Д--
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
-- --
Мазановский районный суд -- в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Е.Г.,
при секретаре --3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
--1, --2 к администрации --, администрации Молчановского сельсовета --, третьему лицу Министерству финансов -- о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков на территории --, обязании администрации -- включить их в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для оказания финансовой помощи по частичной утрате имущества,
Установил:
Истцы --1 и --2 обратились в суд с соответствующим иском к ответчикам и третьему лицу.
Исковое заявление мотивировано тем, что по договору передачи жилого помещения в собственность от --, --1 и --2 являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: --. Зарегистрированы и проживают по указанному адресу.
В результате чрезвычайной ситуации – наводнения и продолжавшихся длительное время ливневых дождей, произошедшей в августе 2013 года, жилое помещение, расположенное по -- было подтоплено. В результате подтопления: водой были размыты внутренние завалинки, трещины фундамента, трещины фундамента печи, подполье частично обрушено, вымыты внутренние завалинки, плесень.
С заявлением о включении в списки пострадавших в результате чрезвычайной ситуации они смогли обратиться в администрацию Молчановского сельсовета только --. Обследование жилого помещения, в котором они проживают, было проведено --. В результате обследования комиссия пришла к заключению о том, что имущество утрачено частично, так как размыты внутренние завалинки, имеются трещины фундамента, трещины фундамента печи, подполье частично обрушено, вымыты внутренние завалинки.
Однако, администрация Молчановского сельсовета на основании Прокола Правительственной комиссии от -- отказала им в праве на включение в списки пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
-- было проведено повторное обследование жилого помещения, в котором они проживают, было установлено, что разрушения отсутствуют. Согласно ответу администрации -- от -- -- им было рекомендовано обратиться в суд с заявлением о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации. Однако акт повторного обследования жилого помещения от --, они считают незаконным, так как он составлен спустя продолжительное время, после устранения ими последствий чрезвычайной ситуации. Кроме того, данный акт противоречит акту обследования жилого помещения от --
Принимая во внимание факт постоянного их проживания в указанном жилом помещение, факт порчи принадлежащего имущества, считают, что их право на получение финансовой помощи от государства, как пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в августе 2013 года, нарушено.
Просят суд признать --1, --2 пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации – наводнения и ливневых дождей, произошедшей на территории Молчановского сельсовета -- в августе 2013 года, включить их в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – наводнения и ливневых дождей, произошедшей на территории Молчановского сельсовета --.
Согласно уточнениям к исковому заявлению от --, истцы просят суд признать --1, --2 пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации – наводнения и ливневых дождей, произошедшей на территории Молчановского сельсовета -- в августе 2013 года, включить их в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – наводнения и ливневых дождей, произошедшей на территории Молчановского сельсовета -- для оказания финансовой помощи по частичной утрате имущества. Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Истец --2, просил рассмотреть дело в его отсутствие, адресовав суду письменное заявление.
Представитель ответчика администрации Молчановского сельсовета --, --4, свою позицию по поводу заявленного иска не представила.
Третье лицо – Министерство -- выразило свою позицию по поводу заявленного иска в письменном отзыве, полагают, что факт утраты имущества не нашёл своего подтверждение в представленных актах. Представитель по доверенности --5 ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
На основании ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено без участия сторон, просивших суд рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании истица --1 поддержала заявленные требования, пояснила, что они с мужем длительное время проживают в --. Квартира принадлежит им на основании договора передачи жилого помещения в собственность от --. На момент наводнения в августе 2013 года они также проживали вместе в указанном жилом помещении. После наводнения в августе 2013 года, сопровождавшегося обильными ливнями, было повреждено имущество: водой были размыты внутренние завалинки, трещины фундамента, трещины фундамента печи, подполье частично обрушено, вымыты внутренние завалинки, плесень. -- администрацией Молчановского сельсовета был составлен акт обследования дома, они были включены в список пострадавших. Затем был проведен повторный осмотр дома. По заключению комиссии администрации -- от -- поврежденное (утраченное) имущество не выявлено. Они обращались в администрацию -- с целью включения их в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. -- им было отказано, в связи с тем, что не установлен факт частичной утраты имущества.
Просила суд признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации – наводнения и ливневых дождей, произошедшей на территории Молчановского сельсовета -- в августе 2013 года, включить их в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – наводнения и ливневых дождей, произошедшей на территории Молчановского сельсовета --. Считает, что поскольку они с мужем длительное время постоянно проживают в доме, являются собственниками, имеют регистрацию, то их требования подлежат удовлетворению.
Представитель ответчика администрации --, действующий на основании доверенности --6, полагает, что иск не подлежит удовлетворению, поскольку поврежденное (утраченное) имущество не выявлено.
Выслушав истца, представителя ответчика, суд приходит к следующим выводам:
В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Из данных положений следует, что право на компенсацию ущерба имеют граждане, вред имуществу которых причинен вследствие чрезвычайных ситуаций, в том числе природного характера.
Распоряжением губернатора -- от -- № 123-р на территории -- с -- введен режим чрезвычайной ситуации. Распоряжением губернатора от -- № 241-р с -- отменен режим чрезвычайной ситуации, действующий с --.
Распоряжением № 316-р от -- на территории -- было объявлено чрезвычайное положение, действующее по --.
Вместе с тем на момент возникновения спорных правоотношений вышеуказанные распоряжения являлись действующими, и подлежат применению при разрешении настоящего спора и восстановлении нарушенного в период его действия права.
На территории Молчановского сельсовета -- режим чрезвычайной ситуации был введен со -- решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности администрации --.
В силу ст. 19 ч. 1, 2 Конституции РФ все равны перед законом, государство гарантирует равенство прав человека и гражданина, в том числе независимо и от места жительства.
В силу абз. 7 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 18 вышеуказанного Закона).
Во исполнение требований ч. 2 ст. 18 Федерального закона от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» постановлением Правительства Российской Федерации от -- -- утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Постановлением -- от -- -- установлен Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда --.
В настоящее время также действует Указ Президента Российской Федерации от -- -- «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и --в, Амурской и Магаданской областей, --».
Пунктом 2 Порядка выплаты помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- в июле - августе 2013 года, утв. Постановлением -- от -- -- в целях осуществления компенсационных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, предусматривался порядок формирования и утверждения списков граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение в том числе, финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства РФ, и на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ.
Постановлением -- от -- -- «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- в июле-августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета», признано утратившим силу в результате принятия -- постановления от -- № 212.
Вместе с тем на момент возникновения спорных правоотношений Постановление -- от -- -- являлось действующим и определяло условия реализации права граждан на получение компенсационных выплат. Обратной силы Постановлению -- от -- -- не придано. В связи с этим Постановление -- от -- -- подлежит применению при разрешении настоящего спора и восстановлении нарушенного в период его действия права.
В соответствии с п. 2 указанного Порядка, выплата помощи производится государственными казенными учреждениями -- - управлениями социальной защиты населения по городскому округу и (или) муниципальному району области (далее - ГКУ-УСЗН) гражданам, включенным в:
а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории --, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;
в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории --, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Подпунктом «б» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от -- -- «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и --в, Амурской и Магаданской областей, --» предусмотрено Правительству Российской Федерации до -- принять решение о выплате за счёт средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тыс. рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.
Протоколом заседания оперативного штаба комиссии при -- по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от -- -- были утверждены Методические рекомендации по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории --, в соответствии с пунктом 1.2 которых настоящие Методические рекомендации используются исполнительными органами государственной власти -- и органами местного самоуправления в работе с гражданами, которым может быть оказана единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 г. на территории --, и содержат разъяснения порядка оформления документов для выплаты единовременной материальной и финансовой помощи.
Из требований приведенных правовых актов следует, что соответствующая единовременная материальная помощь оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- в июле - августе 2013 г., у которых пострадало личное имущество, находящееся в указанном жилом доме или на придомовом участке; а финансовая помощь в связи с полной или частичной утратой имущества выплачивается таким гражданам в случае повреждения их жилого помещения.
По смыслу ст. 18 Федерального закона от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено право на компенсацию гражданам ущерба их имуществу, из чего следует, что такие выплаты возможны только собственнику поврежденного имущества.
Истцами представлена справка администрации Молчановского сельсовета согласно, которой в состав семьи --1 входит муж – --2, -- года рождения. Справка выдана на основании похозяйственной книги -- по администрации Молчановского сельсовета --.
Согласно исследованным копиям паспортов истцы: --1 (--) имеет регистрацию по адресу: --, с --; --2 (--) имеет регистрацию по адресу: --, с --.
Из показаний истицы --1, данных в судебном заседании, следует, что истцы проживают по адресу: --, на период объявления чрезвычайной ситуации, проживали по указанному адресу.
Согласно представленному акту осмотра жилого помещения пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, обильного выпадения осадков от --, в результате осмотра было установлено, что: в результате ливневых дождей водой размыты внутренние завалинки, трещины фундамента, трещины фундамента печи. Подполье частично обрушено, вымыты внутренние завалинки.
Согласно акту повторного осмотра полностью (частично) утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего с -- гола на территории -- от --, поврежденное (утраченное) имущество не выявлено. В подполье вода отсутствует. Разрушения отсутствуют.
Комиссионный акт от -- составлен специальной правомочной комиссией, созданной для осмотра имущества физических лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории Молчановского сельсовета и территории --. Сомнений у суда данный акт не вызывает и суд признает его достоверным и допустимым доказательством.
Таким образом, судом установлено и подтверждается материалами дела, что --1, --2 на момент чрезвычайной ситуации природного характера произошедшей в июле-августе 2013 года на территории муниципального образования Молчановский сельсовет -- проживали по адресу: -- и имуществу по месту их проживания в результате стихийного бедствия ущерб причинен не был, что подтверждается: актом повторного осмотра полностью (частично) утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, обильного выпадения осадков, составленным администрацией -- от --, в вышеуказанном доме – поврежденное (утраченное) имущество не выявлено. В подполье вода отсутствует. Разрушения отсутствуют.
Согласно акту осмотра жилого помещения от --, проведенного на основании определения Мазановского районного суда -- от --, по адресу: -- у --1 и --2, был произведен дополнительный (визуальный) осмотр дома по вышеуказанному адресу, установлено: трещины печи, вертикальная, круговая трещина по стенам и потолку комнаты, трещины оконных кладок дома, плесень в углах дома. Однако данный акт не может быть принят судом во внимание, поскольку составлен не специальной комиссией, а специалистом юридического отдела, который не обладает как специальным образованием, так и познаниями в области строительства и архитектуры.
В качестве доказательства владения жилым домом истцы представили:
-договор передачи жилого помещения в собственность от --, согласно которого администрация ТОО «Молчановское» в лице директора --7, действующего на основании Устава и прав по должности передал гражданам --1 и --2 в совместную собственность квартиру, состоящую из трех комнат общей площадью 58,8 кв. м., жилой площадью 41,4 кв. м. по адресу: --. Данный договор зарегистрирован в администрации -- --;
-технический паспорт на жилой дом по состоянию на --.
Финансовая помощь в связи с полной или частичной утратой имущества выплачивается гражданам в случае повреждения их жилого помещения.
Согласно п. 3.3 Методических рекомендаций по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории --, с целью установления ущерба, созданная местной администрацией комиссия осуществляет обследование жилого помещения и имущества заявителя с составлением актов обследования рекомендованной формы.
В материалах дела имеется акт повторного осмотра жилого помещения пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, обильного выпадения осадков, составленный уполномоченной комиссией --, согласно которому в доме, где проживают истцы, поврежденное (утраченное) имущество не выявлено. В подполье вода отсутствует. Разрушения отсутствуют.
Таким образом, каких-либо повреждений конструктивных элементов указанного жилого дома, которые бы состояли в установленной причинно-следственной связи с чрезвычайной ситуацией на территории -- в 2013 г. и являлись основанием для выплаты истцам финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, этим актом объективно не установлено. Акт составлен компетентными лицами, в соответствии с действующим законодательством, оснований подвергать сомнению допустимость и достоверность изложенных в нем, не имеется.
Что касается имеющегося в деле акта осмотра жилого помещения, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, от --, а также акта дополнительного (визуального) осмотра дома от --, в которых, кроме не имеющих правового значения для настоящего спора ссылок на повреждение подполья дома, отражен факт повреждения печи, то они не могут расцениваться в качестве доказательств, достаточных для обоснованного и достоверного вывода о нанесении ущерба имуществу истцов, поскольку, в отличие от исследованного выше акта, которому они не соответствуют в части ссылок на повреждение печи, они составлены не комиссионно, не в соответствии с утвержденными Методическими рекомендациями и не согласованы с отделом гражданской защиты населения.
Более того, как пояснила в судебном заседании истица --1, повреждения печи не связаны с подтоплением подполья дома, имели место и до чрезвычайной ситуации, с -- года они несколько раз производили ремонт печи (трижды с момента постройки дома полностью перекладывали печь), поскольку она постоянно трескается, дом, в котором они проживают в целом требует ремонта. Также истица --1 указывала, что в доме было подтоплено и повреждено подполье, конструктивно жилое помещение не изменилось.
Затопления подполья жилого дома, размыв внутренних завалинок и подмыв фундамента дома не свидетельствует о нарушениях конструктивных элементов дома в целом. Пояснения истицы были обоснованно учтены судом при оценке обстоятельств дела, как свидетельствующие об отсутствии повреждения конструктивных элементов жилого дома, где проживают истцы, в результате чрезвычайной ситуации.
Иных относимых и допустимых доказательств повреждения своего жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории --, истцы суду не представили.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований --1, --2
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В исковых требованиях --1, --2 к администрации --, администрации Молчановского сельсовета --, третьему лицу Министерству финансов -- о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков на территории --, обязании администрации -- включить их в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для оказания финансовой помощи по частичной утрате имущества, отказать в полном объёме.
Решение может быть обжаловано в Амурском областном суде через Мазановский районный суд -- в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Копия верна:
Судья: Кузнецова Е.Г.