Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4890/2019 ~ М-4709/2019 от 07.08.2019

63RS0-32

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22.10.2019г. <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Наточеевой М.А.

при секретаре Котине Г.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-4890/2019 по административному исковому заявлению Калачевой Е.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

Калачева Е.И. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области об оспаривании решения, указав, что решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по исковому заявлению к Администрации <адрес>, было признано право собственности Калачевой Е.И. на жилое помещение - <адрес>, на 8 этаже, площадью 68,7 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.

В целях государственной регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в Управление Росреестра по Самарской области с заявлениями входящий о государственной регистрации права собственности и о государственном кадастровом учете недвижимого имущества. К заявлениям, в том числе, был приложен технический план на оптическом компакт – диске, с файлом размером 6МБ.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ было сообщено о приостановлении регистрационных действий на основании того, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствует требованиям законодательства РФ, так как многоквартирный дом, в котором расположена квартира, не введен в эксплуатацию. В то время, как в техническом плане указан кадастровый номер здания, в котором расположена квартира – 63:01:0510003:541. При этом, специалистами Росреестра самостоятельно был направлен запрос о предоставлении разрешения на ввод многоквартирного дома.

Для устранения препятствий к осуществлению регистрационных действий (постановки на кадастровый учет) и для получения информации относительно дальнейших действий по получению разрешения на ввод в эксплуатацию указанного многоквартирного дома, сроков и оформлению соответствующих документов, направлению их в Росреестр, административным истцом были направлены обращения в Администрацию г.о. Самара и Администрацию Ленинского внутригородскогог. Самара.

Согласно ответу Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>-0-1, которому было поручено рассмотреть обращение, информацией о вводе многоквартирного дома в эксплуатацию Департамент не обладает.

В соответствии с ответом Администрации Ленинского внутригородского района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -обр запрашиваемая информация отсутствует

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в связи с неустранением причин, препятствующих осуществлению кадастрового учета. При этом, по информации Уведомления, согласно письму Министерства строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома не выдавалось.

В настоящее время административный истец, владея квартирой, проживая в ней, неся бремя содержания, с точки зрения установленного законом порядка, не является собственником квартиры, что препятствует распоряжению объектом недвижимости. Следовательно, является гражданином, права, свободы и законные интересы которого нарушены, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит суд признать незаконным полностью решение Управления росреестра по <адрес> по заявлениям , об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>. Кроме того, просит обязать Управление Росреестра по <адрес> исполнить вступившее в законную силу Решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ путем государственной регистрации права собственности Калачевой Е.И. на жилое помещение – <адрес>, на 8 этаже, площадью 68,7 кв.м, раположенную по адресу: <адрес>, внесения соответствующей записи в ЕГРН, а также взыскать с Управления Росреестра по <адрес> уплаченную государственную пошлину в размере 300 рублей.

В судебном заседании представитель административного истца Чарикова М.Г. действующая на основании доверенности, просила административные исковые требования удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, указав, что основанием для государственной регистрации права собственности на жилой объект является вступившее в законную силу решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по <адрес> Ряхова Л.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании относительно удовлетворения административных исковых требовании возражала, полагая, что доводы, изложенные административным истцом являются несостоятельными, а принятое в рамках компетенции государственного органа решение об отказе в государственной регистрации законным и обоснованным. При этом пояснила суду, что согласно сведениям кадастра недвижимости ЕГРН объект капитального строительства с кадастровым номером 63:01:0510003:541 представляет собой ранее учтенное здание многоквартирного дома площадью 9 591,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> (литера А, А1,А2)(количество этажей – 8 (подземная этажность – 1), год завершения строительства – 2008). Сведения о данном объекте недвижимости были внесены в кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ на основании данных, подготовленных ЗАО «Ай Эс Джи» и Самарским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федерально БТИ» в результате инвентаризации сведений архива инвентарных дел. При этом согласно ответу, полученному из Министерства строительства <адрес> разрешение на ввод в эксплуатацию расположенного по вышеназванному адресу многоквартирного дома не выдавалось. Таким образом, по факту жилое здание с кадастровым номером 63:01:0510003:541 является объектом незавершенного строительства. В связи с этим спорное жилое помещение при постановке его на государственный кадастровый учет не может быть привязано к объекту капитального строительства с кадастровым номером 63:01:0510003:541, что в совокупности с вышеизложенными обстоятельствами обуславливает невозможность совершения заявленных регистрационных действий. Также отметила, что представленное в Управление судебное решение о признании права собственности на спорное жилое помещение не исключает необходимость соблюдения регистрирующим органом установленного законом порядка осуществления государственного кадастрового учета помещений. При этом в рассматриваемом случае в качестве документа-основания должен предоставляться не технический план спорного жилого помещения, а технический план введенного в эксплуатацию здания многоквартирного дома, отображающий сведения о всех расположенных в нем жилых и нежилых помещениях, а также машино-местах (в случае наличия таковых).

Заинтересованное лицо- Администрация г.о.Самара своего представителя в судебное заседание не направило, извещалось надлежащим образом, о причинах неявки не сообщило, ходатайств и отзыва не представило.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает административный иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд за защитой прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими Федеральными законами.

В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации орган, наделенный государственными или иными публичными полномочиям; и принявший оспариваемые решения, обязан доказать соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, основания для принятия оспариваемого решения и соответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам.

Согласно ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акт: действия (бездействия) органа государственной власти недействительным является одновременно наличие следующих условий - не соответствие нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по исковому заявлению к Администрации <адрес>, было признано право собственности Калачевой Е.И. на жилое помещение - <адрес>, на 8 этаже, площадью 68,7 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.

В целях государственной регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в Управление Росреестра по <адрес> с заявлениями вх. о государственной регистрации права собственности и 63-0-1-116/3301/2019-4648 о государственном кадастровом учете недвижимого имущества. К заявлениям, в том числе, был приложен технический план на оптическом компакт – диске, с файлом размером 6МБ.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ было сообщено о приостановлении регистрационных действий сроком до ДД.ММ.ГГГГ на основании того, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствует требованиям законодательства РФ, так как многоквартирный дом, в котором расположена квартира, не введен в эксплуатацию.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в связи с неустранением административным истцом в установленный срок причин, препятствующих осуществлению кадастрового учета.

В силу статей 14, 15, 18, 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав.

При этом документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества, представляемые для осуществления государственной регистрации, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерация, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

В соответствии со статьей 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Закон о регистрации) одним из этапов проведения государственной регистрации является правовая экспертиза документов, осуществляемая с целью выявления оснований, препятствующих проведению государственной регистрации. При этом при наличии сомнении подлинности представленных документов или достоверности содержащихся в них сведений государственный регистратор прав обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведении с целью подтверждения подлинности

документов, достоверности указанных в них сведений.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения правовой экспертизы государственным регистратором установлено, что решением Ленинского районного суда <адрес> за Калачевой Е.И. было признано право собственности на жилое помещение общей площадью 68,70 кв.м., расположенное на 8 этаже по адресу: <адрес>. При этом согласно мотивировочной части представленного судебного решения многоквартирный дом, в котром находится спорное жилое помещение, не сдан в эксплуатацию, т.е. является объектом незавершенного строительства.

Из ч 7 ст. 1 ст.8 Закона о регистрации следует, что государственный кадастровые учет помещений осуществляется путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, позволяющих определить его в качестве индивидуально- определенной вещи, при этом, к таким сведениям законом отнесен, в том числе кадастровый номер здания или сооружения, в котором расположено помещение ( пункт 2, подп.8 п.4).

По смыслу ч.1 ст.24 Закона о регистрации технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.

Из указанных норм следует, что проведение кадастрового учета объекта недвижимости осуществляется в отношении здания, сооружения, помещения, машино- места объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, либо в отношении части здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса.

В соответствии с п.43 Требований к подготовке технического плана, составу содержащихся в нем сведений, а также форме декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, составу содержащихся в ней сведений, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N953, в разделе технического плана "Характеристики объекта недвижимости" указывается кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, если объектом недвижимости является

помещение.

Указанные требования являются императивными и подлежат исполнению без каких-либо исключений.

Технический план, представленный истцом для осуществления кадастрового учета в разделе «Характеристики помещения» содержит информацию о его расположении в объекте недвижимости с кадастровым номером 63:01:0510003:541, который по сведениям кадастра недвижимости является объектом незавершенного строительства.

Представленное на регистрацию решение суда о признании права общей совместной собственности на квартиру не исключает необходимость соблюдения требований закона, предъявляемых к порядку осуществления кадастрового учета помещения, поскольку в силу закона основанием для внесения в кадастр недвижимости сведений о характеристиках объекта недвижимости является технический план.

В соответствии с пунктом части 2 статьи 14 Закона о регистрации основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственно: регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.

Вместе с тем, наличие судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в ЕГРН, не освобождает лицо от представления иных документов, не являющихся правоустанавливающими, которые необходимы для внесения записи в ЕГРН согласно Закону о регистрации ( абзац 5 пункта 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации , Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

В силу положений Закона о регистрации и Требований, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ , в кадастре недвижимости могут быть учтены помещения, расположенные в здании или сооружении, то есть в объекте, завершенном строительством.

Возможность постановки на учет помещений, расположенных в объекте, незавершенном строительством, до завершения строительства и ввода в эксплуатацию здания (сооружения), в котором оно расположено, вышеуказанными Требованиями, а также Законом о регистрации не предусмотрена.

Административный истец в административном иске обращает внимание на выписку из ЕГРН от 02.04.2019г., в которой отсутствуют сведения о том, что объект недвижимости с кадастровым номером 63:01:0510003:541 является объектом незавершенного строительства. Согласно данной выписке кадастровый присвоен объекту недвижимого имущества – зданию (многоквартирному дому). Данная информация в ЕГРН с 12.06.2018г.

Согласно ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом подлежит вводу в эксплуатацию, что подтверждается соответствующим документом - разрешением на ввод объекта в эксплуатацию.

Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за истцом признано право на квартиру в объекте незавершенном строительством ввиду отсутствия разрешения на ввод в эксплуатацию.

Таким образом, осуществить постановку на кадастровый учет квартиры по указанному выше адресу и зарегистрировать право собственности на объект возможно только после ввода жилого дома в эксплуатацию.

Обоснованность позиции органа регистрации прав подтверждается как позицией Министерства экономического развития Российской Федерации (письма от ДД.ММ.ГГГГ и-4305, от ДД.ММ.ГГГГ №ОГ-<адрес>), Росреестра (письма от ДД.ММ.ГГГГ -исх/14818-ГЕ/14, от ДД.ММ.ГГГГ -исх/15652-ГЕ/15) и ФГБУ «ФКП Росреестра» (письма от ДД.ММ.ГГГГ -КЛ, от ДД.ММ.ГГГГ -КЛ), так и позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в определениях от ДД.ММ.ГГГГ -ЭС14-2019 и от ДД.ММ.ГГГГ -ЭС16-3099 (4,5).

С учетом указанных обстоятельств у административного ответчика имелись основания для принятия решения о приостановлении государственной регистрации, а затем об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права.

Принятие решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в данном случае не свидетельствует об уклонении государственного регистратора от совершения регистрационных действий.

Поскольку в течение установленного приостановлением срока необходимые для выполнения заявленного регистрационного действия причины, повлекшие принятие решения о приостановлении, заявителем не были устранены, то государственным регистратором было принято правомерное решение об отказе в государственной регистрации (Уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от 18.07.2019г. по заявлениям , 63/001/303/2019-1341).

В соответствии с п. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) соответствует нормативным правовым актам и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Суд приходит к выводу о том, что Уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права , 63/001/303/2019-1341 от ДД.ММ.ГГГГ вынесено в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения административного иска Калачевой Е.И..

На основании изложенного, и в соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Калачевой Е.И. о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - квартиру, расположенную по адресу: <адрес> отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Самарский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья /подпись/ М.А. Наточеева

Копия верна

судья

2а-4890/2019 ~ М-4709/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Калачева Е.И.
Ответчики
Управление Росреестра по Самарской области
Другие
Администрация г.о.Самара
Чарикова М.Г.
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Наточеева М. А.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
07.08.2019Регистрация административного искового заявления
07.08.2019Передача материалов судье
09.08.2019Решение вопроса о принятии к производству
23.08.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
23.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.08.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.09.2019Предварительное судебное заседание
25.09.2019Судебное заседание
22.10.2019Судебное заседание
04.10.2019Судебное заседание
29.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее