РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
19 октября 2018 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Канаевой О.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1642/18 по иску К,О. и О. к Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» и ООО «Управляющий жилищно-коммунальный комплекс» о возмещении вреда,
Руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» в пользу К. в возмещение вреда, причинённого имуществу, 48 266 рублей 62 копейки.
Взыскать с Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» в пользу О. в возмещение вреда, причинённого имуществу, 48 266 рублей 62 копейки, расходы на оплату экспертно-оценочных услуг в размере 13 719 рублей 58 копеек и расходы на оплату услуг представителя в размере 9 354 рублей 26 копеек.
Взыскать с Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» в пользу О. в возмещение вреда, причинённого имуществу, 48 266 рублей 62 копейки.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Управляющий жилищно-коммунальный комплекс» в пользу К. в возмещение вреда, причинённого имуществу, 27 086 рублей 03 копейки, компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей и штраф за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя в размере 5 000 рублей.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Управляющий жилищно-коммунальный комплекс» в пользу О. в возмещение вреда, причинённого имуществу, 27 086 рублей 03 копейки, расходы на оплату экспертно-оценочных услуг в размере 8 280 рублей 42 копеек, компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей и штраф за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя в размере 5 000 рублей и расходы на оплату услуг представителя в размере 5 645 рублей 74 копеек.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Управляющий жилищно-коммунальный комплекс» в пользу О. в возмещение вреда, причинённого имуществу, 27 086 рублей 03 копейки, компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей и штраф за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя в размере 5 000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» в доход бюджета городского округа Самара государственную пошлину в размере 4 096 рублей.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Управляющий жилищно-коммунальный комплекс» в доход бюджета городского округа Самара государственную пошлину в размере 2 637 рублей 75 копеек.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Ю. Болочагин
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 октября 2018 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Канаевой О.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1642/18 по иску К.,О. и О. к Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» и ООО «Управляющий жилищно-коммунальный комплекс» о возмещении вреда,
установил:
К.,О. и О.. обратились в Ленинский районный суд г. Самары с иском к ООО «Управляющий жилищно-коммунальный комплекс» о возмещении вреда. В обоснование иска указывают, что 28-29.10.2017 г. произошло затопление принадлежащей им <адрес> в результате ненадлежащего ремонта кровли. Согласно заключению ООО «ЭкспертОценка» №18/К-112 стоимость восстановительного ремонта квартиры с учетом износа составила 361 559 рублей 18 копеек. Согласно акту исследования ООО «Судэксперт» стоимость восстановительного ремонта кондиционера и телевизора составила 23 500 рублей. Просили взыскать в пользу каждого из них по 120 519 рублей 72 копейки в возмещение вреда, причинённого имуществу, компенсацию морального вреда в размере по 20 000 рублей и штраф в размере 50% от «суммы, подлежащей удовлетворению судом», в пользу О.. дополнительно 23 500 рублей, в возмещение вреда, причинённого имуществу, расходы на оплату экспертно-оценочных услуг в размере 22 000 рублей и расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей.
В ходе разбирательства дела истцы привлекли в качестве второго ответчика Некоммерческую организацию «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»», изменили размер заявленных требований, просили взыскать с ООО «Управляющий жилищно-коммунальный комплекс» в пользу каждого из них по 27 086 рублей 03 копейки в возмещение вреда, причинённого имуществу, с Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» в пользу каждого из них по 48 266 рублей 62 копейки в возмещение вреда, причинённого имуществу, с обоих ответчиков в пользу каждого из них компенсацию морального вреда в размере по 20 000 рублей и штраф в размере 50% от «суммы, подлежащей удовлетворению судом», в пользу О.. расходы на оплату экспертно-оценочных услуг в размере 22 000 рублей и расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей.
В судебном заседании представитель истцов по доверенности от 23.03.2018 г. Округина Е.А. заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» по доверенности от 19.10.2017 г. №163 Морозова Т.А. в судебном заседании иск не признал.
Ответчик ООО «Управляющий жилищно-коммунальный комплекс» представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте разбирательства дела извещён, представил письменный отзыв (т.1, л.д. 92-93), в котором иск не признал, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Представители третьего лица ООО «Вега групп регион» по доверенностям от 17.05.2017 г. №19 Дьяченко А.В., №18 Вавилова О.Д. полагали разрешение исковых требований на усмотрение суда, представили письменные отзывы (т.1, л.д. 177-180, т.2. л.д. 130-134).
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Истцам с 30.11.2011 г. принадлежит на праве общей долевой собственности с равными размерами долей квартира по адресу: <адрес>, кадастровый № (т.1, л.д. 165-168).
Управление многоквартирным домом №138 по ул. Самарской в г. Самаре осуществляет ООО «Управляющий жилищно-коммунальный комплекс» на основании соответствующего договора от 1.10.2016 г. №34 (т.1, л.д. 154-164).
Согласно акту от 30.10.2017 г. (т.1, л.д. 74), составленному ООО «ЖЭУ-4» и истцами, в квартире истцов произошло пролитие. Зафиксированы повреждения потолка и стен в комнате площадью 24 м2, потолка и стен в комнате площадью 18 м2, потолка и стен кухни, кондиционера и телевизора на кухне. Причиной пролития названо состояние кровли.
Ответчики изложенные в актах обстоятельства не оспаривали.
Для оценки стоимости восстановительного ремонта своей квартиры истцы обратилась в ООО «Экспертоценка». Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ №/К-112 (т.1, л.д. 33-35), в квартире были обнаружены повреждения, соответствующие описанным в акте от 30.10.2017 г. Согласно заключению ООО «Экспертоценка» от 2.03.2018 г. №18/К-112 (т.1, л.д. 11-60) стоимость восстановительного ремонта квартиры истцов составила 361 559 рублей 18 копеек. Согласно акту исследования ООО «Судэксперт» от 13.02.2018 г. №18-047 (т.1, л.д. 61-73) стоимость повреждённой техники (кондиционера и телевизора) составила 23 500 рублей.
Согласно пп.3 п.1 ст.36 ЖК РФ, крыши в многоквартирном доме, входят в состав общего имущества многоквартирного дома.
За вред, причинённый ненадлежащим содержанием общего имущества многоквартирного дома, отвечает организация, осуществляющая управление многоквартирным домом.
Однако, как установлено в ходе разбирательства дела, 2.08.2017 г. между Некоммерческой организацией «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» и ООО «Вега групп регион» был заключен договор подряда №ЭАОКН073-17 (т.1, л.д. 106-147), предметом которого являлось выполнение работ по капитальному ремонту, в том числе, крыши <адрес> в г. Самаре. Факт выполнения работ по этому договору признаётся всеми лицами, участвующими в деле.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 6.06.2013 г. №247 Некоммерческая организация «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» является специализированной некоммерческой организацией, деятельность которой направлена на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Следовательно, ответчик имеет предусмотренный главой 17 ЖК РФ правовой статус регионального оператора – особого субъекта правоотношений, связанных с капитальным ремонтом общего имущества в многоквартирных домах.
В соответствии с п.1 ст.180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются:
1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;
2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;
3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта РФ и (или) местного бюджета;
5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирного дома, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
В соответствии с п.1 ст.181 ЖК РФ региональный оператор аккумулирует взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками многоквартирных домов, в случае принятия ими решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также в случае, если собственники не приняли решения о способе формирования фонда капитального ремонта.
Согласно ст.182 ЖК РФ, региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта РФ и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан:
1) в сроки, предусмотренные п.3 ст.189 ЖК РФ, подготовить и направить собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта;2) обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов;
3) привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами;
4) контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации;
5) осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме;
6) в случаях, предусмотренных ЖК РФ, перечислять денежные средства в размере фонда капитального ремонта на специальный счет или выплачивать собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта;
7) аккумулировать взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в многоквартирном доме;
8) вести учет средств, поступивших на счет регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт, отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме, а также с соблюдением иных требований, установленных ЖК РФ, иными нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъекта РФ;
9) представлять своими силами или силами третьих лиц собственнику платежные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу нахождения помещения в многоквартирном доме, за капитальный ремонт общего имущества в котором вносится взнос;
10) разместить на своем официальном сайте информацию о правах и об обязанностях собственников помещений в многоквартирном доме и регионального оператора, возникающих в связи с исполнением требований ЖК РФ, нормативных правовых актов субъекта РФ, об организации проведения капитального ремонта, а также иные сведения, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
11) нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее 5 лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений.
В силу п.6 ст.182 ЖК РФ региональный оператор несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта, а также за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
При этом убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, подлежат возмещению в размере внесенных взносов на капитальный ремонт в соответствии с гражданским законодательством (п.5 ст.178 ЖК РФ).
Для определения наличия или отсутствия причинно-следственной связи между залитием в квартире истцов и проведение работ по капитальному ремонту кровли, определения стоимости восстановительного ремонта квартиры в целом и в части устранения повреждений, вызванных недостатками этих работ судом была назначена экспертиза, производство которой поручено ООО «БТЭ эксперт».
Судом получено заключение экспертизы от 29.08.2018 г. №181-07/18-С (т.2, л.д. 47-103), согласно которому следствием недостатков работ по капитальному ремонту кровли явилось затопление в кухне и зале. Стоимость восстановительного ремонта квартиры истцов составляет 215 892 рубля 08 копеек, из них стоимость устранения повреждений спальни (не связанных с капитальным ремонтом кровли) – 81 258 рублей 09 копеек. Стоимость повреждённого в квартире имущества составляет 10 166 рублей 67 копеек.
У суда не имеется оснований не доверять заключению экспертизы, поскольку изложенные в нем суждения эксперта суждения логичны, непротиворечивы, выводы мотивированны, квалификация эксперта подтверждения документально, сведений о его заинтересованности в исходе дела не имеется. Ответчики возражений против выводов судебной экспертизы не заявили.
Возражения истцов против заключения судебной экспертизы суд не оценивает поскольку изменённые исковые требования основаны именно на заключении судебной экспертизы.
В части повреждений, не связанных с проведением капитального ремонта, деликтную ответственность несёт организация, осуществляющая управление многоквартирным домом.
Следовательно, размер обязательства Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» перед истцами по возмещению вреда составляет 144 800 рублей 66 копеек, т.е. по 48 266 рублей 89 копеек перед каждым из истцом, размер обязательства ООО «Управляющий жилищно-коммунальный комплекс» – 81 258 рублей 09 копеек.
Истцы просят взыскать в их пользу с Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» по 48 266 рублей 62 копейки, что является их правом.
В силу ст.15 ГК РФ возмещению подлежат также понесенные истцом О.. необходимые расходы, связанные с реализацией своего права. К ним относятся расходы на оплату экспертно-оценочных услуг ООО «ЭкспертОценка» по договору возмездного оказания услуг от 5.02.2018 г. №18/Н-112 (т.1, л.д. 78) в размере 12 000 рублей, подтверждённые квитанцией к приходному кассовому ордеру от 6.03.2018 г. №86 (т.1, л.д. 79), и ООО «Судэксперт» по договору возмездного оказания услуг от 31.01.2018 г. №18-042 (т.2, л.д. 136) в размере 12 000 рублей, подтверждённые квитанцией от 5.02.2018 г. серии АА №000088 (т.2, л.д. 135). Эти расходы подлежат возмещению обоими ответчиками пропорционально размеру их деликтных обязательств.
Истцы находятся с ООО «Управляющий жилищно-коммунальный комплекс» в договорных отношениях, связанных с оказанием последним услуг по управлению многоквартирным домом. На эти отношения распространяется законодательство о защите прав потребителей.
В силу ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» истцы имеет право требовать от ООО «Управляющий жилищно-коммунальный комплекс» компенсации морального вреда. Размер компенсации определяется судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости в 3 000 рублей. Отсутствие вины ответчика в причинении вреда имуществу истцов не доказано.
В соответствии с п.6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. До дня принятия решения по делу ООО «Управляющий жилищно-коммунальный комплекс» имело возможность рассмотреть и удовлетворить требования истцов в добровольном порядке, однако этого не сделало, в связи с чем штраф, предусмотренный ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей», подлежит взысканию. Вместе с тем, суд находит возможным с учётом заявления ответчика в целях недопущения неосновательного обогащения истцов за счёт причинителя вреда применить положения ст.333 ГК РФ и определяет размер штрафа в 15 000 рублей.
На отношения между истцами и Некоммерческой организацией «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» действие законодательства о защите прав потребителей не распространяется.
Оснований для удовлетворения требований истцов к Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» о компенсации морального вреда не имеется, поскольку в силу ст.151, 1099 ГК РФ, компенсации подлежит моральный вред, причиненный действиями, нарушающими личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Компенсация морального вреда в деликтных обязательствах законом не предусмотрена.
Расходы истца О.. на оплату услуг представителя по договору возмездного оказания услуг от 23.03.2018 г. №6/2018 (т.2, л.д. 138) в размере 15 000 рублей, подтверждённые квитанцией к приходному кассовому ордеру от 28.03.2018 г. №6 (т.2, л.д. 137), суд, с учётом положений ст.100 ГПК РФ, полагает разумными и подлежащими возмещению, с учётом сложности дела и количества судебных заседаний. Они подлежат возмещению обоими ответчиками пропорционально размеру их деликтных обязательств.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» в пользу К. в возмещение вреда, причинённого имуществу, 48 266 рублей 62 копейки.
Взыскать с Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» в пользу О. в возмещение вреда, причинённого имуществу, 48 266 рублей 62 копейки, расходы на оплату экспертно-оценочных услуг в размере 13 719 рублей 58 копеек и расходы на оплату услуг представителя в размере 9 354 рублей 26 копеек.
Взыскать с Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» в пользу О. в возмещение вреда, причинённого имуществу, 48 266 рублей 62 копейки.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Управляющий жилищно-коммунальный комплекс» в пользу К. в возмещение вреда, причинённого имуществу, 27 086 рублей 03 копейки, компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей и штраф за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя в размере 5 000 рублей.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Управляющий жилищно-коммунальный комплекс» в пользу О. в возмещение вреда, причинённого имуществу, 27 086 рублей 03 копейки, расходы на оплату экспертно-оценочных услуг в размере 8 280 рублей 42 копеек, компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей и штраф за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя в размере 5 000 рублей и расходы на оплату услуг представителя в размере 5 645 рублей 74 копеек.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Управляющий жилищно-коммунальный комплекс» в пользу О. в возмещение вреда, причинённого имуществу, 27 086 рублей 03 копейки, компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей и штраф за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя в размере 5 000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» в доход бюджета городского округа Самара государственную пошлину в размере 4 096 рублей.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Управляющий жилищно-коммунальный комплекс» в доход бюджета городского округа Самара государственную пошлину в размере 2 637 рублей 75 копеек.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 24.11.2018 г.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь