86RS0004-01-2020-013640-46
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сургут 29 января 2021 года
Сургутский городской суд Ханты - Мансийского автономного округа -Югры в составе:
председательствующего Рудковской О.А.,
при секретаре ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Сургутского городского суда гражданское дело № по иску Самиева М.М к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> ХМАО-Югры (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении в страховой стаж и в стаж лечебной деятельности периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости и взыскании судебных расходов,
установил:
Самиева М.М обратилась в суд с иском к ответчику о включении в страховой стаж и в стаж лечебной деятельности периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости и взыскании судебных расходов.
Требования мотивированы тем, что истец обратилась в Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте <адрес> - Югры (межрайонное) с заявлением о назначении ей досрочной страховой (трудовой) пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности. Однако, решением ГУ - УПФ РФ в <адрес> ХМАО-Югры в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу отказано ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку в льготный стаж медицинской деятельности не включен период в качестве медсестры гнойного хирургического отделения. Одновременно, учреждением в страховой стаж (истцу) не включен период работы по мотивам отсутствия информации об основаниях выдачи справки об уплате страховых взносов. При этом, также не учтены периоды работы истца в качестве няни-санитарки детского (ясли) сада, а также в качестве медсестры детского сада. Работа истца в спорные периоды подтверждается записями в трудовой книжке истца, справками, копиями приказов и т.д. Следовательно, учитывая периоды в льготном исчислении, специальный стаж истца на дату обращения в ГУ - УПФ РФ в <адрес> ХМ АО - Югры составил более 30 лет, и учреждением, в том числе при наличии достаточности представленных (истцом) документов, необоснованно вынесено решение об отказе в установлении пенсии. Работа истца в спорные периоды времени позиционирована, в том числе работодателем, обладающим правом на определение характера и условий труда работников, как соответствующая требованиям Списка № и ее позиции. Информация в справках является действительной, справки не были отозваны, содержат сведения о наименовании должности и характере работы, в связи с чем доводы решения об отказе в установлении пенсии в части не включения в стаж медицинской деятельности (льготного периода работы) в полном объеме, и более того, не включения даже в страховой стаж периодов опровергаются соответствующими документами и противоречат как вышеуказанным нормам законодательства по рассматриваемому вопросу, так и судебной практике по состоянию на сегодняшний день. Таким образом, на момент обращения истца к ответчику с заявлением о назначении ей страховой пенсии были представлены все необходимые документы, отвечающие требованиям действующего пенсионного законодательства для принятия обоснованного решения о назначении пенсии. Неполучение сведений из компетентных органов Республики Таджикистан (а равно как постановка вопроса о вине лица по непредоставлению (неполучению) каких-либо сведений) не может ущемлять и ограничивать право истца, как гражданки Российской Федерации, о назначении ей пенсии по достижении возраста страхового стажа с учетом включения (в том числе льготных) периодов ее работы. С учетом, в том числе положений ст. 100 ГПК РФ, истец также ставит вопрос о взыскании с ответчика судебных расходов за составление настоящего искового заявления. Данные расходы подтверждаются соответствующими соглашением на оказание юридической помощи, актом об оказании услуг, а также документом об оплате услуг. Отнесению на ответчика также подлежат расходы истца по уплате госпошлины.
Истец просит суд признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте <адрес>-Югры (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в установлении пенсии; обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте <адрес> - Югры (межрайонное) зачесть (включить) истца в стаж работы (медицинской деятельности), дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с ДД.ММ.ГГГГ. в льготном исчислении как 1 год за 1 год 6 месяцев в должности медицинской сестры гнойного хирургического отделения в Исфаринской центральной городской больнице (до переименования - Исфаринская центральная районная больница); обязать Государственное учреждение-Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте <адрес> - Югры (межрайонное) зачесть (включить) в страховой стаж периоды работы в полном объеме: с ДД.ММ.ГГГГ. в Детском (ясли) саду № Канибадамского ГОРОНО, а также с ДД.ММ.ГГГГ. соответственно в Исфаринской центральной городской больнице (до переименования - Исфаринская центральная районная больница) и детском саду СООО «Петролеум Сугд»; признать право на назначение досрочной страховой пенсии по старости; обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте <адрес> - Югры (межрайонное) назначить страховую пенсию по старости по основаниям, предусмотренным пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; взыскать с Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте <адрес> - Югры (межрайонное): расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей; судебные издержки в размере 30000 рублей за услуги представителя.
Истец Самиева М.М,, представитель истца ФИО10,, действующая по доверенности, на требованиях настаивала по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> ХМАО-Югры в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, предоставил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя, с учетом мнения изложенного в отзыве на исковое заявление, согласно которому заявленные исковые требования не признал. Не признание иска мотивировано тем, что в страховой стаж и стаж медицинской деятельности не может быть включен период с ДД.ММ.ГГГГ. в качестве медсестры гнойного хирургического отделения в Исфаринской ЦРБ, так как Управлением запрошен акт документальной проверки факта выдачи представленной истцом справки от ДД.ММ.ГГГГ №, до настоящего времени ответ не поступил. Оспариваемый период работы не может быть учтен в льготном исчислении год работы как один год и шесть месяцев, так как в соответствие с действующим пенсионным законодательством периоды работы по Списку № учитываются только в календарном исчислении. Кроме того, согласно представленной справке № от 19.03.2020г., выданной Исфаринской центральной городской больницей, истец ДД.ММ.ГГГГ. была принята на должность постовой медицинской сестры в гнойное отделение, в то время как в представленной трудовой книжке серии OT-I №, заполненной ДД.ММ.ГГГГ, Самиева М.М была принята на должность палатной медсестры взрослого хирургического отделения. Период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ. также не может быть учтен в стаж работы в должностях медицинской деятельности, так как должность не предусмотрена Списком. В страховой стаж не могут быть включены периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как Управлением запрошена документальная проверка факта выдачи представленной истцом справки о работе и заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ №-С, выданной Межведомственным архивом по документам личного состава Исполнительного органа Государственной власти <адрес> Республики Таджикистан, до настоящего времени ответ не поступил; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Исфаринской ЦРБ, так как в представленной справке от ДД.ММ.ГГГГ № об уплате страховых взносов, выданной Управлением Агентством социального страхования и пенсии при правительстве <адрес> в <адрес> уплата страховых взносов произведена частично с ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ.; отсутствует информация об основании выдачи данной справки; в стаж медицинской деятельности не могут быть включены периоды: с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. - отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет; с ДД.ММ.ГГГГ. - отпуск по уходу за ребенком до 3 лет. Кроме того, в представленной истцом справке № от ДД.ММ.ГГГГ., выданной Исфаринской центральной городской больницей, работодатель не подтверждает льготный характер в указанные периоды, а также оставляет без внимания период нахождения Самиева М.М в отпуске по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Указанный факт также подтверждается справкой о заработной плате № от ДД.ММ.ГГГГ., выданной Исфаринской центральной городской больницей. Согласно трудовой книжке истца ОТ № истец в период с ДД.ММ.ГГГГ. осуществляла трудовую деятельность в качестве палатной медсестры взрослого хирургического отделения. Данная должность не предусмотрена в Перечне структурных подразделений учреждения здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Управлением запрошен акт документальной проверки факта выдачи представленной истцом справки от ДД.ММ.ГГГГ №, однако до настоящего времени ответ не поступил, таким образом, вышеуказанный период не может быть учтен в страховой стаж и стаж медицинской деятельности. Кроме того, имеются расхождения сведений, указанных в представленной справке № от ДД.ММ.ГГГГ., выданной Исфаринской центральной городской больницей, согласно которой истец ДД.ММ.ГГГГ. была принята на должность постовой медицинской сестры в гнойное отделение, и сведений в трудовой книжке серии №, заполненной ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой Самиева М.М была принята на должность палатной медсестры взрослого хирургического отделения. Истцом доказательства разумности и обоснованности взыскиваемой суммы не представлены. Сумма, заявленная на оплату судебных издержек за подготовку искового заявления в размере 10000 рублей, учитывая время для подготовки искового заявления и документов, невысокую степень сложности рассмотренного дела, необоснованно завышена и не соответствует критериям разумности и справедливости.
Представитель третьего лица ГУ-ОПФ РФ по ХМАО-Югре в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истца, представителя ответчика и третьего лица.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, суд полагает, что исковые требования Самиева М.М подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в соответствии с Конституцией РФ установлены основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.
На основании ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Для назначения досрочной страховой пенсии по старости по вышеуказанному основанию необходимо наличие стажа лечебной деятельности в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения, утвержденным Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ - 30 лет.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ за досрочным назначением страховой пенсии по старости в соответствии пп.20 п.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» обратилась Самиева М.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно пунктам 22, 23 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 884н при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации; «ж»- возвращает заявителю подлинники представленных им документов; «з»- приостанавливает или прекращает выплату пенсии в установленных законом случаях. Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Решением от 26.05.2020г. № г. ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> ХМАО-Югры, Самиева М.М было отказано в назначении страховой пенсии по старости, поскольку у истца на дату обращения необходимый для назначения досрочной страховой пенсии стаж лечебной деятельности отсутствует.
В соответствии со ст.14 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений содержащимися в трудовой книжке и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Самиева М.М зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ.
По представленным документам и данным персонифицированного учета страховой стаж и стаж медицинской деятельности на дату подачи заявления отсутствуют.
В страховой стаж и стаж лечебной деятельности истца не включены оспариваемые ей периоды по причинам, указанным в отзыве на исковое заявление.
В соответствии с п. 6 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.11.2014г. №н, для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий".
В соответствии с п. 11 Правил № документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Согласно записям в трудовой книжке №, заполненной ДД.ММ.ГГГГ на имя Самиева М.М следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ. Самиева М.М осуществляла трудовую деятельность в качестве няни-санитарки Детского (ясли) сада № Канибадамского ГОРОНО. Истец осуществляла трудовую (медицинскую) деятельность в лечебном учреждении в период с ДД.ММ.ГГГГ., в том числе: с ДД.ММ.ГГГГ. в хирургическом отделении (стационаре) в должности постовой медицинской сестры гнойного отделения (приказ от ДД.ММ.ГГГГ. № параграф 3); с ДД.ММ.ГГГГ. переведена дежурной медсестрой во взрослое хирургическое гнойное отделение (приказ от ДД.ММ.ГГГГ. №); с ДД.ММ.ГГГГ. принята постоянной постовой медсестрой в гнойное хирургическое отделение (приказ от ДД.ММ.ГГГГ. №); с ДД.ММ.ГГГГ. уволена по собственному желанию в соответствии с трудовым законодательством Республики Таджикистан.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, общественной значимостью для экономики.
В силу ч. 2 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Согласно ч. 4 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Кроме того, вопросы пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Соглашение, Соглашение от 13.03.1992г.), подписанным: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, в том числе статьёй 1 которого предусматривается, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии со ст. 3 Соглашения, все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.
Согласно ст. ст. 1 и 6 Соглашения от 13.03.1992г. пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
Согласно положениям ч. 2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13.03.1992г.
Никаких изменений и дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств - участников этого Соглашения, в данное Соглашение не вносилось.
Таким образом, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, руководствуясь нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, предъявляют только соответствующие требования к оформлению и подтверждению документов о трудовом (страховом) стаже и заработке граждан, приобретенных на территории государств - участников соглашений.
В качестве документов, подтверждающих трудовой (страховой) стаж и заработок могут приниматься: справки, оформленные компетентными учреждениями (органами), а также справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения.
Вышеперечисленные международные Соглашения содержат также положения о том, что компетентные учреждения (органы) сторон принимают меры к установлению обстоятельств, необходимых для определения права на пенсию и ее размеры (включая положения ст. 10 Соглашения от 13.03.1992г.).
Как следует из Письма Министерства Социальной защиты населения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. № пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ. (<адрес>, Туркменистан, <адрес>, Украина) производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением.
В силу п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (Приложение № к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004г. №р (в ред. от 28.01.2005г.) «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР»), для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29.01.2003г. №).
В соответствии с п. 15 Указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 18.01.1996г. №-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших <адрес> ССР» (зарегистрировано в Минюсте РФ 21.03.1996г., регистрационный №) документы о стаже работы и заработке, предоставляемые из государств - бывших республик СССР должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вышеизложенное означает, что данные документы, в частности, должны содержать все необходимые реквизиты, заполнение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом, форма документа может быть произвольной.
Кроме того, Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014г. № «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» предусматривает, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. № «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999г. по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по 31.10.1999г. включительно.
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992г.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № утвержден список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В соответствии с пп. «б» п. 5 Правил лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения и в должностях по Перечню, 1 год работы засчитывается в стаж на соответствующих видах работ как 1 год и 6 месяцев.
Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004г. №-П, при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативно-правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии до введения в действие нового правового регулирования, т.е. действовавшие до 31.12.2001г.
Как следует из Постановления Кабинета Министров СССР № от 26.01.1991г. «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», Списком №, дающим право на государственную пенсию на льготных условиях предусмотрены должности в ожоговых и гнойных отделениях: врачи, средний и младший медицинский персонал, а также в психиатрических (психоневрологических) лечебно-профилактических учреждениях.
В п. 1 Списка, утвержденного Постановлением Совмина РСФСР № от 06.09.1991г., указаны врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Также действующим с 13.11.2002г. по настоящее время Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, как 1 год и 6 шесть месяцев, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №, предусмотрено: в пункте 1 раздела «Наименование структурных подразделений» - «отделения хирургического профиля стационаров», в разделе «Наименование должностей» - должность «медицинские сестры перевязочных в отделениях гнойной хирургии», а равно как и «медицинские сестры палатные (постовые)».
В силу ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Бремя представления доказательств (документов), подтверждающих право на льготное пенсионное обеспечение лежит на истце.
Согласно п. 4 Приложения раздела II Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 258н "Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости" в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В период с ДД.ММ.ГГГГ. Самиева М.М осуществляла трудовую деятельность в качестве няни-санитарки Детского (ясли) сада № Канибадамского ГОРОНО, что подтверждается архивной справкой Органа государственной власти <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №-С, а также соответствующими приказами: № от ДД.ММ.ГГГГ. и № от ДД.ММ.ГГГГ.
Впоследствии, как следует из представленной справки Исфаринской центральной городской больницы от ДД.ММ.ГГГГ. №, Самиева М.М осуществляла трудовую (медицинскую) деятельность в лечебном учреждении в период с ДД.ММ.ГГГГ., в том числе: с ДД.ММ.ГГГГ. в хирургическом отделении (стационаре) в должности постовой медицинской сестры гнойного отделения (приказ от ДД.ММ.ГГГГ. №); с ДД.ММ.ГГГГ. переведена дежурной медсестрой во взрослое хирургическое гнойное отделение (приказ от ДД.ММ.ГГГГ. №); с ДД.ММ.ГГГГ. принята постоянной постовой медсестрой в гнойное хирургическое отделение (приказ от ДД.ММ.ГГГГ. №); с ДД.ММ.ГГГГ. уволена по собственному желанию в соответствии с трудовым законодательством Республики Таджикистан.
Данные обстоятельства также подтверждаются соответствующими справками о заработной плате (доходах) от ДД.ММ.ГГГГ., выпиской из приказа от ДД.ММ.ГГГГ. № и двумя справками Межведомственного архива по личному составу исполнительного органа государственной власти <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №.
При этом, согласно сведениям вышеуказанной справки от ДД.ММ.ГГГГ. № имели место как совмещение профессий, так и отпуска по уходу за ребенком в периоды с ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, согласно сведениям архивных справок Межведомственного архива по личному составу исполнительного органа государственной власти <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в период с ДД.ММ.ГГГГ. Самиева М.М осуществляла трудовую деятельность в качестве медсестры детского сада СООО «Петролеум Сугд».
Справкой Управления Агентства социального страхования и пенсии при Правительстве Республики Таджикистан в городе Исфары (от ДД.ММ.ГГГГ №) об уплате страховых взносов также дополнительно подтверждает трудовую деятельность истца в лечебном учреждении.
Работа истца в спорные периоды времени позиционирована, в том числе работодателем, обладающим правом на определение характера и условий труда работников, как соответствующая требованиям Списка № и ее позиции. Информация в справках является действительной, справки не были отозваны, содержат сведения о наименовании должности и характере работы, в связи с чем доводы ответчика в части не включения в стаж медицинской деятельности (льготного периода работы) с ДД.ММ.ГГГГ. в полном объеме, и более того, не включения даже в страховой стаж периодов с ДД.ММ.ГГГГ., опровергаются соответствующими документами и противоречат вышеуказанным нормам законодательства по рассматриваемому вопросу.
Неполучение сведений из компетентных органов Республики Таджикистан (а равно как постановка вопроса о вине лица по непредоставлению (неполучению) каких-либо сведений) не может ущемлять и ограничивать право Самиева М.М, как гражданки Российской Федерации, о назначении ей пенсии по достижении возраста страхового стажа с учетом включения (в том числе льготных) периодов ее работы.
Согласно ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ, трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ Самиева М.М предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, который был ей использован в период с ДД.ММ.ГГГГ., что оставляет 1 год 4 месяца 9 дней.
Согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ. Самиева М.М предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, который был ей использован в период с ДД.ММ.ГГГГ., что составляет 1 год 4 месяца 12 дней.
Согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ. Самиева М.М предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, который был ей использован в период с ДД.ММ.ГГГГ., что составляет 2 года 6 месяцев 13 дней, что подтверждается Справкой № от ДД.ММ.ГГГГ. Исфаринской центральной городской больницы.
Всего 5 лет 3 месяца 4 дня = (1 год 4 месяца 9 дней + 1 год 4 месяца 12 дней + 2 года 6 месяцев 13 дней).
Согласно справке № от 07.02.2020г. не производилась уплата страховых взносов в Управление агентства социального страхования и пенсии при Правительстве Республики Таджикистан, <адрес>: с ДД.ММ.ГГГГ. = 3 месяца; с ДД.ММ.ГГГГ. = 1 месяц; с ДД.ММ.ГГГГ. = 2 месяца; с ДД.ММ.ГГГГ.=2 месяца; с ДД.ММ.ГГГГ. = 1 месяц; с ДД.ММ.ГГГГ. = 1 месяц; с ДД.ММ.ГГГГ. = 3 месяца; с ДД.ММ.ГГГГ. = 3 месяца; с ДД.ММ.ГГГГ = 3 месяца 12 дней. ВСЕГО: 19 месяцев 12 дней = 1 год 7 месяцев 12 дней.
Период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ. в льготном исчислении как 1 год за 1 год 6 месяцев в должности медицинской сестры гнойного хирургического отделения в Исфаринской центральной городской больнице составляет: 30 лет 5 месяцев 28 дней - 5 лет 3 месяца 4 дня - 1 год 7 месяцев 12 дней = 23 года 7 месяцев 12 дней.
23 года 7 месяцев 12 дней + 11 лет 9 месяцев 21 день = 35 лет 5 месяцев 3 дня (стаж Самиева М.М дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии).
Таким образом, учитывая периоды в льготном исчислении, специальный стаж Самиева М.М на дату обращения в ГУ-УПФ РФ в <адрес> ХМАО-Югры составил более 30 лет.
Принимая во внимание изложенное, требования истца о признании за ней права на досрочное назначение страховой пенсии по старости подлежат удовлетворению и страховая пенсия по старости подлежит назначению с ДД.ММ.ГГГГ, то есть, с даты обращения.
В силу ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам, и переводчикам; расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей; расходы на производство осмотра на месте; компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со статьей 99 настоящего Кодекса; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; другие признанные судом необходимыми расходы.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В силу статьи 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Для защиты своих прав истец обратилась за юридической помощью (подготовка искового заявления и представление интересов в суде). Расходы по оплате юридических услуг составили 30000 рублей. За подачу искового заявления истец уплатила госпошлину в размере 300 рублей.
Учитывая, что решение принято в пользу истца, с ответчика подлежат взысканию судебные расходы в разумных пределах 20000 рублей расходов на представителя, 300 рублей расходов по оплате государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 94-101, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Самиева М.М к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> ХМАО-Югры (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении в страховой стаж и в стаж лечебной деятельности периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости и взыскании судебных расходов, удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения -Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте <адрес>-Югры (межрайонное) от 26.05.2020г. № об отказе в установлении пенсии Самиева М.М.
Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте <адрес> - Югры (межрайонное) включить Самиева М.М в стаж работы (медицинской деятельности), дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с ДД.ММ.ГГГГ. в льготном исчислении как 1 год за 1 год 6 месяцев в должности медицинской сестры гнойного хирургического отделения в Исфаринской центральной городской больнице (до переименования - Исфаринская центральная районная больница).
Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте <адрес> - Югры (межрайонное) включить Самиева М.М в страховой стаж периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ. в детском (ясли) саду № Канибадамского ГОРОНО, а также с ДД.ММ.ГГГГ. соответственно в Исфаринской центральной городской больнице (до переименования - Исфаринская центральная районная больница) и детском саду СООО «Петролеум Сугд».
Признать за Самиева М.М право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте <адрес>-Югры (межрайонное) назначить Самиева М.М страховую пенсию по старости по основаниям, предусмотренным пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте <адрес>-Югры (межрайонное) в пользу Самиева М.М судебные издержки в размере 20000 рублей по оплате услуг представителя и расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течении месяца через Сургутский городской суд с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 05.02.2021
Председательствующий : подпись О.А. Рудковская
Подлинный документ находится в деле №___________
СУРГУТСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ХМАО-ЮГРЫ
Судья Сургутского городского суда
О.А. Рудковская _____________
Судебный акт не вступил в законную силу
Секретарь с/заседания____________________