Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-230/2015 ~ М-48/2015 от 12.01.2015

Дело № 2-230/15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 марта 2015 года город

районный суд города в составе:

председательствующего судьи Гусевой С.Ф.,

при секретаре Янковом Б.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда города гражданское дело по заявлению Анастасова о признании незаконным Распоряжения заместителя главы администрации города, руководителя комитета градостроительства администрации города № 801-р от 14.06.2013 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории», признании незаконным Постановления главы администрации города № 3370 от 07.10.2014 года о предоставлении администрации района города в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка с кадастровым номером площадью 2883 кв.м. под сквер в районе нежилого здания № по ул. в квартале 74, и обязании администрации города, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» Филиал по Ставропольскому краю в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя совершить действия, направленные на исключение (аннулирование) сведений из государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером в течение 10 дней с момента вынесения решения суда (с учетом утонений в порядке статьи 39 ГПК РФ),

УСТАНОВИЛ:

Анастасов Я.М. обратился в районный суд г. с вышеуказанными требованиями.

Заявленные требования мотивированы тем, что в результате формирования земельного участка с кадастровым номером площадью 2 883 кв.м. под сквер в районе нежилого здания № в квартале (далее — спорный земельный участок) и дальнейшего предоставления его в постоянное (бессрочное) пользование администрации района г. нарушены права Анастасова Я.М. как титульного владельца смежного земельного участка с кадастровым номером, расположенного по адресу: г. в квартале. Нарушения выражаются в отсутствии свободного доступа на принадлежащий Анастасову Я.М. земельный участок, невозможности использовать его по назначению, обусловленному заключенным договором аренды: заезда на него строительной техники, завоза строительных материалов и обустройства строительной площадки, возведения объекта. Заявитель считает, что образование спорного земельного участка под сквер привело к вклиниванию земельного участка, предоставленного в аренду Анастасову Я.М. для строительства объекта культурно – развлекательного назначения, обслуживания населения; такое размещение спорного земельного участка затрудняет использование земельного участка с кадастровым № Анастасовым Я.М., в соответствии с разрешенным использованием и заключенным договором аренды № от г.

Заявитель Анастасов Я.М., извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель заявителя Гребенников А.В., действующий на основании доверенности, доводы заявления поддержал, просил требования удовлетворить в полном объеме, уточнив под протокол судебного заседания реквизиты оспариваемого распоряжения об утверждении схемы земельного участка.

Определением от 28.01.2015г. по ходатайству администрации г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Тарасов В.Ю., который неоднократно извещался судом о месте и времени заседания, однако в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил. С учетом мнения лиц, участвующих в судебном процессе, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии заинтересованного лица по имеющимся письменным материалам.

Представитель администрации г. Кравченко Д.Ю. в судебном заседании требования Анастасова Я.М. просил оставить без удовлетворения, при этом пояснил, что спорный земельный участок согласно перечню озелененных территорий общего пользования в г., утвержденному Постановлением главы города от 12.05.2008 № 1181 «Об утверждении перечня озелененных территорий общего пользования в городе Ставрополе», отнесен к озелененным территориям общего пользования; заявитель указанный ненормативный правовой акт не оспаривает. Кроме того, по мнению администрации г. заявитель пропустил 3-х месячный срок на оспаривание ненормативных правовых актов, поскольку постановление главы администрации города от года о предоставлении администрации района город в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка было опубликовано, о чем заявитель должен был знать.

Представитель администрации района г. Сиваков И.А., действующий на основании доверенности, также возражал против удовлетворения заявления Анастасова Я.М., указав в письменных возражениях, что администрацией районаг. получено постановление администрации города № от «О предоставлении администрации района г. в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка под сквер в районе нежилого здания № по ул. в квартале ». Регистрация прав на земельный участок за Администрацией Ленинского района г. в настоящее время приостановлена в связи с тем, что имеются разночтения в части указания адреса земельного участка. Спорный земельный участок обслуживается администрацией района г..

Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ставропольскому краю Ищенко Е.И., действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями в части возложения на Управление обязанности по исключению (аннулированию) сведений из государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером возражала, указав на законность внесения данных сведений в государственный кадастр недвижимости и отсутствие нарушений со стороны органа кадастрового учета.

Суд, выслушав лиц, участвующих в судебном процессе, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных Анастасовым Я.М. требований в полном объеме по следующим основаниям.

04.10.2012г. был поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером, расположенный по адресу: г. в -ом квартале, категория земель - земли населенных пунктов.

Данный земельный участок постановлением главы администрации города № от г. предоставлен Анастасову Я.М. в аренду для строительства объекта культурно-развлекательного назначения, обслуживания.

14.06.2013г. распоряжением заместителя главы администрации города, руководителя комитета градостроительства администрации г. № 801-р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в районе здания по ул. в городе с видом разрешенного использования земельного участка — под сквер.

07.08.2013г. на основании указанного распоряжения земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер, земельный участок носит временный характер (права на земельный участок не оформлены), что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от г. №.

года между Анастасовым Я.М. (арендатор) и КУМИ города (арендодателем) был заключен договор аренды № земельного участка с кадастровым номером, сроком на 3 года с 06.09.2013г. по 05.09.2016г., зарегистрированный Управлением государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю 28.10.2013г., запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Данный земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки г., утвержденнымиРешением Ставропольской городской Думы № 97 от 27.10.2010г., вошел в состав территориальной зоны ОД-1 «Административная и общественно-деловая зона краевого и городского значения».

Согласно статье 45 Правил землепользования и застройки города, зона обслуживания и деловой активности ОД-1 выделена для обеспечения правовых условий использования, строительства и реконструкции объектов недвижимости (которые не являются объектами культурного наследия) с широким спектром административных, деловых, общественных, культурных, обслуживающих и коммерческих видов использования многофункционального назначения.

Согласно пункту 2 ст. 45 Правил основными видами разрешенного использования в границах зоны является размещение, в том числе объектов культурно-развлекательного, торгового назначения и т.д.

07.10.2014г. постановлением главы администрации города № 3370 «О предоставлении администрации района г. в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка под сквер в районе нежилого здания № по ул. в квартале » земельный участок с кадастровым номером площадью 2 883 кв.м. был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование под сквер администрации района г. (с особым режимом использования).

Согласно пункту 4 указанного Постановления на администрацию района г. возложена обязанность осуществить государственную регистрацию права на земельный участок. Однако, как пояснил в судебном заседании представитель Ленинской администрации города, право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером не зарегистрировано.

Не согласившись с законностью распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка и постановления главы администрации города № о предоставлении администрации района г. в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.

В соответствии со статьей 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему (часть 1 статьи 254 ГПК РФ).

В силу части 1 статьи 249 ГПК РФ обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Оценив доводы заявления Анастасова Я.М., суд считает оспариваемые ненормативные акты не соответствующими нормам права.

Согласно открытым сведениям публичной кадастровой карты, имеющейся в информационно-телекоммуникационной сети интернет на официальном сайте Управления Росреестра России ), предоставленный администрации района города земельный участок под сквер с кадастровым номером, площадью 2 883 кв.м., входит в ту же зону (ОД-1), что и земельный участок с кадастровым номером, предоставленный Анастасову Я.М.

Как видно из публичной кадастровой карты и кадастровой выписки о земельном участке от г. №, земельный участок с кадастровым номером является смежным с земельным участком с кадастровым номером, принадлежащим Анастасову Я.М., «охватывая» его с трех сторон.

Графическое отображение схем земельных участков указывает на вклинивание земельного участка в земельный участок, предоставленный под сквер.

Конфигурация земельных участков в результате образования земельного участка с кадастровым номером исключает возможность доступа на земельный участок Анастасова Я.М., кроме как через узкий проход со стороны улицы Ленина.

Согласно Заключению кадастрового инженераЦховребовой М.В. (декабрь 2014г.) образование земельного участка с кадастровым № привело к вклиниванию в него земельного участка с кадастровым, который предоставлен для строительства объекта культурно – развлекательного назначения, обслуживания населения.

Кроме того, такое размещение земельного участка с кадастровым № затрудняет использование земельного участка с кадастровым № в соответствии с разрешенным использованием последнего и условиями заключенного договора аренды № от г. В соответствии с заключенным договором аренды Анастасов Я.М. вправе размещать на земельном участке с кадастровым номером любые здания и сооружения, соответствующие указанным видам разрешенного использования.

Цель договора аренды – возведение объекта недвижимости предполагает длительный характер использования земельного участка, обусловленный процессом строительства, который предполагает наличие подъездных путей, возможность подъезда строительной техники, обустройство строительной площадки, установку ограждений и т.д.

Кадастровый инженер в заключении пришел к выводу, что спорный земельный участок с кадастровым номером по факту не является сквером, используется не по назначению и в нарушении градостроительных норм, выделен за красной линией, установленной проектной документации.

Заключение кадастрового инженера Цховребовой М.В. не является заключением эксперта в смысле статьи 79 ГПК РФ, но оценивается судом как письменное доказательство, поскольку содержит сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела (статья 71 ГПК РФ).

В соответствии со статьей 67 ГПК РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.

Оценив Заключение кадастрового инженераЦховребовой М.В., суд считает возможным руководствоваться при принятии решения, в том числе выводами, изложенными в нем, поскольку исследование объекта проводилось лицом, обладающим специальными познаниями в области осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.

Выводы кадастрового инженера заинтересованными лицами не опровергнуты, возражений по этому доказательству не заявлено, ходатайств о проведении судебной экспертизы не поступило.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

По смыслу пункта 4 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ обязательным условием образования земельного участка является наличие подъездов и подходов к нему.

В соответствии с пунктом 4 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Согласно пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Таким образом, оспариваемыми актами был сформирован и впоследствии предоставлен земельный участок, который заведомо не соответствовал установленной процедуре формирования участков и не мог быть сформирован как объект права по причине создания вклинивания существующего земельного участка в формируемый земельный участок.

Согласно части 4 статьи 7 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ определено, что земли делятся по целевому назначению на категории, а правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно абз. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

В соответствии с пунктом 9 статьи 85 Земельного еодекса РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

При этом в соответствии с частью 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ под красными линиями понимаются линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

В соответствии с частью 18 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В соответствии с пунктом 4.7.1 Приказа Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края № 414 от 30.12.2010 г. «Об утверждении и введении в действие нормативов градостроительного проектирования Ставропольского края. Часть I. Селитебная территория. Производственная территория. Транспорт и улично-дорожная сеть. Особо охраняемые территории» границы территорий общего пользования (включая дороги, улицы, проезды, площади, бульвары, набережные, отнесенные к улично-дорожной сети) в соответствии с градостроительным законодательством определяются красными линиями, которые 1) устанавливаются проектами планировки территории и 2) утверждаются главой администрации местного самоуправления.

Из толкования приведенных норм права в их совокупности следует, что размещение садов, скверов, бульваров возможно только на территории общего пользования; они должны быть общедоступны и принадлежать публичному образованию, организация садов, скверов и бульваров по существу представляет собой благоустройство территории общего пользования; данные территории ограничиваются красными линиями.

Границы территории общего пользования должны быть обозначены красными линиями.

Отнесением земельного участка с кадастровым номером к скверу администрация города фактически искусственно создала территорию общего пользования, в то же время, установив границы такой территории за красной линией.

Представителем администрации города суду для обозрения была предоставлена выкопировка с графическим отображением из проекта красных линий на основных улицах города), выполненного ГУ «Архитектуры и градостроительства Ставропольского края» в 2009 году. В представленном проекте зафиксированы координаты угловых и поворотных точек красных линий и нанесены сами красные линии.

Согласно данному проекту, красная линия проложена от улицы Ломоносова вдоль фасада здания МУП «Ставропольский Дворец культуры и спорта» и лишь после здания поворачивает ближе к улице, вдоль которой уже идет дальше к улице.

На цветной схеме проекта красных линий земельный участок, предоставленный Анастасову Я.М., а также земельный участок с кадастровым номером полностью находится за пределами красных линий, однако границы земельного участка с кадастровым номером располагаются в значительной удаленности от указанных в проекте красных линий, проходящих вдоль фасада здания МУП «Ставропольский Дворец культуры и спорта» по улице.

Вместе с тем, суд не может принимать как законные данные красные линии, представленные в проекте в виде графического изображения.

В соответствии со статьей 41 Градостроительного кодекса РФ обеспечение устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов) обеспечивается подготовкой документации по планировке территории, в состав которой включаются чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии, границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.

Согласно статье 10 Правил землепользования и застройки города, подготовка проектов планировки территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территории, выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития путем установления: красных линий; линий, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур; границ зон планируемого размещения объектов социально-культурного и бытового назначения, иных объектов капитального строительства; характеристик планируемого развития территории.

Следовательно, расположение земельного участка относительно красных линий определяется проектами планировки территории (Определение Верховного Суда РФ от 18 декабря 2014 г. № 306-ЭС14-3391).

В силу пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ красные линии, а также линии, обозначающие дороги, улицы, проезды отображаются на чертеже основной части проекта планировки территории.

В силу части 2 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ основная часть проекта планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению уполномоченным органом местного самоуправления с соблюдением процедуры публичных слушаний, и материалов по ее обоснованию.

Основная часть включает в себя:

1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:

а) красные линии;

б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур;

в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства;

2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.

Таким образом, красные линии отображаются на чертеже основной части проекта планировки территории, а план (проект) красных линий является обязательным элементом проекта планировки.

Красные линии также отображаются в проектах межевания территории (часть 5 статьи 43 Кодекса).

В соответствии со статьей 45 Градостроительного кодекса РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления.

Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.

В силу части 10 статьи 45 Кодекса подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, а также с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа.

Согласно части 12.1 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные органы местного самоуправления осуществляют проверку подготовленной на основании их решений документации по планировке территории на соответствие требованиям, указанным в части 10 статьи, в течение тридцати дней со дня поступления такой документации и по результатам проверки принимают решения о направлении такой документации главе местной администрации на утверждение или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.

В соответствии с частями 14, 16 статьи 45 Кодекса документация по планировке территории, представленная уполномоченными органами местного самоуправления, утверждается главой местной администрации в течение четырнадцати дней со дня поступления указанной документации. Глава местной администрации обеспечивает опубликование указанной документации по планировке территории (проектов планировки территории и проектов межевания территории) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещает информацию о такой документации на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».

01.04.2014 года Анастасов Я.М. письмом запросил информацию в Комитете градостроительства администрации города, а именно: имеется ли в г утвержденный проект детальной планировки территории г., на основании которого разрабатываются проекты красных линий по ул., в районе земельного участка по ул. ; утверждался ли проект красных линий на территории города ; производилась ли публикация в установленном законом порядке утвержденного проекта красных линий на территории города и т.д.

г. письмом № 06/7-20-2409 Комитет градостроительства администрации города сообщил, что проект планировки территории -го квартала г. не разрабатывался; сведения о координатах красных линий в районе земельного участка № в государственный кадастр не вносились.

Дополнительно указано, что проект красных линий квартала был разработан и согласован главным архитектором г. с целью последующей детальной разработки.

Таким образом, уполномоченный орган подтвердил отсутствие проекта планировки территории, проекта межевания с учетом красных линий и внесения сведений о координатах красных линий в государственный кадастр недвижимости.

Заинтересоваными лицами в порядке статьи 56 ГПК РФ в ходе рассмотрения дела не было представлено доказательств иного. Также не представлено сведений об ограничениях в пользовании участком с кадастровым номером, предоставленным по договору аренды Анастасову Я.М., об отнесении данного земельного участка к землям общего пользования и т.д.

Таким образом, суд исходит из того, что на момент рассмотрения настоящего спора не принят муниципальный правовой акт по планировке территории, содержащий, в том числе, и информацию об утверждении красных линий; проект красных линий не был утвержден в составе данной документации главой органа местного самоуправления; публикация проекта планировки не осуществлялась.

Обязанность публиковать документацию по планировке территории в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещать ее на официальном сайте в телекоммуникационной сети «Интернет» предусмотрена Градостроительным кодексом РФ, введенным в действие с 30.12.2004.

В соответствии со статьей 47 Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), согласно ст. 83 названного Закона (введена в действие с 01.01.2009).

Основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях РФ определены содержанием Инструкции РДС 30-201-98 «Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ» в той части, в которой она не протворечит Градостроительному кодексу РФ.

Красные линии являются основой для разбивки и установления на местности других линий градостроительного регулирования, в том числе и границ землепользований (пункт 3.6).

В соответствии с пунктом 3.8 Инструкции красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету: в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей; в проектах землеустройства; в проектах межевания территорий; при установлении границ территориальных зон в поселениях; в земельном и градостроительном кадастрах; на планах земельных участков, прилагаемых к свидетельству на право пользования, владения.

Проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000 (пункт 4.1 Инструкции).

В силу пункта 4.4 Инструкции при разработке красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления.

Доказательств наличия красных линий в составе генерального плана города в районе нахождения смежных земельных участков с кадастровыми номерами администрацией города Ставрополя не предоставлено.

Согласно пункту 4.5 Инструкции после утверждения проекта, включающего план красных линий, разработки и утверждения разбивочного чертежа красные линии переносятся органами архитектуры и градостроительства на планшеты топоподосновы в масштабе 1:2000, охватывающие территорию всего поселения, и закрепляются на ней как сводный план красных линий.

Утвержденный и опубликованный своднй план красных линий суду не был предоставлен.

На необходимость соблюдения требований названной Инструкции указано и в подп. 8 п. 3.2.1 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 29.10.2002 № 150 (зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 12.02.2003 № 4207) (Постановление ФАС Поволжского округа от 25 марта 2014 г. по делу № А65-34754/2011).

Кроме того, судом исследовано Техническое заключение № Б.059/14-ТЗ, выполненное ООО «Творческая мастерская архитектора В.А. Божукова», которому дана надлежащая оценка.

Согласно данному заключению, проведенным техническим исследованием установлена возможность строительства объекта культурно-развлекательного назначения и обслуживания населения на земельном участке по ул., и при этом будут полностью соблюдены требования по обеспечению безопасности жизни и здоровья людей, а также соблюдены требования по эксплуа­тационной безопасности здания в соответствии с требованиями СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка город­ских и сельских поселений», РДС 30-201-98 «Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ».

Размещение объекта культурно-развлекательного назначения и обслуживания населения на земельном участке по ул., соответствует требованиям технического регламента и нормативных документов, действующих на территории Российской Федерации и не создает угрозу жизни и здоровья третьих лиц.

На листе 3 заключения указано, что в соответствии с пунктами 4.1, 4.3 Инструкции РДС 30-201-98 до утверждения проекта красных линий фактическая красная линия на учаске улицы от улицы до улиц устанавливается по линии существующей застройки улицы на расстоянии 20 метров от проезжой части улицы Ленина. Расстояние от границы земельного участка предполагаемого к строительству объекта культурно-развлекательного назначения и обслуживаня населения по улице в городе, расположена на расстоянии 27 метров от проезжей части, то есть возводимый объект строительства будет располагаться на расстоянии 7 метров от красной линии.

На листе 4 заключения указывается, что рассматриваемый чертеж красных линий улицы от улицы до улицы, выполненный ГУ «Архитектуры и градостроительства Ставропольского края» не соответствует требованиям пункта 11.6 СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», так как в представленном чертеже красных линий расстояние от края проезжей части улицы Ленина д красной линии застройки составляет 88 метров.

Таким образом, судом с достоверностью установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером, предоставленного под сквер, как территории общего пользования не определены красными линиями, которые были бы отражены в проекте планировке территории, а также не утверждены главой администрации города, не опубликованы в установленном законом порядке.

Довод представителя администрации г. об отнесении спорного земельного участка к озелененной территории общего пользования перечнем озелененных территорий общего пользования в г., утвержденных Постановлением главы города от № 1181 «Об утверждении перечня озелененных территорий общего пользования в городе », судом не принимается по следующим основаниям.

Указание в пункте 2 раздела 1 перечня, на то, что сквером является территория в районе здания муниципального унитарного предприятия «Ставропольский Дворец культуры и спорта» по улице не свидетельствует об отнесении спорного участка к территории общего пользования, поскольку в перечне отсутствуют уникальные характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»). По этой же причине у заявителя отсутствуют основания для оспаривания данного постановления от 12.05.2008 № 1181.

Кроме того, в районе здания муниципального унитарного предприятия «Ставропольский Дворец культуры и спорта» по улице, кроме земельного участка Анастасова Я.М. располагаются и другие объекты, например, здание кафе «Аквариум», нанесенное за пределами красных линий на чертеже красных линий улицы от улицы до улицы, выполненном ГУ «Архитектуры и градостроительства края», что подтверждает вывод о том, что перечень озелененных территорий общего пользования в г. не является доказательством отнесения спорного земельного участка к территории общего пользования.

Учитывая, что земельный участок, арендуемый Анастасовым Я.М., предназначен для строительства объекта капитального строительства и его эксплуатации, посещения неопределенным кругом лиц, формирование и предоставление земельного участка под сквер свидетельствует о нарушении прав и законных интересов Анастасова Я.М.

Судом при этом учтено, что данный земельный участок с кадастровым номером не может быть отнесен к территории общего пользования по ряду причин.

Земельный участок с кадастровым номером был предоставлен Анастасову Я.М. первоначально по договору аренды № от г. «для размещения временного сооружения – кафе».

Только 07.06.2013г. распоряжением заместителя главы администрации города была утверждена схема земельного участка для обустройства сквера; на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером поставлен от 07.08.2013 г.

Далее, земельный участок с кадастровым номером был предоставлен Анастасову Я.М. для строительства объекта капитального строительства по договору аренды № от г., зарегистрированному Управлением Росреестра по Ставропольскому краю г., запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

И в договоре аренды № от г., и в договоре аренды № от г. (пункты 1.3) указывается на отсутствие каких-либо обременений в отношении земельного участка.

По общему правилу, земельные участки, относящиеся к территории общего пользования, не могут быть приватизированы и не могут предоставлять в аренду для возведения объектов капитального строительства, предполагающих неразрывную связь земельного участка с самим объектом.

Таким образом, администрация г. неоднократно предоставляло земельный участок по ул. в пользу Анастасова Я.М., что исключает возможность его нахождения в составе земель общего пользования (за пределами красных линий), а также делает невозможным формирование (образование) вокруг земельного участка заявителя земельного участка с кадастровым номером, предоставленного под сквер оспариваемыми ненормативными актами.

В силу статьи 78 Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

В соответствии со статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу части 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Довод администрации города о пропуске срока исковой давности на подачу заявления о признании ненормативного акта недействительным судом отклоняется.

Согласно части 1 статьи 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Пропуск срока на подачу заявления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Данный срок является процессуальным и не относится к срокам исковой давности.

Из содержания поданного в суд заявления, объяснений лиц, участвующих в деле следует, что об оспариваемых ненормативных актах заявитель узнал в судебном заседании перед вынесением решения Арбитражного суда Ставропольского края по делу № А63-8042/14 от 01.12.2014г.

В районный суд города с настоящим заявлением Анастасов Я.М. обратился 12.01.2015 года, то есть в пределах 3-х месячного срока для оспаривания решений органа местного самоуправления.

Доказательства, свидетельствующие о том, что заявитель знал до истечения срока, установленного в пункте 1 статьи 256 ГПК РФ, об оспариваемых распоряжении заместителя главы администрации города руководителя комитета градостроительства администрации г. № 801-р от 14.06.2013 и постановлении главы администрации города № 3370 от 07.10.2014 г. о предоставлении администрации района г. в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка, в материалы дела заинтересованными лицами не представлено.

Следовательно, оснований для вывода о пропуске заявителем срока на обжалование ненормативных актов у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254-256, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Анастасова - удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение заместителя главы администрации города руководителя комитета градостроительства администрации города № от об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в районе здания по улице в городе с видом разрешенного использования земельного участка — под сквер.

Признать незаконным постановление главы администрации города № от г. о предоставлении администрации района города в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка с кадастровым номером площадью 2 883 кв.м. под сквер в районе нежилого здания № в квартале.

Обязать администрацию города, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» Филиал по Ставропольскому краю в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя совершить действия, направленные на исключение (аннулирование) сведений из государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером в течение 10 дней с момента вынесения решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в краевой суд через районный суд г. в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 10.03.2015 года

Судья С.Ф. Гусева

2-230/2015 ~ М-48/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Анастасов Янис Михайлович
Другие
Администрация Ленинского района г. Ставрополя
ФГБУ "ФКП Росреестра" по СК
Администрация г. Старвополя
Суд
Октябрьский районный суд г. Ставрополя
Судья
Гусева Светлана Федоровна
Дело на странице суда
oktyabrsky--stv.sudrf.ru
12.01.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.01.2015Передача материалов судье
12.01.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.01.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.01.2015Предварительное судебное заседание
28.01.2015Предварительное судебное заседание
16.02.2015Предварительное судебное заседание
24.02.2015Предварительное судебное заседание
04.03.2015Предварительное судебное заседание
04.03.2015Судебное заседание
10.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.06.2017Дело оформлено
22.06.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее