более 2 часов. Перерывы для отдыха и питания не включаются в рабочее время и оплате не подлежат. На тех работах, где по условиям службы время часов перерыва для отдыха и питания установить нельзя, сотруднику или работнику предоставляется возможность отдыха и приема пищи в течение рабочего времени (п. 24). В необходимых случаях сотрудники могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленного времени, а также в ночное время, в выходные и праздничные дни. В этих случаях им предоставляются отгулы. Работа в сверхурочное время оплачивается за первые два часа не менее чем в полуторном размере, за последующие часы не менее чем в двойном размере (п. 30). Суммированный учет рабочего времени сотрудникам учреждения установлен в течение года (п. 25). В дальнейшем ДД.ММ.ГГГГ приказом ВРИО начальника ФКЛПУ КТБ-7 утверждены новые Правила внутреннего трудового распорядка с учетом вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 197-ФЗ, которыми в исправительном учреждении также была установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями (суббота, воскресенье). Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю (п. 23). Время начала и окончания работы, перерыва для отдыха и питания, в частности, для сотрудников караула по охране жилой зоны установлено следующее: с 08.00 до 22.00 часов и с 20.00 до 10.00 часов, перерыв для отдыха и питания не установлен (указано в служебное время). Перерывы для отдыха и питания не включаются в рабочее время и оплате не подлежат. На тех работах, где по условиям службы время часов перерыва для отдыха и питания установить нельзя, сотруднику или работнику предоставляется возможность отдыха и приема пищи в течение рабочего времени (п. 24). В соответствии с распорядком дня, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ ВРИО начальника ФКЛПУ КТБ-7 Семеновым И.М. установлено время начала, окончания работы и перерыва для отдыха и приема пищи сотрудникам отдела охраны: с 7.50 до 21.50 часов (первая смена) и с 19.50 до 9.50 (вторая смена). Прием пищи личным составом караула происходит во время нахождения караульных в составе РГ-1,2,3. При возникновении во время нахождения караульные немедленно прекращают прием пищи и действуют согласно указанию начальника караула в соответствии расчету караула для действий при происшествии. Также судом установлено, что прокуратурой города Губахи в январе-феврале 2019 года по обращениям истцов о нарушении их трудовых прав со стороны ФКЛПУ КТБ-7 проведена проверка, по результатам которой в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление с требованием о проведении перерасчета суммы компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной законодательством продолжительности рабочего времени в отношении истцов и дальнейшее исчисление продолжительности рабочего времени для служащих караула из расчета 14-часовой рабочей смены. Указанное представление прокурора осталось без удовлетворения ФКЛПУ КТБ-7, что и послужило основанием для подачи настоящего иска.

Судом также установлено, что истцам в спорный заявленный период с июля 2018 года по декабрь 2018 года включительно, согласно табелей учета рабочего времени за указанный период, рабочее время, подлежащее оплате, учитывалось в количестве 12 часов при фактической продолжительности смены 14 часов, при этом в рабочее время, подлежащее оплате, не включалось время для отдыха и приема пищи в количестве двух часов.

Из пояснений истцов и свидетеля следует, что учет времени для приема пищи в течение рабочей смены никем не фиксируется, при этом, обеденное время втечение каждой рабочей смены составляет примерно 15-20-30 минут и не более, а в случае, если произошла «сработка» сигнализации, то время для приема пищи вообще не всегда удается выделить, поэтому втечение 13,5 часов сотрудники находятся при исполнении служебных обязанностей без перерыва, в полной готовности, при этом покидать расположение караульного помещения без соответствующего разрешения сотрудникам запрещено.

В соответствии с Приказом Минюста России от 23 июня 2005 года № 95 «Об утверждении Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний» суточной ведомостью надзора оформляется решение по надзору на сутки. В начале рабочего дня суточная ведомость передается дежурному помощнику начальника колонии для исполнения, а по истечении суток после анализа результатов несения службы начальником отдела режима и доклада начальнику колонии о выполнении запланированных мероприятий суточная ведомость надзора сдается в дело. Таким образом, суточная (постовая) ведомость по надзору является в том числе документом, подтверждающим учет времени, фактически отработанного каждым сотрудником, в том числе в условиях сверхурочной работы.

Представленные по запросу суда копии постовых (суточных) ведомостей (с согласия сторон представлены выборочно по три штуки на дневную смену и три штуки на ночную смену) за период с июля 2018 года по декабрь 2018 года содержат следующую информацию: график несения службы определен в первую смену с 9.00 часов до 21.00 часов, во вторую смену с 21.00 часов до 9.00 часов. При этом, в каждой ведомости указан обязательный для выполнения всеми без исключения заступившими на службу сотрудниками ежедневный план воспитательной работы в карауле втечение рабочей смены, начало выполнения которого в первую смену с 8.10 до 21.00 часа, во вторую смену с 20.30 до 9.25 часов. В постовых ведомостях отсутствует информация о предоставлении и использовании втечение рабочей смены, как первой, так и второй, времени для отдыха и приема пищи.

Распорядок дня караула по охране жилой зоны, утвержденный ВРИО начальника ФКЛПУ КТБ-7 Семеновым И.М. ДД.ММ.ГГГГ содержит следующую информацию: 7.50 (19.50) прибытие на службу, 7.50-8.10 (19.50-20.10) медицинский осмотр, 8.10-8.20 (20.10-20.20) получение оружия, 8.20-8.50 (20.20-20.50) подготовка караула, 8.50-8.55 (20.50-20.55) развод на службу, 8.55-9.25 (20.55-21.25) смена караула, 21.25-21.45 (9.25-9.45) чистка оружия, его сдача после смены караула, 21.45-21.50 (9.45-9.50) подведение итогов, доклад начальнику отдела охраны о выполнении поставленной задачи. В распорядке дня отсутствует информация о конкретных часах, предоставляемых сотрудникам для приема пищи.

Таким образом, судом достоверно установлено и ответчиком не опровергнуто, что время предоставления перерыва для отдыха и приема пищи, его конкретная продолжительность для сотрудников караула, в частности, истцов, работающих по сменному графику службы, не установлены ни Правилами внутреннего трудового распорядка учреждения, ни каким бы то ни было иным нормативным актом.

Тогда как, согласно положений Инструкции по охране исправительных учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации дсп от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что приготовление (подогрев) и прием пищи сотрудниками осуществляется в карауле по охране постоянных объектов, как правило, в отдельных комнатах караульных помещений, а в других караулах - в специально отведенных для этого местах (помещениях), которые обеспечиваются необходимым имуществом и инвентарем по существующим нормам положенности. Личному составу караула категорически запрещается уходить для приема пищи и отправления естественной надобности за пределы караульного помещения (п. 50); начальник учреждения, в том числе обязан создавать надлежащие условия личному составу караулов, служебных нарядов для несения службы, отдыха, приема пищи, просушки одежды и обуви в караульных помещениях (п. 69); для каждого караула разрабатывается и утверждается начальником учреждения распорядок дня, в котором указывается время: начала и окончания развода осужденных на работу; приема пищи составом караула; смены караулов и т.п. Никто из состава караула не имеет права оставлять караульное помещение и площадку без разрешения начальника караула. Границы территории, выход за пределы которой считается уходом из караула, обозначаются на схеме охраны объекта (п. 204).

Кроме того, при караульном помещении должна быть столовая с оборудованием для подогрева пищи…(Приложение к Инструкции).

Действительно, для приема пищи в учреждении оборудовано специальное место, что никем из участников дела не опровергалось, однако, само по себе наличие комнаты для приема пищи не означает наличие возможности (времени) для использования этой комнаты по назначению. Совокупностью собранных по делу доказательств подтверждается отсутствие у истцов возможности иметь во время дежурства двухчасовой отдых или перерыв для приема пищи, продолжительность которого исключается работодателем из общего времени рабочей смены.

Согласно должностной инструкции младшего инспектора отдела охраны Аширова М.Р. он обязан перед каждым заступлением на службу проходить медицинский осмотр и психологическое обследование (п. 66), посещать занятия по служебно-боевой подготовке согласно утвержденного расписания занятий, дополнительные занятия по распоряжению ГУФСИН, аккуратно и в полном объеме вести конспекты в тетради по служебной подготовке, своевременно индивидуальные задания руководителя учебной группы (п. 69), несет ответственность за качественное и своевременное ведение тетради по служебно-боевой подготовке (п. 110). Аналогичные обязанности и ответственность указаны в должностной инструкции ст.инструктора-кинолога Мелешенкова О.В. – п. 77, 89, 113.

Согласно должностной инструкции инспектора отдела охраны Калугина С.А., он обязан проводить инструктивные занятия с личным составом караула перед заступлением на службу (п. 68), обязан заполнять постовые ведомости и предоставлять их на подпись заместителю начальника больницы – начальнику отдела охраны (п. 69), обязан проводить с личным составом занятия по служебной подготовке, вести журнал учета посещаемости и успеваемости по служебной подготовке (п.73), несет ответственность за качественное ведение тетради по служебной и специальной подготовке (п. 103).

По мнению суда, подготовка караулов (служебных нарядов), включая инструктаж начальника караула, инструктивные занятия со всем личным составом караула (не менее 30 минут), материально-техническое обеспечение, медицинский осмотр, заступающих в караул, получение необходимых для несения службы документов носят обязательный характер в связи с чем, должны рассматриваться как выполнение служебных обязанностей, а потому подлежат включению в рабочее время.

На что, в частности, указано и в Методических рекомендациях по расчету денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в праздничные дни, сверх установленной законом продолжительности рабочего времени при суммированном учете рабочего времени сотрудникам уголовно-исполнительной системы, направленной ФСИН России в адрес подведомственных учреждений письмом от ДД.ММ.ГГГГ для сведения и использования в работе (письмо имеется в материалах дела).

Кроме того, ГУФСИН России по Пермскому краю письмом от ДД.ММ.ГГГГ (95? в материалах дела номер и дата документа плохо читаемы) в адрес начальников подведомственных учреждений направило разъяснения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, в которых ссылаясь на положения Приказа ФСИН России от 26.0.2003 года, Приказы Министерства юстиции Российской Федерации дсп от ДД.ММ.ГГГГ, дсп от ДД.ММ.ГГГГ, указали на то, что в течение дня сотрудникам должен быть предоставлен отдых и пр. Также в тексте письма идет ссылка на письмо ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которого сотрудникам, работающим по графикам сменности, в соответствии с указанными пунктами Приказа , при продолжительности смены 10 часов следует предоставлять перерыв для отдыха и питания продолжительностью 2 часа, а при продолжительности смены 12 и более часов – 4 часа. Сменность в несении службы, время начала и окончания смены, начало и продолжительность обеденного перерыва, время отдыха должны быть установлены в Правилах внутреннего трудового распорядка учреждения.

С учетом фактических обстоятельств дела, принимая во внимание, что личный состав дежурного караула не имеет право покидать распоряжение караула, а также фактически не имеет времени для приема пищи, за исключением 30 минут за рабочую смену, суд приходит к выводу о незаконности действий ответчика в части исключения из общего времени несения службы истцов 1,5 часов.

Действительно, пунктом 8 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 26 сентября 2013 года N 533 предусмотрено, что в течение смены сотруднику предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается, а пунктом 9 установлено, что при продолжительности смены 12 и более часов сотрудникам может быть предоставлен дополнительный перерыв продолжительностью от одного до четырех часов в специально оборудованном помещении или месте, указанный перерыв в рабочее время не включается.

По общему правилу время перерыва для отдыха и питания не включается в рабочее время и не оплачивается, поэтому работник вправе использовать его по своему усмотрению.

Однако же, на работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно (то есть они не могут предоставляться с освобождением от работы), работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Другими словами, в таких случаях, в отличие от общего правила, перерывы будут включаться в рабочее время.

Статьей 106 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что время отдыха - это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

Согласно части 2 статьи 56, части 2 статьи 57 Федерального закона от 19.07.2018 года № 197-ФЗ, статьи 107 Трудового кодекса Российской Федерации, видами времени отдыха являются, в том числе, перерывы в течение рабочего дня.

Таким образом, как определено Трудовым кодексом Российской Федерации, а также специальным законом по отношению к сотрудникам УИС (Федеральным законом от 19.07.2018 года № 197-ФЗ) перерывы в течение рабочего дня (смены) являются временем отдыха и работник вправе использовать указанные перерывы по своему усмотрению, в том числе вправе покидать рабочее место.

Вместе с тем, как установлено судом, у истцов настолько «насыщенный» (интенсивный) рабочий график, расписанный по минутам, что времени в количестве двух часов на отдых и питание у них просто нет, что нашло отражение как в распорядке дня от ДД.ММ.ГГГГ, а также следует из ежедневных постовых ведомостей, не содержащих сведений о предоставляемых перерывах для отдыха и приема пищи, Правилах внутреннего трудового распорядка от ДД.ММ.ГГГГ, содержащем сведения о том, что перерыв для отдыха и питания должен предоставляться в служебное время, однако, конкретное время и количество часов не указано, а также следует из показаний истцов и свидетеля, указавшего суду на то, что в случае уклонения от выполнения ежедневных мероприятий по плану воспитательной работы (настольные игры (шашки и пр.), написание конспектов, инструктажи, прослушивание лекций, подведение итогов и пр.) работники пишут объяснительные и могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, т.е. выполнение указанных мероприятий обязательно для сотрудников.

Однако, обязав сотрудников выполнять, в том числе, ежедневные мероприятия по плану воспитательной работы, работодатель не учел, что личный состав имеет также и право на отдых и прием пищи в течение дня, либо же равноценную компенсацию в случае невозможности предоставить таковой.

Такие выводы суда не противоречат позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной, в частности, в определении от 31 октября 2016 года № 1-КГ16-17 (принято до вступления в силу Федерального закона от 19.07.2018 года № 197-ФЗ), где предметом спора являлась ситуация, в которой в исправительном учреждении, согласно распорядка дня были конкретно определены часы для отдыха и приема пищи и оборудована комната для приема пищи и комната для отдыха, при этом в рабочее время, подлежащее оплате, не включалось время для отдыха и приема пищи в количестве четырех часов, однако же, в настоящем споре, время для отдыха и приема пищи для сотрудников караула вообще не определено (не установлено) ни Правилами внутреннего трудового распорядка, ни какими-либо иными внутренними локальными актами и не фиксируется никем, в то время как именно на работодателя возлагается обязанность вести точный учет фактически отработанного времени.

Выводы Верховного суда Российской Федерации в упомянутом определении таковы: обязанность обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время возникает у работодателя при невозможности освободить сотрудника от исполнения трудовых обязанностей. Перерыв для отдыха и питания в течение смены не включается в служебное время сотрудника УИС, поскольку в этот период он освобожден от выполнения служебных обязанностей. В связи с чем, эти часы исключаются из расчета при суммированном учете служебного времени.

Однако же, в настоящем случае, работодатель предоставляет истцам перерыв для отдыха и питания не более 30 минут за рабочую смену, что нашло подтверждение в настоящем судебном заседании, а потому, именно это время и подлежит исключению из расчета при суммированном учете служебного времени истцов в спорный период, а оставшееся время – 1,5 часа, которое работодатель исключает из рабочего времени, подлежит учету и соответствующей компенсации.

При этом, по мнению суда, ситуацию, когда в силу условий производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания, которое работник вправе использовать по своему усмотрению, невозможно, по сути, нельзя признать перерывом, который не включается в рабочее время и не подлежит оплате. В таком случае имеет место ситуация, когда часть рабочего времени работниками тратится на отдых и прием пищи, следовательно, такое время является рабочим и подлежит оплате.

Согласно пункту 5 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха сотрудников уголовно-исполнительное системы», утвержденного Приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ продолжительность смены устанавливается по участкам службы, как правило, 8, 10, 12 и 24 часа. С учетом специфики работы, при условии соблюдения нормы рабочего времени за учетный период, может быть установлена иная продолжительность смены.

Таким образом, закон не запрещает ответчику учитывать рабочую смену истцов, исходя из ее фактической продолжительности равной 13,5 часам.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что действия ФКЛПУ КТБ-7 в части учета 13,5 часов продолжительности смены как 12 часов продолжительности смены в табелях учета рабочего времени с июля 2018 года по декабрь 2018 года в отношении истцов незаконны, а потому, в соответствующей части заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.

Разрешая требования в оставшейся части, суд исходит из следующего.

При рассмотрении дела установлено, что в соответствии с установленным ответчиком порядком несения службы продолжительность каждой смены истцов составляла не менее 13,5 часов, из которых ответчиком учитывались и оплачивались только 12 часов, хотя по условиям службы истцов предоставление перерыва для отдыха и питания фактически невозможно. Также судом достоверно установлено и ответчиком не опровергнуто, что фактически перерыв для питания предоставлялся истцам не более, чем 0,5 часа (30 минут) каждую смену.

Как следует из приказа -лс о выплате денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной законодательством продолжительности рабочего времени сотрудникам ФКЛПУ КТБ-7 от ДД.ММ.ГГГГ, а также справок от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ главного бухгалтера исправительного учреждения, Калугину С.А. была выплачена компенсация за сверхурочную работу за 2 полугодие 2018 года за 371 час (из расчета 234 часа в 1,5 размере на сумму 34465,01 руб., 137 часов в двойном размере на сумму 26904,31 руб.), Мелешенкову О.В. за 256 часов (из них 234 часа в 1,5 размере на сумму 23347,26 руб., 22 часа в двойном размере на сумму 2926,71 руб.), Аширову М.Р. за 434 часа (из них 234 часа в 1,5 размере на сумму 23347,26 руб., 200 часов в 2 размере на сумму 26606,56 руб.), исходя из расчет рабочего времени равного 12 часам.

Из этого следует, что ответчик вопреки требованиям Приказа Федеральной службы исполнения наказаний от ДД.ММ.ГГГГ , допускающий по смыслу невключение в рабочее время времени для отдыха и питания при условии фактического его предоставления (в настоящем случае таковой не предоставлялся), а также положениям части 3 статьи 108 Трудового кодекса Российской Федерации ненадлежащим образом осуществлял учет времени, фактически отработанного истцами, в результате чего не учел и, соответственно, не оплатил за второе полугодие 2018 года Аширову М.Р. – 157,5 часов (105 смен, учтенных работодателем как 12 часовые за вычетом 2 часов перерыва для приема пищи в каждую смену. В то время как количество отработанных, но неоплаченных часов составило 157,5 (105*1,5)), Калугину С.А. – 165 часов (110 смен, учтенных работодателем как 12 часовые за вычетом 2 часов перерыва для приема пищи в каждую смену. В то время как количество отработанных, но неоплаченных часов составило 165 (110*1,5)), Мелешенкову О.В. 127,5 часов (85 смен, учтенных работодателем как 12 часовые за вычетом 2 часов перерыва для приема пищи в каждую смену. В то время как количество отработанных, но неоплаченных часов составило 127,5 (85*1,5)).

При таких обстоятельствах, истцам необходимо произвести доначисление фактически отработанного времени из расчета 1,5 часа за каждую полную 12-часовую (и более) смену. Такое время подлежит оплате в двукратном размере, поскольку оплата первых двух часов в 1,5 размере уже учтена работодателем при расчете переработки за полугодие.

При расчете компенсации за сверхурочную работу суд учитывает, что в соответствии с пунктом 16 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ часовая ставка определяется путем деления должностного оклада сотрудника на среднемесячное количество рабочих часов, устанавливаемое по производственному календарю на данный календарный год, с учетом продолжительности рабочего времени соответствующей категории сотрудников.

Из этого следует, что приведенный прокурором расчет оплаты сверхурочной работы основан на законе и соответствует вышеуказанному порядку его расчета, так как в соответствии с п. 18 Порядка при суммированном учете рабочего времени денежная компенсация за работу сверх нормального количества рабочих часов за учетный период выплачивается в следующем порядке: в полуторном размере оплачиваются сверхурочные часы, не превышающие в среднем двух часов за каждый рабочий день в учетном периоде по календарю рабочей недели, установленному в подразделении, а остальные часы оплачиваются в двойном размере часовой ставки. Кроме того, имеющийся расчет ответчиком не опровергнут, контррасчет не представлен. В этой связи имеются основания для доплаты за сверхурочную работу в заявленном прокурором размере за заявленный период в пользу каждого из истцов: Мелешенкову О.В. в сумме 16961,69 руб., Аширову М.Р. в сумме 20952,67 руб., Калугину С.А. в сумме 21950,00 руб.

С учетом изложенного, суд удовлетворяет заявленные прокурором требования в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования заместителя прокурора г. Губахи, действующего в защиту прав и законных интересов Аширова М.Р., Мелешенкова О.В., Калугина С.А. удовлетворить.

Признать незаконными действия Федерального казенного лечебно-профилактического учреждения «Краевая туберкулезная больница № 7 Главного Управления федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» в части учета 13,5 часов продолжительности смены как 12 часов продолжительности смены в табелях учета рабочего времени с июля 2018 года по декабрь 2018 года Аширова М.Р., Мелешенкова О.В., Калугина С.А..

Взыскать с Федерального казенного лечебно-профилактического учреждения «Краевая туберкулезная больница № 7 Главного Управления федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» дополнительную денежную компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности рабочего времени в пользу Мелешенкова О.В. в сумме 16961,69 руб., в пользу Аширова М.Р. в сумме 20952,67 руб., в пользу Калугина С.А. в сумме 21950,00 руб.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение месяца.

Мотивированное решение суда изготовлено 14 октября 2019 года.

Председательствующий: И.А. Мухтарова

2-815/2019 ~ М-739/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Калугин Сергей Анатольевич
прокурор г. Губаха
Аширов Марат Ришатович
Мелешенков Олег Васильевич
Ответчики
ФКЛПУ КТБ-7 ГУФСИН по Пермскому краю
Другие
Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю
Федеральная служба исполнениянаказания России
Суд
Губахинский городской суд Пермского края
Судья
Мухтарова И.А.
Дело на странице суда
gubacha--perm.sudrf.ru
24.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.07.2019Передача материалов судье
24.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.08.2019Судебное заседание
29.08.2019Судебное заседание
18.09.2019Судебное заседание
18.09.2019Судебное заседание
09.10.2019Судебное заседание
14.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.12.2019Дело оформлено
03.11.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее