Дело № 2-100 (2-109)/2015 г.
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
02 марта 2015 года г. Кемь РК
Кемский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Гонтарь Л.В.,
при секретаре Старцевой В.В.,
с участием помощника прокурора Макеевой Ю.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам прокурора Кемского района в интересах Мартыновой В.А., Кузьмы О.Г. к МБОУ "СОШ № 3" о взыскании задолженности по заработной плате,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кемского района Республики Карелия обратился в Кемский городской суд с исками в интересах Мартыновой В.А., Кузьмы О.Г. к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» (МБОУ «СОШ № 3») по тем основаниям, что в ходе проверки установлено, что заработная плата истцам выплачивается с нарушением требований ст. 133 Трудового кодекса РФ. Заработная плата истцов без учета районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районе Крайнего Севера за фактически отработанное время за сентябрь-ноябрь 2014 года составила менее установленного минимального размера оплаты труда. Просит взыскать с МБОУ «СОШ № 3» в пользу Мартыновой В.А., Кузьмы О.Г. задолженность по заработной плате за вышеуказанный период.
В судебном заседании помощник прокурора Макеева Ю.Н. поддержала исковые требования.
Истцы Мартынова В.А., Кузьма О.Г. в судебном заседании поддержали исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» Назарова М.Г. не признала иск, пояснив, что доведение заработной платы до уровня МРОТ находится в компетенции Республики Карелия и Администрации Кемского муниципального района. Самостоятельное повышение фонда оплаты труда невозможно.
Представители третьих лиц МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования» Кемского муниципального района и Администрации Кемского муниципального района не явились, уведомлены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного заседания не просили.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Суд, заслушав прокурора, истцов, представителя ответчика, изучив материалы дела, считает иски подлежащими удовлетворению.
Установлено, что Мартынова В.А. на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ работает у ответчика с ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>. Трудовым договором определены районный коэффициент в размере <данные изъяты>, северная надбавка <данные изъяты>, компенсационная выплата за вредные условия труда – <данные изъяты>. Дополнительным соглашением к трудовому договору ДД.ММ.ГГГГ установлен оклад <данные изъяты>. Согласно расчетным листкам истца её начисленная заработная плата составила: <данные изъяты>
Кузьма О.Г. на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ работает у ответчика с ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>. Трудовым договором определены: <данные изъяты>., районный коэффициент в размере <данные изъяты> северная надбавка <данные изъяты>, стимулирующая надбавка. Согласно расчетным листкам истца её начисленная заработная плата составила: <данные изъяты>
Истцы осуществляют свою трудовую деятельность в МБОУ "СОШ № 3", учредителем которого и собственником имущества учреждения в соответствии с Уставом учреждения является муниципальное образование «Кемский муниципальный район», функции и полномочия учредителя и собственника имущества учреждения осуществляются администрацией Кемского муниципального района. Учреждение является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевые счета. Учреждение может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (<данные изъяты>).
В соответствии с подпунктами 1-4 пункта 4.1 Устава источниками финансового обеспечения и формирования имущества Учреждения являются: субсидии из бюджета Кемского муниципального района на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание услуг (выполнение работ), а также субсидии на иные цели; имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления; доходы, получаемые от приносящей доход деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество; иные не запрещенные законодательством РФ источники.
В соответствии с пунктом 5.3 Устава непосредственное управление деятельностью Учреждения осуществляет директор Учреждения, который в числе иных прав, действует от имени учреждения, осуществляет прием на работу и увольнение, заключает трудовые договоры, утверждает структуру, штатное расписание, графики работы, утверждает положение об оплате и стимулировании труда работников, устанавливает заработную плату работников учреждения, а также компенсационные и стимулирующие выплаты, распоряжается в установленном законодательством порядке имуществом Учреждения.
Директором МБОУ «СОШ № 3» Назаровой М.Г. ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об оплате труда МБОУ "СОШ № 3", из которого следует, что система оплаты труда работников устанавливается с учетом, в том числе, государственных гарантий оплаты труда, перечней видов выплат компенсационного и стимулирующего характеров, утверждаемых администрацией Кемского муниципального района. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившему норму труда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Размер оклада работнику Учреждения устанавливается директором Учреждения, исходя из рекомендуемых Учредителем средних окладов. Фонд оплаты труда работников учреждения формируется на календарный год, исходя из объема лимитов бюджетных обязательств бюджета Кемского муниципального района и средств, поступающих от приносящей доход деятельности (разделы 1,2, пункт 4.3 Положения). В соответствии с Приложением № 1 к Положению <данные изъяты> установлен должностной оклад в размере <данные изъяты>.
В силу ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 21 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно положений ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера и системы премирования. При этом, как следует из содержания статьи 129 ТК РФ, тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность.
В соответствии со статьей 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
В Республике Карелия до ДД.ММ.ГГГГ действовало Соглашение о минимальной заработной плате в Республике Карелия, заключенное между Правительством Республики Карелия, Объединением организаций профсоюзов в Республике Карелия и Союзом промышленников и предпринимателей (работодателей) Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым месячная заработная плата работника, работающего на территории Республики Карелия и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует Соглашение, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в Республики Карелия при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности). В Республике Карелия для работников государственных и муниципальных учреждений Республики Карелия: по северной части Республики Карелия (Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский районы, г. Костомукша) была установлена минимальная заработная плата в размере - <данные изъяты>. Трехсторонним Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, которое действует с ДД.ММ.ГГГГ, установлена минимальная заработная плата для указанных категорий работников в размере <данные изъяты>.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона от 02.12.2013 № 336-ФЗ) с 01.01.2014 в Российской Федерации минимальный размер оплаты труда установлен в сумме <данные изъяты>.
В соответствии со статьей 146 Трудового кодекса Российской Федерации в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 315 TК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Из анализа приведенных норм права и положений статей 315-317 ТК РФ следует, что минимальный размер оплаты труда истца не может быть меньше установленного федеральным законодательством МРОТ равного <данные изъяты> плюс районный коэффициент - 40 % и надбавка за работу в районах крайнего севера – 80%, то есть не менее: <данные изъяты>
На основании изложенного, с учетом приведенных норм права, установленных судом обстоятельств о том, что размер начисленной и выплаченной истцам заработной платы без учета районного коэффициента (40%) и процентной надбавки (80%) был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на всей территории Российской Федерации, заявленные требования о взыскании заработной платы подлежат удовлетворению. Расчеты сумм невыплаченной заработной платы, заявленные прокурором, ответчиком не оспариваются, проверены судом, и принимается к взысканию. На основании изложенного суд удовлетворяет заявленные требования, и взыскивает с ответчика в пользу истцов задолженность по заработной плате.
В соответствии со статьей 211 ГПК РФ решение суда в части взыскания заработной платы подлежит немедленному исполнению.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ и ст. 103 ГПК РФ с МБОУ «СОШ № 3» подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета Кемского муниципального района, от уплаты которой прокурор был освобожден при подаче иска в суд, в размере <данные изъяты>. по требованиям имущественного характера о взыскании заработной платы.
Руководствуясь ст.ст. 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Кемского района удовлетворить.
Взыскать с МБОУ "СОШ № 3" в пользу Мартыновой В.А. заработную плату за сентябрь-ноябрь 2014 года в сумме <данные изъяты>.
Взыскать с МБОУ "СОШ № 3" в пользу Кузьма О.Г. заработную плату за сентябрь-ноябрь 2014 года в сумме <данные изъяты>.
Взыскать с МБОУ "СОШ № 3" государственную пошлину в доход бюджета Кемского муниципального района в сумме <данные изъяты>.
Решение суда в части взыскания заработной платы подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: Л.В. Гонтарь
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Л.В.Гонтарь