№ 12-135/2021
РЕШЕНИЕ
город Иваново 21 июня 2021 года
Судья Ленинского районного суда города Иваново Борисова О.В., с участием защитника Корнеева А.Г., должностного лица, вынесшего постановление – Главного государственного инспектора труда отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда государственной инспекции труда в Ивановской области Щёголева А.М., рассмотрев жалобу Муниципального унитарного предприятия «Ивановский пассажирский транспорт», имеющего юридический адрес: <адрес>, на постановление Главного государственного инспектора труда отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда государственной инспекции труда в Ивановской области Щёголева А.М., от 20 апреля 2021 года № 37/6-548-21-ПВ/12-2606-И/253 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л :
постановлением Главного государственного инспектора труда отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда государственной инспекции труда в Ивановской области Щёголева А.М., от 20 апреля 2021 года № 37/6-548-21-ПВ/12-2606-И/253 Муниципальное унитарное предприятие «Ивановский пассажирский транспорт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 74000 рублей.
Согласно постановлению, МУП «ИПТ» 23.03.2021 года и 14.04.2021 года по адресу: <адрес>, допустило нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а именно:
В нарушение ст. ст. 212,213 ТК РФ, п.6, 20 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, утв. Приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н, в МУП «ИПТ» не организован и не проведен медицинский осмотр в целях определения пригодности по состоянию здоровья выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний слесарям по ремонту подвижного состава ФИО2, ФИО3, которые при выполнении работ используют следующее оборудование: сверлильный станок, заточной станок, наждачный станок, имеющее открытые движущиеся (вращающиеся) элементы конструкции, что предусматривает прохождение работником обязательных медицинских осмотров, предусмотренных п.10 Прил.2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н (действующему до 31.03.2021 г.) и п.15 раздела № 6 Прил. к Прил.1 к Приказу Минздрава России от 28.01.2021 N 29н.
МУП «ИПТ», не согласившись с указанным постановлением, обратилось в Ленинский районный суд г.Иваново с жалобой, согласно которой: на предприятии действует «Список контингента работников МУП «ИПТ», подлежащих прохождению предварительного и периодического осмотра по Приказу Минздравсоцразвития РФ № 302н от 12 апреля 2011г.», утвержденный директором 19.10.2018. При составлении указанного Списка учитывались результаты проведения специальной оценки условий труда на предприятии, положения Приказа Минздравсоцразвития РФ № 302н от 12 апреля 2011 года, а также специфика выполнения работ каждой профессии (должности) предприятия.
Согласно п. 18 Списка, слесарю по ремонту подвижного состава цеха ППР (участок ТО-2, ТР) положено прохождение медицинского осмотра 1 раз в два года для допуска к работам, выполняемым непосредственно на механическом оборудовании, имеющем открытые движущиеся (вращающиеся) элементы конструкции (токарные, фрезерные и другие станки, штамповочные прессы и др.).
Работники участка ТО-2 ТР по профессии «слесарь по ремонту подвижного состава» проходят медицинский осмотр в полном объеме, т.к. при текущем ремонте троллейбуса в своей работе часто используют такое оборудование, как сверлильный станок, заточной станок и др. В свою очередь, работники других участков (в т.ч. участок ТО-1, участок АЗР) по профессии «слесарь по ремонту подвижного состава» указанное оборудование не используют и допуск к нему не имеют.
В связи с утратой силы 01 апреля 2021г. Приказа Минздравсоцразвития РФ № 302н от 12 апреля 2011г., а также проведенной очередной специальной оценкой условий труда в 2020 г., планируется пересмотр «Списка контингента работников МУП «ИПТ», подлежащих прохождению предварительного и периодического осмотра».
Указанные работники периодический медицинский осмотр прошли, о чем имеются документы в материалах административного дела.
Ранее постановлением № 37/6-5-21-ИЗ/12-2081-И/253 от 25.03.2021 МУП «ИПТ» было подвергнуто административному наказанию за указанное административное правонарушение. Привлечение к административному наказанию повторно противоречит ч.5 ст.4.1 КоАП РФ.
Просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях МУП «ИПТ» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Законный представитель МУП «ИПТ», извещенный о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, о его отложении не ходатайствовал, в связи с чем судом определено на основании п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ рассмотреть жалобу в его отсутствие.
В судебном заседании защитнику Корнееву А.Г. разъяснены ст.25.5 КоАП РФ, ст.51 Конституции РФ, отводов и ходатайств не заявлено. Защитник доводы жалобы поддержал, просил ее удовлетворить. Пояснил, что слесарь по ремонту ФИО2 проходил медицинский осмотр. ФИО3 уволился из МУП «ИПТ».
Должностное лицо, вынесшее постановление - Главный государственный инспектор труда отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда государственной инспекции труда в Ивановской области Щёголев А.М., которому разъяснены ст.ст.25.6, 17.9 КоАП РФ, ст.51 Конституции РФ, пояснил, что постановление было вынесено не повторно, поскольку предыдущее постановление подлежало обжалованию и не вступило в законную силу. Согласно карте СОУТ слесари привлекаются к работам с оборудованием, имеющим вращающиеся элементы. По данному виду работ ФИО2 и ФИО3 должны были проходить медицинские осмотры. До вынесения постановления были представлены сведения о прохождении медицинского осмотра ФИО2 20 апреля 2021 г., после составления протокола, что не освобождает от ответственности. ФИО3 в момент проверки находился на предприятии, трудился. Были представлены документы о его приеме на работу, документы об увольнении и о прохождении медицинского осмотра не представлены. Представитель МУП «ИПТ» позднее пояснил, что ФИО3 был уволен после составления протокола. Указание в постановлении на предупреждение является технической ошибкой. Предупреждение не предусмотрено санкцией ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в данном случае оно не могло быть назначено.
Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, заслушав защитника и должностное лицо, суд приходит к следующим выводам.
Частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.
В судебном заседании установлено, что в ходе проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, в МУП «ИПТ» выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, связанные с допуском двух работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательных периодических медицинских осмотров.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении МУП "ИПТ" 14 апреля 2021 года протокола N 37/6-548-21-ПВ/12-2503-И/253 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, и привлечения его 20 апреля 2021 года к административной ответственности.
Факт совершения указанного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: актом проверки от 14.04.2021 г., протоколом об административном правонарушении от 14.04.2021г. № 37/6-548-21-ПВ/12-2503-И/253, составленным в соответствии с требованиями ст.28.2 КоАП РФ, картами СОУТ слесаря по ремонту подвижного состава, в которых установлен класс условий труда 2, Списком контингента работников МУП «ИПТ», подлежащих прохождению предварительного и периодического осмотра по Приказу Минздравсоцразвития РФ № 302н от 12 апреля 2011г., утвержденным директором МУП «ИПТ» 19.10.2018.
Судом также исследованы: заключение периодического медицинского осмотра ФИО2 от 20 апреля 2021 года, приказ о приеме на работу в МУП «ИПТ» ФИО3 от 11 ноября 2019 года, постановление врио начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда государственной инспекции труда в Ивановской области Малышевой О.В. от 25 марта 2021 года №37/6-5-21-ИЗ/12-2081-И/253, которым МУП "ИПТ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 67000 рублей, решение Ленинского районного суда города Иваново от 9 июня 2021 года, которым указанное постановление изменено, акт о расследовании несчастного случая на производстве от 26.02.2021 г.
Собранные доказательства являются допустимыми, достоверными, и в своей совокупности достаточными для вывода наличии в деянии МУП «ИПТ» состава административного правонарушения.
Деяние МУП «ИПТ» квалифицировано по части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами трудового законодательства и КоАП РФ.
При этом доказательств, подтверждающих принятие МУП «ИПТ» всех зависящих от него мер для соблюдения вышеуказанных требований закона, а также отсутствие реальной возможности соблюдать требования действующего законодательства в целях предотвращения совершения административного правонарушения, материалы дела не содержат и заявителем указанные доказательства не представлены.
Довод жалобы о том, что планируется пересмотр Списка контингента работников МУП «ИПТ», подлежащих прохождению предварительного и периодического осмотра, не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения.
Довод защитника о прохождении работниками медицинского осмотра не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения. Сведения о прохождении медицинского осмотра работником ФИО3 отсутствуют, на время рассмотрения дела об административном правонарушении сведений об увольнении данного работника не имелось. Как следует из акта о расследовании несчастного случая на производстве, составленного государственной инспекцией труда в Ивановской области 26.02.2021 г., в числе мероприятий по устранению причин несчастного случая МУП «ИПТ» указано обеспечение прохождения медицинских осмотров работниками – слесарями по ремонту подвижного состава в срок до 15 марта 2021 года. Работник ФИО2 прошел медицинский осмотр 20 апреля 2021 года, в день вынесения постановления об административном правонарушении. В судебном заседании также установлено, что до рассмотрения дела об административном правонарушении и вынесения постановления – 19 марта 2021 года медицинский осмотр прошел слесарь ФИО5, что свидетельствует о наличии у МУП «ИПТ» реальной возможности обеспечить своевременное выполнение требований законодательства.
Оценивая довод жалобы о привлечении дважды к административной ответственности за одно и то же правонарушение, суд учитывает, что постановление от 25 марта 2021 года №37/6-5-21-ИЗ/12-2081-И/253 было вынесено по результатам проведенного в период с 29 января 2021 года по 26 февраля 2021 года расследования несчастного случая со смертельным исходом, в связи со смертью слесаря по ремонту подвижного состава Боткина М.В. Обжалуемое постановление вынесено по результатам внеплановой выездной проверки МУП «ИПТ» в период с 18 марта 2021 года по 14 апреля 2021 года, выявившей нарушения требований законодательства, в том числе аналогичные, в отношении работников ФИО2, ФИО3, ФИО5 Поскольку основания выявления и фактические обстоятельства административных правонарушений различны, суд не усматривает нарушения ч.5 ст.4.1. КоАП РФ и считает довод жалобы несостоятельным.
Постановление о привлечении МУП «ИПТ» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было.
Вместе с тем, из постановления по делу об административном правонарушении подлежит исключению противоречащее тексту постановления указание на возможность назначения в качестве меры административного наказания предупреждения, что не влияет в целом на обоснованность выводов о наличии в действиях МУП «ИПТ» состава административного правонарушения.
Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ не может быть признано малозначительным, поскольку ставит под угрозу жизнь и здоровье людей. С учетом характера совершенного правонарушения, оснований для признания данного административного правонарушения малозначительным и применения положений ст. 2.9. КоАП РФ об освобождении от административной ответственности не имеется.
Оснований для замены административного штрафа предупреждением в соответствии с ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ не усматривается.
Административное наказание назначено МУП «ИПТ» с учетом требований ч. 3.2 ст. 4.1. КоАП РФ в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Вместе с тем при назначении административного наказания должностным лицом не дана оценка документально подтвержденному факту прохождения медицинского осмотра работником ФИО2 20 апреля 2021 года. Данное обстоятельство суд на основании п.7 ч.1 ст.4.1 КоАП РФ считает смягчающим административное наказание, в связи с чем подлежит снижению размер назначенного административного штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1 - 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление Главного государственного инспектора труда отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда государственной инспекции труда в Ивановской области Щёголева А.М., от 20 апреля 2021 года № 37/6-548-21-ПВ/12-2606-И/253 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, в отношении МУП «Ивановский пассажирский транспорт» изменить, исключить из него указание на возможность назначения в качестве меры административного наказания предупреждения, снизить размер административного штрафа до 64000 (шестидесяти четырех тысяч) рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу защитника МУП «ИПТ» Корнеева А.Г. без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г.Иваново в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья О.В. Борисова