63RS0№-32
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22.10.2019г. <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Наточеевой М.А.
при секретаре Котине Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-4890/2019 по административному исковому заявлению Калачевой Е.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Калачева Е.И. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области об оспаривании решения, указав, что решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по исковому заявлению к Администрации <адрес>, было признано право собственности Калачевой Е.И. на жилое помещение - <адрес>, на 8 этаже, площадью 68,7 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
В целях государственной регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в Управление Росреестра по Самарской области с заявлениями входящий № о государственной регистрации права собственности и № о государственном кадастровом учете недвижимого имущества. К заявлениям, в том числе, был приложен технический план на оптическом компакт – диске, с файлом размером 6МБ.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ было сообщено о приостановлении регистрационных действий на основании того, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствует требованиям законодательства РФ, так как многоквартирный дом, в котором расположена квартира, не введен в эксплуатацию. В то время, как в техническом плане указан кадастровый номер здания, в котором расположена квартира – 63:01:0510003:541. При этом, специалистами Росреестра самостоятельно был направлен запрос о предоставлении разрешения на ввод многоквартирного дома.
Для устранения препятствий к осуществлению регистрационных действий (постановки на кадастровый учет) и для получения информации относительно дальнейших действий по получению разрешения на ввод в эксплуатацию указанного многоквартирного дома, сроков и оформлению соответствующих документов, направлению их в Росреестр, административным истцом были направлены обращения в Администрацию г.о. Самара и Администрацию Ленинского внутригородскогог. Самара.
Согласно ответу Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №<адрес>-0-1, которому было поручено рассмотреть обращение, информацией о вводе многоквартирного дома в эксплуатацию Департамент не обладает.
В соответствии с ответом Администрации Ленинского внутригородского района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-обр запрашиваемая информация отсутствует
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в связи с неустранением причин, препятствующих осуществлению кадастрового учета. При этом, по информации Уведомления, согласно письму Министерства строительства <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома не выдавалось.
В настоящее время административный истец, владея квартирой, проживая в ней, неся бремя содержания, с точки зрения установленного законом порядка, не является собственником квартиры, что препятствует распоряжению объектом недвижимости. Следовательно, является гражданином, права, свободы и законные интересы которого нарушены, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит суд признать незаконным полностью решение Управления росреестра по <адрес> по заявлениям №, № об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>. Кроме того, просит обязать Управление Росреестра по <адрес> исполнить вступившее в законную силу Решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ путем государственной регистрации права собственности Калачевой Е.И. на жилое помещение – <адрес>, на 8 этаже, площадью 68,7 кв.м, раположенную по адресу: <адрес>, внесения соответствующей записи в ЕГРН, а также взыскать с Управления Росреестра по <адрес> уплаченную государственную пошлину в размере 300 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца Чарикова М.Г. действующая на основании доверенности, просила административные исковые требования удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, указав, что основанием для государственной регистрации права собственности на жилой объект является вступившее в законную силу решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по <адрес> Ряхова Л.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании относительно удовлетворения административных исковых требовании возражала, полагая, что доводы, изложенные административным истцом являются несостоятельными, а принятое в рамках компетенции государственного органа решение об отказе в государственной регистрации законным и обоснованным. При этом пояснила суду, что согласно сведениям кадастра недвижимости ЕГРН объект капитального строительства с кадастровым номером 63:01:0510003:541 представляет собой ранее учтенное здание многоквартирного дома площадью 9 591,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> (литера А, А1,А2)(количество этажей – 8 (подземная этажность – 1), год завершения строительства – 2008). Сведения о данном объекте недвижимости были внесены в кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ на основании данных, подготовленных ЗАО «Ай Эс Джи» и Самарским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федерально БТИ» в результате инвентаризации сведений архива инвентарных дел. При этом согласно ответу, полученному из Министерства строительства <адрес> разрешение на ввод в эксплуатацию расположенного по вышеназванному адресу многоквартирного дома не выдавалось. Таким образом, по факту жилое здание с кадастровым номером 63:01:0510003:541 является объектом незавершенного строительства. В связи с этим спорное жилое помещение при постановке его на государственный кадастровый учет не может быть привязано к объекту капитального строительства с кадастровым номером 63:01:0510003:541, что в совокупности с вышеизложенными обстоятельствами обуславливает невозможность совершения заявленных регистрационных действий. Также отметила, что представленное в Управление судебное решение о признании права собственности на спорное жилое помещение не исключает необходимость соблюдения регистрирующим органом установленного законом порядка осуществления государственного кадастрового учета помещений. При этом в рассматриваемом случае в качестве документа-основания должен предоставляться не технический план спорного жилого помещения, а технический план введенного в эксплуатацию здания многоквартирного дома, отображающий сведения о всех расположенных в нем жилых и нежилых помещениях, а также машино-местах (в случае наличия таковых).
Заинтересованное лицо- Администрация г.о.Самара своего представителя в судебное заседание не направило, извещалось надлежащим образом, о причинах неявки не сообщило, ходатайств и отзыва не представило.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает административный иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд за защитой прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими Федеральными законами.
В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации орган, наделенный государственными или иными публичными полномочиям; и принявший оспариваемые решения, обязан доказать соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, основания для принятия оспариваемого решения и соответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам.
Согласно ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акт: действия (бездействия) органа государственной власти недействительным является одновременно наличие следующих условий - не соответствие нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по исковому заявлению к Администрации <адрес>, было признано право собственности Калачевой Е.И. на жилое помещение - <адрес>, на 8 этаже, площадью 68,7 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
В целях государственной регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в Управление Росреестра по <адрес> с заявлениями вх. № о государственной регистрации права собственности и 63-0-1-116/3301/2019-4648 о государственном кадастровом учете недвижимого имущества. К заявлениям, в том числе, был приложен технический план на оптическом компакт – диске, с файлом размером 6МБ.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ было сообщено о приостановлении регистрационных действий сроком до ДД.ММ.ГГГГ на основании того, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствует требованиям законодательства РФ, так как многоквартирный дом, в котором расположена квартира, не введен в эксплуатацию.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в связи с неустранением административным истцом в установленный срок причин, препятствующих осуществлению кадастрового учета.
В силу статей 14, 15, 18, 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав.
При этом документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества, представляемые для осуществления государственной регистрации, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерация, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Закон о регистрации) одним из этапов проведения государственной регистрации является правовая экспертиза документов, осуществляемая с целью выявления оснований, препятствующих проведению государственной регистрации. При этом при наличии сомнении подлинности представленных документов или достоверности содержащихся в них сведений государственный регистратор прав обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведении с целью подтверждения подлинности
документов, достоверности указанных в них сведений.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения правовой экспертизы государственным регистратором установлено, что решением Ленинского районного суда <адрес> за Калачевой Е.И. было признано право собственности на жилое помещение общей площадью 68,70 кв.м., расположенное на 8 этаже по адресу: <адрес>. При этом согласно мотивировочной части представленного судебного решения многоквартирный дом, в котром находится спорное жилое помещение, не сдан в эксплуатацию, т.е. является объектом незавершенного строительства.
Из ч 7 ст. 1 ст.8 Закона о регистрации следует, что государственный кадастровые учет помещений осуществляется путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, позволяющих определить его в качестве индивидуально- определенной вещи, при этом, к таким сведениям законом отнесен, в том числе кадастровый номер здания или сооружения, в котором расположено помещение ( пункт 2, подп.8 п.4).
По смыслу ч.1 ст.24 Закона о регистрации технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Из указанных норм следует, что проведение кадастрового учета объекта недвижимости осуществляется в отношении здания, сооружения, помещения, машино- места объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, либо в отношении части здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса.
В соответствии с п.43 Требований к подготовке технического плана, составу содержащихся в нем сведений, а также форме декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, составу содержащихся в ней сведений, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N953, в разделе технического плана "Характеристики объекта недвижимости" указывается кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, если объектом недвижимости является
помещение.
Указанные требования являются императивными и подлежат исполнению без каких-либо исключений.
Технический план, представленный истцом для осуществления кадастрового учета в разделе «Характеристики помещения» содержит информацию о его расположении в объекте недвижимости с кадастровым номером 63:01:0510003:541, который по сведениям кадастра недвижимости является объектом незавершенного строительства.
Представленное на регистрацию решение суда о признании права общей совместной собственности на квартиру не исключает необходимость соблюдения требований закона, предъявляемых к порядку осуществления кадастрового учета помещения, поскольку в силу закона основанием для внесения в кадастр недвижимости сведений о характеристиках объекта недвижимости является технический план.
В соответствии с пунктом части 2 статьи 14 Закона о регистрации основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственно: регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
Вместе с тем, наличие судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в ЕГРН, не освобождает лицо от представления иных документов, не являющихся правоустанавливающими, которые необходимы для внесения записи в ЕГРН согласно Закону о регистрации ( абзац 5 пункта 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).
В силу положений Закона о регистрации и Требований, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №, в кадастре недвижимости могут быть учтены помещения, расположенные в здании или сооружении, то есть в объекте, завершенном строительством.
Возможность постановки на учет помещений, расположенных в объекте, незавершенном строительством, до завершения строительства и ввода в эксплуатацию здания (сооружения), в котором оно расположено, вышеуказанными Требованиями, а также Законом о регистрации не предусмотрена.
Административный истец в административном иске обращает внимание на выписку из ЕГРН № от 02.04.2019г., в которой отсутствуют сведения о том, что объект недвижимости с кадастровым номером 63:01:0510003:541 является объектом незавершенного строительства. Согласно данной выписке кадастровый № присвоен объекту недвижимого имущества – зданию (многоквартирному дому). Данная информация в ЕГРН с 12.06.2018г.
Согласно ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом подлежит вводу в эксплуатацию, что подтверждается соответствующим документом - разрешением на ввод объекта в эксплуатацию.
Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за истцом признано право на квартиру в объекте незавершенном строительством ввиду отсутствия разрешения на ввод в эксплуатацию.
Таким образом, осуществить постановку на кадастровый учет квартиры по указанному выше адресу и зарегистрировать право собственности на объект возможно только после ввода жилого дома в эксплуатацию.
Обоснованность позиции органа регистрации прав подтверждается как позицией Министерства экономического развития Российской Федерации (письма от ДД.ММ.ГГГГ №и-4305, от ДД.ММ.ГГГГ №ОГ-<адрес>), Росреестра (письма от ДД.ММ.ГГГГ №-исх/14818-ГЕ/14, от ДД.ММ.ГГГГ №-исх/15652-ГЕ/15) и ФГБУ «ФКП Росреестра» (письма от ДД.ММ.ГГГГ №-КЛ, от ДД.ММ.ГГГГ №-КЛ), так и позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в определениях от ДД.ММ.ГГГГ №-ЭС14-2019 и от ДД.ММ.ГГГГ №-ЭС16-3099 (4,5).
С учетом указанных обстоятельств у административного ответчика имелись основания для принятия решения о приостановлении государственной регистрации, а затем об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права.
Принятие решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в данном случае не свидетельствует об уклонении государственного регистратора от совершения регистрационных действий.
Поскольку в течение установленного приостановлением срока необходимые для выполнения заявленного регистрационного действия причины, повлекшие принятие решения о приостановлении, заявителем не были устранены, то государственным регистратором было принято правомерное решение об отказе в государственной регистрации (Уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от 18.07.2019г. по заявлениям №, 63/001/303/2019-1341).
В соответствии с п. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) соответствует нормативным правовым актам и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Суд приходит к выводу о том, что Уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права №, 63/001/303/2019-1341 от ДД.ММ.ГГГГ вынесено в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения административного иска Калачевой Е.И..
На основании изложенного, и в соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Калачевой Е.И. о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - квартиру, расположенную по адресу: <адрес> отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Самарский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья /подпись/ М.А. Наточеева
Копия верна
судья