Дело № 2-386/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Саранск 28 февраля 2019 г.
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе
судьи Скуратович С.Г.,
при секретаре Синдянкиной Е.О.,
с участием в деле:
истца Черепанова В. А., его представителя Саенко А. А., действующего на основании доверенности от 11 февраля 2019 г.,
ответчика Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия, в лице представителя Чигиревой К. В., действующей на основании доверенности от 10 мая 2018 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черепанова В. А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о возложении обязанности включить в общий трудовой стаж периоды работы и военной службы, произвести перерасчет пенсии с учетом периодов работы и военной службы,
установил:
Черепанов В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия (далее – УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия) о возложении обязанности включить в общий трудовой стаж периоды работы и военной службы, произвести перерасчет пенсии с учетом периодов работы и военной службы.
В обоснование исковых требований указано, что с 18 августа 2018 г. является получателем страховой пенсии по старости на основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»), размер которой составляет 8265 руб. 06 коп.
Он обратился в УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия, поскольку не был согласен с размером назначенной пенсии. На свое обращение получил ответ, из которого следовало, что ответчик не учел в страховой стаж периоды трудовой деятельности в Эстонской ССР, а также период прохождения военной службы в рядах Советской армии, с 1 августа 1975 г. по 1 сентября 1992 г., а именно:
- с 1 августа 1975 г. по 22 сентября 1978 г. - прохождение службы в Вооруженных Силах Союза ССР в должности курсанта;
- с 22 сентября 1978 г. по 3 сентября 1982 г. - прохождение службы в Вооруженных Силах Союза ССР в должности авиационного техника корабля в г. Тарту Эстонской ССР;
- с 3 сентября 1982 г. по 28 мая 1987 г. - прохождение службы в Вооруженных Силах Союза ССР в должности старшего авиационного техника корабля в г. Тарту Эстонской ССР;
- с 7 июля 1987 г. по 1 сентября 1992 г. - период трудовой деятельности на территории Эстонской ССР.
В соответствии с действующим законодательством и международными правовыми актами имеет право на перерасчет пенсии с учетом включения в трудовой стаж периодов трудовой деятельности на территории Эстонской ССР.
На основании изложенного и положений статей 18 и 19 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 г. № 590, Письма Минсоцзащиты Российской Федерации от 31 января 1994 г. № 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР», Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 г., с учетом заявлений об уточнении требований от 4 февраля 2019 г., от 28 февраля 2019 г., просит обязать ответчика УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия включить в общий трудовой стаж следующие периоды трудовой деятельности:
- с 22 сентября 1978 г. по 3 сентября 1982 г. - прохождение службы в Вооруженных Силах Союза ССР в должности авиационного техника корабля в г. Тарту Эстонской ССР;
- с 3 сентября 1982 г. по 28 мая 1987 г. - прохождение службы в Вооруженных Силах Союза ССР в должности старшего авиационного техника корабля в г. Тарту Эстонской ССР;
- с 7 июля 1987 г. по 15 июля 1989 г. - период трудовой деятельности на территории Эстонской ССР;
- с 2 августа 1989 г. по 24 апреля 1991 г. - период трудовой деятельности на территории Эстонской ССР;
- с 6 мая 1991 г. по 5 июня 1991 г. - период трудовой деятельности на территории Эстонской ССР;
- с 18 сентября 1991 г. по 1 сентября 1992 г. - период трудовой деятельности на территории Эстонской ССР.
2) произвести перерасчет страховой пенсии с 18 августа 2018 г. с учетом следующих периодов трудовой деятельности:
- с 22 сентября 1978 г. по 3 сентября 1982 г. - прохождение службы в Вооруженных Силах Союза ССР в должности авиационного техника корабля в г. Тарту Эстонской ССР;
- с 3 сентября 1982 г. по 28 мая 1987 г. - прохождение службы в Вооруженных Силах Союза ССР в должности старшего авиационного техника корабля в г. Тарту Эстонской ССР;
- с 7 июля 1987 г. по 15 июля 1989 г. - период трудовой деятельности на территории Эстонской ССР;
- с 2 августа 1989 г. по 24 апреля 1991 г. - период трудовой деятельности на территории Эстонской ССР;
- с 6 мая 1991 г. по 5 июня 1991 г. - период трудовой деятельности на территории Эстонской ССР;
- с 18 сентября 1991 г. по 1 сентября 1992 г. - период трудовой деятельности на территории Эстонской ССР.
В судебном заседании истец Черепанов В.А., его представитель Саенко А.А., исковые требования поддержали в полном объеме и по тем же основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика Чигирева К.В. исковые требования не признала, пояснив, что размер пенсии рассчитан в соответствии с действующим пенсионным законодательством, правовые основания для включения спорных периодов истцу в страховой стаж отсутствуют.
Заслушав объяснения сторон, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, суд находит исковые требования Черепанова В.А. неподлежащими удовлетворению.
19 июля 2018 г. Черепанов В.А. обратился в УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия от 30 июля 2018 г. № 180000336080 Черепанову В.А. назначена страховая пенсия по старости на основании статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 18 августа 2018 г. в размере 8265 руб. 06 коп.
Согласно письмам ОПФР Российской Федерации по Республике Мордовия от 12 ноября 2018 г., 14 декабря 2018 г., что для расчета страховой в страховой стаж Черепанову В.А. учтена продолжительность стажа, осуществлявшегося на территории Российской Федерации который по состоянию на 1 января 2002 г. составил 10 лет 5 месяцев 2 дня и не включены периоды работы и военной службы в войсковых частях 40567 и 42191, дислоцированных г. Тарту Эстонской Республики в период с 8 июля 1978 г. по 28 мая 1987 г.,
В страховой стаж Черепанову В.А. не включены спорные периоды:
- с 22 сентября 1978 г. по 3 сентября 1982 г. - прохождение службы в Вооруженных Силах Союза ССР в должности авиационного техника корабля в г. Тарту Эстонской ССР;
- с 3 сентября 1982 г. по 28 мая 1987 г. - прохождение службы в Вооруженных Силах Союза ССР в должности старшего авиационного техника корабля в г. Тарту Эстонской ССР;
- с 7 июля 1987 г. по 15 июля 1989 г. - период трудовой деятельности на территории Эстонской ССР;
- с 2 августа 1989 г. по 24 апреля 1991 г. - период трудовой деятельности на территории Эстонской ССР;
- с 6 мая 1991 г. по 5 июня 1991 г. - период трудовой деятельности на территории Эстонской ССР;
- с 18 сентября 1991 г. по 1 сентября 1992 г. - период трудовой деятельности на территории Эстонской ССР.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии счастью четвертой статьи 15Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В преамбуле Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" разъяснено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно части четвертой статьи 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
В пункте 8 данного постановления разъяснено, что правила действующего международного договора Российской Федерации, согласие на обязательность которого было принято в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении законов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (действовал до 01 января 2015 г., далее - Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Аналогичная норма содержится в пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (действует с 01 января 2015 г.), который подлежит применению при разрешении спорных правоотношений.
На основании статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» для установления страховой пенсии по старости необходимо наличие страхового стажа не менее 15 лет, величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПК) не менее 30. С учетом переходных положений статьи 35 данного Федерального закона для установления страховой пенсии по старости в 2018 г. требуется наличие стажа не менее 9 лет, ИПК - 13,8.
14 июля 2011 г. между Российской Федерацией и Эстонской Республикой был заключенДоговоро сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее - Договор), ратифицированный Российской Федерацией Федеральнымзакономот 31 января 2012 г. № 1-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения» и вступивший в силу с 1 апреля 2012 г.
Договорраспространяется на отношения, относящиеся: 1) в Российской Федерации - к трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца; социальным пенсиям; 2) в Эстонской Республике - к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию (статья 2Договора).
Согласностатье 3указанного Договора, он применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон (Российской Федерации и Эстонской Республики) и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии состатьей 2Договора.
При назначении пенсии в соответствии с Договоромучитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящемуДоговору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляется согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию (пункты 1,2 статьи 5Договора).
Пунктом 1 статьи 6 Договора предусмотрено, что каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.
Пунктом 2 статьи 6Договора установлен порядок определения размера пенсии (в том числе фиксированной выплаты к страховой пенсии) для мужчин и женщин, имеющих пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, менее 25 и 20 лет соответственно. В этом случае размер страховой пенсии и фиксированная выплата к страховой пенсии определяются пропорционально пенсионному стажу, приобретенному на территории Российской Федерации.
Таким образом, названный Международный договор, как следует из его положений, в части пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон, базируется на принципе пропорциональности: полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории Договаривающихся Сторон, не только после распада СССР, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретенного на территориях бывших РСФСР и ЭССР, каждая Договаривающаяся Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории, согласно своего законодательства. Независимо от того, в какой стране живет гражданин, пенсию за трудовой стаж, выработанный в России, он будет получать в России, пенсию за работу на территории Эстонии, в том числе бывшей ЭССР, он будет получать за счет Эстонской Республики и по закону этой страны.
Исходя из анализа вышеуказанных правовых норм, в соответствии с приведенными нормами Договора на Российскую Федерацию возлагается обязанность исчисления и выплаты пенсии только за стаж, приобретенный лицами на территории Российской Федерации.
Согласно справке, выданной Военным комиссариатом города Саранск Республики Мордовия от 18 июля 2018 г. № 1596, старший лейтенант в отставке Черепанов В.А., проходил военную службу на офицерских должностях в Вооруженных силах СССР в период с 1 августа 1975 г. по 28 мая 1987 г., в том числе с 1 августа 1975 г. по 7 июля 1978 г. - курсант Васильковского военного авиационно-технического училища им. 50-летия Ленинского комсомола Украины.
В военном билете ВШ № 020841 на имя Черепанова В.А., выданного Тартуским Объединенным Горвоенкомом г. Тарту ЭССР, содержатся сведения о прохождении службы в Вооруженных Силах Союза СССР, в войсковых частях 40567 и 42191, дислоцированных г. Тарту Эстонской Республики с 1 августа 1975 г. по 28 мая 1987 г., а именно:
- с 1 августа 1975 г. по 22 сентября 1978 г. - в должности курсанта;
- с 22 сентября 1978 г. по 3 сентября 1982 г. - в должности авиационного техника корабля;
- с 3 сентября 1982 г. по 28 мая 1987 г. - в должности старшего авиационного техника корабля.
Согласно архивной справке ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» от 20 ноября 2015 г. № 4/123351, по архивным документам установлено, что Черепанов В.А., проходил службу в войсковой части 40567 (которая состояла на денежном довольствии при войсковой части 42191) с октября 1978 г. (раздаточные ведомости) по 5 мая 1987 г. (приказ ГК ВВС от 5 мая 1987 г. № 0471) в должности техника по подготовке фотооборудования, авиационного техника корабля, в воинском звании «старший лейтенант».
Из трудовой книжки, выданной на имя Черепанова В.А., следует, что на основании приказа от 7 июля 1987 г. № 40 он принят на должность формовщика машинной формовки - заливщика металла I разряда в АО «Валюмеханика» г. Тарту Эстонской Республики и уволен по собственному желанию 15 июля 1989 г. (записи № 1, 3).
На основании приказа от 2 августа 1989 г. № 234 принят на работу учеником оператора станков с программным управлением в механический цех Тартуского приборостроительного завода, приказом от 24 января 1990 г. № 22/к присвоена специальность оператора станков с программным управлением 2 разряда и назначен на работу по указанному разряду, откуда уволен 24 апреля 1991 г. за отсутствием на работе без уважительных причин, статьи 37 пункта 4 КЗоТ ЭССР (запись № 4-6).
С 6 мая 1991 г. на основании договора № 117 принят на работу токарем в кооператив «Каскад», с которой уволен 5 июня 1991 г., за отсутствием на работе без уважительных причин, статьи 37 пункта 4 КЗоТ ЭССР (запись № 7-8).
С 18 сентября 1991 г. на основании приказа от 19 сентября 1991 г. № 318 принят на должность слесаря-сборщика летательных аппаратов 2 разряда в Войсковую часть 21655 и уволен с работы 1 сентября 1992 г. по ст. 86 п. 1 Закона Эстонской Республики «О трудовом договоре», в связи с ликвидацией предприятия (запись № 9-10).
Таким образом, трудовая деятельность и военная служба истца Черепанова В.А в период с 22 сентября 1978 г. по 1 сентября 1992 г. протекала на территории Эстонской ССР,
Принимая во внимание основополагающее положение Договора о том, что каждая сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства (пункт 1 статьи 6 Договора), вопрос учета периодов работы и периодов прохождения военной службы решается в зависимости от места работы и прохождения военной службы на территориях договаривающихся сторон, суд находит, что при назначении пенсии по законодательству Российской Федерации в страховой стаж Черепанову В.А. обоснованно не включены периоды работы и военной службы на территории Эстонской Республики.
В соответствии с порядком, предусмотренным Соглашением, 25 октября 2018 г., УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия направило формуляр уведомления о назначении пенсии Черепанову В.А. и формуляр о пенсионном стаже истца в Департамент Социального Страхования Эстонской Республики.
Согласно информации Департамента Социального Страхования Эстонской Республики от 26 октября 2018 г. № 6.VP-2/61265, изложенной в формуляре о пенсионном стаже Черепанова В.А. следует, что продолжительность периода страхового (трудового) стажа на территории Эстонской Республики с 15 июля 1989 г. по 1 сентября 1992 г. составляет 4 года 8 месяцев 18 дней.
Следовательно, у истца Черепанова В.А. имеется право на пенсионное обеспечение по законодательству Эстонской Республики с учетом продолжительности страхового (трудового) стажа и заработной платы, начисленной за данный период в Эстонской Республике.
При таких обстоятельствах, заявленные исковые требования Черепанова В.А. к УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия о возложении обязанности включить в общий трудовой стаж периоды работы и военной службы, произвести перерасчет пенсии с учетом периодов работы и военной службы, не подлежат удовлетворению.
В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 указанного Кодекса.
Учитывая, что истцу Черепанову В.А. отказано в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, судебные расходы по оплате государственной госпошлины возмещению не подлежат.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Черепанова В. А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о возложении обязанности включить в общий трудовой стаж периоды работы и военной службы, произвести перерасчет пенсии с учетом периодов работы и военной службы, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия С.Г. Скуратович
Мотивированное решение изготовлено 4 марта 2019 г.