Дело № 2-236/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 января 2013 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе
председательствующего судьи Кечкиной Н.В.,
при секретаре судебного заседания Поросенковой М.А.,
с участием в деле
истицы Занькиной О.И.,
ответчика – Администрации городского округа Саранск,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Занькиной О.И. к Администрации городского округа Саранск о признании ее права на приобретение земельного участка и понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка по цене семикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка,
установил:
Занькина О.И. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании ее права на приобретение земельного участка и понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка по цене, действующей на момент подачи заявления.
В обоснование требований указала, что в ее собственности имеется бокс гаража общей площадью 26,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Право собственности на указанный бокс гаража зарегистрировано 14 ноября 2005 года в установленном законом порядке. Указанный бокс гаража находится на вышеназванном земельном участке площадью 34+/-2 кв.м., который состоит на кадастровом учёте. Права на данный земельный участок не оформлены, и в настоящее время он находится в муниципальной собственности. 28 мая 2012 года она обратилась в Администрацию городского округа Саранск с письменным заявлением о предоставлении ей вышеуказанного земельного участка в собственность (за плату). Рассмотрев ее обращение, в нарушение предусмотренного действующим федеральным законодательством срока ответчик выслал в ее адрес решение от 18 сентября 2012 года, указав, что приобретение спорного земельного участка возможно только по его кадастровой стоимости, которая составляет 82 303 рубля 12 копеек. Данное решение считает неправомерным. Статьёй 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено исключительное право граждан и юридических лиц на приобретение земельных участков в собственность либо в аренду при условии, что вышеуказанные лица имеют в собственности здания, сооружения, строения, расположенные на этих земельных участках. В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьёй 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьёй 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Согласно пункту 2 статьи 10 Закона Республики Мордовия от 12 марта 2009 года № 23-3 «О регулировании земельных отношений на территории Республики Мордовия» (в редакции от 19 ноября 2011 года) цена земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при их продаже лицам, не указанным в пункте 1 настоящей статьи и являющимся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на указанных земельных участках, устанавливается в размере семикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. Установленная настоящей статьёй цена указанных земельных участков действует до 01 июля 2012 года. На основании изложенного просила суд признать за ней право на приобретение в собственность земельного участка общей площадью 34+/-2 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, и обязать администрацию городского округа Саранск заключить с ней договор купли - продажи земельного участка общей площадью 34+/-2 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по цене, действующей на момент обращения к ответчику.
В судебном заседании истица Занькина О.И. исковые требования поддержала, при этом уточнила их, просила суд признать за ней право на приобретение в собственность земельного участка общей площадью 34+/-2 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по цене, действующей на момент обращения к ответчику, и обязать Администрацию городского округа Саранск предоставить ей в собственность за плату земельный участок площадью 34+/-2 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, для размещения бокса гаража, заключив с ней договор купли-продажи указанного земельного участка по цене семикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
В судебное заседание представитель ответчика - Администрации городского округа Саранск не явился, о времени и месте судебного заседания ответчик извещен своевременно и надлежащим образом, о чем имеется почтовое уведомление, при этом представитель ответчика Станскова Е.В. представила суду заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации городского округа Саранск.
Исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Занькиной О.И. к Администрации городского округа Саранск подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Занькина О.И. владеет на праве собственности боксом гаража (литера А) площадью 26,6 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14 ноября 2005 года (л.д.5).
Гараж был построен на основании разрешения отдела архитектуры и градостроительства № 354 от 26 июня 1997 года (л.д.4).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка гараж расположен на земельном участке площадью 34 +/-2 кв.м., с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. Разрешенное использование – для размещения бокса гаража. Кадастровая стоимость земельного участка - 82 303 рубля 12 копеек (л.д.30).
28 мая 2012 года Занькина О.И. обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 34 кв.м. под боксом гаража, расположенным по адресу: <адрес>, в собственность (за плату) (л.д.32).
Письмом № Пр-7345 от 18 сентября 2012 года заместителя Главы Администрации городского округа Саранск - директора Департамента по правовым вопросам ФИО6 истице было предложено выкупить указанный земельный участок по его кадастровой стоимости, которая составляет 82 303 рубля 12 копеек. При этом указано, что продажа земельных участков в собственность осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» № 137-ФЗ от 25 октября 2001 года. После 01 июля 2012 года продажа земельных участков гражданам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, осуществляется по кадастровой стоимости (л.д.33).
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Статья 28 Земельного кодекса Российской Федерации указывает, что участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Согласно представленному истицей свидетельству о регистрации права собственности на бокс гаража право собственности возникло у нее 14 ноября 2005 после регистрации (л.д.5).
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно статьям 29 и 36 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Таким образом, право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, за исключением случаев, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.
Согласно пункту 3 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
По желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем сорок девять лет, а если объект недвижимости расположен на земельном участке в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, - на срок, не превышающий срока резервирования земель, если иное не установлено соглашением сторон. Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка.
Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено исключительное право граждан и юридических лиц на приобретение земельных участков в собственность либо в аренду при условии, что вышеуказанные лица имеют в собственности здания, сооружения, строения, расположенные на этих земельных участках.
Нормами пунктов 2, 3 статьи 15, пунктов 2, 4, 5 статьи 27, пункта 4 статьи 28 и пункта 1 статьи 37 ЗК Российской Федерации, пункта 8 статьи 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрены основания, препятствующие отчуждению земельных участков в частную собственность, а нормами пунктов 2, 3, 5 статьи 36 ЗК Российской Федерации установлены дополнительные условия, выполнение которых необходимо для выкупа земельного участка.
При таких обстоятельствах истица вправе приобрести в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером №, на котором расположен бокс гаража по адресу: <адрес>, в соответствии с правилами, установленными статей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления (в данном случае заявления истицы о предоставлении земельного участка за плату) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно статье 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» при продаже в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений их стоимость определяется субъектом Российской Федерации, а если она не определена, применяется установленная минимальная ставка земельного налога.
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ (ред. от 12 декабря 2011 года) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» закреплено, что до 01 июля 2012 года лица, не указанные в пункте 1 данной статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения:
свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти- до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех - до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 10 Закона Республики Мордовия от 12 марта 2009 № 23-3 (ред. от 19 ноября 2011 года) «О регулировании земельных отношений на территории Республики Мордовия» установлено, что цена земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при их продаже лицам, не указанным в пункте 1 настоящей статьи и являющимся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на указанных земельных участках, устанавливается в размере семикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Установленная настоящей статьей цена указанных земельных участков действует до 01 июля 2012 года.
Как это установлено в судебном заседании, истица Занькина О.И. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка для размещения бокса гаража, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность (за плату) 28 мая 2012 года, о чем свидетельствует штамп КУ «Многофонкциональный центр», то есть до 01 июля 2012 года.
Ответ на ее обращение в виде письма № Пр-7345 был внесен лишь 18 сентября 2012 года (л.д.33).
Таким образом, спорный земельный участок должен был быть предоставлен истице в собственность по цене, действующей на момент подачи заявления, в размере семикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Согласно статье 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
Поскольку рассмотрение заявления об оформлении прав на земельный участок для органа местного самоуправления является обязательным, то к правоотношениям по заключению договора купли-продажи земельного участка применяется пункт 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами, заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Согласно статье 3, пункту третьему статьи 9, пункту четвертому статьи 35 и статье 31 Устава городского округа Саранск, утвержденного решением Саранского городского Совета депутатов от 23 декабря 2005 года № 177, действующего на день рассмотрения спора судом, к вопросам местного значения муниципального образования относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Для решения вопросов местного значения Администрация городского округа Саранск управляет муниципальной собственностью в порядке, установленном Советом депутатов.
Исполнительно-распорядительным органом муниципального образования городского округа Саранск является Администрация городского округа Саранск, которая в соответствии со статьей 53 Устава вправе передавать имущество, находящееся в муниципальной собственности, во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти Республики Мордовия) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, перепрофилировать, совершать иные сделки в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, определяемом Советом депутатов. Доходы от использования и приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности, поступают в бюджет муниципального образования.
При таких обстоятельствах обязанность заключить с истицей договор купли-продажи земельного участка должна быть возложена на Администрацию городского округа Саранск, которая является надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям.
В этой связи исковые требования Занькиной О.И. к Администрации городского округа Саранск о признании ее права на приобретение земельного участка и понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка по цене семикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
иск Занькиной О.И. к Администрации городского округа Саранск о признании ее права на приобретение земельного участка и понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка по цене семикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка удовлетворить.
Признать за Занькиной О.И. право на приобретение в собственность земельного участка общей площадью 34+/-2 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по цене, действующей на момент обращения к ответчику.
Обязать Администрацию городского округа Саранск предоставить Занькиной О.И. в собственность за плату земельный участок площадью 34+/-2 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, для размещения бокса гаража, заключив с ней договор купли-продажи указанного земельного участка по цене семикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия Н.В. Кечкина