Судья Каверин В.В. Дело № 33-2027/2021
№ 2-1100/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 августа 2021 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Корневой М.А.,
судей Букаловой Е.А., Коротченковой И.И.,
при секретаре Власовой Л.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Константиновой Светланы Владимировны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное пенсионное обеспечение и на получение ежемесячной денежной выплаты,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г.Орла от 21 мая 2021 г., которым постановлено:
«исковые требования Константиновой Светланы Владимировны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонному) о признании права на досрочное пенсионное обеспечение и на получение ежемесячной денежной выплаты удовлетворить.
Установить факт проживания Константиновой Светланы Владимировны на территории с льготным социально-экономическим статусом – д. Хардиково Орловского района Орловской области в период с 01 февраля 2005 г. по 21 мая 2021 г.
Признать за Константиновой Светланой Владимировной право на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения пенсионного возраста на 3 года.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить Константиновой Светлане Владимировне выплату пенсии с 01 февраля 2021 г.
Признать за Константиновой Светланой Владимировной право на получение единовременной денежной выплаты на основании п. 7 ст. 27.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить Константиновой Светлане Владимировне ежемесячную денежную выплату на основании п. 7 ст. 27.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 16 февраля 2021 г.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области в пользу Константиновой Светланы Владимировны расходы по уплаченной государственной пошлине в сумме 300 руб.».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Корневой М.А., выслушав представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) Ковалеву Н.Л., поддержавшую апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Константинова С.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее по тексту – ГУ-УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области, пенсионный орган) о признании права на досрочное пенсионное обеспечение и на получение ежемесячной денежной выплаты (далее по тексту - ЕДВ).
В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что она с 01 февраля 2005 г. по настоящее время, несмотря на регистрацию по адресу: <адрес>, проживает с семьей в д. Хардиково Орловского района Орловской области.
14января 2021 г. она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии, а в дальнейшем - с заявлением о назначении ЕДВ, в чем последним было отказано ввиду отсутствия документального подтверждения необходимого периода проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Считая отказ пенсионного органа незаконным, Константинова С.В. просила суд: установить факт ее проживания по адресу: Орловская область, Орловский район, д. Хардиково, <адрес> период с 01 февраля 2005 г. по настоящее время; признать за ней право на назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста на 3 года; обязать ответчика назначить и производить выплату пенсии с 01 февраля 2021 г. и ЕДВ - с 16 февраля 2021 г.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ставит вопрос об отмене судебного решения, полагая его незаконным и необоснованным.
Считает, что факт и период проживания истца на территории с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС документально не подтвержден, равно как и не представлено доказательств ее проживания на таковой на протяжении не менее 4 лет непосредственно перед предоставлением ЕДВ.
Полагает, отсутствуют основания для признания за истцом права на назначение пенсии с 01 февраля 2021 г. и ЕДВ с 16 февраля 2021 г.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, далее по тексту - ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Зоны радиоактивного загрязнения, а также категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (пункт 5 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
В силу пункта 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее по тексту - Закона № 1244-1) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом.
Статьей 34 названного Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В соответствии с примечанием к ст. 35 Закона № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Как следует из п. 7 ч. 1 ст. 27.1 Закона № 1244-1 право на ежемесячную денежную выплату имеют граждане, указанные в п. 8 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона.
Исходя из положений п. 3 ч. 3 ст. Закона № 1244-1 предоставление ежемесячной денежной выплаты в соответствии со ст. 27.1 настоящего Закона гражданам, указанным в пунктах 7 - 9 части 1 статьи 13 настоящего Закона, осуществляется при условии их постоянного проживания (работы) непосредственно перед предоставлением указанной денежной выплаты: в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом - не менее 4 лет.
Согласно ранее действовавшим Перечню населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденному распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 237-Р., Перечню населенных пунктов, находящихся в границах загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденному постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. № 1582, а также действующему с 21октября 2015 г. Перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2015 г. № 1074, д. Хардиково Орловского района Орловской области с 26 апреля 1986 г. по настоящее время отнесена к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и включена в зону проживания с льготным социально - экономическим статусом.
На основании п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту - ГК РФ) местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» указано, что местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Константинова С.В., <дата> года рождения, будучи получателем страховой пенсии по старости, 14 января 2021 г. обратилась в пенсионный орган с заявлением о переводе на другой вид пенсии, 16 февраля 2021 г. – с заявлением о назначении ЕДВ.
В обоснование заявлений истец ссылалась на то, что она, имея регистрацию в г. Орле, фактически с 2005г. по настоящее время проживает в д.Хардиково Орловского района Орловской области, которая с 26 апреля 1986 г. по настоящее время отнесена к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и включена в зону проживания с льготным социально - экономическим статусом.
Решением пенсионного органа в удовлетворении заявлений Константиновой С.В. было отказано, ввиду того, что период проживания истца в зоне с льготным социально – экономическим статусом, включая 4-летний период проживания истца, необходимый также для назначения ЕДВ, не подтвержден регистрацией по месту жительства (л. д. 25-27).
Разрешая заявленные требования, и, проверяя их обоснованность, судом установлено, что Константинова С.В., хотя и не имеет регистрацию по месту жительства в д. Хардиково Орловского района Орловской области, с 2005 г. по настоящее время она проживает в данном населенном пункте.
Указанный вывод суда нашел свое подтверждение в представленных письменных доказательствах.
Так, 22 сентября 1990 г. между Константиновым О.П. и Константиновой (до замужества Цветковой) С.В. был заключен брак (л. д. 10), в котором 01июня 1991 г. родилась дочь ФИО7, 21 января 2005 г. – сын ФИО8 (л. д. 11-12).
Согласно пояснениям истца, в 2005 г. на месте ранее приобретенного ее супругом непригодного для проживания дома их семьей был возведен другой жилой дом.
Константинов О.П. с 21 апреля 2006 г. по настоящее время зарегистрирован и проживает по адресу: Орловская область, Орловский район, д. Хардиково, <адрес> (л. д. 9, 14, 23, 33). Земельный участок и дом являются собственностью Константинова О.П., право собственности зарегистрировано 18 июня 2003 г. (л. д. 21-22).
Согласно сведениям из похозяйственной книги Платоновской сельской администрации на 2002 – 2006 г. Константинов О.П., дочь ФИО7, и сын ФИО8 с 2006 г. проживают по адресу: д. Хардиково, <адрес> (л. д. 17-19).
На основании свидетельств о регистрации по месту пребывания, Константинова С.В. по данному адресу зарегистрирована с 25 июля 2008 г. по 01 августа 2065 г. (л. д. 24). Указанное подтверждается также сведениями из домовой книги и ответа УМВД России по Орловской области (л. д. 15-16, 39).
Кроме того, факт постоянного проживания истца в семьей в указанном населенном пункте в спорный период подтверждается медицинскими документами сына истца Константинова О.П., содержащими сведения о выписке из родильного дома 01 февраля 2005 г., вышеуказанный адрес проживания (л. д. 28-30), а также справкой из учебного учреждения Константинова А.О. (л. д. 32).
Допрошенные в судебном заседании свидетели Свидетель №1, ЛеньковаТ.Н. и ФИО10 – жители д. Хардиково Орловского района Орловской области подтвердили факт постоянного проживания истца с 2005г. в данном населенном пункте с семьей в частном доме.
Согласно справке БУЗ Орловской области «Плещеевская ЦРБ», с 03августа 2020 г. по 24 августа 2020 г. истец проходила лечение по месту жительства в д. Хардиково (л. д. 31).
Установив изложенные обстоятельства, свидетельствующие о том, что истец в спорный период постоянно проживала в населенном пункте, отнесенном законодателем к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе на протяжении более 4 лет, предшествующих дате обращения в пенсионный орган за назначением ЕДВ, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, полагая его законным и обоснованным.
Довод апелляционной жалобы ответчика об отсутствии правовых оснований для назначения ЕДВ является несостоятельным, поскольку материалами дела бесспорно подтверждено, что до обращения за назначением указанной выплаты истец более 4 лет, в период с 2005 г. по настоящее время, постоянно проживала и проживает в зоне с льготным социально - экономическим статусом – в д. Хардиково Орловского района.
При этом отсутствие документов, подтверждающих регистрацию места жительства истца в спорный период в зоне с льготным социально - экономическим статусом, не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку опровергается совокупностью собранных по делу доказательств, правомерно оцененных судом первой инстанции с учетом положений ст. 67 ГПК РФ.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что каких-либо ограничений в способах доказывания пенсионное законодательство не содержит и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством, в том числе, и показания свидетелей.
Оснований сомневаться в достоверности показаний допрошенных судом первой инстанции свидетелей судебная коллегия не усматривает, поскольку они ясны, являются полными, определенными, не имеющими противоречий, последовательными и согласующимися с материалами дела.
Несостоятелен, а потому не влечет отмену решения суда, довод апелляционной жалобы о том, что отсутствуют основания для признания за истцом права на назначение пенсии с 01 февраля 2021 г. и ЕДВ с 16 февраля 2021 г., поскольку он основан на ошибочном толковании действующего пенсионного законодательства.
На основании ч. 11 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» и ч. 3 ст. 23 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», перевод с одного вида пенсии на другой производится с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором гражданин обратился за переводом пенсии с одного вида на другой.
Учитывая, что с заявлением о переводе с одного вида пенсии на другой истец обратилась в пенсионный орган 14 января 2021 г., суд обоснованно пришел к выводу о том, что пенсия должна быть назначена КонстантиновойС.В. с 01 февраля 2021 г.
Согласно абз. 3 ст. 27.1 Закона № 1244-1, ежемесячная денежная выплата производится в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
В силу п. 4 Приказа Минтруда России от 22 января 2015 г. № 35н «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации» ежемесячная денежная выплата гражданам из числа ветеранов, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, инвалидов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварий и ядерных испытаний, устанавливается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную выплату.
Поскольку с заявлением о назначении ЕДВ Константинова С.В. обратилась 16 февраля 2021 г. и на указанную дату право на ее получение у истца возникло, суд обоснованно пришел к выводу о возложении на ответчика обязанности по ее назначению истцу с данной даты.
Таким образом, доводы, изложенные в жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его законность и обоснованность либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Поскольку судом правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 21 мая 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Каверин В.В. Дело № 33-2027/2021
№ 2-1100/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 августа 2021 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Корневой М.А.,
судей Букаловой Е.А., Коротченковой И.И.,
при секретаре Власовой Л.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Константиновой Светланы Владимировны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное пенсионное обеспечение и на получение ежемесячной денежной выплаты,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г.Орла от 21 мая 2021 г., которым постановлено:
«исковые требования Константиновой Светланы Владимировны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонному) о признании права на досрочное пенсионное обеспечение и на получение ежемесячной денежной выплаты удовлетворить.
Установить факт проживания Константиновой Светланы Владимировны на территории с льготным социально-экономическим статусом – д. Хардиково Орловского района Орловской области в период с 01 февраля 2005 г. по 21 мая 2021 г.
Признать за Константиновой Светланой Владимировной право на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения пенсионного возраста на 3 года.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить Константиновой Светлане Владимировне выплату пенсии с 01 февраля 2021 г.
Признать за Константиновой Светланой Владимировной право на получение единовременной денежной выплаты на основании п. 7 ст. 27.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить Константиновой Светлане Владимировне ежемесячную денежную выплату на основании п. 7 ст. 27.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 16 февраля 2021 г.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области в пользу Константиновой Светланы Владимировны расходы по уплаченной государственной пошлине в сумме 300 руб.».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Корневой М.А., выслушав представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) Ковалеву Н.Л., поддержавшую апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Константинова С.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее по тексту – ГУ-УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области, пенсионный орган) о признании права на досрочное пенсионное обеспечение и на получение ежемесячной денежной выплаты (далее по тексту - ЕДВ).
В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что она с 01 февраля 2005 г. по настоящее время, несмотря на регистрацию по адресу: <адрес>, проживает с семьей в д. Хардиково Орловского района Орловской области.
14января 2021 г. она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии, а в дальнейшем - с заявлением о назначении ЕДВ, в чем последним было отказано ввиду отсутствия документального подтверждения необходимого периода проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Считая отказ пенсионного органа незаконным, Константинова С.В. просила суд: установить факт ее проживания по адресу: Орловская область, Орловский район, д. Хардиково, <адрес> период с 01 февраля 2005 г. по настоящее время; признать за ней право на назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста на 3 года; обязать ответчика назначить и производить выплату пенсии с 01 февраля 2021 г. и ЕДВ - с 16 февраля 2021 г.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ставит вопрос об отмене судебного решения, полагая его незаконным и необоснованным.
Считает, что факт и период проживания истца на территории с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС документально не подтвержден, равно как и не представлено доказательств ее проживания на таковой на протяжении не менее 4 лет непосредственно перед предоставлением ЕДВ.
Полагает, отсутствуют основания для признания за истцом права на назначение пенсии с 01 февраля 2021 г. и ЕДВ с 16 февраля 2021 г.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, далее по тексту - ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Зоны радиоактивного загрязнения, а также категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (пункт 5 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
В силу пункта 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее по тексту - Закона № 1244-1) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом.
Статьей 34 названного Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В соответствии с примечанием к ст. 35 Закона № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Как следует из п. 7 ч. 1 ст. 27.1 Закона № 1244-1 право на ежемесячную денежную выплату имеют граждане, указанные в п. 8 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона.
Исходя из положений п. 3 ч. 3 ст. Закона № 1244-1 предоставление ежемесячной денежной выплаты в соответствии со ст. 27.1 настоящего Закона гражданам, указанным в пунктах 7 - 9 части 1 статьи 13 настоящего Закона, осуществляется при условии их постоянного проживания (работы) непосредственно перед предоставлением указанной денежной выплаты: в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом - не менее 4 лет.
Согласно ранее действовавшим Перечню населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденному распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 237-Р., Перечню населенных пунктов, находящихся в границах загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденному постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. № 1582, а также действующему с 21октября 2015 г. Перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2015 г. № 1074, д. Хардиково Орловского района Орловской области с 26 апреля 1986 г. по настоящее время отнесена к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и включена в зону проживания с льготным социально - экономическим статусом.
На основании п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту - ГК РФ) местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» указано, что местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Константинова С.В., <дата> года рождения, будучи получателем страховой пенсии по старости, 14 января 2021 г. обратилась в пенсионный орган с заявлением о переводе на другой вид пенсии, 16 февраля 2021 г. – с заявлением о назначении ЕДВ.
В обоснование заявлений истец ссылалась на то, что она, имея регистрацию в г. Орле, фактически с 2005г. по настоящее время проживает в д.Хардиково Орловского района Орловской области, которая с 26 апреля 1986 г. по настоящее время отнесена к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и включена в зону проживания с льготным социально - экономическим статусом.
Решением пенсионного органа в удовлетворении заявлений Константиновой С.В. было отказано, ввиду того, что период проживания истца в зоне с льготным социально – экономическим статусом, включая 4-летний период проживания истца, необходимый также для назначения ЕДВ, не подтвержден регистрацией по месту жительства (л. д. 25-27).
Разрешая заявленные требования, и, проверяя их обоснованность, судом установлено, что Константинова С.В., хотя и не имеет регистрацию по месту жительства в д. Хардиково Орловского района Орловской области, с 2005 г. по настоящее время она проживает в данном населенном пункте.
Указанный вывод суда нашел свое подтверждение в представленных письменных доказательствах.
Так, 22 сентября 1990 г. между Константиновым О.П. и Константиновой (до замужества Цветковой) С.В. был заключен брак (л. д. 10), в котором 01июня 1991 г. родилась дочь ФИО7, 21 января 2005 г. – сын ФИО8 (л. д. 11-12).
Согласно пояснениям истца, в 2005 г. на месте ранее приобретенного ее супругом непригодного для проживания дома их семьей был возведен другой жилой дом.
Константинов О.П. с 21 апреля 2006 г. по настоящее время зарегистрирован и проживает по адресу: Орловская область, Орловский район, д. Хардиково, <адрес> (л. д. 9, 14, 23, 33). Земельный участок и дом являются собственностью Константинова О.П., право собственности зарегистрировано 18 июня 2003 г. (л. д. 21-22).
Согласно сведениям из похозяйственной книги Платоновской сельской администрации на 2002 – 2006 г. Константинов О.П., дочь ФИО7, и сын ФИО8 с 2006 г. проживают по адресу: д. Хардиково, <адрес> (л. д. 17-19).
На основании свидетельств о регистрации по месту пребывания, Константинова С.В. по данному адресу зарегистрирована с 25 июля 2008 г. по 01 августа 2065 г. (л. д. 24). Указанное подтверждается также сведениями из домовой книги и ответа УМВД России по Орловской области (л. д. 15-16, 39).
Кроме того, факт постоянного проживания истца в семьей в указанном населенном пункте в спорный период подтверждается медицинскими документами сына истца Константинова О.П., содержащими сведения о выписке из родильного дома 01 февраля 2005 г., вышеуказанный адрес проживания (л. д. 28-30), а также справкой из учебного учреждения Константинова А.О. (л. д. 32).
Допрошенные в судебном заседании свидетели Свидетель №1, ЛеньковаТ.Н. и ФИО10 – жители д. Хардиково Орловского района Орловской области подтвердили факт постоянного проживания истца с 2005г. в данном населенном пункте с семьей в частном доме.
Согласно справке БУЗ Орловской области «Плещеевская ЦРБ», с 03августа 2020 г. по 24 августа 2020 г. истец проходила лечение по месту жительства в д. Хардиково (л. д. 31).
Установив изложенные обстоятельства, свидетельствующие о том, что истец в спорный период постоянно проживала в населенном пункте, отнесенном законодателем к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе на протяжении более 4 лет, предшествующих дате обращения в пенсионный орган за назначением ЕДВ, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, полагая его законным и обоснованным.
Довод апелляционной жалобы ответчика об отсутствии правовых оснований для назначения ЕДВ является несостоятельным, поскольку материалами дела бесспорно подтверждено, что до обращения за назначением указанной выплаты истец более 4 лет, в период с 2005 г. по настоящее время, постоянно проживала и проживает в зоне с льготным социально - экономическим статусом – в д. Хардиково Орловского района.
При этом отсутствие документов, подтверждающих регистрацию места жительства истца в спорный период в зоне с льготным социально - экономическим статусом, не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку опровергается совокупностью собранных по делу доказательств, правомерно оцененных судом первой инстанции с учетом положений ст. 67 ГПК РФ.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что каких-либо ограничений в способах доказывания пенсионное законодательство не содержит и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством, в том числе, и показания свидетелей.
Оснований сомневаться в достоверности показаний допрошенных судом первой инстанции свидетелей судебная коллегия не усматривает, поскольку они ясны, являются полными, определенными, не имеющими противоречий, последовательными и согласующимися с материалами дела.
Несостоятелен, а потому не влечет отмену решения суда, довод апелляционной жалобы о том, что отсутствуют основания для признания за истцом права на назначение пенсии с 01 февраля 2021 г. и ЕДВ с 16 февраля 2021 г., поскольку он основан на ошибочном толковании действующего пенсионного законодательства.
На основании ч. 11 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» и ч. 3 ст. 23 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», перевод с одного вида пенсии на другой производится с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором гражданин обратился за переводом пенсии с одного вида на другой.
Учитывая, что с заявлением о переводе с одного вида пенсии на другой истец обратилась в пенсионный орган 14 января 2021 г., суд обоснованно пришел к выводу о том, что пенсия должна быть назначена КонстантиновойС.В. с 01 февраля 2021 г.
Согласно абз. 3 ст. 27.1 Закона № 1244-1, ежемесячная денежная выплата производится в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
В силу п. 4 Приказа Минтруда России от 22 января 2015 г. № 35н «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации» ежемесячная денежная выплата гражданам из числа ветеранов, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, инвалидов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварий и ядерных испытаний, устанавливается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную выплату.
Поскольку с заявлением о назначении ЕДВ Константинова С.В. обратилась 16 февраля 2021 г. и на указанную дату право на ее получение у истца возникло, суд обоснованно пришел к выводу о возложении на ответчика обязанности по ее назначению истцу с данной даты.
Таким образом, доводы, изложенные в жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его законность и обоснованность либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Поскольку судом правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 21 мая 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи