Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-328/2020 ~ М-299/2020 от 21.05.2020

№ 2а-328/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июня 2020 года г. Барыш Ульяновской области

Барышский городской суд Ульяновской области в составе:

председательствующего судьи Зотовой Л.И.,

с участием помощника прокурора Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры Серединцевой Е.С.,

при секретаре Дацун А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к Администрации муниципального образования «Ленинское городское поселение» о возложении обязанности разработать и представить проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, возложении обязанности представить в орган государственного кадастрового учёта документы, содержащие сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в зоны санитарной охраны питьевого и хозяйственного водоснабжения для постановки на государственный кадастровый учёт,

УСТАНОВИЛ:

Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации обратился в суд с административным иском к Администрации муниципального образования «Ленинское городское поселение» об обязании совершить определенные действия. В обоснование заявленных требований указано, что проведенной проверкой исполнения требований федерального законодательства в части обеспечения жителей муниципального образования «Ленинское городское поселение» коммунальными услугами надлежащего качества установлены нарушения законодательства о водоснабжении, общих принципах организации местного самоуправления. Ссылаясь на нормы действующего законодательства, считает, что обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, получению санитарно-эпидемиологических заключений на разработанные проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, лежит на органе местного самоуправления, который осуществляет полномочия собственника в отношении них, независимо от того, кому переданы данные объекты и на каком основании. В ходе проведения проверки установлено, что для целей питьевого водоснабжений эксплуатируются 12 артезианских скважин, расположенных в с. Новая Бекшанка – 3 шт., р.п. им. В.И. Ленина - 3 шт., с. Русская Бекшанка - 2 шт., с. Ульяновка- 1 шт., с. Головцевс - 1 шт., с. Русское Тимошкино - 1 шт. и с. Воецкое -1 шт. Также установлено, что на указанные источники проекты организации зоны санитарной охраны не разработаны и не получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение. В связи с чем, уполномоченным органом не определены границы зон санитарной охраны источников питьевого, и хозяйственно-бытового водоснабжения, проекты данных зон не утверждены. В связи с чем, просит обязать ответчика в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения расположенных в с. Новая Бекшанка- 3 шт., р.п. им. В.И. Ленина- 3 шт., с. Русская Бекшанка- 2 шт., с. Ульяновка- 1 шт., с. Головцево- 1 шт., с. Русское Тимошкино- 1 шт. и с. Воецкое- 1 шт. и получить на них эпидемиологическое заключение; в течение 15 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить проекты зон санитарной охраны указанных выше источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить в орган государственного кадастрового учёта документы, содержащие сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения расположенных в с. Новая Бекшанка- 3 шт., р.п. им. В.И. Ленина- 3 шт., с. Русская Бекшанка- 2 шт., с. Ульяновка- 1 шт., с. Головцево- 1 шт., с. Русское Тимошкино- 1 шт. и с. Воецкое- 1 шт. для постановки на государственный кадастровый учёт.

В судебном заседании помощник прокурора Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры Серединцева Е.С. поддержала заявленные требования и привела аналогичные доводы.

Администрация муниципального образования «Ленинское городское поселение», Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области, Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области извещённые о дне слушания дела, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, представило заявление о рассмотрении иска в отсутствие их представителя.

Исследовав материалы дела, выслушав позицию участвующего в деле помощника прокурора Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры, суд приходит к следующему.

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 года № 10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.41110-02».

В силу пункта 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (пункт 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02).

В силу пункта 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.

В каждом из трёх поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка её проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих её поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зон санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трёх поясов зон санитарной охраны.

В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Соблюдение требований СанПиН 2.1.4.1110-02 при эксплуатации источников водоснабжения, водозаборных сооружений должно обеспечить качество питьевой воды, подаваемой населению, соответствующее требованиям СанПиНа 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требованиям к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

Согласно части 1 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

В силу статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов; 4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных частью 1 статьи 27 Кодекса, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд.

В силу пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе организация водоотведения и водоснабжения населения.

Согласно пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» одним из субъектов несения расходов на мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения являются органы местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416- ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В силу частей 1, 2 статьи 23 указанного Федерального закона организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона. Органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Исходя из приведенных норм, обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, получению санитарно-эпидемиологических заключений на разработанные проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, лежит на органе местного самоуправления. Именно ответчик как орган местного самоуправления осуществляет полномочия собственника в отношении них, независимо от того, кому переданы данные объекты и на каком основании.

При этом суд отмечает, что к вопросам местного значения городских поселений относятся организация в границах городского поселения водоснабжения населения и водоотведения, осуществление в пределах установленных законодательством полномочий собственника водных объектов, установления правил использования водных объектов, а равно и утверждение генеральных планов городского поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского поселения документации по планировке территории.

Однако, проверкой установлено, что в нарушение указанных требований федерального законодательства на действующие 12 источников водоснабжения, расположенных в с. Новая Бекшанка - З шт., р.п. им. В.И. Ленина - 3 шт., с. Русская Бекшанка - 2 шт., с. Ульяновка – 1 шт., с. Головцево - 1 шт., с. Русское Тимошкино - 1 шт. и с. Воецкое - 1 шт. не разработаны проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не получены санитарно-эпидемиологические заключения. В связи с чем, уполномоченным органом не определены границы зон санитарной охраны источников питьевого, и хозяйственно-бытового водоснабжения, проекты данных зон не утверждены.

Отсутствие утвержденных проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сведений о границах таких зон с ограничениями режима их использования, в государственном кадастре недвижимости, может привести к нарушениям требований земельного и санитарного законодательства, в том числе, при предоставлении физическим и юридическим лицам в собственность, аренду, пользование, владение земельных участков в границах указанных зон и нарушениям в связи с этим режима их использования, а также создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно- эпидемиологической обстановки.

Исходя из изложенного суд исходит из того, что ответчиком допускается бездействие в области соблюдения санитарно-эпидемиологических требований при реализации полномочий собственника источников водоснабжения, следовательно, иск заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «Ленинское городское поселение» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения расположенных в с. Новая Бекшанка- 3 шт., р.п. им. В.И. Ленина- 3 шт., с. Русская Бекшанка- 2 шт., с. Ульяновка- 1 шт., с. Головцево- 1 шт., с. Русское Тимошкино- 1 шт. и с. Воецкое- 1 шт. и получить на них эпидемиологическое заключение.

Обязать Администрацию муниципального образования «Ленинское городское поселение» в течение 15 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения расположенных в с. Новая Бекшанка- 3 шт., р.п. им. В.И. Ленина- 3 шт., с. Русская Бекшанка- 2 шт., с. Ульяновка- 1 шт., с. Головцево- 1 шт., с. Русское Тимошкино- 1 шт. и с. Воецкое- 1 шт. для установления зон санитарной охраны в Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области.

Обязать Администрацию муниципального образования «Ленинское городское поселение» в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить в орган государственного кадастрового учёта документы, содержащие сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения расположенных в с. Новая Бекшанка- 3 шт., р.п. им. В.И. Ленина- 3 шт., с. Русская Бекшанка- 2 шт., с. Ульяновка- 1 шт., с. Головцево- 1 шт., с. Русское Тимошкино- 1 шт. и с. Воецкое- 1 шт. для постановки на государственный кадастровый учёт.

Решение может быть в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.И. Зотова

Мотивированное решение изготовлено 30.06.2020 года

2а-328/2020 ~ М-299/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ульяновский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация МО "Ленинское городское поселение"
Другие
Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области
Суд
Барышский городской суд Ульяновской области
Судья
Зотова Л. И.
Дело на странице суда
barishinskiy--uln.sudrf.ru
21.05.2020Регистрация административного искового заявления
21.05.2020Передача материалов судье
22.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
22.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.06.2020Судебное заседание
30.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.08.2020Дело оформлено
27.09.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее