УИД 36RS0010-01-2021-002013-82
Дело № 2а-1330/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Борисоглебск 16 декабря 2021 года
Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе: председательствующего-судьи Строковой О.А.
при секретаре Резниченко О.В.,
с участием административного истца Сынкова А.М.,
представителя заинтересованных лиц военного комиссара Воронежской области и военного комиссариата Воронежской области Авдеева В.Ф.,
заинтересованного лица военного комиссара военного комиссариата города Борисоглебска, Борисоглебского и Грибановского районов Воронежской области Румынина Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сынкова Александра Михайловича к призывной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области, призывной комиссии Воронежской области, главе администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области о признании незаконными решений призывной комиссии Борисоглебского района Воронежской области,
у с т а н о в и л:
Сынков А.М. обратился в суд с административным иском, пояснив, что в качестве призывника он состоит на воинском учете в военном комиссариате г. Борисоглебск, Борисоглебского и Грибановского районов Воронежской области.
Административный истец, ссылаясь на п. «а» ч. 1 ст. 23 Федерального закона РФ № 53-Ф3 от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе», согласно которой от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, отмечает, что у него имеются заболевания: <данные изъяты>. Данный диагноз подтверждается соответствующими медицинскими документами.
По утверждению административного истца, соответствующие подтверждающие данное заболевание документы в его личном деле призывника присутствуют, но его личные обращения к специалистам отсутствуют, поскольку члены призывной комиссии г. Борисоглебск, Борисоглебского и Грибановского районов, а также призывной комиссии Воронежской области отказались их рассматривать и приобщать к личному делу.
В своем иске административный истец ссылается на пункт 6 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565, согласно которому годность к военной службе граждан при призыве на военную службу определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно Приложению к данному Положению, включающему в себя расписание болезней, в соответствии со статьями которого определяется годность к военной службе в том числе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу - графа I расписания болезней.
По мнению административного истца, на основании статьи 43 п. «в» расписания болезней согласно графе I, можно сделать однозначный вывод о его негодности к призыву на военную службу в мирное время - категория годности к военной службе: минимум категория «В».
В соответствии пунктом 18 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565, по результатам освидетельствования граждан при призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе, в том числе, по категории «В» - ограниченно годен к военной службе.
Истец пояснил, что в октябре 2021 года он проходил медицинское освидетельствование в призывной комиссии г. Борисоглебска Воронежской области. Врачом, руководившим работой медицинской комиссии было принято решение о его годности к воинской службе - категория «Б». По утверждению истца, он неоднократно обращался к врачу, руководящему работой медицинской комиссии о направлении его на дополнительное медицинское обследование, однако его просьбы были проигнорированы.
Ему была вручена повестка на прохождение планового медицинского освидетельствования в областную призывную комиссию Воронежской области.
23.11.2021 он прошел медицинское освидетельствование и призывную комиссию Воронежской области. Решением призывной комиссии Воронежской области ему была установлена категория годности к воинской службе «Б» - годен с незначительными ограничениями. Решением призывной комиссии Воронежской области он был призван на военную службу.
25.11.2021 он повторно прошел медицинское освидетельствование в призывную комиссию г. Борисоглебска Воронежской области. Решением призывной комиссии г. Борисоглебска Воронежской области ему была установлена категория годности к воинской службе «Б» - годен с незначительными ограничениями. Решением призывной комиссии г. Борисоглебска Воронежской области он был призван на военную службу.
Как утверждает административный истец, указанные решения нарушают его права на освобождение от призыва на военную службу (пп. «а» п.1 ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998) и на зачисление в запас (п.1 ст.52 ФЗ № 53 «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998)
По мнению административного истца, данные действия ответчика являются незаконными, поскольку на него ответчик в нарушение требований закона пытается возложить обязанность по несению военной службы по призыву, и поэтому подлежат отмене.
Административный истец просит:
Признать незаконным оспариваемое решение призывной комиссии Воронежской области от 23.11.2021 и принять в отношении него категорию годности к военной службе «В» - ограниченно годен к военной службе, и освободить его от призыва.
Признании незаконным оспариваемое решение призывной комиссии г. Борисоглебска Воронежской области от 25.11.2021 и принять в отношении него категорию годности к военной службе «В» - ограниченно годен к военной службе и освободить его от призыва.
В судебном заседании Сынков А.М. поддержал свои требования в полном объеме.
Представители административных ответчиков призывной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области, призывной комиссии Воронежской области, а также привлеченный в качестве административного ответчика Глава администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
Представители заинтересованных лиц: администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области, военного комиссариата г. Борисоглебска, Борисоглебского и Грибановского районов Воронежской области, Губернатора Воронежской области в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом. От представителя заинтересованного лица администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области Ликк Е.С., действующей по доверенности от 25.12.2020 № 33-11/12920, поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации.
Заинтересованное лицо военный комиссар военного комиссариата города Борисоглебска, Борисоглебского и Грибановского районов Воронежской области Румынин Э.А. против административного иска возражает, считая административный иск необоснованным, а действия призывной комиссии законными.
Представитель заинтересованных лиц военного комиссара Воронежской области и военного комиссариата Воронежской области Авдеев В.Ф., действующих на основании доверенности от 16.11.2021 № 3848, против административного иска возражает, представив письменные возражения на административный иск.
Выслушав мнения участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Конституция Российской Федерации определяет, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Согласно пунктам 1 и 5 статьи 28 Федерального «О воинской обязанности и военной службе» принятие решения о призыве на военную службу или освобождении от призыва на военную службу отнесено к компетенции призывной комиссии.
Призывная комиссия принимает соответствующие решения на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 названного Закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В соответствии с положениями ст. 22 Федерального закона № 53-Ф3 призыву на военную службу подлежат, в том числе, граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
В силу ст. 5.1 указанного Закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
В соответствии с ч. 3 данной статьи порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
В соответствии с ч. 5.1 указанной статьи наличие оснований для предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья и правильность их предоставления проверяются призывной комиссией субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе. В случае выявления нарушений в правильности предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, предоставленных в ходе работы призывной комиссии, по решению призывной комиссии субъекта Российской Федерации проводится контрольное медицинское освидетельствование указанных граждан
Граждане, заявившие о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, направляются на контрольное медицинское освидетельствование.
В соответствии с положениями ст. 29 указанного закона призывная комиссия субъекта Российской Федерации, в том числе, организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, а также рассматривает жалобы граждан, призываемых на военную службу, на решения (заключения) призывных комиссий. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных пунктом 1 ст. 28 настоящего Федерального закона, а также отменять их заключения.
На основании п. 13 раздела II Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565, организация медицинского освидетельствования при призыве граждан на военную службу возлагается на призывную комиссию.
Согласно п. 16 данного Положения персональный состав врачей-специалистов, привлекаемых для проведения освидетельствования граждан при призыве на военную службу, согласовывается с руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения и утверждается председателями призывных комиссий по представлению военного комиссара (военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований)). Решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по представлению военного комиссара назначаются врачи, руководящие работой по освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу.
В соответствии с положениями ст. 61 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» военно- врачебная экспертиза проводится, в том числе, в целях определения годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью).
Заключения военно-врачебной экспертизы являются обязательными для исполнения должностными лицами на территории Российской Федерации.
При несогласии граждан с заключением военно-врачебной экспертизы по их заявлению проводится независимая военно-врачебная экспертиза. Положение о независимой военно-врачебной экспертизе утверждается Правительством Российской Федерации. Положение о независимой военно-врачебной экспертизе утверждено Постановление Правительства РФ от 28 июля 2008 г. № 574.
Независимая экспертиза осуществляется с учетом требований к состоянию здоровья граждан, установленных приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 565, а также требований к состоянию здоровья граждан, определяемых в установленном порядке соответствующими федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами).
Согласно п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года N 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории его годности к военной службе.
В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Так абз. 1 и 3 п. 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2003 № 123 установлено, что под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.
Под определившимся врачебно-экспертным исходом понимается такое состояние здоровья, когда результаты обследования и лечения дают основание военно-врачебной комиссии вынести заключение о категории годности к военной службе и когда дальнейшее лечение не приведет к изменению этой категории годности.
Согласно части 7 статьи 28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 29.05.2019) «О воинской обязанности и военной службе» решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд.
На призывную комиссию субъекта Российской Федерации возложена обязанность организации медицинского осмотра и контрольных мероприятий профессионального психологического отбора граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования и (или) заключениями об их профессиональной пригодности (часть 2 статьи 29 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
Как установлено судом и следует из материалов дела, Сынков А.М. качестве призывника состоит на воинском учете в военном комиссариате г. Борисоглебск, Борисоглебского и Грибановского районов Воронежской области с 13.01.2015.
09.02.2015 и 19.11.2016 военно-врачебная комиссия определила Сынкову А.М. категорию годности к военной службе «А4». 16.12.2019 и 02.07.2020 ВВК определила ему категорию годности к военной службе «Б3».
19.11.2020 ВВК, принимая во внимание заболевания Сынкова А.М. (<данные изъяты>2) определили ему категорию годности к военной службе «Г» - временно не годен к военной службе. Ему было рекомендовано пройти обследование и лечение в стационаре лечебного учреждения. Ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с пп. «а» п. 1ст. 24 ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ до 19.05.2021.
В ходе весенней призывной кампании, 10.06.2021, при медицинском освидетельствовании врачами-специалистами военно-врачебной комиссии в Борисоглебском городском округе Воронежской области Сынкову A.M. была установлена категория годности к военной службе «В» - ограниченно годен к военной службе.
В соответствии с требованиями закона данное заключение было проверено призывной комиссией Воронежской области. Там военно-врачебная комиссия не согласилась с категорией годности к военной службе, установленной Сынкову A.M., и 08.07.2021 изменила её на «Б» - годен к военной службе с незначительными ограничениями.
В ходе весенней призывной кампании 2021 года Сынков A.M. на военную службу призван не был.
С 06 по 25 октября 2021 года по направлению военного комиссариата г. Борисоглебска Сынков А.М. находился на амбулаторном обследовании в поликлиническом отделении БУЗ ВО «Борисоглебская РБ». Согласно Медицинскому заключению о состоянии здоровья гражданина № 83/39408 от 25.10.2021 Сынкову А.М. установлен диагноз: <данные изъяты>.
Во время осенней призывной кампании 2021 года Сынков A.M., учитывая состояние его здоровья в предыдущие периоды, 23.11.2021 был освидетельствован военно-врачебной комиссией призывной комиссии Воронежской области с выставлением категории годности к военной службе «Б» - годен к военной службе с незначительными ограничениями.
Аналогичную категорию годности к военной службе установила Сынкову A.M. и военно-врачебная комиссия в Борисоглебском городском округе Воронежской области 25.11.2021 года, а на основании этого призывная комиссия Борисоглебского городского округа Воронежской области вынесла решение о призыве гражданина Сынкова A.M. на военную службу.
Для оспаривания указанных выше заключений военно-врачебной экспертизы Сынков A.M. ни в призывную комиссию Воронежской области, ни в независимую военно-врачебную экспертизу не обращался.
Таким образом, оснований для признания незаконным решения призывной комиссии Воронежской области от 23.11.2021 и призывной комиссии Борисоглебского района Воронежской области от 25.11.2021, признании Сынкова Александра Михайловича ограниченно годным к военной службе в соответствии с категорией годности к военной службе «В» не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска Сынкова Александра Михайловича к призывной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области, призывной комиссии Воронежской области, главе администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области о признании незаконным решения призывной комиссии Воронежской области от 23.11.2021 и призывной комиссии Борисоглебского района Воронежской области от 25.11.2021, признании Сынкова Александра Михайловича ограниченно годным к военной службе в соответствии с категорией годности к военной службе «В», отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий –
УИД 36RS0010-01-2021-002013-82
Дело № 2а-1330/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Борисоглебск 16 декабря 2021 года
Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе: председательствующего-судьи Строковой О.А.
при секретаре Резниченко О.В.,
с участием административного истца Сынкова А.М.,
представителя заинтересованных лиц военного комиссара Воронежской области и военного комиссариата Воронежской области Авдеева В.Ф.,
заинтересованного лица военного комиссара военного комиссариата города Борисоглебска, Борисоглебского и Грибановского районов Воронежской области Румынина Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сынкова Александра Михайловича к призывной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области, призывной комиссии Воронежской области, главе администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области о признании незаконными решений призывной комиссии Борисоглебского района Воронежской области,
у с т а н о в и л:
Сынков А.М. обратился в суд с административным иском, пояснив, что в качестве призывника он состоит на воинском учете в военном комиссариате г. Борисоглебск, Борисоглебского и Грибановского районов Воронежской области.
Административный истец, ссылаясь на п. «а» ч. 1 ст. 23 Федерального закона РФ № 53-Ф3 от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе», согласно которой от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, отмечает, что у него имеются заболевания: <данные изъяты>. Данный диагноз подтверждается соответствующими медицинскими документами.
По утверждению административного истца, соответствующие подтверждающие данное заболевание документы в его личном деле призывника присутствуют, но его личные обращения к специалистам отсутствуют, поскольку члены призывной комиссии г. Борисоглебск, Борисоглебского и Грибановского районов, а также призывной комиссии Воронежской области отказались их рассматривать и приобщать к личному делу.
В своем иске административный истец ссылается на пункт 6 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565, согласно которому годность к военной службе граждан при призыве на военную службу определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно Приложению к данному Положению, включающему в себя расписание болезней, в соответствии со статьями которого определяется годность к военной службе в том числе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу - графа I расписания болезней.
По мнению административного истца, на основании статьи 43 п. «в» расписания болезней согласно графе I, можно сделать однозначный вывод о его негодности к призыву на военную службу в мирное время - категория годности к военной службе: минимум категория «В».
В соответствии пунктом 18 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565, по результатам освидетельствования граждан при призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе, в том числе, по категории «В» - ограниченно годен к военной службе.
Истец пояснил, что в октябре 2021 года он проходил медицинское освидетельствование в призывной комиссии г. Борисоглебска Воронежской области. Врачом, руководившим работой медицинской комиссии было принято решение о его годности к воинской службе - категория «Б». По утверждению истца, он неоднократно обращался к врачу, руководящему работой медицинской комиссии о направлении его на дополнительное медицинское обследование, однако его просьбы были проигнорированы.
Ему была вручена повестка на прохождение планового медицинского освидетельствования в областную призывную комиссию Воронежской области.
23.11.2021 он прошел медицинское освидетельствование и призывную комиссию Воронежской области. Решением призывной комиссии Воронежской области ему была установлена категория годности к воинской службе «Б» - годен с незначительными ограничениями. Решением призывной комиссии Воронежской области он был призван на военную службу.
25.11.2021 он повторно прошел медицинское освидетельствование в призывную комиссию г. Борисоглебска Воронежской области. Решением призывной комиссии г. Борисоглебска Воронежской области ему была установлена категория годности к воинской службе «Б» - годен с незначительными ограничениями. Решением призывной комиссии г. Борисоглебска Воронежской области он был призван на военную службу.
Как утверждает административный истец, указанные решения нарушают его права на освобождение от призыва на военную службу (пп. «а» п.1 ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998) и на зачисление в запас (п.1 ст.52 ФЗ № 53 «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998)
По мнению административного истца, данные действия ответчика являются незаконными, поскольку на него ответчик в нарушение требований закона пытается возложить обязанность по несению военной службы по призыву, и поэтому подлежат отмене.
Административный истец просит:
Признать незаконным оспариваемое решение призывной комиссии Воронежской области от 23.11.2021 и принять в отношении него категорию годности к военной службе «В» - ограниченно годен к военной службе, и освободить его от призыва.
Признании незаконным оспариваемое решение призывной комиссии г. Борисоглебска Воронежской области от 25.11.2021 и принять в отношении него категорию годности к военной службе «В» - ограниченно годен к военной службе и освободить его от призыва.
В судебном заседании Сынков А.М. поддержал свои требования в полном объеме.
Представители административных ответчиков призывной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области, призывной комиссии Воронежской области, а также привлеченный в качестве административного ответчика Глава администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
Представители заинтересованных лиц: администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области, военного комиссариата г. Борисоглебска, Борисоглебского и Грибановского районов Воронежской области, Губернатора Воронежской области в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом. От представителя заинтересованного лица администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области Ликк Е.С., действующей по доверенности от 25.12.2020 № 33-11/12920, поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации.
Заинтересованное лицо военный комиссар военного комиссариата города Борисоглебска, Борисоглебского и Грибановского районов Воронежской области Румынин Э.А. против административного иска возражает, считая административный иск необоснованным, а действия призывной комиссии законными.
Представитель заинтересованных лиц военного комиссара Воронежской области и военного комиссариата Воронежской области Авдеев В.Ф., действующих на основании доверенности от 16.11.2021 № 3848, против административного иска возражает, представив письменные возражения на административный иск.
Выслушав мнения участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Конституция Российской Федерации определяет, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Согласно пунктам 1 и 5 статьи 28 Федерального «О воинской обязанности и военной службе» принятие решения о призыве на военную службу или освобождении от призыва на военную службу отнесено к компетенции призывной комиссии.
Призывная комиссия принимает соответствующие решения на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 названного Закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В соответствии с положениями ст. 22 Федерального закона № 53-Ф3 призыву на военную службу подлежат, в том числе, граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
В силу ст. 5.1 указанного Закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
В соответствии с ч. 3 данной статьи порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
В соответствии с ч. 5.1 указанной статьи наличие оснований для предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья и правильность их предоставления проверяются призывной комиссией субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе. В случае выявления нарушений в правильности предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, предоставленных в ходе работы призывной комиссии, по решению призывной комиссии субъекта Российской Федерации проводится контрольное медицинское освидетельствование указанных граждан
Граждане, заявившие о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, направляются на контрольное медицинское освидетельствование.
В соответствии с положениями ст. 29 указанного закона призывная комиссия субъекта Российской Федерации, в том числе, организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, а также рассматривает жалобы граждан, призываемых на военную службу, на решения (заключения) призывных комиссий. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных пунктом 1 ст. 28 настоящего Федерального закона, а также отменять их заключения.
На основании п. 13 раздела II Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565, организация медицинского освидетельствования при призыве граждан на военную службу возлагается на призывную комиссию.
Согласно п. 16 данного Положения персональный состав врачей-специалистов, привлекаемых для проведения освидетельствования граждан при призыве на военную службу, согласовывается с руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения и утверждается председателями призывных комиссий по представлению военного комиссара (военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований)). Решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по представлению военного комиссара назначаются врачи, руководящие работой по освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу.
В соответствии с положениями ст. 61 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» военно- врачебная экспертиза проводится, в том числе, в целях определения годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью).
Заключения военно-врачебной экспертизы являются обязательными для исполнения должностными лицами на территории Российской Федерации.
При несогласии граждан с заключением военно-врачебной экспертизы по их заявлению проводится независимая военно-врачебная экспертиза. Положение о независимой военно-врачебной экспертизе утверждается Правительством Российской Федерации. Положение о независимой военно-врачебной экспертизе утверждено Постановление Правительства РФ от 28 июля 2008 г. № 574.
Независимая экспертиза осуществляется с учетом требований к состоянию здоровья граждан, установленных приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 565, а также требований к состоянию здоровья граждан, определяемых в установленном порядке соответствующими федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами).
Согласно п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года N 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории его годности к военной службе.
В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Так абз. 1 и 3 п. 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2003 № 123 установлено, что под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.
Под определившимся врачебно-экспертным исходом понимается такое состояние здоровья, когда результаты обследования и лечения дают основание военно-врачебной комиссии вынести заключение о категории годности к военной службе и когда дальнейшее лечение не приведет к изменению этой категории годности.
Согласно части 7 статьи 28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 29.05.2019) «О воинской обязанности и военной службе» решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд.
На призывную комиссию субъекта Российской Федерации возложена обязанность организации медицинского осмотра и контрольных мероприятий профессионального психологического отбора граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования и (или) заключениями об их профессиональной пригодности (часть 2 статьи 29 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
Как установлено судом и следует из материалов дела, Сынков А.М. качестве призывника состоит на воинском учете в военном комиссариате г. Борисоглебск, Борисоглебского и Грибановского районов Воронежской области с 13.01.2015.
09.02.2015 и 19.11.2016 военно-врачебная комиссия определила Сынкову А.М. категорию годности к военной службе «А4». 16.12.2019 и 02.07.2020 ВВК определила ему категорию годности к военной службе «Б3».
19.11.2020 ВВК, принимая во внимание заболевания Сынкова А.М. (<данные изъяты>2) определили ему категорию годности к военной службе «Г» - временно не годен к военной службе. Ему было рекомендовано пройти обследование и лечение в стационаре лечебного учреждения. Ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с пп. «а» п. 1ст. 24 ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ до 19.05.2021.
В ходе весенней призывной кампании, 10.06.2021, при медицинском освидетельствовании врачами-специалистами военно-врачебной комиссии в Борисоглебском городском округе Воронежской области Сынкову A.M. была установлена категория годности к военной службе «В» - ограниченно годен к военной службе.
В соответствии с требованиями закона данное заключение было проверено призывной комиссией Воронежской области. Там военно-врачебная комиссия не согласилась с категорией годности к военной службе, установленной Сынкову A.M., и 08.07.2021 изменила её на «Б» - годен к военной службе с незначительными ограничениями.
В ходе весенней призывной кампании 2021 года Сынков A.M. на военную службу призван не был.
С 06 по 25 октября 2021 года по направлению военного комиссариата г. Борисоглебска Сынков А.М. находился на амбулаторном обследовании в поликлиническом отделении БУЗ ВО «Борисоглебская РБ». Согласно Медицинскому заключению о состоянии здоровья гражданина № 83/39408 от 25.10.2021 Сынкову А.М. установлен диагноз: <данные изъяты>.
Во время осенней призывной кампании 2021 года Сынков A.M., учитывая состояние его здоровья в предыдущие периоды, 23.11.2021 был освидетельствован военно-врачебной комиссией призывной комиссии Воронежской области с выставлением категории годности к военной службе «Б» - годен к военной службе с незначительными ограничениями.
Аналогичную категорию годности к военной службе установила Сынкову A.M. и военно-врачебная комиссия в Борисоглебском городском округе Воронежской области 25.11.2021 года, а на основании этого призывная комиссия Борисоглебского городского округа Воронежской области вынесла решение о призыве гражданина Сынкова A.M. на военную службу.
Для оспаривания указанных выше заключений военно-врачебной экспертизы Сынков A.M. ни в призывную комиссию Воронежской области, ни в независимую военно-врачебную экспертизу не обращался.
Таким образом, оснований для признания незаконным решения призывной комиссии Воронежской области от 23.11.2021 и призывной комиссии Борисоглебского района Воронежской области от 25.11.2021, признании Сынкова Александра Михайловича ограниченно годным к военной службе в соответствии с категорией годности к военной службе «В» не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска Сынкова Александра Михайловича к призывной комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области, призывной комиссии Воронежской области, главе администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области о признании незаконным решения призывной комиссии Воронежской области от 23.11.2021 и призывной комиссии Борисоглебского района Воронежской области от 25.11.2021, признании Сынкова Александра Михайловича ограниченно годным к военной службе в соответствии с категорией годности к военной службе «В», отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий –