Дело № 2-115/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт.Каа-Хем 04 февраля 2015 года
Кызылский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Кужугет Р.Ш.,
при секретаре Ооржак Ч.О.,
с участием старшего помощника Кызылского межрайонного прокурора Монгуша Х.Ч.,
истца Сарыг-оол С.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сарыг-оол С.О. к Монгуш Ш.В. о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда.
УСТАНОВИЛ:
Сарыг-оол С.О. обратилась в суд с иском к Монгуш Ш.В. о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда. указывая, о том, что вступившим в законную силу от ДД.ММ.ГГГГ приговором Кызылского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № ответчик признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ. Она, Сарыг-оол С.О. обращалась в суд с вопросом о возмещении материального и морального ущерба. Её брат ФИО1 скончался от рук убийцы Монгуш Ш.В. ДД.ММ.ГГГГ. Её брат действительно являлся для них источником существования (кормильцем). Без него её дети осиротели, они в настоящее время бедствуют. Живут только на детское пособие. Она не может трудоустроиться, так как у неё 4 детей и очень нуждается в материальной поддержке. На похоронах брата она она истратила некоторую сумму денег, согласно приложенным чекам. Моральный вред оценивает в <данные изъяты>. Просит взыскать с Монгуша Ш.В. материальный ущерб в сумме <данные изъяты>, а также моральный вред в размере <данные изъяты>.
В судебном заседании истец Сарыг-оол С.О. полностью поддержала заявленные требования и пояснила, что ФИО1 был её единственным родной братом, их только двое. Отцы у них разные, но мать одна. Брат помогал ее детям, так как отца у её детей тоже нет, он обеспечивал их. Она с детьми сидит, живут только на пособие, старший сын учится в 1 классе, второй в садик ходит и есть еще близнецы грудные. Моральный вред в связи со смертью брата просит взыскать, а материальный вред подтверждается чеками. Просит полностью удовлетворить её требования. Похороны брата состоялись ДД.ММ.ГГГГ.
Прокурор Монгуш Х.Ч. в суде поддержал требования истца, и просил материальный вред взыскать в соответствии с предоставленными чеками и квитанциями, а моральный вред с учетом принципов разумности и справедливости, так как ответчик приговором суда признан виновным в совершении преступления.
Ответчик Монгуш Ш.В. на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в настоящее время отбывает наказание, в связи с чем, дело рассмотрено без участия ответчика Монгуш Ш.В. извещенного о месте и времени судебного заседания, в соответствии ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав истца, а также изучив материалы гражданского дела, заключение прокурора, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании ч.1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с п. 4 ст. 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Судом установлено, что приговором суда от ДД.ММ.ГГГГ Монгуш Ш.В. признан виновным в причинении смерти ФИО1 и осужден по ч. 1 ст. 105 УК РФ к 10 годам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Также приговором установлено, что умерший ФИО1 является родным братом потерпевшая Сарыг-оол С.О.
Приговор вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Сарыг-оол С.О. признана потерпевшей по вышеуказанному уголовному делу и является родной сестрой умершему в соответствии с действующим законодательством имеет право на возмещение причиненного ей преступлением ущерба.
При наличии указанных обстоятельств, учитывая, что приговором суда установлена причинно-следственная связь между действиями ответчика и причиненным ущербом истцу, размер материального вреда, причиненного истцу ответчиком, подтвержден приобщенными к материалам дела квитанциями, чеками, в связи с чем суд считает заявленную сумму материального вреда подлежащей взысканию с ответчика частично.
Сумма материального ущерба, подлежащего взысканию с ответчика, составляет <данные изъяты> 67 копейка, так как она подтверждена квитанциями и кассовыми чеками.
Поскольку похороны состоялись ДД.ММ.ГГГГ, суд исключает расходы на бензин в размере <данные изъяты> 81 копеек и продукты в размере <данные изъяты> 38 копеек затраченные на бензин и продукты после ДД.ММ.ГГГГ, а также расходы на лекарства и сигареты.
В процессе рассмотрения дела доказательств возмещения в части данного материального ущерба ответчиком суду не представлено.
Кроме того, истцом заявлены требования о компенсации морального вреда на сумму <данные изъяты>.
Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно п.2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 №10 (ред. от 06.02.2007) «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно частям 1, 2 ст.1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Факт умышленного причинения смерти ФИО1, подтверждается приговором Кызылского районного суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Монгуш Ш.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.105 УК Российской Федерации и по этой статье назначено наказание в виде 10 лет лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима.
Поскольку вина ответчика Монгуш Ш.В. в совершении преступления, квалифицированного по ч.1 ст.105 УК Российской Федерации, установлена вступившим в законную силу приговором, то в соответствии с ч.4 ст.61 ГПК Российской Федерации приговор Кызылского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ имеет для суда преюдициальную силу.
Таким образом, требования истца Сарыг-оол С.О. о возмещении морального вреда суд считает законным и обоснованным, так как этот вред действительно имел место.
Между тем, с учетом требований разумности и справедливости, степени перенесенных истцом нравственных и физических страданий, связанных с потерей близкого человека, родного брата, с учетом обстоятельств дела, суд считает сумму, заявленную истцом к взысканию в качестве компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>, завышенной.
С учетом фактических обстоятельств данного дела, при которых был причинен моральный вред, требований разумности и справедливости, с учетом степени физических и нравственных страданий Сарыг-оол С.О., и материального положения ответчика, суд полагает необходимым удовлетворить требования Сарыг-оол С.О. о компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>.
На основании ст.103 ГПК Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> в пользу местного бюджета Администрации муниципального района «Кызылского кожууна» Республики Тыва, от уплаты которой истец на основании п.п.4 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации был освобождена.
Руководствуясь ст. 194, 198, 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Сарыг-оол С.О. к Монгуш Ш.В. о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда, причиненного преступлением, удовлетворить частично.
Взыскать с Монгуш Ш.В. в пользу Сарыг-оол С.О. <данные изъяты> 67 копеек в счет возмещения причиненного преступлением материального ущерба.
Взыскать с Монгуш Ш.В. в пользу Сарыг-оол С.О. <данные изъяты> в счет компенсации морального вреда.
Взыскать с Монгуш Ш.В. государственную пошлину в размере <данные изъяты> в пользу местного бюджета Администрации муниципального района «Кызылского кожууна» Республики Тыва.
В остальной части исковых требований Сарыг-оол С.О. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме, которое изготовлено 09 февраля 2015 года.
Председательствующий: подпись Кужугет Р.Ш.
Копия верна, судья Кужугет Р.Ш.