Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 апреля 2021 года Центральный районный суд г. Тольятти в составе:
председательствующего судьи Дурмановой Е.М.
при секретаре ФИО1
с участием помощника прокурора г. Тольятти - ФИО3
представителя администрации г.о. Тольятти – ФИО4 по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1635/2021 по иску прокурора г. Тольятти к администрации г.о. Тольятти о признании несоответствующим законодательству нормативного документа,
установил:
Прокурор г. Тольятти обратился в Центральный районный суд г. Тольятти с вышеуказанным иском, в котором просил признать не соответствующими законодательству и недействующими с момента вступления в законную силу решения суда абзацы 2 и 3 пункта 5.3.1.1, абзац 2 пункта 5.3.2.1 Положения о погребении и похоронном деле на территории г.о. Тольятти, утвержденного постановлением Администрации г.о. Тольятти от 23.04.2020 № 1201-п/1.
В обоснование иска указано, что Прокуратурой города в рамках осуществления надзора за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления г.о. Тольятти проведена проверка соответствия федеральному законодательству муниципальных нормативных правовых актов, в ходе которой, по мнению административного истца, выявлено, что отдельные нормы Положения о погребении и похоронном деле на территории городского округа Тольятти, утвержденного постановлением администрации городского округа Тольятти от 23.04.2020 № 1201-п/1, не соответствуют действующему законодательству. Первоначальный текст документа опубликован 24.04.2020 г. в издании «Городские ведомости», № 26 (2286). Порядок создания семейных (родовых) захоронений на территории Самарской области утвержден законом Самарской области от 06.07.2015 года № 66-ГД. Вышеуказанными пунктами Положения предусмотрено, что в случае обращения с заявлением представителя лица, ответственного за семейное (родовое) захоронение, к заявлению прилагается копия с предъявлением подлинника доверенности, заверенной нотариально. Действующим законодательством, регулирующим порядок создания семейных (родовых) захоронений, не предусмотрена обязанность предоставления с письменным заявлением о внесении изменений в решение и (или) об отмене решения о предоставлении участка земли для создания семейного (родового) захоронения доверенности, удостоверенной нотариально, подлинника свидетельства о смерти заявителя. Административный истец полагает, что установленное пунктами 5.3.1.1 и 5.3.2.1 Положения, требование администрации г.о. Тольятти нотариально заверенной доверенности, свидетельство о смерти при обращении с заявлением представителя лица, ответственного за семейное (родовое) захоронение, противоречит положениям ст. 9 ГК РФ, ст. 6 и ст. 7 Закона Самарской области от 06.07.2015 № 66-ГД, и лишает лиц, взявших на себя обязанность осуществить волеизъявление умершего, реализовать установленное ст.ст. 5, 7 Федерального закона № 8-ФЗ право на погребение умершего с учетом его волеизъявления о достойном отношении к его телу после смерти.
Представитель административного истца ФИО3, действующий по прокурорскому поручению, в судебном заседании доводы административного искового заявления поддержал, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика ФИО4 по доверенности в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в письменных возражениях, пояснив суду, что абзацы 2 и 3 пункта 5.3.1.1, абзац 2 пункта 5.3.2.1 Положения о погребении и похоронном деле на территории г.о. Тольятти, утвержденного постановлением Администрации г.о. Тольятти от 23.04.2020 № 1201-п/1 соответствуют части 1 статьи 7 закона Самарской области № 66-ГД, просила в удовлетворении административного иска отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд считает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 7 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия, оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 23 части 1 статьи 7 Устава городского округа Тольятти, утвержденного постановлением Тольяттинской городской Думы Самарской области от 30.05.2005 № 155, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесена к вопросам местного значения городского округа.
В силу положений пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
Согласно положениям частей 1 и 4 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.
Согласно части 3 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 статьи 16 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений предоставляются гражданам в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.
Порядок создания семейных (родовых) захоронений на территории Самарской области утвержден Законом Самарской области от 06.07.2015 № 66-ГД.
В соответствии с основными понятиями, используемыми в указанном законе, семейным (родовым) захоронением являются отдельные участки земли, предоставленные органом местного самоуправления, в ведении которого находятся общественные кладбища, либо уполномоченным им казенным учреждением в соответствии с санитарными, экологическими требованиями и правилами на территории общественных кладбищ для погребения тел (останков) умерших (заявителей и иных лиц, которые могут быть погребены на одном семейном (родовом) захоронении), а также для размещения семейных (родовых) колумбариев для захоронения урн с прахом при кремировании.
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона Самарской области № 66-ГД создание семейного (родового) захоронения - процесс, включающий в себя подачу заявления о предоставлении участка земли, его рассмотрение и принятие решения о предоставлении участка земли, внесение платы, а также включение семейного (родового) захоронения в реестр семейных (родовых) захоронений в целях сохранения участка земли за лицами, которые могут быть погребены на одном семейном (родовом) захоронении.
Заявителем является лицо, подавшее заявление о предоставлении участка земли для создания семейного (родового) захоронения (пункт 4 статьи 1).
Лицом, ответственным за семейное (родовое) захоронение, признается заявитель либо, в случае его смерти, иное лицо из круга лиц, которые могут быть погребены на одном семейном (родовом) захоронении, который (которое) указывается в качестве такого в решении о предоставлении участка земли (пункт 6 статьи 1 Закона Самарской области №66-ГД).
Порядок организации похоронного дела и оказания ритуальных услуг на территории общественных кладбищ городского округа Тольятти определен в Положении о погребении и похоронном деле на территории городского округа Тольятти, утвержденном постановлением администрации городского округа Тольятти от 23.04.2020 №1201-п/1 (далее - Положение о похоронном деле).
Муниципальные нормативные правовые акты, согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пункту 18 статьи 47 Устава г.о. Тольятти, утвержденного постановлением Тольяттинской городской Думы от 30.05.2005 № 155 не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Уставу Самарской области, законам и иным нормативным правовым актам Самарской области, Уставу г.о. Тольятти.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что 23 апреля 2020 года постановлением Администрации г.о. Тольятти утверждено Положение о погребении и похоронном деле на территории городского округа Тольятти.
Первоначальный текст документа опубликован 24 апреля 2020 в издании «Городские ведомости», № 26 (2286).
03 июля 2020 года прокурором г. Тольятти по результатам проверки в рамках осуществления надзора за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления г.о. Тольятти Администрации г.о. Тольятти вынесен протест, в котором заявлено требование о приведении 5.3.1.1., 5.3.2.1, приложения № 5 Положения о погребении и похоронном деле на территории г.о. Тольятти, утвержденного постановлением Администрации г.о. Тольятти от 23.04.2020 года № 1201-п/1, в соответствие с действующим законодательством.
По результатам рассмотрения протеста прокурора г. Тольятти Администрацией г.о. Тольятти частично удовлетворено требование об исключении Приложения № 5 к Положению о похоронном деле, поскольку форма заявления о предоставлении земли для создания семейного (родового) захоронения является приложением к закону Самарской области № 66-ГД, в остальной части было отказано.
Административные истец полагает, что что пункты 5.3.1.1, 5.3.2.1 Положения не соответствуют Закону Самарской области от 06.07.2015 № 66-ГД «О порядке создания семейных (родовых) захоронений на территории Самарской области».
Пунктом 5.3.1.1 Положения предусмотрено, что для внесения изменений в решение о предоставлении участка земли для создания семейного (родового) захоронения лицо, ответственное за семейное (родовое) захоронение, либо его представитель, либо иное лицо, которое может быть погребено на одном семейном (родовом) захоронении (в случае смерти лица, ответственного за семейное (родовое) захоронение) (далее - ответственное лицо), обращается в уполномоченный орган с заявлением, составленным в произвольной форме.
В случае обращения с заявлением представителя лица, ответственного за семейное (родовое) захоронение, к заявлению прилагается копия с предъявлением подлинника доверенности, заверенной нотариально.
В случае смерти лица, ответственного за семейное захоронение, иное лицо, которое может быть погребено на одном семейном (родовом) захоронении, прилагает к заявлению копию с предъявлением подлинника свидетельства о смерти лица, ответственного за семейное (родовое) захоронение.
Пунктом 5.3.2.1 Положения установлено, что для отмены решения о предоставлении участка земли для создания семейного (родового) захоронения по инициативе заявителя ответственное лицо обращается в администрацию городского округа Тольятти с заявлением, составленным в произвольной форме.
В случае обращения с заявлением представителя лица, ответственного за семейное (родовое) захоронение, к заявлению прилагается копия с предъявлением подлинника доверенности, заверенной нотариально.
Согласно пункту 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, которые могут быть реализованы ими лично либо через представителей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 182 ГК РФ полномочие представителя может быть основано на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 185 ГК РФ, доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами. Доверенность может быть выдана несколькими лицами одному или нескольким лицам в том случае, если передаваемые полномочия одинаковы и касаются однородных интересов.
Согласно ст. 185.1 ГК РФ доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом.
К нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются: доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, которые удостоверены начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, а при их отсутствии старшим или дежурным врачом; доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности работников, членов их семей и членов семей военнослужащих, которые удостоверены командиром (начальником) этих части, соединения, учреждения или заведения; доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, которые удостоверены начальником соответствующего места лишения свободы; доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания, которые удостоверены администрацией этой организации или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.
В соответствии в подпунктами 4.1. - 4.4. Методических рекомендаций по удостоверению доверенностей, утвержденных решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 18.07.2016, доверенность может быть оформлена только на совершение правомерных действий, ее содержание не может противоречить требованиям законодательства; полномочия, передаваемые представителю, должны быть правомерными, осуществимыми и конкретными; полномочия, изложенные в доверенности, не могут выходить за пределы правоспособности представляемого, предусмотренной законодательством.
Порядок принятия решения о предоставлении (отказе в предоставлении) участка земли для создания семейного (родового) захоронения установлен в пункте 5.2. оспариваемого Положения.
Согласно подпункту 5.2.2. пункта 5.2. Положения о похоронном деле для решения вопроса о предоставлении участка земли для создания семейного (родового) захоронения заявитель обращается в уполномоченный орган с заявлением и предоставляет необходимые документы в соответствии со статьей 6 Закона Самарской области №66-ГД.
Согласно части 1 статьи 6 Закона Самарской области №66-ГД для решения вопроса о предоставлении участка земли в орган местного самоуправления либо уполномоченное им казенное учреждение представляются следующие документы: заявление о предоставлении участка земли по форме, установленной приложением 3 к указанному закону; копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя, с предъявлением подлинника; копия медицинского свидетельства о смерти или свидетельства о смерти, выданного органами ЗАГС (в случае если на участке земли уже имеется захоронение или его формирование началось на момент подачи заявления о предоставлении участка земли); в случае если на участке земли уже имеется захоронение - копии документов, подтверждающих факт государственной регистрации заключения брака и степень родства заявителя (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение суда об усыновлении (удочерении) и т.д.), с предъявлением подлинников.
Согласно части 2 статьи 6 Закона Самарской области №66-ГД не допускается требовать от заявителя представления иных документов, не предусмотренных указанным законом.
Таким образом, указанными нормами предусмотрены документы, которые являются основанием для принятия уполномоченным органом соответствующего решения по заявлению о предоставлении участка земли.
Согласно административному исковому заявлению истец указывает на несоответствие статье 6 Закона Самарской области №66-ГД, предусматривающей перечень документов, необходимых для принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка для создания семейного (родового) захоронения, отдельных положений подпунктов 5.3.1.1, 5.3.2.1 пункта 5.3. Положения о похоронном деле.
Однако оспариваемые положения пункта 5.3. Положения о похоронном деле, предусматривают порядок изменения или отмены решения о предоставлении участка земли для создания семейного (родового) захоронения.
Из подпункта 5.3.1. пункта 5.3 оспариваемого Положения следует, что изменение решения о предоставлении участка земли для создания семейного (родового) захоронения допускается в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона Самарской области № 66-ГД.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона Самарской области №66-ГД в решение о предоставлении участка земли вносятся изменения в случаях: уменьшения числа лиц, которые могут быть погребены на одном семейном (родовом) захоронении; изменения лица, ответственного за семейное (родовое) захоронение; дополнения числа лиц, которые могут быть погребены на одном семейном (родовом) захоронении.
Таким образом из указанной статьи следует, что в решение, принятое уполномоченным органом (в котором указаны данные, предусмотренные в части 6 статьи 5 Закона Самарской области №66-ГД, в том числе фамилия, имя, отчество заявителя; фамилия, имя, отчество лица, которое будет ответственным за семейное (родовое) захоронение), вносятся изменения, в том числе в случае замены лица, ответственного за семейное (родовое) захоронение другим лицом, которое в последующем будет выступать таким лицом.
Прокурор города Тольятти, обращаясь с административным исковым заявлением, оспаривает не порядок принятия решения о предоставлении (отказе в предоставлении) участка земли для создания семейного (родового) захоронения, в соответствии с документами, установленными в статье 6 Закона Самарской области № 66-ГД, а порядок внесения изменений в принятое решение о предоставлении участка земли или отмены решения, по отношению к которым положения статьи 6 Закона Самарской области №66-ГД не применимы.
Таким образом, учитывая, что согласно пункту 6 статьи 5 Закона Самарской области №66-ГД в решении о предоставлении участка земли указываются фамилия, имя, отчество лица, которое будет ответственным за семейное (родовое) захоронение, в случае изъявления таким лицом желания передать право на обращение от его имени с заявлением о внесении изменений в принятое решение в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона Самарской области №66-ГД или об отмене принятого решения, интересы заявителя, который не имеет возможности для личного обращения с таким заявлением по объективным причинам (нахождение в лечебном учреждении, за пределами Самарской области, Российской Федерации, в местах лишения свободы, прохождением военной службы и т.д.) могут быть представлены его представителем, полномочия которого в порядке статьи 185 Гражданского кодекса РФ, должны быть удостоверены.
Закон Самарской области №66-ГД запрет на обращение с указанным заявлением представителя лица, ответственного за захоронение, не содержит.
При этом предъявление доверенности в составе документов, приложенных к заявлению о внесении изменений в решение или его отмене, не указывает на нарушение требований части 2 статьи 6 Закона Самарской области №66-ГД, а на против предусматривают возможность реализации прав граждан на внесение изменений в решение или отмены решения о предоставлении участка земли для создания семейного (родового) захоронения, в случаях отсутствия возможности для личного обращения с таким заявлением.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что абзацы 2 и 3 пункта 5.3.1.1, абзац 2 пункта 5.3.2.1 Положения о погребении и похоронном деле на территории г.о. Тольятти, утвержденного постановлением Администрации г.о. Тольятти от 23.04.2020 № 1201-п/1 не противоречит требованиям действующего законодательства, имеющего большею юридическую силу, не нарушает права, свободы и законные интересы граждан, оснований признавать оспариваемые абзацы Положения о погребении и похоронном деле на территории г.о. Тольятти не соответствующими законодательству не имеется, в связи с чем требования прокурора г. Тольятти не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 14,175-178 КАС РФ
р е ш и л:
В удовлетворении искового заявления прокурора г. Тольятти к администрации г.о. Тольятти о признании несоответствующим законодательству нормативного документа - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.М. Дурманова
Решение в окончательной форме изготовлено 22 апреля 2021 г.
Судья Е.М. Дурманова