РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Самара 04 апреля 2023 года
Советский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Селезневой Е.И.,
представителя административного истца – ОП №3 Управления МВД России по г. Самаре майора полиции Поповой А.В., представившей удостоверение №
с участием старшего помощника прокурора Советского района г.Самары Мосталыгиной А.В.,
при помощнике судьи Гусаровой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1562/2023 по административному исковому заявлению ОП по Советскому району УМВД России по г. Самаре об установлении административного надзора в отношении Иванова И.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Иванова И.Г., ДД.ММ.ГГГГ на срок погашения судимости сроком на 8 лет. Срок административного надзора исчислять со дня отбытия наказания после истечения срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением, в случае их возложения на лицо в соответствии с частью 2 статьи 79 УК РФ (27.02.2023 г.); установить в отношении Иванова И.Г., ДД.ММ.ГГГГ следующие административные ограничения: 1) обязательная явка 1 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В обоснование иска указано, что приговором Промышленного районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ Иванов И.Г. ДД.ММ.ГГГГ г.р., признан виновным в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты> и ему назначено наказание в виде <данные изъяты> Постановлением Волжского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ условно-досрочно освобожден от отбытия наказания на срок <данные изъяты> на него возложены обязанности: 1) встать на учет в специальный государственный орган, осуществляющий контроль за поведением осужденного; 2) являться на регистрацию 2 раза в месяц в специализированный государственный орган, осуществляющий контроль за поведением осужденного; 3) не покидать жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания с 22.00 час. до 06.00 час. следующих суток, кроме случаев, связанных с работой или учебой. Иванов И.Г. отбывал наказание в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ Освобожден условно-досрочно ДД.ММ.ГГГГ Состоял на учете в филиале по Советскому району г. Самары ФКУ УИИ УФСИН России по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ Дата снятия Иванова И.Г. с учета в филиале по Советскому району г. Самары ФКУ УИИ УФСИН России по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ Указанное преступление относится к категории тяжких преступлений. Приговором суда в действиях Иванова И.Г. установлен опасный рецидив. Таким образом, имеются предусмотренные законом основания для установления в отношении административного ответчика административного надзора. Административный ответчик ранее неоднократно судим, Иванов И.Г. проживает по адресу: <адрес> зарегистрирован по адресу; <адрес> <данные изъяты> Жалобы по месту жительства не поступали. По приговору Промышленного р/с г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ преступление совершено в дневное время суток.Нарушений во время отбытия условно - досрочного наказания не допускал,соблюдает ограничения, установленные постановлением Волжского районного суда г. Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании представитель административного истца Попова А.В., действующая на основании доверенности и диплома о высшем образовании, доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала в полном объеме.
В судебное заседание Иванов И.Г. не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Старший помощник прокурора Советского района г. Самары Мосталыгина А.В. полагала, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, указав, что срок исчисляется с момента постановки на учет в ОВД за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Заслушав представителя административного истца, мнение старшего помощника прокурора Советского района г.Самары, а также исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении Иванова И.Г. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 06.04.2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
В соответствии с п.2 ч.1 ст.270 КАС РФ административное исковое заявление об установлении административного надзора подается в суд органом внутренних дел - в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, а также в отношении лица, отбывающего наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 названной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;
4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении указанного в части 1 данной статьи лица административный надзор устанавливается, если:
1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;
2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается в отношении лиц, лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 названного Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ в случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы принудительными работами либо ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде принудительных работ либо ограничения свободы.
Как разъяснено в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре лицами, освобожденными из мест лишения свободы» лицу, освобожденному условно-досрочно от отбывания наказания в виде лишения свободы, либо лицу, которому не отбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена более мягким наказанием, не связанным с лишением свободы, административный надзор может быть установлен в период отбытия наказания, не связанного лишением свободы, либо в период исполнения обязанностей, связанных условно-досрочным освобождением из мест лишения свободы. При таких обстоятельствах административный надзор начинает осуществляться после отбытия лицом наказания, не связанного с лишением свободы, либо после истечения срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением, в случае их возложения на лицо в соответствии счастью статьи 79 УК РФ.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 данного Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 указанного Федерального закона, со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
Как следует из материалов дела, приговором Промышленного районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ Иванов И.Г. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ, и назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 1 (один) год.
Постановлением Волжского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ условно-досрочно освобожден от отбытия наказания на срок <данные изъяты> на него возложены обязанности:
1) встать на учет в специальный государственный орган, осуществляющий контроль за поведением осужденного;
2) являться на регистрацию 2 раза в месяц в специализированный государственный орган, осуществляющий контроль за поведением осужденного;
3) не покидать жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания с 22.00 час. до 06.00 час. следующих суток, кроме случаев, связанных с работой или учебой.
Иванов И.Г. отбывал наказание в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ.
Освобожден условно-досрочно ДД.ММ.ГГГГ
Состоял на учете в филиале по Советскому району г. Самары ФКУ УИИ УФСИН России по Самарской области с ДД.ММ.ГГГГ
Дата снятия Иванова И.Г. с учета в филиале по Советскому району г. Самары ФКУ УИИ УФСИН России по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ
Указанное преступление относится к категории тяжких преступлений. Приговором суда в действиях Иванова И.Г. установлен опасный рецидив.
Таким образом, имеются предусмотренные законом основания для установления в отношении административного ответчика административного надзора.
Административный ответчик ранее неоднократно судим, Иванов И.Г. проживает по адресу: <адрес> зарегистрирован по адресу; <адрес> <данные изъяты> Жалобы по месту жительства не поступали. По приговору Промышленного районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ преступление совершено в дневное время суток, данные обстоятельства подтверждаются характеристикой, выданной УУП ОУУП и ПДН ОП по Советскому району У МВД России по г.Самаре от ДД.ММ.ГГГГ.
Нарушений во время отбытия условно-досрочного наказания не допускал,соблюдает ограничения, установленные постановлением Волжского районного суда г. Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно пункту "г" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент совершения преступления, судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что требование административного истца является правомерным и полагает необходимым установить административный надзор на срок 8 лет, а также установить в отношении административного ответчика административные ограничения.
Перечень административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре, поименован в ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ и является исчерпывающим.
Согласно ч.2 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ обязательным является установление судом административного ограничения в виде:
1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;
3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Понятия «место жительства» и «место пребывания» определены в статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
Место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно;
Место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.
Как указано в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в решении об установлении административного надзора, о частичной отмене или о дополнении ранее установленных административных ограничений должны быть указаны виды назначаемых судом административных ограничений (часть 8 статьи 272, часть 3 статьи 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Также в пункте 22 указанного Постановления указано, что в случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.
Таким образом, принимая во внимание представленную характеристику личности административного ответчика, с учетом характера, степени общественной опасности совершенного преступления, с целью предупреждения совершения им новых преступлений и других правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия и в целях защиты государственных и общественных интересов, суд полагает необходимым удовлетворить требования административного истца и установить в отношении Иванова И.Г. административное ограничение в виде обязательной явки 1 раз в месяц в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Назначенное административное ограничение не ограничивает право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи.
Установление в отношении Иванова И.Г. административного надзора не ухудшает его положение как осужденного, не отягчает его ответственность, а устанавливает контроль за его поведением уже после отбытия наказания, по месту жительства. Какие-либо его права при этом не нарушаются. В целях предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, а также для защиты государственных и общественных интересов суд вправе устанавливать такой контроль.
Кроме того, назначение ограничений не нарушают права административного ответчика, поскольку исходя из положений п. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ, поднадзорное лицо не лишено права обращаться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.
При наличии нарушений поднадзорным лицом административных ограничений и несоблюдения законодательства РФ, орган внутренних дел в соответствии с ч.3 ст.4 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ вправе обратиться в суд с заявлением о дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ОП по Советскому району УМВД России по г. Самаре об установлении административного надзора в отношении Иванова И.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, удовлетворить.
Установить административный надзор в отношении Иванова И.Г. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сроком на 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Установить в отношении Иванова И.Г. ДД.ММ.ГГГГ года рождения следующие административные ограничения:
1) обязательная явка 1 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения через Советский районный суд г. Самары.
Судья Селезнева Е.И.