Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1651/2020 ~ М-1509/2020 от 11.09.2020

Дело 2-1651/2020

УИД: 26RS0017-01-2020-003581-91

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 декабря 2020 года                                                                           г. Кисловодск

Кисловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Безруковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Посуховой П.,

с участием: помощника прокурора <адрес> Самойленко Е.В.,

представителя ответчика Гаджаевой А.И., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в интересах Боташева З.Ю.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Администрации <адрес> Шафорост О.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора Управления Россельхознадзора <адрес> Панагасовой Л.П., действующего на основании доверенности                         от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Боташеву Зауру Юсуповичу, Мугуеву Давуду Гаджимагомедовичу о запрете использовать земельные участки для складирования (накопления), а также размещения отходов различных классов,-

установил:

Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Боташеву Зауру Юсуповичу, Мугуеву Давуду Гаджимагомедовичу о запрете использовать земельные участки для складирования (накопления), а также размещения отходов различных классов.

Реализуя предоставленные законом полномочия, прокурор обращается в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку деятельность Боташева З.Ю. по использованию земельных участков для размещения несанкционированной свалки отходов, нарушает права неопределенного круга лиц, какими являются лица, постоянно или временно проживающие на территории Предгорного муниципального района на благоприятную окружающую среду, факторы которой не должны оказывать вредного воздействия на человека, что гарантировано ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», оказывает негативное воздействие на почвы и, в целом, окружающую среду, а также угрожает причинением вреда в дальнейшем, в связи с чем, применение такой меры, как запрет деятельности, обусловлено характером допущенных нарушений и соразмерно степени нарушенного права.

В обоснование исковых требований истец указал, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании обращения начальника Управления имущественных отношений и муниципального контроля администрации <адрес> проведена проверка исполнения требований земельного, природоохранного законодательства, законодательства об отходах.

ДД.ММ.ГГГГ Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой с участием специалистов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, регионального отделения Общероссийского народного фронта, экологической ассоциации «Чистый регион», проведено выездное обследование территории земельных участков с кадастровыми номерами:

- площадью <данные изъяты> категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, картофельно животноводческого направления, принадлежащего на праве собственности Мугуеву Д.Г., переданного в аренду Боташеву З.Ю., в соответствии с договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ, который зарегистрирован в установленном порядке;

    , площадью <данные изъяты> категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, картофельно животноводческого направления, принадлежащего на праве собственности Мугуеву Д.Г., переданного в аренду Боташеву З.Ю., в соответствии с договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ, который зарегистрирован в установленном порядке.

В соответствии с п.п. 1.1, 4.2 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Мугуемым Д.Г. и Боташевым З.Ю., вышеназванные земельные участки переданы Боташеву З.Ю. для сельскохозяйственной деятельности, арендатор Боташев З.Ю. обязан использовать земельный участок в соответствии с целями и условиями его предоставления.

Установлено, что на указанных земельных участках Боташевым З.Ю. устроена несанкционированная свалка отходов различного морфологического состава (в основном, бытовые и строительные отходы), размещенных в виде многочисленных навалов, высотой от <данные изъяты>

Площадь загрязнения составляет: на участке ориентировочно около 0,7 га, на участке ориентировочно около 2,5 га.

В нарушение требований ст.ст. 13, 42, 96 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89- ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 16 Федерального закона от 23.02.1995 «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», п. 13 постановления Правительства РФ от 07.12.1996 года № 1425 «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения», Боташев З.Ю. в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время использует земельные участки с кадастровыми номерами с нарушением видов разрешенного использования, для складирования (накопления), а также размещения (хранения, сроком более 11 месяцев, и захоронения) отходов различных классов опасности.

Действия Боташева З.Ю. по использованию вышеназванных земельных участков для размещения несанкционированной свалки отходов, оказывают негативное воздействие на почвы и, в целом, окружающую среду, могут привести к ухудшению экологического состояния на территории особо охраняемого эколого - курортного региона <адрес>, и, как следствие, влекут нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированных ст. 42 Конституции Российской Федерации.

В своем исковом заявлении Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор просит суд:

-запретить Боташеву Зауру Юсуповичу, Мугуеву Давуду                              Гаджимагомедовичу, иным лицам использовать земельные участки с кадастровыми номерами для складирования (накопления), а также размещения (хранения, сроком более 11 месяцев, и захоронения) отходов различных классов опасности;

-обязать Боташева Заура Юсуповича, Мугуева Давуда Гаджимагомедовича солидарно в срок не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки отходов на земельных участках с кадастровыми номерами

-обязать Боташева Заура Юсуповича, Мугуева Давуда Гаджимагомедовича солидарно в срок не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести рекультивацию земельных участков с кадастровыми номерами за счет собственных средств;

-в случае неисполнения Боташевым З.Ю., Мугуевым Д.Г. решения суда о ликвидации несанкционированной свалки отходов и рекультивации земельных участков с кадастровыми номерами предоставить администрации <адрес> право ликвидации несанкционированной свалки отходов и рекультивации земельных участков с кадастровыми номерами за счет бюджетных средств с правом их последующего взыскания с ответчиков;

-в случае неисполнения в установленные судом сроки Боташевым З.Ю. Мугуевым Д.Г. решения суда о ликвидации несанкционированной свалки отходов и рекультивации земельных участков с кадастровыми номерами в соответствии со ст. 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации возложить на Боташева З.Ю. обязанность внесения денежной суммы (судебной неустойки) за каждый день неисполнения решения суда, с учетом установления прогрессивной шкалы, а именно за первые <данные изъяты> просрочки <данные изъяты>, исходя из расчета <данные изъяты>, за вторые <данные изъяты> просрочки <данные изъяты>, исходя из расчета <данные изъяты> и так далее, то есть с увеличением каждые <данные изъяты> стоимости одного календарного дня просрочки на <данные изъяты>

-возложить уплату судебной неустойки ответчиком в бюджет администрации <адрес>

Лица, участвующие в деле извещены о времени и месте судебного разбирательства.

В соответствии с требованием ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Согласно п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Право на участие лиц, участвующих в рассмотрении гражданского дела в судебном разбирательстве не нарушено, поскольку они извещены о времени и месте судебного разбирательства, о чем свидетельствуют имеющиеся в деле извещения.

В соответствии с требованием ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в рассмотрении гражданского дела.

В судебном заседании помощник Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуры Самойленко Е.В. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Гаджаева А.И., действующего в интересах ответчика Боташева З.Ю. исковые требования не признала и просила суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требованиях по основаниям, изложенным в возражениях. В судебном заседании показала, что истец не доказал обоснованность заявленных исковых требований.

Представитель Администрации <адрес> Шафорост О.В. в судебном заседании исковые требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить. В судебном заседании просила суд не предоставлять администрации <адрес> право ликвидации несанкционированной свалки отходов и рекультивации земельных участков с кадастровыми номерами за счет бюджетных средств, с правом их последующего взыскания с ответчиков. Данные обстоятельства мотивировала, тем, что взыскать с ответчиков денежные средства в бюджет администрации <адрес> будет затруднительно, устранить нарушения действующего законодательства обязаны ответчики.

Представитель Управления Россельхознадзора <адрес> Панагасова Л.П. в судебном заседании исковые требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении гражданского дела, изучив материалы гражданского дела, исследовав представленные письменные доказательства и оценив эти доказательства с учетом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности, как в отдельности, так и в совокупности, а установленные судом обстоятельства, с учетом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с правилами ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

В силу статей 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд, в силу статьи 67 ГПК РФ, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на полном, всестороннем, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело общественное значение.

В соответствии с требованием ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела по спорам, возникающим из экологических правоотношений. В соответствии со ст. 24 ГПК РФ рассмотрение данного гражданского дела подведомственно и подсудно районному суду, поскольку не относится к экономическим спорам и другим делам, связанным с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, основанием для обращения в суд являются выявленные нарушения в сфере экологических правоотношений.

Судом достоверно установлено, что Баташев З.Ю., снят с учета в налоговом органе, в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 85).

В соответствии с требованием ст. 28 ГПК РФ иск предъявлен в суд по месту жительства одного из ответчиков.

Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В силу ст. 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Требованием ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации              (далее ЗК РФ), земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно п.п. 3, 4, 5 ст. 8 ФЗ № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся сведения, в том числе, о категории земель, к которой отнесен земельный участок, вид или виды разрешенного использования земельного участка.

Таким образом, собственник земельного участка обязан использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7ФЗ), который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 4 Закона № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, среди прочего, земли, недра, почвы.

Статьей 51 Закона № 7-ФЗ и статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999             № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52 - ФЗ) предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Положениями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89 - ФЗ) установлены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.

Согласно общим требованиям, установленным ст. 1 Закона № 89-ФЗ объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

В соответствии с ст. 12 Закона № 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером используется на праве аренды Боташевым З.Ю., по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Мугуевым Д.Г. и             Боташевым З.Ю. Дата регистрации: ДД.ММ.ГГГГ. Номер регистрации: Срок аренды установлен до ДД.ММ.ГГГГ

Из выписки Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что земельный участок с кадастровым номером используется на праве аренды Боташевым З.Ю., по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Мугуевым Д.Г. и Боташевым З.Ю. Дата регистрации: ДД.ММ.ГГГГ Номер регистрации: ДД.ММ.ГГГГ Срок аренды установлен до ДД.ММ.ГГГГ

Согласно п. 1.1 указанного договора земельный участок с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование земельного участка – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства картофельно-животноводческого направления, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит арендодателю на праве собственности на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Право зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <адрес>, о чем в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации Земельный участок с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование земельного участка – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства картофельно-животноводческого направления, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит арендодателю на праве собственности на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Право зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <адрес>, о чем в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации

Пунктом 1.2 указанного договора определено, что земельные участки, указанные в п. 1.1 договора предоставляются арендатору для сельскохозяйственной деятельности.

В соответствии с п. 4.2 вышеназванного договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, арендатор обязан использовать земельные участки в соответствии с целями и условиями его предоставления и надлежащим образом исполнять все условия настоящего договора.

Из материалов дела усматривается, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании обращения начальника Управления имущественных отношений и муниципального контроля администрации <адрес> проведена проверка исполнения требований земельного, природоохранного законодательства, законодательства об отходах.

В ходе выездной комиссионной проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на земельном участке с кадастровым номером площадью <данные изъяты> категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства картофельно-животноводческого направления, а также на земельном участке с кадастровым номером площадью <данные изъяты> категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства картофельно-животноводческого направления размещена несанкционированная свалка отходов различного морфологического состава (в основном, бытовые и строительные отходы), в виде многочисленных навалов, высотой от <данные изъяты> Общий объем и площадь размещенных отходов в ходе визуального осмотра установить не представляется возможным, в связи с большим объемом и рассредоточенностью навалов отходов. Площадь загрязнения составляет: на участке ориентировочно около 0,7 га, на участке ориентировочно около 2,5 га                 (л.д. 20-28).

Вместе с тем, указанные обстоятельства подтверждаются актами проверок от ДД.ММ.ГГГГ и предписанием об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29-35)

Требованиями ст. 12 ЗК РФ установлено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В силу ст. 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в том числе относятся участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации, право принятия и реализации региональных программ в области охраны окружающей среды, контроль в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических, и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ), хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

В судебном заседании установлено, что в случае несанкционированного размещения отходов вред окружающей среде причиняется самим фактом попадания отходов на почву в неотведенном для этого месте (несанкционированном). Деградация почв, в случае несанкционированного складирования отходов, является очевидной и обуславливается негативным воздействием, оказываемым размещенными отходами на компоненты окружающей среды, невозможностью их функционирования в естественном режиме.

Таким образом, в нарушение требований ст.ст. 13, 42, 96 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89- ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 16 Федерального закона от 23.02.1995 «О природных лечебных ресурсах, лечебно — оздоровительных местностях и курортах», п. 13 постановления Правительства РФ от 07.12.1996 года № 1425 «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения», Боташев З.Ю. в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время использует земельные участки с кадастровыми номерами с нарушением видов разрешенного использования, для складирования (накопления), а также размещения (хранения, сроком более 11 месяцев, и захоронения) отходов различных классов опасности.

Действия Боташева З.Ю. по использованию вышеназванных земельных участков для размещения несанкционированной свалки отходов, оказывают негативное воздействие на почвы и, в целом, окружающую среду, могут привести к ухудшению экологического состояния на территории особо охраняемого эколого - курортного региона <адрес>, и, как следствие, влекут нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированных ст. 42 Конституции Российской Федерации.

В силу требований п. 1 ст. 11 Закона № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В качестве основных принципов охраны окружающей среды в ст. 3 Закона            № 7-ФЗ закреплен, в том числе принцип экологической опасности хозяйственной и иной деятельности.

Согласно п. 1 ст. 34 Закона № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В силу требований п. 2 ст. 34 этого же Федерального закона нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий строений, сооружений и иных объектов.

В соответствии со ст. 56 Закона № 7-ФЗ при нарушении природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 24 Закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить, либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.

Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Статьей 1065 ГК РФ закреплено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Согласно положениям ст. 13 ЗК РФ, лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Пунктами 3, 5, 8 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков.

Рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Рекультивация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

В соответствии со ст. 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

Изложенные в возражениях на иск доводы ответчика о том, что истцом не представлены суду доказательства класса опасности отходов, их химический и компонентный состав, не могут быть принять судом во внимание в силу следующих обстоятельств.

Судом установлено, что вид разрешенного использования спорных земельных участков не соответствует их фактическому использованию, земельные участки используются для складирования отходов.

В условиях состязательности процесса, доказательств того, что спорные земельные участки используются по прямому назначению, в соответствии с видом их разрешенного использования, суду не представлено.

С учетом указанных положений действующего законодательства, обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на земельных участках с кадастровыми номерами и рекультивации земельных участков подлежит исполнению Боташевым З.Ю. и Мугуевым Д.Г.

Доводы представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, что исполнить решение суда связанное с предоставлением администрации <адрес> право ликвидации несанкционированной свалки отходов и рекультивации спорных земельных участков за счет бюджетных средств, с правом их последующего взыскания с ответчиков, будет затруднительно, суд признает несостоятельными и не основанными на нормах действующего законодательства.

Суд, дав анализ, оценку доказательствам, в соответствии со ст.ст. 57, 60, 67 ГПК РФ, принимая во внимание все обстоятельства дела, удовлетворяет исковые требования в полном объеме.

В соответствии со ст. 308.3 ГК РФ, в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).

Суд не вправе отказать в присуждении судебной неустойки, в случае удовлетворения иска о понуждении к исполнению обязательства в натуре.

В соответствии с п. 31, 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7, судебная неустойка может быть присуждена только по заявлению истца (взыскателя) как одновременно с вынесением судом решения о понуждении к исполнению обязательства в натуре, так и в последующем при его исполнении в рамках исполнительного производства (часть 4 статьи 1 ГПК РФ). Размер судебной неустойки определяется судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения должником выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ). В результате присуждения судебной неустойки исполнение судебного акта должно оказаться для ответчика явно более выгодным, чем его неисполнение.

В ходе рассмотрения гражданского дела, ответчик ходатайство о снижении размера судебной неустойки не заявил, данным правом не воспользовался и представитель ответчика, при указанных основаниях суд не усматривает законных оснований для снижения размера судебной неустойки.

Согласно ч. 1 ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Суд, с учетом того, что замедление исполнения решения суда может привести к значительному ущербу интересам Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в результате ухудшения экологической обстановки на территории особо охраняемого эколого-курортного региона <адрес>, продолжения угрозы жизни и здоровью человека, растительного, животного мира и окружающей среды, полагает необходимым решение в части запрета                   Боташеву З.Ю. и иным лицам использовать земельные участки с кадастровым номером для складирования (накопления), а также размещения хранения, сроком более 11 месяцев и захоронения отходов различных классов опасности, обратить к немедленному исполнению.

Определением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ судом наложены обеспечительные меры, в виде запрета ответчику и иным лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора, в том числе любые регистрационные действия в отношении спорных земельных участков (л.д. 4-5).

Согласно требованию ст. 144 ГПК РФ при удовлетворении иска принятые меры по его обеспечению сохраняют свое действие до исполнения решения суда.

Учитывая обстоятельства, что исковые требования удовлетворены судом в полном объеме, законные основания для отмены обеспечительных мер у суда отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 144, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Боташеву Зауру Юсуповичу, Мугуеву Давуду Гаджимагомедовичу о запрете использовать земельные участки для складирования (накопления), а также размещения отходов различных классов – удовлетворить.

Запретить Боташеву Зауру Юсуповичу, Мугуеву Давуду                                   Гаджимагомедовичу, иным лицам использовать земельные участки с кадастровыми номерами для складирования (накопления), а также размещения (хранения, сроком более 11 месяцев, и захоронения) отходов различных классов опасности.

Обязать Боташева Заура Юсуповича, Мугуева Давуда Гаджимагомедовича солидарно в срок не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки отходов на земельных участках с кадастровыми номерами

Обязать Боташева Заура Юсуповича, Мугуева Давуда Гаджимагомедовича солидарно в срок не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести рекультивацию земельных участков с кадастровыми номерами за счет собственных средств.

В случае неисполнения Боташевым Зауром Юсуповичем и Мугуевым Давудом Гаджимагомедовичем решения суда о ликвидации несанкционированной свалки отходов и рекультивации земельных участков с кадастровыми номерами предоставить администрации Предгорного муниципального района право ликвидации несанкционированной свалки отходов и рекультивации земельных участков с кадастровыми номерами за счет бюджетных средств с правом их последующего взыскания с ответчиков.

В случае неисполнения в установленные судом сроки Боташевым Зауром Юсуповичем и Мугуевым Давудом Гаджимагомедовичем решения суда о ликвидации несанкционированной свалки отходов и рекультивации земельных участков с кадастровыми номерами в соответствии со ст. 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации возложить на Боташева Заура Юсуповича обязанность внесения в бюджет администрации Предгорного муниципального района денежной суммы (судебной неустойки) за каждый день неисполнения решения суда, с учетом установления прогрессивной школы, а именно за первые 5 дней просрочки <данные изъяты>) рублей, исходя из расчета <данные изъяты>) рублей в день, за вторые 5 дней просрочки <данные изъяты> рублей, исходя из расчета <данные изъяты> рублей в день и так далее, то есть с увеличением каждые 5 календарных дней стоимости одного календарного дня просрочки на <данные изъяты>) рублей.

Возложить уплату судебной неустойки Боташевым Зауром Юсуповичем в бюджет администрации <адрес>

Решение суда в части запрета Боташеву Зауру Юсуповичу, иным лицам использовать земельные участки с кадастровыми номерами , для складирования (накопления), а также размещения (хранения, сроком более 11 месяцев, и захоронения) отходов различных классов опасности, обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Кисловодский городской суд.

Мотивированное решение составлено 28 декабря 2020 года                                           (в соответствии с требованием ст. ст. 107, 108, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судья                                                  подпись                                         Н.Н. Безрукова

2-1651/2020 ~ М-1509/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ставропольский межрайоннеый природоохранный прокурор
Ответчики
ИП Боташев Заур Юсупович
Мугуев Давид Гаджимагомедович
Другие
Управление россельхознадзора по СК и Карачаево-Черкесской Республике
Судебный пристав - исполнитель Ханоян Э.Б.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды СК
Администрация Предгорного района
Администрация Ессентукского сельсовета Предгорного района Ставропольского края
Суд
Кисловодский городской суд Ставропольского края
Судья
Безрукова Наталья Николаевна
Дело на странице суда
kislovodsky--stv.sudrf.ru
11.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.09.2020Передача материалов судье
14.09.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.09.2020Подготовка дела (собеседование)
28.09.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
16.10.2020Предварительное судебное заседание
16.10.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
23.11.2020Предварительное судебное заседание
21.12.2020Судебное заседание
28.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.07.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
16.08.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
20.09.2021Судебное заседание
29.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
24.02.2022Дело оформлено
24.02.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее