Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 4Г-1868/2018 [44Г-147/2018] от 22.05.2018

Судья: Молчанов С.В.                                                              Дело № 44г-147/18

Суд апелляционной инстанции:

Беклова Ж.В., Веселова О.Ю., Мариуца О.Г.

Докладчик судья Мариуца О.Г.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 256

президиума Московского областного суда

г. Красногорск, Московская область                                        13 июня 2018 года

Президиум Московского областного суда в составе:

председательствующего Волошина В.М.,

членов президиума Виноградова В.Г., Гаценко О.Н., Лащ С.И., Мязина А.М., Овчинниковой Л.А., Самородова А.А., Соловьева С.В.,

при секретаре Глазуновой С.С.

рассмотрел гражданское дело по иску Гариной Т.А. к Министерству социального развития Московской области, УЕИРЦ «Химки» ООО «МосОблЕИРЦ» о признании права на предоставление мер социальной поддержки,

по кассационной жалобе представителя Министерства социального развития Московской области по доверенности Табуновой М.В. на решение Химкинского городского суда Московской области от 17 октября 2016 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 17 апреля 2017 года.

Заслушав доклад судьи Московского областного суда Фетисовой Е.С., объяснения представителя Министерства социального развития Московской области по доверенности Кириной В.В., представителя ООО «МосОблЕИРЦ» по доверенности Куликовой О.В., поддержавших доводы кассационной жалобы,

УСТАНОВИЛ:

    Гарина Т.А. обратилась в суд с иском к Химкинскому управлению Министерства социального развития Московской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки, в обоснование которого указала, что является инвалидом второй группы по общему заболеванию, зарегистрирована по месту жительства в г. Москве, но проживает в принадлежащей ей на праве собственности квартире в г.Химки Московской области, где зарегистрирована по месту пребывания. По месту жительства в г. Москве меры социальной поддержки ей не предоставляются.

    Истец обратилась в Химкинское управление Министерства социального развития Московской области с заявлением о предоставлении ей мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Московской области от 23.03.2006 N 36/2006-ОЗ. Письмом от 10 июня 2016 года в их предоставлении ей отказано ввиду того, что в г.Химки Московской области она зарегистрирована временно.

Решением Химкинского городского суда Московской области от 17 октября 2016 года исковые требования удовлетворены частично.

    Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 17 апреля 2017 года решение суда первой инстанции отменено на основании пункта 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в связи с разрешением вопроса о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, - Министерства социального развития Московской области. Рассмотрев дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции принял новое решение, которым исковые требования Гариной Т.М. удовлетворил частично.

Суд апелляционной инстанции признал за Гариной Т.А. с 13 ноября 2015 года право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации в размере 100 процентов платы за занимаемую общую площадь жилого помещения в пределах стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного законом Московской области, денежной компенсации в размере 50 процентов расходов на уплату взноса на капитальный ремонт по месту пребывания по адресу: <данные изъяты>.

    В удовлетворении требований о возращении переплаты за жилищно-коммунальные услуги и расходы на капитальный ремонт с января 2016 года отказано.

    Определением Химкинского городского суда Московской области от 18 января 2018 года, вступившим в законную силу, Министерству социального развития Московской области восстановлен срок на подачу кассационной жалобы.

В кассационной жалобе представитель Министерства социального развития Московской области просит принятые по делу судебные акты отменить.

По запросу судьи от 12 марта 2018 года дело истребовано для изучения в кассационную инстанцию и определением судьи Московского областного суда Фетисовой Е.С. от 22 мая 2018 года вместе с кассационной жалобой передано для рассмотрения по существу в президиум Московского областного суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, президиум находит, что имеются основания, предусмотренные законом для удовлетворения кассационной жалобы и отмены апелляционного определения.

В соответствии со ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Президиум находит, что такие нарушения норм права были допущены судом апелляционной инстанций и выразились в следующем.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Гарина Т.А., 3 ноября 1941 года рождения, является инвалидом второй группы по общему заболеванию, установленной с 2008 года бессрочно. Она зарегистрирована по месту жительства по адресу: <данные изъяты>.

    Истец является собственником квартиры, расположенной по адресу: <данные изъяты>, где она одна зарегистрирована по месту пребывания с 14 мая 2015 года по 13 мая 2020 года.

    Сообщением начальника Химкинского управления Министерства социального развития Московской области от 10 июня 2016 года Гариной Т.А. отказано в удовлетворении заявления о предоставлении ей, как инвалиду второй группы, мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Московской области от 23 марта 2006 года № 36/2006-ОЗ, поскольку по адресу: <данные изъяты> она зарегистрирована по месту временного пребывания (л.д.17).

    Рассматривая дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, и принимая решение об удовлетворении исковых требований о признании за Гариной Т.А. права на получение мер социальной поддержки, суд апелляционной инстанции руководствовался ст.14 Закона Московской области от 23.03.2006 N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" и исходил из того, что действие названного закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области.

    Судебная коллегия указала, что Гарина Т.А. фактически проживает в г.Химки Московской области, по месту своей постоянной регистрации в г.Москве льготами не пользуется, в связи с чем имеет право на получение мер социальной поддержки, установленных указанным законом.

    С выводами суда апелляционной инстанции согласиться нельзя в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 1.1. статьи 14 Закона Московской области от 23.03.2006 N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" лицам, получающим пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением лиц, указанных в пункте 33 статьи 1 настоящего Закона, при условии, что они являются неработающими одиноко проживающими, получающими страховую пенсию по старости, пенсию по инвалидности (независимо от ее вида) либо социальную пенсию, размер которой ниже величины прожиточного минимума, установленного в Московской области для пенсионеров (без учета доплат к пенсии, установленных настоящей статьей), предоставляется ежемесячная денежная компенсация в размере 100 процентов платы за занимаемую общую площадь жилого помещения в пределах стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного законом Московской области:

платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения;

взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме - для собственников жилых помещений.

Установленная настоящим пунктом ежемесячная денежная компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме рассчитывается исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц в пределах стандарта нормативной площади жилого помещения, используемого для расчета субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленного законом Московской области, но не более фактического размера общей площади жилого помещения.

Установленные настоящим пунктом меры социальной поддержки предоставляются указанным лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от формы собственности жилищного фонда.

    Таким образом, мера социальной поддержки, предусмотренная пунктом 1.1. статьи 14 Закона Московской области от 23.03.2006 N 36/2006-ОЗ, в виде ежемесячной денежной компенсации в размере 100 процентов платы за занимаемую общую площадь жилого помещения может быть предоставлена только неработающим одиноко проживающим, получающим страховую пенсию по старости, пенсию по инвалидности (независимо от ее вида) либо социальную пенсию, размер которой ниже величины прожиточного минимума, установленного в Московской области для пенсионеров.

Соответственно, по настоящему делу для разрешения спора о наличии у истца названной льготы суду в качестве юридически значимого обстоятельства надлежало установить, относится ли истец к числу неработающих одиноко проживающих лиц, получающих страховую пенсию по старости, пенсию по инвалидности (независимо от ее вида) либо социальную пенсию, выяснить размер получаемой истцом пенсии и является ли размер получаемой пенсии ниже величины прожиточного минимума, установленного в Московской области для пенсионеров.

Однако в нарушение требований статей 56 и 198 ГПК РФ данные обстоятельства судами не установлены, в предмет доказывания не включены и какой-либо правовой оценки не получили.

При этом, в кассационной жалобе заявитель указывает, что согласно полученным из ГУ-ГУ ПФ РФ № 5 по г.Москве и Московской области сведениям Гарина Т.А. получает пенсию, размер которой выше величины прожиточного минимума, установленного в Московской области для пенсионеров, в связи с чем ей не может быть предоставлена мера социальной поддержки в виде компенсации в размере 100 процентов платы за занимаемую общую площадь жилого помещения в пределах стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного законом Московской области.

С учетом изложенного президиум находит, что допущенные судебной коллегией нарушения норм процессуального и материального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 17 апреля 2017 года подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум

ПОСТАНОВИЛ:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 17 апреля 2017 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Председательствующий                                                        В.М. Волошин

4Г-1868/2018 [44Г-147/2018]

Категория:
Гражданские
Статус:
ДРУГИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ с удовл. касс. жалоб и предст.
Истцы
Гарина Тамара Алихановна
Гарин Т.А.
Ответчики
Управление ЕИРЦ Химки ООО МосОблЕИРЦ
Начальник Управления ЕИРЦ Химки ООО МосОблЕирц Филиппова Т.С.
Другие
ХУСЗН Минсоцразвития МО
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
13.06.2018Заседание (?)
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее