Судья Сивашова А.В. Дело № 33-887/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 марта 2017 года г. Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Склярука С.А.,
судей Сафроновой Л.И., Сорокина С.В.,
при секретаре Сулеймановой А.Э.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда гражданское дело по исковому заявлению ВНА к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о досрочном назначении пенсии,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда города Орла от 3 февраля 2017 года, которым постановлено:
«Исковые требования ВНА к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии удовлетворить.
Включить период работы ВНА с <дата> по <дата> в должности лаборанта анестезиологореанимационного отделения Орловской областной больницы, период нахождения ВНА в отпуске по беременности и родам в период с <дата> по <дата>, а также период нахождения ВНА в отпуске по уходу за ребенком с <дата> по <дата> в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в льготном исчислении, как один год работы за год и шесть месяцев, на основании пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить выплату ВНА страховой пенсии по старости с <дата>.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) в пользу ВНА расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей 00 копеек».
Заслушав доклад судьи областного суда Сорокина С.В., объяснения представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности ПИВ, поддержавшую апелляционную жалобу, возражения истца ВНА полагавшей, что решение является законным, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,
установила:
ВНА обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее – ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области) о досрочном назначении пенсии.
В обоснование заявленных требований указывала, что <дата> обратилась с заявлением к ответчику о назначении досрочной пенсии в связи с тем, что имела необходимый для назначения пенсии стаж осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, однако в назначении пенсии было отказано по причине отсутствия необходимого для её назначения стажа.
Период ее работы в должности лаборанта анестезиолого-реанимационного отделения с <дата> по <дата>, а также период нахождения в отпуске по беременности и родам с <дата> по <дата> и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с <дата> по <дата>, засчитаны в специальный стаж работы в календарном исчислении, так как по мнению пенсионного органа указанные периоды не могут быть зачислены в стаж в льготном исчислении, как 1 год и 6 месяцев за 1 год работы, поскольку должность лаборанта анестезиолого-реанимационного отделения не предусмотрена Перечнями структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, утверждёнными постановлениями Правительства Российской Федерации №№ 781, 464, 1066, работа в которых засчитывается в стаж работы в льготном исчислении.
ВНА считала отказ в назначении пенсии неправомерным, так как стаж осуществления указанной деятельности, с учетом исчисления работы в спорные периоды в льготном исчислении, составил более 30 лет.
С учетом уточнения исковых требований просила суд обязать ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области включить период ее работы в качестве лаборанта анестезиолого-реанимационного отдела с <дата> по <дата>, а также период нахождения в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребёнком в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в льготном исчислении, обязать назначить пенсию с момента обращения в пенсионный орган.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области просит решение суда отменить ввиду неправильного применения норм материального права.
Ссылается на то, что период работы ВНА в должности лаборанта анестезиолого-реанимационного отделения с <дата> по <дата> не может быть засчитан в стаж работы в льготном исчислении, поскольку должность лаборанта анестезиолого-реанимационного отделения не предусмотрена Перечнями структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых засчитывается в стаж работы в льготном исчислении.
Указывает, что период нахождения в отпуске по беременности и родам с <дата> по <дата> и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с <дата> по <дата> зачитаны в стаж работы истца в календарном исчислении, оснований для его зачета в льготном исчислении не имеется.
Кроме того считает, что не имеется оснований для назначения истцу досрочной пенсии до вступления решения суда в законную силу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пунктом 20 части 1, частями 2, 3 и 4 статьи 30 настоящего Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется:
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно (далее по тексту – Постановление № 464);
Пунктом 2 Постановления № 464 установлено исчисление сроков выслуги среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
Пунктом 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции <дата> ВНА обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Письмом ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области от <дата> ВНА было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Данный отказ мотивирован тем, что период работы ВНА в должности лаборанта анестезиолого-реанимационного отделения с <дата> по <дата> засчитан в стаж работы в календарном исчислении и не может быть засчитан в льготном исчислении, поскольку должность лаборанта анестезиолого-реанимационного отделения не предусмотрена Перечнями структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течении года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, утверждёнными постановлениями Правительства Российской Федерации №№ 781, 464, 1066.
Кроме того не имеется оснований для зачета периода нахождения истца в отпуске по беременности и родам с <дата> по <дата> и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с <дата> по <дата> в льготном исчислении.
Разрешая спор, суд первой инстанции, в частности исследовал трудовую книжку ВНА, справку БУЗ Орловской области «Орловская областная клиническая больница» от <дата>; карточки-справки БУЗ Орловской области «Орловская областная клиническая больница»; штатные расписания Орловской областной больницы (отделения реанимации); приказ главного врача Орловской областной больницы от <дата> №, выслушал показания свидетелей ЩЕВ и МЛМ и пришел к правильному выводу о том, что спорный период работы ВНА с <дата> по <дата> в должности лаборанта анестезиолого-реанимационного отделения подлежит включению в стаж истца в льготном исчислении, как 1 год и 6 месяцев за один год работы.
Суд, удовлетворяя иск в данной части, правильно исходил из того, что истец в период с <дата> по <дата> работала лаборантом анестезиолого-реанимационного отделения Орловской областной больницы, данная должность отнесена к среднему медицинскому персоналу, ввиду чего указанный период работы подлежит зачету в специальный стаж, из расчета один год работы в указанной должности как один год и шесть месяцев, в соответствии с Постановлением №.
Удовлетворяя требование о включении в стаж в льготном исчислении периодов нахождения ВНА в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребёнком, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии со статьей 255 Трудового кодекса Российской Федерации женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.
Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.
Аналогичная статья содержалась и в ранее действовавшем Кодексе законов о труде Российской Федерации (статья 165).
В силу пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. С учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном статьей 255 Трудового кодекса Российской Федерации, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Исходя из приведенного выше правового регулирования в случае предоставления женщинам отпусков по беременности и родам в период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж на льготных условиях, периоды таких отпусков также подлежат включению в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно пункту 27 вышеприведенного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30, при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Таким образом, периоды нахождения ВНА в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком судом правомерно включены в специальный стаж в льготном исчислении, поскольку до рождения ребенка истец работала в должности и учреждении, которые дают основания для исчисления стажа по льготным основаниям, а отпуск по уходу за ребенком начался у ВНА до <дата>.
Установив, что на момент обращения в ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ВНА осуществляла деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования и возложил на ответчика обязанность назначить ВНА страховую пенсию с <дата>.
Несостоятельным является довод апелляционной жалобы о том, что пенсия ВНА должна быть назначена с момента вступления решения суда в законную силу.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В связи с тем, что на день обращения в пенсионный орган за досрочным пенсионным обеспечением право на досрочное пенсионное обеспечение у ВНА имелось, суд первой инстанции правомерно возложил на ответчика обязанность назначить ей пенсию с <дата>.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его законность и обоснованность либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу решения.
Поскольку судом правильно применены нормы материального права, нарушения норм процессуального права не допущено, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда города Орла от 3 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Сивашова А.В. Дело № 33-887/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 марта 2017 года г. Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Склярука С.А.,
судей Сафроновой Л.И., Сорокина С.В.,
при секретаре Сулеймановой А.Э.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда гражданское дело по исковому заявлению ВНА к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о досрочном назначении пенсии,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда города Орла от 3 февраля 2017 года, которым постановлено:
«Исковые требования ВНА к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии удовлетворить.
Включить период работы ВНА с <дата> по <дата> в должности лаборанта анестезиологореанимационного отделения Орловской областной больницы, период нахождения ВНА в отпуске по беременности и родам в период с <дата> по <дата>, а также период нахождения ВНА в отпуске по уходу за ребенком с <дата> по <дата> в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в льготном исчислении, как один год работы за год и шесть месяцев, на основании пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить выплату ВНА страховой пенсии по старости с <дата>.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) в пользу ВНА расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей 00 копеек».
Заслушав доклад судьи областного суда Сорокина С.В., объяснения представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности ПИВ, поддержавшую апелляционную жалобу, возражения истца ВНА полагавшей, что решение является законным, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,
установила:
ВНА обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее – ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области) о досрочном назначении пенсии.
В обоснование заявленных требований указывала, что <дата> обратилась с заявлением к ответчику о назначении досрочной пенсии в связи с тем, что имела необходимый для назначения пенсии стаж осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, однако в назначении пенсии было отказано по причине отсутствия необходимого для её назначения стажа.
Период ее работы в должности лаборанта анестезиолого-реанимационного отделения с <дата> по <дата>, а также период нахождения в отпуске по беременности и родам с <дата> по <дата> и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с <дата> по <дата>, засчитаны в специальный стаж работы в календарном исчислении, так как по мнению пенсионного органа указанные периоды не могут быть зачислены в стаж в льготном исчислении, как 1 год и 6 месяцев за 1 год работы, поскольку должность лаборанта анестезиолого-реанимационного отделения не предусмотрена Перечнями структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, утверждёнными постановлениями Правительства Российской Федерации №№ 781, 464, 1066, работа в которых засчитывается в стаж работы в льготном исчислении.
ВНА считала отказ в назначении пенсии неправомерным, так как стаж осуществления указанной деятельности, с учетом исчисления работы в спорные периоды в льготном исчислении, составил более 30 лет.
С учетом уточнения исковых требований просила суд обязать ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области включить период ее работы в качестве лаборанта анестезиолого-реанимационного отдела с <дата> по <дата>, а также период нахождения в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребёнком в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в льготном исчислении, обязать назначить пенсию с момента обращения в пенсионный орган.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области просит решение суда отменить ввиду неправильного применения норм материального права.
Ссылается на то, что период работы ВНА в должности лаборанта анестезиолого-реанимационного отделения с <дата> по <дата> не может быть засчитан в стаж работы в льготном исчислении, поскольку должность лаборанта анестезиолого-реанимационного отделения не предусмотрена Перечнями структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых засчитывается в стаж работы в льготном исчислении.
Указывает, что период нахождения в отпуске по беременности и родам с <дата> по <дата> и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с <дата> по <дата> зачитаны в стаж работы истца в календарном исчислении, оснований для его зачета в льготном исчислении не имеется.
Кроме того считает, что не имеется оснований для назначения истцу досрочной пенсии до вступления решения суда в законную силу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пунктом 20 части 1, частями 2, 3 и 4 статьи 30 настоящего Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется:
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно (далее по тексту – Постановление № 464);
Пунктом 2 Постановления № 464 установлено исчисление сроков выслуги среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
Пунктом 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции <дата> ВНА обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Письмом ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области от <дата> ВНА было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Данный отказ мотивирован тем, что период работы ВНА в должности лаборанта анестезиолого-реанимационного отделения с <дата> по <дата> засчитан в стаж работы в календарном исчислении и не может быть засчитан в льготном исчислении, поскольку должность лаборанта анестезиолого-реанимационного отделения не предусмотрена Перечнями структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течении года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, утверждёнными постановлениями Правительства Российской Федерации №№ 781, 464, 1066.
Кроме того не имеется оснований для зачета периода нахождения истца в отпуске по беременности и родам с <дата> по <дата> и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с <дата> по <дата> в льготном исчислении.
Разрешая спор, суд первой инстанции, в частности исследовал трудовую книжку ВНА, справку БУЗ Орловской области «Орловская областная клиническая больница» от <дата>; карточки-справки БУЗ Орловской области «Орловская областная клиническая больница»; штатные расписания Орловской областной больницы (отделения реанимации); приказ главного врача Орловской областной больницы от <дата> №, выслушал показания свидетелей ЩЕВ и МЛМ и пришел к правильному выводу о том, что спорный период работы ВНА с <дата> по <дата> в должности лаборанта анестезиолого-реанимационного отделения подлежит включению в стаж истца в льготном исчислении, как 1 год и 6 месяцев за один год работы.
Суд, удовлетворяя иск в данной части, правильно исходил из того, что истец в период с <дата> по <дата> работала лаборантом анестезиолого-реанимационного отделения Орловской областной больницы, данная должность отнесена к среднему медицинскому персоналу, ввиду чего указанный период работы подлежит зачету в специальный стаж, из расчета один год работы в указанной должности как один год и шесть месяцев, в соответствии с Постановлением №.
Удовлетворяя требование о включении в стаж в льготном исчислении периодов нахождения ВНА в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребёнком, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии со статьей 255 Трудового кодекса Российской Федерации женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.
Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.
Аналогичная статья содержалась и в ранее действовавшем Кодексе законов о труде Российской Федерации (статья 165).
В силу пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. С учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном статьей 255 Трудового кодекса Российской Федерации, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Исходя из приведенного выше правового регулирования в случае предоставления женщинам отпусков по беременности и родам в период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж на льготных условиях, периоды таких отпусков также подлежат включению в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно пункту 27 вышеприведенного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30, при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Таким образом, периоды нахождения ВНА в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком судом правомерно включены в специальный стаж в льготном исчислении, поскольку до рождения ребенка истец работала в должности и учреждении, которые дают основания для исчисления стажа по льготным основаниям, а отпуск по уходу за ребенком начался у ВНА до <дата>.
Установив, что на момент обращения в ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ВНА осуществляла деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования и возложил на ответчика обязанность назначить ВНА страховую пенсию с <дата>.
Несостоятельным является довод апелляционной жалобы о том, что пенсия ВНА должна быть назначена с момента вступления решения суда в законную силу.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В связи с тем, что на день обращения в пенсионный орган за досрочным пенсионным обеспечением право на досрочное пенсионное обеспечение у ВНА имелось, суд первой инстанции правомерно возложил на ответчика обязанность назначить ей пенсию с <дата>.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его законность и обоснованность либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу решения.
Поскольку судом правильно применены нормы материального права, нарушения норм процессуального права не допущено, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда города Орла от 3 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи