Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4597/2021 ~ М-3946/2021 от 31.08.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 октября 2021 года    г.о. Тольятти

Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего Сураевой А.В.,

при секретаре     Лариной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к администрации городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО3 обратилась в суд с иском к администрации городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди, указав, что является инвалидом второй группы по заболеванию, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний. При которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ , а также входящим в перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ . Распоряжением заместителя главы г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ истец принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма, с составом семьи 1 человек, на основании п.4 ч.1 ст. 51 Жилищного кодека РФ. До настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.

Просит обязать администрацию г.о. Тольятти предоставить ФИО3 вне очереди по договору социального найма жилое помещение муниципального жилищного фонда общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека с учетом права на дополнительную площадь не позднее одного месяца со дня вступления решения Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области в законную силу.

Истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена, письменно просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен, представил возражения согласно которым исковые требования не признает.

Изучив доводы искового заявления, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 6 ФЗ РФ от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.

Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно абз. 3 указанной статьи инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 14, 50) (далее - Закон N 131-ФЗ), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (ст. 14, 19) (далее - ЖК РФ) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).

Судом установлено, что распоряжением заместителя главы г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма на основании пункта 4 ч.1 ст.51 ЖК РФ, с составом семьи 1 человек, зарегистрированную в однокомнатной квартире, общей площадью <данные изъяты> кв.м. (собственность совместно проживающих дочери и внука, всего зарегистрировано <данные изъяты> человека), по адресу: <адрес> (кухня рассчитана на использование жильцами <данные изъяты> комнат, туалет и душевая рассчитана на использование жильцами <данные изъяты> комнат).

Из материалов дела следует, что ФИО3 зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правах ФИО3 на объекты недвижимости.

Квартира по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО1 и ФИО2, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.

Пунктом 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Кодекса Перечне.

Такой перечень утвержден приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, положения названной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.

По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных ЖК РФ оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для включения в список граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в Перечне, пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ не предусмотрено. Для включения в список и предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по любому из оснований, предусмотренных частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне.

ФИО3 является инвалидом <данные изъяты> группы и страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ и в Перечень заболеваний, дающий инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ , что подтверждается справкой ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России .

Таким образом, суд полагает, что ФИО3 имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Суд не может принять во внимание доводы представителя ответчика о том, что администрация г.о. Тольятти как орган местного самоуправления не имеет полномочий по обеспечению жилым помещением той категории граждан, к которой относится ФИО3, поскольку она относится к категории граждан, указанных в п. 2 ст. 49 ЖК РФ, поскольку из вышеприведенных положений законов следует, что учет граждан и принятие решения о предоставлении им жилья осуществляется органами местного самоуправления.

Кроме того, в соответствии с решением Думы г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ «О положении о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г.о. Тольятти» управление жилищным фондом, находящимся в муниципальной собственности, осуществляет мэрия. Право управления и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа закреплено также за мэрией и в ст. 37 Устава г.о. Тольятти.

Ссылка представителя ответчика на то, что реализация прав льготников данной категории осуществляется исключительно в соответствии с нормами Закона Самарской области «О социальной защите инвалидов», необоснованна, поскольку указанный закон не подменяет собой Жилищный кодекс РФ, имеющий высшую юридическую силу, а направлен на дополнительное соблюдение и гарантирование прав отдельной категории граждан.

Право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов.

Ответчик не лишен возможности требовать возмещения затрат, связанных с обеспечением истца жилым помещением за счет соответствующего бюджета.

Доводы ответчика о том, что предоставление истцу жилья вне очереди нарушит права иных лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, состоящих на соответствующем учете и не обеспеченных жильем до настоящего времени, суд отклоняет, поскольку разрешение требования о предоставлении жилой площади вне очереди закон не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других внеочередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий и времени постановки их на учет нуждающихся.

В соответствии с ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Таким образом, согласно ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления площади жилого помещения в г. Тольятти устанавливается в соответствии с Законом Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» и Постановлением мэра г. Тольятти «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда …».

Учитывая изложенное, суд считает необходимым обязать администрацию городского округа Тольятти предоставить ФИО3 вне очереди по договору социального найма жилое помещение муниципального жилищного фонда общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека с учетом права на дополнительную площадь не позднее одного месяца со дня вступления решения Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 192-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать администрацию г.о. Тольятти предоставить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору социального найма вне очереди, на территории г.о. Тольятти, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.о. Тольятти в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: А.В. Сураева

2-4597/2021 ~ М-3946/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Подоляева В.И.
Ответчики
Администрация г.о. Тольятти
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Сураева А.В.
Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
31.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.08.2021Передача материалов судье
02.09.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.09.2021Подготовка дела (собеседование)
27.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.10.2021Судебное заседание
02.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее