Дело № 2-4246/2017
Мотивированное решение изготовлено 05 июля 2017 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 30 июня 2017 года
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Кочневой В.В., при секретаре судебного заседания Чудовой Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Свердловской области к Государственному учреждению – Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечивать нуждающихся инвалидов техническими средствами реабилитации,
установил:
заместитель прокурора Свердловской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц из числа инвалидов, которые могут быть приняты на учет для предоставления технического средства реабилитации к Государственному учреждению – Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования о возложении обязанности обеспечивать нуждающихся инвалидов техническими средствами реабилитации. В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Свердловской области по доводам обращений депутата Законодательного Собрания Свердловской области Зяблицева Е.Г. в интересах К. проведена проверка в Государственном учреждении – Свердловском региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – СРО ФСС РФ). В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. Указанный федеральный Перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (далее - перечень), утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р. Согласно п. 22 Перечня в него включено в качестве технического средства реабилитации «Абсорбирующее белье», к которому относятся урологические прокладки. Исходя из требований абз. 4 ст. 11 Закона объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Помимо этого, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.05.2013 № 214н утверждена классификация технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Пунктом 22 раздела «Технические средства реабилитации» классификации предусмотрено «Абсорбирующее белье, подгузники» с указанием номера вида технического средства реабилитации (изделий), его наименования. В данном пункте указано также наименование: прокладки урологические (для мужчин и женщин). Данная классификация технических средств реабилитации (изделий) применима лишь в случаях, если техническое средство (изделие) не может быть предоставлено инвалиду, либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство (изделие) за собственный счет. В то же время, в соответствии с п. 2, пп. «а» п. 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 (далее - Правила), обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется, в том числе, путем предоставления соответствующего технического средства. В соответствии с п. 5 Правил на уполномоченный орган возложена обязанность по рассмотрению заявлений о предоставлении технических средств реабилитации в 15-дневный срок с даты его поступления и уведомлению в письменной форме инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган обязан выслать (выдать) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). Согласно указанной норме обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами. Исходя из информации СРО ФСС РФ в 2016-2017 гг. процедуры торгов по закупке прокладок урологических не проводятся, соответственно инвалиды в нарушение вышеуказанных нормативных правовых актов данным техническим средством реабилитации не обеспечиваются, что свидетельствует о неисполнении ответчиком своих прямых обязанностей. Просит обязать ответчика ГУ СРО ФСС РФ обеспечивать нуждающихся инвалидов техническими средствами реабилитации – урологическими прокладками.
В судебном заседании представитель процессуального истца - прокуратуры Мережников К.П., действующий на основании служебного удостоверения, на исковых требованиях настаивал, дополнил, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется территориальным отделением ФСС на основании контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ. Для заключения контрактов ТО ФСС при определении поставщика обязано использовать конкурентные способы его отбора, перечень которых предусмотрен в ст. 24 Федерального закона № 44-ФЗ (проведение конкурса или электронного аукциона). Из указанных требований, регулирующих отношения по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации, следует, что они закрепляют механизм реализации гарантированного государством права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, определяют источник и объемы предоставления бюджету ТО ФСС межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации, распределение межбюджетных трансфертов между ТО ФСС. Исходя из информации СРО ФСС РФ в *** процедуры торгов по закупке прокладок урологических не проводятся, осуществляется только денежная компенсация, что свидетельствует о неисполнении ответчиком своих прямых обязанностей. Приобретение средств реабилитации самим инвалидом с последующей компенсацией является правом, а не обязанностью инвалида.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ-СРО ФСС РФ Гиляева О.И., действующая на основании доверенности от ***., относительно исковых требований возражала, суду пояснила, что фонд не заключает контракты на закупку прокладок. Приказом Минтруда №214 утверждена классификация. Сейчас урологические прокладки исключены с *** но ранее выписывали. Фонд не имеет права заключать контакты, но компенсацию выплачивают. Тем самым права инвалидов не нарушаются. Абсорбирующее белье включает и в том числе урологические прокладки, но компетенция отделения фонда распространяется только на подгузники и пеленки. Согласно части 12 статьи 11.1 Закона № 181 -ФЗ технические средства реабилитации предоставляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержден Приказом Минздрава № 57н. Таким образом, инвалид реализует свое право на обеспечение средствами реабилитации двумя способами: либо путем получения средства реабилитации на основании направления в организацию, с которой отделением Фонда заключен государственный контракт, либо путем получения компенсации за самостоятельно приобретенные им средства реабилитации. Согласно пункту 1 Правил № 240 обеспечение инвалидов средствами реабилитации осуществляется в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 2347-р. При этом Федеральный перечень № 2347-р содержит основные (обобщенные) разделы (группы) средств реабилитации без конкретного указания (детализации) видов средств реабилитации. Так, согласно разделу 22 Федерального перечня № 2347-р, средствами реабилитации являются абсорбирующее белье, подгузники. Приказом Минтруда России от 24.05.2013 г. № 214н утверждена Классификация технических средств реабилитации в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Согласно графе 3 Классификации № 214н, видами технического средства реабилитации раздела 22 «абсорбирующее белье, подгузники» являются впитывающие простыни (пеленки) и подгузники. Других видов средств реабилитации, в частности, такого средства реабилитации, как «прокладки урологические», раздел «абсорбирующее белье, подгузники» не содержит. Перечень средств реабилитации, установленный графой 3 Классификацией № 214н, является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит. Таким образом, нормативным правовым актом Минтруда России, являющимся федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере социальной политики, урологические прокладки отнесены к техническим средствам реабилитации, самостоятельно приобретаемым инвалидом за собственный счет (графа 4 Классификации № 214н). В связи с отсутствием в Классификации № 214н средства реабилитации «прокладки урологические», у ГУ СРО ФСС РФ отсутствует право для инициирования процедуры размещения заказов на поставку товара для государственных нужд «прокладки урологические». Согласно пункту 16 Правил № 240 финансирование расходов по обеспечению инвалидов средствами реабилитации осуществляется в пределах выделенных на эти цели средств федерального бюджета и перечисленных ФСС РФ в виде межбюджетных трансфертов на календарный год. Просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Второй представитель ответчика Тюстина Е.А., действующая на основании доверенности от *** высказал аналогичную позицию.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела в их совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Положениями ст. 2 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор уполномочен обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав социальных прав граждан.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ).
В пункте 22 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. №2347-р, поименованы Абсорбирующее белье, подгузники.
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
В абзаце втором пункта 2 названных правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом «а» пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 данных правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В пункте 15 (1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. №57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им следующих документов: документа, удостоверяющего личность, индивидуальной программы реабилитации инвалида, страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС). Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации (пункт 5 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации).
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован.
Суд не может согласиться с правовой позицией прокурора, который неточно (расширительно) истолковал подлежащие применению положения Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ, а также положения принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, вследствие чего пришел к ошибочному выводу о том, что вышеуказанная категория инвалидов лишается принадлежащего ей права на обеспечение техническими средствами реабилитации и восстановление такого права возможно только путем предоставления технических средств реабилитации в натуре неопределенному кругу лиц из числа инвалидов, которые могут быть приняты на учет для предоставления указанного технического средства реабилитации.
Отношения, связанные с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации, не являются гражданско-правовыми, они урегулированы специальным законом, а также принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, и в случае непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине технических средств реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида его право на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации.
Альтернативный характер предоставления государством права на обеспечение техническими средствами реабилитации заложен уже в самой конструкции соответствующей правовой нормы, которая предусматривает положения «в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду».
Таким образом, довод истца о том, что получение денежной компенсации является правом, а не обязанностью инвалида не подтверждается нормами права, из которых не следует обязательного предоставления государственным исполнительным органом инвалиду права выбора формы реализации данного права на реабилитацию между натуральной и денежной формой.
В период, когда инвалид уполномоченным органом по каким-либо причинам не был обеспечен (обеспечен не в полном объеме) техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации, его право на получение указанных мер социальной поддержки может быть реализовано путем выплаты уполномоченным органом в порядке, установленном законом, денежной компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидом технические средства реабилитации.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что российским законодательством не предусмотрено обязательное участие ГУ СРО ФСС РФ в процедуре размещения заказов для государственных нужд на поставку товара «прокладки урологические». Следовательно, факт того, что процедуры торгов по закупке прокладок урологических в период проверки не проводились, не может свидетельствовать о неисполнении ответчиком своих обязанностей или о нарушении прав и законных интересов инвалидов.
Кроме того, ГУ СРО ФСС РФ, являясь субъектом бюджетного процесса, обязано действовать в рамках бюджетного законодательства. Согласно пункту 16 Правил № 240 финансирование расходов по обеспечению инвалидов средствами реабилитации осуществляется в пределах, выделенных на эти цели средств федерального бюджета и перечисленных ФСС РФ в виде межбюджетных трансфертов на календарный год.
В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ, исполнительный орган Фонда, как получатель средств федерального бюджета, обязан осуществлять контроль за целевым расходованием федеральных бюджетных средств, которые могут быть использованы исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации.
Следовательно, при отсутствии соответствующих бюджетных ассигнований инициирование процедуры размещения заказов и заключение государственных контрактов на поставку товара «прокладки урологические» повлечет нецелевое расходование федеральных средств и грубейшее нарушение действующего бюджетного законодательства.
С учетом совокупности собранных и исследованных судом доказательств, суд приходит к выводу, что требование заместителя прокурора Свердловской области к Государственному учреждению – Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования о возложении обязанности обеспечивать нуждающихся инвалидов техническими средствами реабилитации – урологическими прокладками, удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования заместителя прокурора Свердловской области к Государственному учреждению – Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечивать нуждающихся инвалидов техническими средствами реабилитации, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья В.В. Кочнева