Дело № 2-5909/3-2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 августа 2011 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Черонко Е.В.
при секретаре Макаршиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия, третье лицо – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Исаева В.Н. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости по тем основаниям, что 22.05.1995 г. она была принята на должность <данные изъяты> в Государственный комитет РК по земельным ресурсам и землеустройству, созданный на основании постановления Верховного Совета Республики Карелия № ХП-20/575 от 12.11.1993 г. путем реорганизации Государственного комитета РК по земельной реформе и земельным ресурсам. С 01.01.1999 г. истица была назначена на государственную должность государственной службы – <данные изъяты> Государственного комитета РК по земельным ресурсам и землеустройству. В 2001 году Государственный комитет Республики Карелия по земельным ресурсам и землеустройству был переименован в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Республике Карелия – территориальный орган Федеральной службы земельного кадастра России. С 01.08.2001 г. истица замещала государственную должность государственной службы – <данные изъяты>. С 01.02.2005 г. Исаева В.Н. была переведена на должность федеральной государственной службы – <данные изъяты> Управления Роснедвижимости по Республике Карелия, 31.05.2011 г. освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы по собственной инициативе в связи с выходом на государственную пенсию (приказ Росреестра № 277-к от 16.05.2011 г.)
Истица полагает, что на основании Закона РК «О государственной службе Республики Карелия» № 167-ЗРК от 10.01.1997 г. она имеет право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, так как имеет необходимый стаж государственной службы. 09.06.2011 г. Исаева В.Н. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия с заявлением о выдаче решения об установлении ей ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, поскольку Управление является правопреемником Управления Роснедвижимости по Республике Карелия, которое, в свою очередь, является правопреемником Государственного комитета РК по земельным ресурсам и землеустройству.
На обращение истицы был получен ответ, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия не является правопреемником государственного органа Республики Карелия. 17.06.2011 г. Исаева В.Н. обратилась в Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии как лицу, замещавшему государственные должности Республики Карелия до декабря 1998 года включительно. В установлении доплаты к пенсии ответчик отказал, потребовав представить решение об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии органа государственной власти, в котором истица замещала государственную должность или государственную должность государственной службы Республики Карелия, то есть решение Государственного комитета Республики Карелия по земельным ресурсам и землеустройству, которого фактически уже не существует с 01.01.1999 года. Полагая отказ ответчика необоснованным, истица просит обязать Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия установить ей ежемесячную доплату к получаемой трудовой пенсии по старости в размере <данные изъяты> руб. со дня подачи заявления, т.е. с 17.06.2011 г.
В судебном заседании истица Исаева В.Н. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Буш В.Е., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала относительно исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление. Пояснила, что истица обратилась в Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с законодательством Республики Карелия. Однако заявление было подано с нарушением установленного порядка, в документах, приложенных к заявлению, отсутствовало решение руководителя органа государственной власти Республики Карелия об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии; необходимый для установления доплаты стаж государственной службы у истицы имеется, ответчик не оспаривает данное право истицы, как и представленный истицей расчет доплаты к трудовой пенсии по старости.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия Пивненко А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала заявленное истицей требование законным и обоснованным.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.п. 11 п. 1 ст. 52 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» гражданским служащим гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.
До настоящего времени на уровне Российской Федерации в сфере нормативного регулирования видов государственной службы федеральный закон о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей не принят.
В силу ч. 1 ст.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся социальная защита, включая социальное обеспечение, административное законодательство. Согласно ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Пунктом 2 ст. 3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.
Так, в соответствии со ст. 21 Закона РК от 10.01.1997 г. № 167-ЗРК «О государственной службе Республики Карелия» лицам, замещавшим государственные должности государственной гражданской службы Республики Карелия, имеющим стаж государственной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин, устанавливается ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости, получаемой в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации". Ежемесячная доплата устанавливается в размере 20 процентов месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При превышении указанного стажа государственной службы на один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять и более полных лет размер ежемесячной доплаты составляет соответственно 23, 27, 32, 38, 45, 53, 62, 72 и 80 процентов месячного должностного оклада государственного служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Порядок выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии устанавливается Главой Республики Карелия. Положение ст. 21 Закона распространяется на лиц, замещавших должности государственной службы Республики Карелия на 1 января 1997 года и позднее.
Законом РК от 12.10.2009 г. № 1326-ЗРК «О внесении изменений в статью 21 Закона Республики Карелия «О государственной службе Республики Карелия» в часть 4 статьи 21 Закона Республики Карелия от 10.01.1997 г. № 167-ЗРК «О государственной службе Республики Карелия» внесены изменения, согласно которым размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии пересчитывается при увеличении в централизованном порядке месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по соответствующей должности, предусмотренной Сводным перечнем государственных должностей Республики Карелия категории «А» или Реестром государственных должностей государственной службы Республики Карелия, Сводным перечнем государственных должностей Республики Карелия, Реестром должностей государственной гражданской службы Республики Карелия. Ежемесячная доплата в новом размере к трудовой пенсии пересчитывается со дня увеличения месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Судом установлено, что Исаева В.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем трудовой пенсии по старости, на 19.08.2011 г. размер пенсии составляет <данные изъяты> руб. При этом истица имеет право на установление ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в связи с наличием стажа государственной службы Республики Карелия. Согласно трудовой книжке Исаева В.Н. 22.05.1995 г. была принята на должность начальника отдела земельного кадастра, мониторинга земель и платежей в Государственный комитет РК по земельным ресурсам и землеустройству, созданный на основании постановления Верховного Совета Республики Карелия № ХП-20/575 от 12.11.1993 г. путем реорганизации Государственного комитета РК по земельной реформе и земельным ресурсам.
Согласно закону РК № 1-ЗРК от 17.06.1994 г. «О структуре исполнительной власти Республики Карелия», в соответствии с постановлением Законодательного Собрания РК № 15-11 ЗС от 29.06.1998 г. «О структуре исполнительной власти Республики Карелия» по состоянию на июнь 1998 года Государственный комитет Республики Карелия по земельным ресурсам и землеустройству входил в структуру органов исполнительной власти Республики Карелия.
В соответствии с постановлением Правительства РФ № 1475 от 11.12.1998 г. «Вопросы государственного земельного комитета Российской Федерации» Государственный комитет РК по земельным ресурсам и землеустройству был передан в ведение федерального органа исполнительной власти – Государственного земельного комитета РФ, став его территориальным органом. При этом нормативный акт о ликвидации, реорганизации Государственного комитета РК по земельным ресурсам и землеустройству не издавался.
На основании Указа Президента РФ от 03.09.1997 г. № 981 «Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы», во исполнение приказа Государственного комитета РК по земельным ресурсам и землеустройству от 29.12.1998 г. № 56-к «О назначении на должность в соответствии с перечнем государственных должностей федеральной государственной службы» с 01.01.1999 г. истица была назначена на государственную должность государственной службы – заместителем начальника отдела земельного кадастра и топографо-геодезического обеспечения Государственного комитета РК по земельным ресурсам и землеустройству. Указом Президента РФ от 17.05.2000 г. № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», постановлением Правительства РФ от 18.07.2000 г. № 537 Государственный комитет РФ по земельной политике был упразднен, его функции были переданы Федеральной службе земельного кадастра России.
В 2001 году Государственный комитет Республики Карелия по земельным ресурсам и землеустройству переименован в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Республике Карелия. – территориальный орган Федеральной службы земельного кадастра России в соответствии с приказом Федеральной службы земельного кадастра России № П/181 от 31.10.2001 г. «Об утверждении перечня полных и сокращенных наименований территориальных органов Федеральной службы земельного кадастра России по субъектам РФ», Положением о Комитете по земельным ресурсам и землеустройству по Республике Карелия, утвержденным руководителем Федеральной службы земельного кадастра России от 20.03.2001 г. С 01.08.2001 г. истица замещала государственную должность государственной службы – начальника отдела земельного кадастра, землеустройства, оценки земель, платежей за землю и государственного контроля за охраной и использованием земель.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 1024-р, во исполнение приказа Минэкономразвития России № 255 от 20.09.2004 г. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству был переименован в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Карелия (Управление Роснедвижимости по Республике Карелия). С 01.02.2005 г. Исаева В.Н. была переведена на должность федеральной государственной службы – <данные изъяты>
На основании Указа Президента РФ от 25.12.2008 г. № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости было упразднено, его функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. Аналогичная ситуация произошла и с территориальными органами Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
05.05.2010 г. во исполнение приказа Росреестра от 08.02.2010 г. № п/41 «О некоторых территориальных органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» к Управлению Федеральной регистрационной службы по РК было присоединено Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по РК, после чего Управление Федеральной регистрационной службы по РК было переименовано в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК. Приказом Росреестра № 276-к от 06.05.2010 г. Исаева В.Н. была назначена на должность федеральной государственной гражданской службы – заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия. 31.05.2011 г. истица была освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы по собственной инициативе в связи с выходом на государственную пенсию (приказ Росреестра № 277-к от 16.05.2011 г.)
Согласно справке Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия о периодах государственной службы, учитываемых при исчислении стажа государственной службы, имеющейся в материалах дела, стаж государственной службы Исаевой В.Н., принимаемый для исчисления размера доплаты к пенсии, составляет 16 лет 00 месяцев 11 дней.
17.06.2011 г. Исаева В.Н. обратилась с заявлением в Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости. Однако истице было отказано в установлении такой доплаты по тем основаниям, что ею не было представлено решение руководителя органа государственной власти Республики Карелия об установлении ежемесячной доплаты к пенсии.
Постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 19.04.2001 г. № 85 утвержден Порядок установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещающим государственные должности Республики Карелия и государственные должности государственной гражданской службы Республики Карелия» (далее – Порядок), в соответствии с п. 3 которого лица, имеющие право на получение ежемесячной доплаты к пенсии, подают заявление об ее установлении в орган государственной власти Республики Карелия, в котором они занимали государственную должность или государственную должность государственной службы. Решение об установлении доплаты к трудовой пенсии принимается руководителем органа государственной власти, в котором лицо, претендующее на доплату, замещало государственную должность государственной службы Республики Карелия. Указанное решение направляется в Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия для принятия решения о размере ежемесячной доплаты к пенсии и оформления поручения на выплату.
Между тем, Государственный комитет Республики Карелия по земельным ресурсам и землеустройству, являвшийся органом государственной власти Республики Карелия, в котором истица занимала должность государственной службы Республики Карелия, в настоящее время отсутствует, равно как и отсутствует орган государственной власти Республики Карелия, являвшийся бы правопреемником Государственного комитета Республики Карелия по земельным ресурсам и землеустройству. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия не является органом, уполномоченным по смыслу п. 3 Порядка устанавливать такую доплату, поскольку является территориальным органом федерального органа исполнительной власти Российской Федерации — Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и не является правопреемником Государственного комитета Республики Карелия по земельным ресурсам и землеустройству.
Упомянутый выше Порядок не определяет порядок установления надбавки лицам, имеющим право на получение указанной ежемесячной доплаты к пенсии в случае реорганизации органа государственной власти Республики Карелия либо его ликвидации, в частности, не определяет порядок подачи заявления о ее установлении.
Между тем, наличие пробела в правовом регулировании затронутых общественных отношений само по себе не может служить основанием для умаления прав граждан на пенсионное обеспечение, в частности, получение в соответствии с законодательством Республики Карелия ежемесячной доплаты к трудовой пенсии. В соответствии с п. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Право Исаевой В.Н. на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в связи с наличием необходимого стажа государственной службы Республики Карелия ответчиком не оспаривается, как и размер доплаты, указанный истицей.
Учитывая отсутствие органа государственной власти Республики Карелия, в котором Исаева В.Н. занимала должность государственной службы РК, в настоящее время она лишена возможности реализовать свое право на получение доплаты к пенсии в соответствии с Порядком установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия является федеральным органом государственной власти и по смыслу Порядка установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Карелия и государственные должности государственной службы Республики Карелия, а также в силу своей компетенции не может принимать решений об установлении ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Республике Карелия.
В свою очередь, Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия в соответствии с п.п. 6, 7 вышеуказанного Порядка рассчитывает размер, принимает решение об установлении размера доплаты и дает поручение о выплате указанной доплаты к пенсии. При этом в силу п. 8 Порядка в случае несогласия Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия с решением органа государственной власти об установлении ежемесячной доплаты, Министерство возвращает представленные документы, т.е. разрешает вопрос о праве заявителя на получение такой доплаты к пенсии.
Таким образом, учитывая наличие пробела в правовом регулировании, принимая во внимание полномочия ответчика в сфере установления и выплаты доплат к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Карелия и государственные должности государственной службы Республики Карелия, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Исаевой В.Н. заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
Истицей представлен расчет ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости в соответствии с которым размер доплаты к пенсии составляет 8030,65 руб. Представленный истицей расчет проверен судом и признан верным.
В соответствии с п. 9 Порядка ежемесячная доплата к пенсии устанавливается и выплачивается со дня подачи заявления, но не ранее дня, следующего за днем освобождения от государственной должности и назначения трудовой пенсии. Исаева В.Н. обратилась к ответчику с заявлением об установлении доплаты к пенсии 17.06.2011 года.
С учетом изложенных обстоятельств суд считает возможным возложить на Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия обязанность установить Исаевой В.Н. с 17 июня 2011 года ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости, как лицу, замещавшему государственные должности и государственные должности государственной службы Республики Карелия.
В силу ст. 98 ГПК РФ в пользу истицы с ответчика следует взыскать в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 200 руб.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия, третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия установить ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости, как лицу, замещавшему государственные должности и государственные должности государственной службы Республики Карелия, с 17.06.2011 г. в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
Взыскать с Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия в пользу расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.В. Черонко