№ 2а-1844/2021
УИД 63RS0045-01-2021-001712-07
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 мая 2021 г. <адрес>
<адрес> районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего Бадьевой Н.Ю.,
при секретаре Корячкиной И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2а-1844/2021 по административному исковому заявлению ИФНС России по <адрес> району г. <адрес> к Ненашевой Татьяне Викторовне о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец - ИФНС России по <адрес> <адрес> обратилась к административному ответчику Ненашевой Т.В. с указанными требованиями, ссылаясь на то, что Ненашева Т.В. является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц в связи с наличием в собственности объектов налогообложения, что подтверждается сведениями, полученными налоговым органом, соответственно, у налогоплательщика возникла обязанность уплаты обязательных платежей, в связи с чем, налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм налогов в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Однако, в установленный срок должник не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговом уведомлении сумм налогов, в связи с чем, налоговым органом начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. Позднее в адрес налогоплательщика было направлено требование, данное требование об уплате налога было получено административным ответчиком. В указанный срок должник указанные требование об уплате налога не исполнил, в связи с чем, взыскание налога, пеней, начисленных за каждый день просрочки, производится в судебном порядке. Административный истец просит суд взыскать с Ненашевой Т.В. налог на имущество физических лиц в общем размере 5 865,98 руб., из них: за 2016г. в размере 253 руб., пени в сумме 3,49 руб., за 2017г. в размере 1 336 руб., пени в сумме 22,98 руб., за 2018г. в размере 4 189 руб., пени в сумме 61,51 руб.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Административный ответчик Ненашева Т.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом. Ранее, в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, поскольку налоговым органом неверно рассчитана сумма налога за объект недвижимости, расположенный по <адрес> так как этот объект является объектом незавершенного строительства и не может быть объектом налогообложения. С учетом изложенного, просила в удовлетворении административного иска отказать.
Представитель заинтересованного лица - Управления Росреестра по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений на административный иск и заявления о рассмотрении дела в его отсутствие суду не представил.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в силу ст. 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
По общему правилу, установленному абз.1 п. 2 ст. 48 НК РФ взыскание налога, сбора, пеней, штрафов (в случае их неуплаты или неполной уплаты) с налогоплательщика - физического лица в судебном порядке производится по заявлению налогового органа, поданного в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (ст. 48 НК РФ).
Согласно ч.4 ст. 85 НК РФ, органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
В соответствии с ч.11 указанной статьи, органы, указанные в пунктах 3, 4 и 8 ст. 85 НК РФ, представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронной форме. Порядок представления сведений в налоговые органы в электронной форме определяется соглашением взаимодействующих сторон.
В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно положениям ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Судом установлено, что Ненашева Татьяна Викторовна состоит на налоговом учете в ИФНС России по <адрес>, как собственник недвижимого имущества, а именно квартир по адресу:
- <адрес>,
<адрес> что подтверждается сведениями из ЕГРН, представленными регистрирующим органом.
В связи с этим, Ненашева Т.В. является плательщиком по налогу на имущество физических лиц.Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление № с установлением обязанности уплатить налог на имущество физических лиц в срок до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 253 руб. за объект недвижимости по адресу: <адрес> (л.д. 6).
С учетом того, что налог не оплачен своевременно, налоговым органом в адрес административного ответчика направлено требование № с установлением обязанности уплатить налог на имущество физических лиц в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Затем, ДД.ММ.ГГГГ. налоговым органом в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление за налоговый период 2017г. № с установлением обязанности уплатить налог на имущество физических лиц в срок до ДД.ММ.ГГГГ. за 2 объекта недвижимости – квартир по адресу: <адрес>, и по адресу: <адрес> в общем размере 1 336 руб. (л.д. 8).
Впоследствии, налоговым органом в адрес административного ответчика направлено требование № с установлением обязанности уплатить налог на имущество физических лиц за 2018г. в срок до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 14).
ДД.ММ.ГГГГ. налоговым органом в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление № с установлением обязанности уплатить налог на имущество физических лиц за 2018г. в срок до ДД.ММ.ГГГГ. в сумме 4 189 руб. за 5 объектов недвижимости (л.д. 10).
Как следует из материалов дела, налоговым органом в адрес административного ответчика направлено требование № с установлением обязанности уплатить налог на имущество физических лиц в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Требования в добровольном порядке не исполнено, что явилось основанием подачи в мировой суд заявления на выдачу судебного приказа на взыскание недоимки с должника.
Из дела следует, что ни одно из вышеуказанных требований об уплате налога за 2016-2018г.г. в добровольном порядке не исполнено, в связи с чем, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с должника задолженности по налогу на имущество физических лиц.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № <адрес> судебного района <адрес> заявление ИФНС <адрес> удовлетворено, вынесен судебный приказ № 2а-1995/2020.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № <адрес> судебного района <адрес> вынесено определение об отмене указанного судебного приказа, в связи с поступившими возражениями Ненашевой Т.В. относительно исполнения судебного приказа.
Указанное обстоятельство явилось основанием для обращения налогового органа в суд с административным иском о взыскании с административного ответчика недоимки по налогам.
Проверяя своевременность обращения налогового органа с административным исковым заявлением о взыскании налоговой недоимки, суд учитывает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 6.1 НК РФ сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
С учетом данного положения закона, в случае неуплаты налога налоговый орган имел право обратиться к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа в течение 6 месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб. (по требованию № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.), т.е. не позднее ДД.ММ.ГГГГ что и было сделано ИФНС <адрес>. Кроме того, налоговым органом соблюден и шестимесячный срок обращения в суд с административным исковым заявлением, поскольку указанный иск подан ДД.ММ.ГГГГ., т.е. в пределах шестимесячного срока со дня отмены судебного приказа (т.е. до ДД.ММ.ГГГГ
При таких обстоятельствах, суд полагает, что налоговым органом не утрачено право на обращение в суд с требованиями о взыскании с Ненашевой Т.В. налоговой недоимки.
Согласно ч.1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязательства по уплате налога за недвижимое имущество, находящееся в собственности должника, административным ответчиком не исполнены до настоящего времени, в связи с чем, недоимка по налогу подлежит взысканию с Ненашевой Т.В. в судебном порядке по представленному истцом расчету: за 2016г. в сумме 253 руб., за 2017г. в сумме 1 336 руб., за 2018г. в сумме 4 189 руб. (л.д. 4). Указанный размер задолженности является арифметически верным, административным ответчиком не оспорен.
Согласно ч.1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Административный истец представил суду допустимые законом доказательства в обоснование своих требований, тогда как административным ответчиком доказательств, опровергающих доводы иска, не представлено, расчет размера задолженности по налогу не опровергнут.
Доводы административного ответчика о том, что налоговым органом неверно исчислена сумма налога судом отклонены, поскольку налог на имущество физических лиц в отношении Ненашевой Т.В. исчислен лишь по тем объектам, которые находились в собственности Ненашевой Т.В. в налоговые периоды 2016-2018г.г. При этом, квартира по адресу: <адрес>, действительно является объектом незавершенного строительства, однако, указанное обстоятельство, вопреки доводам административного ответчика, не является основанием для освобождения его от уплаты налога, поскольку в силу ст. 401 НК РФ объекты незавершенного строительства также являются объектами налогообложения.
Кроме того, сторона административного ответчика, оспаривая сумма налога, сведений об иной кадастровой стоимости объектов либо ином количестве месяцев, за которые должен быть рассчитан налог, суду не представила.
Таким образом, общая сумма налога за принадлежащую Ненашевой Т.В. квартиру, являющуюся объектом незавершенного строительства, верно исчислена, исходя из кадастровой стоимости объекта и с применением налоговой ставки, равной 0,3%, что прямо предусмотрено пунктом 2 Решения Думы Городского округа Самара от 24.11.2014г. № 482 «О налоге на имущество физических лиц».
Таким образом, обязательства по уплате налога на имущество административным ответчиком не исполнены до настоящего времени, в связи с чем, задолженность по уплате налога на имущество за 2016г., 2017г., 2018 г. подлежит взысканию с административного ответчика в судебном порядке по представленному истцом расчету, а требование ИФНС России по <адрес> о взыскания с административного ответчика задолженности по налогу на имущество физических лиц подлежит удовлетворению в полном объеме.
Разрешая по существу требования административного истца о взыскании пени, суд руководствуется со ст. 75 НК РФ, согласно которой пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 75 Налогового кодекса РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Учитывая тот факт, что налог на имущество административным ответчиком не оплачен, суд приходит к выводу о том, что налоговый орган имеет право на взыскание пени.
Проверяя расчет суммы пени, суд приходит к выводу о том, представленный административным истцом расчет суммы пени является правильным, поскольку он произведен в соответствии с законом и арифметических ошибок не содержит, в связи с чем, требования налогового органа в этой части также обоснованы и подлежат удовлетворению.
Согласно ч.1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджет.
Учитывая, что административный истец в соответствии с п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с ч.1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика Ненашевой Т.В. подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 400 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ИФНС России по <адрес> к Ненашевой Татьяне Викторовне о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц удовлетворить.
Взыскать с Ненашевой Татьяны Викторовны в пользу ИФНС России по <адрес> задолженность по налогу на имущество физических лиц:
- за 2016г. в размере 253 рубля, пени в сумме 3 рубля 49 копеек,
- за 2017г. в размере 1 336 рублей, пени в сумме 22 рубля 98 копеек,
- за 2018г. в размере 4 189 рублей, пени в сумме 61 рубль 51 копейка, а всего: 5 865 (Пять тысяч восемьсот шестьдесят пять) рублей 98 копеек.
Взыскать с Ненашевой Татьяны Викторовны в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 (Четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через <адрес> районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Решение суда в окончательной форме принято 18 июня 2021г.
Председательствующий: Н.Ю.Бадьева