Дело №2(1)-141/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Абдулино 15 мая 2017 года
Абдулинский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Мурзаковой Н.П.,
при секретаре Берлиной Е.С.,
с участием представителя истца Мальцева С.М. – Незнамовой М.А., действующей на основании доверенности от ...,
представителя ответчика администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области — ведущего специалиста администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области исполняющего государственные полномочия по опеке и попечительству – Николаевой О.В., действующей на основании доверенности от ...,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мальцева С.М. к администрации МО Абдулинский городской округ Оренбургской области об обязании не чинить препятствий к включению его в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории г. Абдулино, обязании включить его в список лиц подлежащих обеспечению жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Мальцев С.М. обратился в суд с иском к администрации МО Абдулинский городской округ Оренбургской области об обязании не чинить препятствий к включению его в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории г. Абдулино, обязании включить его в список лиц подлежащих обеспечению жилым помещением.
В обоснование исковых требований указал, что на основании распоряжения администрации Матвеевского района Оренбургской области ... ... ... он — Мальцев С.М. ... поставлен на регистрационный учет для внеочередного получения жилья и согласно распоряжению муниципального образования Матвеевский район от ... ... включен в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем. Он, по независящим от него причинам в силу своего несовершеннолетнего возраста и не знания норм законодательства, не был включен в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем по достижению им возраста 14 лет. Однако, ..., он лично обратился в администрацию МО Абдулинский городской округ Оренбургской области с заявлением о включении его в список, подлежащих обеспечению жилым помещением в виду того, что он является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На его заявление администрация МО Абдулинский городской округ Оренбургской области, ответила отказом в связи с тем, что у него отсутствует постоянная регистрация в г.Абдулино. С данной позицией администрации МО Абдулинский городской округ Оренбургской области, он категорически не согласен. Он не имеет никакого отношения к администрации Матвеевского района Оренбургской области, в данном районе он не проживает, местом его жительства является г. Абдулино, ... Включение его в список детей-сирот подлежащих обеспечению жилым помещением от ..., считает незаконным, поскольку, местом его жительства Матвеевский район на тот момент не являлся, регистрацию в Матвеевском районе не имел и постоянно или преимущественно там не проживал. Полагает, что его включили в список детей-сирот подлежащих обеспечению жилым помещением в Матвеевском районе Оренбургской области по признаку его выявления как ребенка оставшегося без попечения родителей, что является дискриминацией по признаку территориального происхождения, что прямо запрещено действующей конституцией РФ. В связи с позицией ВС РФ, а также учитывая, что на территории Матвеевского района он не проживает с ... а Матвеевский район является лишь местом его выявления как ребенка оставшегося без попечения родителей, полагает, что администрация Абдулинский городской округ Оренбургской области, нарушает его конституционные права, дискриминируя его по признаку территориального происхождения. Полагает, что довод администрации МО Абдулинского городского округа Оренбургской области в части отказа включить его в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем в виду отсутствии у него регистрации, также не основан на законе, поскольку данный критерий (наличие постоянной регистрации на территории МО) ни в одном законе не находит своего отражения. Кроме того, единственной регистрацией, которую он имеет в настоящее время, является регистрация в г.Абдулино ..., что подтверждается отметкой в его паспорте. Для того, чтобы иметь возможность зарегистрироваться на постоянной основе в г.Абдулино, ему необходимо иметь свою жилую площадь на территории данного города, наличие таковой в свою очередь является основанием, для отказа в включении его в список лиц подлежащих обеспечению жильем. Таким образом администрация МО Абдулинский городской округ Оренбургской области создает для него замкнутый круг, выйти из которого возможно лишь обратившись с соответствующим заявлением в суд.
Просит суд, обязать администрацию МО Абдулинский городской округ Оренбургской области, не чинить препятствий к включению его в список лиц подлежащих обеспечению жилым помещением на территории г.Абдулино, поскольку данный город является местом его жительства, а также обязать администрацию МО Абдулинский городской округ Оренбургской области, включить его в список лиц подлежащих обеспечению жилым помещением, с последующим исключением его из списка лиц подлежащих обеспечению жилым помещением на территории Матвеевского района Оренбургской области.
В судебное заседание истец Мальцев С.М. не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
В судебное заседание не явился представитель истца Мальцева С.М. – адвокат Гулиев Х.С., действующий на основании ордера ... от ..., извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела. Согласно докладной записке имеющейся в материалах дела, от представителя истца Мальцева С.М. – адвоката Гулиева Х.С., поступила телефонограмма, согласно которой, он не сможет участвовать в судебном заседании, в связи с тем, что участвует в судебных процессах в г. Оренбурге. В судебных заседаниях от 22.03.2017 г., 05.04.2017 г., пояснял, что он не согласен с позицией администрации МО Абдулинский городской округ Оренбургской области. Мальцев С.М. должен был быть включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением по достижении им 14-летнего возраста. Однако ввиду упущения соответствующих должностных лиц, которые должны были этим заниматься, этого не произошло. ... Формирование и ведение списка осуществляется по каждому муниципальному образованию уполномоченным органом местного самоуправления, осуществляющим государственные полномочия по ведению списка по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Считает, что включение в список и постановка на учет изначально в Матвеевском районе является незаконной ввиду того, что Мальцева С.М. с Матвеевским районом на сегодняшний день ничего не связывает. Регистрацию и имущество он там не имеет. Родителей и близких родственников у него в данном районе нет. Его местом жительства является г. Абдулино, где он воспитывался с ... и по настоящее время. Считает, что позиция администрации МО Абдулинский городской округ, в части, связанной с тем, что жилое помещение Мальцеву С.М. должно быть выделено исключительно по месту его выявления, является дискриминацией по признаку его территориального происхождения.
В судебном заседании представитель истца Мальцева С.М. – Незнамова М.А., действующая на основании доверенности от ..., пояснила, что родители Мальцева С.М., проживали в с. Матвеевка, поэтому в ... г. его поставили на очередь на получение жилья именно в с. Матвеевка. После того, как он ..., он проживает в г. Абдулино. О том, что можно встать на учет в г. Абдулино, ему было неизвестно. На основании постановления от ... Мальцев С.М. исключен из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
В судебном заседании представитель ответчика администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области — ведущий специалист администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области исполняющий государственные полномочия по опеке и попечительству – Николаева О.В., действующая на основании доверенности от ..., пояснила, что поддерживает ранее сказанное в судебных заседаниях. Мальцев С.М. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Он был включен в соответствующий список для обеспечения жилым помещением по Матвеевскому району, то есть по месту первичного выявления. У него в паспорте постоянная регистрация в г. Абдулино, ... – ... это казенное учреждение, которое не может быть рассмотрено как место постоянного жительства, .... Позиция о том, что он должен быть одновременно включен и в Абдулинском и в ..., противоречит действующему законодательству. Его право на обеспечение жилым помещением соблюдено и не нарушено. В связи с тем, что Мальцев С.М. на основании постановления от ..., исключен из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в с. Матвеевка, он может обратиться в администрацию МО Абдулинский городской округ с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории г. Абдулино.
На основании определения Абдулинского районного суда Оренбургской области от ... к участию в деле в качестве третьего лица привлечены администрация МО Матвеевский район Оренбургской области, Правительство Оренбургской области.
В судебное заседание представитель третьего лица Правительства Оренбургской области не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
В судебное заседание представитель третьего лица администрации МО Матвеевский район Оренбургской области не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
В судебном заседании от 05.05.2017 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ГКОУ для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей «Детский дом» г. Абдулино Оренбургской области.
В судебное заседание представитель третьего лица ГКОУ для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей «Детский дом» г. Абдулино Оренбургской области не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Суд в порядке ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав представителя истца и представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно распоряжению от ... несовершеннолетний Мальцев С.М., ... года рождения, остался без попечения родителей, ...
...
...
...
...
Согласно части 1 статьи 155.3 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 г.) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства.
С 1 января 2013 года предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако и в этом случае законодатель установил, что жилое помещение специализированного жилищного фонда должно предоставляться по месту жительства детей-сирот (пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам наймаспециализированных жилых помещений (абзац первый).
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Согласно пункту 3 той же статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи (абзац первый).
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет (абзац второй).
В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года №1420/408-V-03 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области» (далее – Закон) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Оренбургской области по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в соответствующем населенном пункте.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
Как видно из ответа ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области» Мальцев С.М., призван на срочную военную службу ... и в настоящее время продолжает служить по контракту ...
При таких обстоятельствах суд не может согласиться с выводом истца о том, что администрация МО Абдулинский городской округ Оренбургской области чинит препятствия истцу к включению его в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории г. Абдулино, а г. Абдулино является его постоянным местом жительства, в связи с чем, не усматривает оснований для возложения на администрацию МО Абдулинский городской округ Оренбургской области обязанности по включению истца в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением с последующим исключением его из списка лиц подлежащих обеспечению жилым помещением на территории Матвеевского района Оренбургской области, поскольку проживание истца в ... г. Абдулино носило временный характер, поскольку как установлено в судебном заседании с ... и по настоящее время истец на территории Оренбургской области не проживает.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Мальцев С.М., ... года рождения, ... до ... года проживал на территории Матвеевского района.
На основании распоряжения администрации Матвеевского района Оренбургской области, истец был поставлен на регистрационный учет для внеочередного получения жилья, в связи с первичным выявлением и наличием регистрации по месту жительства несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей на территории Матвеевского района.
Согласно распоряжению администрации Матвеевского района от ... ... «О постановке на регистрационный учет для внеочередного получения жилья», Мальцев С.М., ... года рождения, включен в список лиц подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В материалах дела имеется постановление администрации МО Матвеевский район Оренбургской области от ... ... «О включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» из которого следует, что Мальцев С.М., ... года рождения, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей подлежащих обеспечению жилым помещением на территории Матвеевского района.
Согласно сообщению администрации МО Матвеевский район Оренбургской области от ..., Мальцев С.М., ... года рождения, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за ... по состоянию на ....
Поскольку законодательство предусматривает однократное внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения гражданам указанной категории, у администрации МО Абдулинский городской округ также не имелось оснований для включения Мальцева С.М. в список лиц подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа и по данным основаниям.
В процессе рассмотрения данного гражданского дела на основании постановления ... от ..., Мальцев С.М., исключен из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории Матвеевского района в соответствии с его просьбой.
Согласно части 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с ч.1 ст.3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Статья 56 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ истцом не представлено доказательств нарушения его прав ответчиком, а приведенные истцом обстоятельства сами по себе не могут свидетельствовать о нарушении его прав и законных интересов, в связи с чем, у суда отсутствуют законные основания для удовлетворения исковых требований истца.
Так на основании п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», при возникновении иных обстоятельств, истец Мальцев С.М. имеет право обратиться самостоятельно с письменным заявлением и документам, подтверждающими нуждаемость в жилье о включения его в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением по муниципальному образованию Абдулинский городской округ в администрацию МО Абдулинский городской округ Оренбургской области.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Мальцева С.М. к администрации МО Абдулинский городской округ Оренбургской области об обязании администрации МО Абдулинский городской округ Оренбургской области, не чинить препятствий к включению его в список лиц подлежащих обеспечению жилым помещением на территории г.Абдулино, поскольку данный город является местом его жительства, и обязании администрации МО Абдулинский городской округ Оренбургской области, включить его в список лиц подлежащих обеспечению жилым помещением, с последующим исключением его из списка лиц подлежащих обеспечению жилым помещением на территории Матвеевского района Оренбургской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Абдулинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.П. Мурзакова
...