Дело № 2-84/15,
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Шилка 26 марта 2015 года
Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Халудоровой Е.С.,
при секретаре судебного заседания Михайлюк О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Старовойтовой Т.Е. к Восточному межрайонному отделению ОАО «Читаэнергосбыт», «Читаэнерго» ОАО «МРСК Сибири» о признании незаконными действий ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Читаэнерго» по установке общедомового прибора учета электроэнергии и незаконными действий ОАО «Читаэнергосбыт» в лице Восточного межрайонного отделения по начислению платы за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды в многоквартирном доме №6 улицы Чкалова города Шилка, взыскании с ОАО «Читаэнергосбыт» морального вреда 10 000 рублей, взыскании государственной пошлины в сумме 200 рублей, убытков, понесенных на оплату услуг юриста в размере 4500,
УСТАНОВИЛ:
В Шилкинский районный суд обратилась истец с названным иском, который мотивировала тем, что является собственником ? доли в праве собственности на квартиру, расположенную в г.Шилка, ул. Чкалова д. 6 квартира №2. В январе 2013 года ответчиками введен в эксплуатацию общедомовой прибор учета электроэнергии, при этом каких-либо сообщений об установке прибора учета истцу не поступало. Ответчиками с 2013 года направлялись в адрес истца счета для оплаты коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды многоквартирного дома. На июнь 2014 года по указной услуге у Старовойтовой Т.Е. образовалась задолженность в общей сумме 38 555 рублей 39 копеек. Договор энергоснабжения на оказание коммунальной услуги электроснабжения для использования на ОДН истцом с ответчиками не заключался. 03 апреля 2014 года заключен Договор управления многоквартирным домом с ООО «Стройтехсервис Шилка». Заключался ли между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией договор на покупку электроэнергии для ОДН ей не известно. Дом, в котором проживает истец двухэтажный неблагоустроенный, имеет подъезды, крышу, которые не освещаются, придомовая территория также не освещается. Способ управления домом до апреля 2014 года избран не был. Управляющая компания должна являться исполнителем коммунальной услуги по поставке электроэнергии для личных нужд и ОДН, а также получателем платы за эти услуги, нести ответственность за содержание и исправное состояние внутридомовых электрических сетей и объем потерь электроэнергии принять на свой счет. Прибор учета истица считает установлен незаконно, без согласия собственников. В связи с незаконными действиями ответчиков Старовойтова понесла убытки в виде государственной пошлины в размере 200 рублей при подаче иска в суд, оплаты услуг юриста в размере 4500 рублей, которые являются убытками, подлежащими возмещению. Моральный вред, причиненный в связи с незаконными действиями ответчиков, истица оценивает в 10 000 рублей.
В судебном заседании истец Старовойтова Т.Е. требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель ответчика ОАО «Читаэнергосбыт» по доверенности Семенова Е.А. возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме, указав, что коллективный прибор учета электроэнергии в многоквартирном доме, расположенном по ул. Чкалова №6 г.Шилка, установлен в соответствии с действующим законодательством «Об энергосбережении», в связи с невыполнением жильцами обязанности по оснащению многоквартирного дома таким прибором учета в установленный законодателем срок. Расчеты оплаты электроэнергии, потребленной жителями спорного дома, ОАО «Читаэнергосбыт» произведены в соответствии с действующими Правилами расчета на основании данных прибора учета. Оплата начисляется по прибору учета с момента его допуска в эксплуатацию.
Представитель ответчика ОАО «МРСК Сибири» по доверенности Маркова О.Ю. в судебное заседание не явилась, направила письменные возражения, в удовлетворении исковых требований просила отказать. В возражениях указала, что прибор учета в спорном МКД установлен в соответствии с законодательством об энергосбережении, в пределах компетенции сетевой организации, в установленном законом порядке.
Представитель ответчика – Администрации городского поселения «Шилкинское» по доверенности Антипина Н.В. суду пояснила, что считает действия ресурсоснабжающей организации по начислению платы за ОДН жителям дома по ул. Чкалова №6 по установленному коллективному прибору учета незаконными, так как указанный дом включен в программу капитального ремонта и именно внутридомовые инженерные системы электроснабжения также нуждаются в капитальном ремонте, в связи с чем на основании закона об энергосбережении в таких домах учет электроэнергии по коллективным приборам учета не возможен. Дом введен в эксплуатацию в 1937 году, срок эксплуатации внутридомовых инженерных систем составляет не более 20 лет. Управляющей компании до 2014 года, избранной законным способом, у данного дома не было. Дом временно, до проведения открытого конкурса по выбору управляющей организации передавался администрацией городского поселения на техническое обслуживание и управление в ООО «Управляющая компания г.Шилка», однако открытого конкурса так и не проводилось в связи со сменой руководства в администрации города.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство регулирует отношения, в том числе по поводу пользования общим имуществом собственниками помещений (пункт 3), предоставления коммунальных услуг (пункт 10), внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 11).
В соответствии ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Как установлено из материалов дела, способ управления домом общим собранием собственников избран не был на момент ввода в эксплуатацию коллективного прибора учета.
Постановлением главы администрации городского поселения «Шилкинское» от 26.09.2011 года о передаче муниципального жилых домов на техническое обслуживание и управление в ООО «Управляющая компания г. Шилка» многоквартирный дом по ул. Чкалова д. 6 с 01.09.2011 года передан на техническое обслуживание и управление в ООО «Управляющая компания г.Шилка».
Однако, данное постановление не соответствует требованиям закона, в связи с чем не может быть принято судом в качестве допустимого доказательства, так как управляющая компания может быть признана таковой только при соблюдении требований закона.
Судом установлено, что в нарушение части 4 и 5 ст. 161 ЖК РФ органом местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, открытый конкурс по отбору управляющей организации не проводился, в течение десяти дней со дня его проведения все собственники помещений в многоквартирном доме о его результатах и об условиях договора управления этим домом уведомлены органом местного самоуправления не были. Собственники помещений в спорном многоквартирном доме договора управления домом с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, не заключали. Доказательств обратного сторонами не представлено.
Из изложенного суд приходит к выводу, что ООО «Управляющая компания г.Шилка» фактически не являлась управляющей компанией многоквартирного дома №6 г.Шилка.
Кроме того, в случае заключения договора управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом с управляющей организацией коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в данном доме предоставляются управляющей организацией, в других случаях коммунальные услуги указанным собственникам и пользователям предоставляются лицами, несущими ответственность за содержание сетей инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества собственников помещений в данном доме (Часть 11 ст. 161 ЖК РФ).
При этом, управляющие организации не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.
Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
Жилой дом, в котором проживает истец, является шлакоблочным 12 квартирным домом, в котором имеются помещения общего пользования, что признается истцами. В качестве таковых указаны подъезды и крыша.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Старовойтова Т.Е. является собственником ? доли в праве собственности на квартиру, расположенную в г.Шилка, ул. Чкалова, д. 6 кв. 2.
Электроснабжение, подаваемое в нежилые помещения в многоквартирном доме, а также помещения, входящие в состав общего имущества в МКД являются одним из видов предоставляемых коммунальных услуг, порядок предоставления которых, в частности, определяется «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354.
Согласно указанных правил понятие «внутридомовые инженерные системы» определено как являющееся общим имуществом собственников электрическое оборудование, предназначенное для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования.
Коллективный прибор учета – средство измерения используемое для определения объема коммунального ресурса, поданного в МКД.
Одним из условий предоставления коммунальной услуги является техническая исправность внутридомовых инженерных систем и готовность к предоставлению коммунальных услуг.
Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основе возмездного договора, который может быть заключен в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потребления коммунальных услуг или о фактическом потреблении таких услуг.
Приобретение коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения договоров о приобретении коммунального ресурса с ресурсоснабжающей организацией и надлежащего их исполнения.
В соответствии с ч. 4 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, и управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
Пунктом 7.1. статьи 155 Жилищного кодекса РФ установлено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении) на собственников жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, на собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, до 01 июля 2012 года возложена обязанность обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В силу п. 10 ст. 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2010 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.
Пункт 9 статьи 13 названного Закона определяет: с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключение договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Законодатель, определяя в части 1 статьи 13 Закона об энергосбережении общие положения системы обеспечения обязательного учета используемых энергетических ресурсов, установил категорий объектов, где учет не осуществляется. К ним относятся ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие капитальному ремонту или сносу до 1 января 2013 года.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 № 627, изданным в соответствии с подпунктом «г» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета.
По смыслу этого документа, установка приборов учета потребляемой электроэнергии невозможна, если для этого требуется реконструкция, капитальный ремонт или создание новых внутридомовых инженерных систем; если невозможно обеспечить соблюдение технических требований к месту и порядку их установки, условиям эксплуатации, в т.ч. из-за упомянутого технического состояния внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, невозможности обеспечить доступ к ним для снятия показаний, обслуживания, замены.
Наличие указанных обстоятельств должно быть подтверждено соответствующим актом, составленным проводящим обследование лицом по утвержденной форме.
Предписания относительно последствий невыполнения собственниками помещений в многоквартирных домах действий по оснащению приборами учета и обеспечения допуска сетевой организации к местам установки приборов учета содержатся в пункте 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее по тексту - Основные положения).
Также названный пункт предусматривает, что в целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств.
Понятия «установка и допуск прибора учета», а также порядок осуществления этих действий отражены в разделе X Основных положений. Так, согласно п. п. 146, 152 под установкой прибора учета понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки; под допуском прибора учета в эксплуатацию - процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
В соответствии с пунктами 147, 152 Основных положений в редакции, (действующей на декабрь 2012 года) места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании. Установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием, в частности, уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, собственника прибора учета, собственника энергопринимающих устройств, в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета. При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.
Пунктом 154 Основных положений предусмотрено, что в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета, состояние прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета. Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию.
В силу п. 152 Основных положений допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки (п. 152).
Частью 2 статьи 13 Закона об энергосбережении также предусмотрено, что установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Из материалов дела и пояснений представителей ответчиков установлено, что прибор учета, имеющийся в многоквартирном доме №6 по ул. Чкалова г.Шилка 2011 года выпуска №205068796А, введенный в эксплуатацию 25.12.2012 года принимается ресурсоснабжающей организацией в качестве расчетного с января 2013 года. Акта установки данного прибора учета суду не представлено.
Из акта допуска ОДПУ от 25.12.2012 года установлено, что при процедуре допуска в качестве представителя собственников помещений принимала участие директор ООО «Управляющая компания г.Шилка» Вершинина Г.Г., собственники помещений и энергопринимающих устройств участия не принимали, уведомлены надлежащим образом не были.
Из акта проверки общедомового прибора учета, представленного сетевой организацией, №27 от 17.05.2011 года следует, что ранее в спорном доме был установлен другой прибор учета с другим заводским номером 2008 года выпуска и на момент проверки был признан пригодным для учета электроэнергии.
Акта замены данного ОДПУ не представлено суду.
Довод представителей ответчиков о том, что в спорном доме была произведена принудительная установка коллективного (общедомового) прибора учета в связи с невыполнением в добровольном порядке требований закона собственниками и нанимателями жилых помещений, судом признается несостоятельным.
Так, судом установлено, что законом предусмотрен был срок для добровольной организации оснащения многоквартирного дома ОДПУ до 01.07.2012 года.
Процедура оснащения МКД ОДПУ в принудительном порядке установлена Основными положениями, введенными в действие в июне 2012 года, то есть накануне истечения срока, установленного собственникам жилых помещений для добровольной установки ОДПУ, и в ином порядке осуществлена быть не могла.
Так, судом установлено, что прибор учета в МКД по ул. Чкалова д. 6 был установлен первоначально уже в 2011 году, либо еще ранее, то есть до истечения срока, установленного законодателем для добровольного оснащения МКД прибором учета, процедура установки соблюдена не была, так как на тот момент ни сетевая организация, ни ресурсоснабжающая не были уполномоченными на принудительную установку прибора учета, а могли заниматься оснащением МКД приборами учета только на основании заявок собственников либо нанимателей жилья. Таких заявок, как установлено судом, от собственников МКД по ул. Чкалова №6 г.Шилка не подавалось.
Кроме того, суду не представлено доказательств, что при установке приборов учета, принимаемого в качестве расчетного, были проверены все необходимые условия, включая техническую возможность его установки, метрологические характеристики прибора учета, что является обязательным для признания ОДПУ пригодным для расчета платы за комунальнальные услуги по потреблению коммунального ресурса на ОДН, учет которого осуществляет данный прибор.
Таким образом, суду не представлено доказательств соблюдения процедуры установки ОДПУ в доме по ул. Чкалова д. 6 г.Шилка, где проживает истица, в связи с чем действия сетевой организации по его установке не могут признаны законными.
На основании изложенного, суд, установив незаконность действий сетевой организации по установке прибора учета, не может признать действия ресурсоснабжающей организации законными по начислению платы за ОДН по данным коллективного прибора учета, в связи с чем требования истца подлежат удовлетворению в данной части.
Учитывая, что судом установлены нарушения прав Старовойтовойв Т.Е., как потребителя со стороны ответчика ОАО «Читаэнергосбыт», суд находит подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании морального вреда на основании закона «О защите прав потребителей», однако полагает его размер подлежащим уменьшению до 3000 руб., так как находит его соразмерным допущенным нарушениям, согласно принципу разумности и справедливости.
Также на основании ч. 2 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» суд находит подлежащими удовлетворению требования Старовойтовой Т.Е. о взыскании убытков, которые были ею понесены в связи с неправомерными действиями ответчиков. Убытками, вопреки доводам ответчиков, суд признает расходы, понесенные Старовойтовой Т.Е. на оплату услуг юриста по составлению коллективного заявления в ОАО «Читаэнергосбыт» в размере 1500 рублей и прокуратуру в размере 1500 рублей, а доводы ответчиков о том, что она могла обратиться к ответчику самостоятельно, не прибегая к помощи юриста, суд находит не состоятельным, так как гражданин вправе пользоваться услугами специалистов при выборе способа защиты своих законных прав.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Суд полагает необходимым удовлетворить требования Старовойтовой Т,Е. по возмещению расходов, понесенных на оплату услуг юриста по составлению искового заявления в размере 1500 рублей, так как находит данную сумму соответствующей сложности дела, и также признает их убытком, понесенным в связи с неудовлетворением ответчиком требований потребителя в добровольном порядке.
Поскольку ответчиком в добровольном порядке не удовлетворены требования потребителей, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с ОАО «Читаэнергосбыт» в пользу Старовойтовой Т.Е. штрафа в размере – 3750 рублей которые составляют 50 % от суммы присужденной судом в пользу потребителя (7500 руб.).
Учитывая, что истцы по искам о защите прав потребителей освобождены от уплаты госпошлины, уплаченная Старовойтовой Т.Е. сумма в размере по 200 руб. не может быть признана убытком, причиненным ответчиком, так как подлежит возмещению как излишне уплаченная.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере пропорциональном удовлетворенным требованиям.
Принимая во внимание, что, не смотря на то, что истцы по искам о защите прав потребителей освобождены от уплаты государственной пошлины, а Старовойтова Т.Е.оплатила государственную пошлину при подаче иска в суд в размере 200 рублей, суд полагает возможным удовлетворить требования о возмещении уплаченной суммы, путем взыскания с ответчика ОАО «Читаэнергосбыт» в её пользу без возвращения уплаченной суммы Старовойтовой Т.Е. из бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ «░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: ░.░░░░░, ░░. ░░░░░░░ ░.6 ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ №6 ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 1500 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3750 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 200 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 31 ░░░░░ 2015 ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░