Дело № 2-25/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2018 года город Питкяранта
Питкярантский городской суд Республики Карелия в составе:
Председательствующего судьи Пуцыкиной Н.Ю.,
При секретаре Рогальской И.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Питкярантского муниципального района к Государственному казенному учреждению Республики Карелия «Центр занятости населения Питкярантского района» о признании незаконными решений о сохранении среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого месяцев со дня увольнения
УСТАНОВИЛ:
Администрация Питкярантского муниципального района (далее-Администрация) обратилась в суд с заявлением к Государственному казенному учреждению Республики Карелия «Центр занятости населения Питкярантского района» (далее –ГКУ РК «Центр занятости населения Питкярантского района») о признании незаконными и отмене решений о сохранении Маркович Т.П. средней заработной платы за четвертый и пятый месяцы со дня увольнения.
В обоснование заявленных требований указано, что Маркович Т.П. работала в Администрации <данные изъяты> и приказом № от ДД.ММ.ГГГГ была уволена с ДД.ММ.ГГГГ по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (в связи с сокращением численности работников), с ней был своевременно произведен расчет при увольнении, выплачены все причитающиеся денежные суммы, включая выходное пособие, а также последующие выплаты среднего месячного заработка в течение трех месяцев на период трудоустройства.
Решениями ГКУ РК «Центр занятости населения Питкярантского района» от 31.10.2017 № 3030012/1712 и от 01.12.2017 № 3340005/1712 за Маркович Т.П., как обратившейся в орган службы занятости в месячный срок после увольнения и нетрудоустроенной в установленный законом срок, признано право на сохранение за ней средней заработной платы в течение четвертого и пятого месяцев со дня увольнения, соответственно.
Указанные решения истец считает незаконными, ссылаясь на часть 2 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником, в том числе среднего месячного заработка в течение четвертого и пятого месяцев со дня увольнения, должен не только установить наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующих выплат, но и учитывать иные имеющие значение обстоятельства, которые могли быть признаны исключительными в смысле положений части 2 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации.
Администрация Питкярантского муниципального района просит признать незаконными и отменить решения Государственного казенного учреждения Республики Карелия «Центр занятости населения Питкярантского района» № 3030012/1712 от 31 октября 2017 года, № 3340005/1712 от 01 декабря 2017 года о сохранении среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого месяцев МАркович Т.П..
В судебном заседании представитель истца-представитель администрации Питкярантского муниципального района Тооц О.Ф., действует на основании доверенности, исковые требования поддержала по вышеизложенным основаниям. Пояснила, что Маркович Т.П. является получателем пенсионером по старости, однако, данное обстоятельство при принятии решений ГКУ РК «Центр занятости населения Питкярантского района» не учитывалось.
Представитель ответчика - представитель ГКУ РК «Центр занятости населения Питкярантского района» Сидорова О.Н., действует на основании доверенности, иск не признала. Пояснила, что при решении вопроса о сохранении среднего месячного заработка за четвертый и пятый месяцы учитывалось то, что Маркович Н.П. своевременно обратилась в орган службы занятости и не была трудоустроена, после увольнения, иных источников дохода, кроме пенсии, Маркович Т.П. не имеет, что повлияло на снижение ее уровня жизни.
Третье лицо Маркович Т.П. в суде иск не признала. Пояснила, что действительно является получателем пенсии по старости, размер которой составляет около <данные изъяты> рублей, проживает совместно с супругом, который также получает пенсию. Совокупный доход семьи составляет <данные изъяты> рублей в месяц, однако, по ее мнению, наличие пенсии при решении о сохранении среднемесячного заработка принимать во внимание не следует.
Представитель третьего лица- представитель Управления труда и занятости Республики Карелия в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен. В судебном заседании 18.01.2018 исковые требования не признал. Пояснил, что на момент принятия решений о сохранении среднего месячного заработка за соответствующие периоды Маркович Т.П., несмотря на предпринятые ею и Центром занятости меры по поиску работы, не была трудоустроена. В связи с увольнением, она иных доходов, кроме пенсии, не имеет, в связи с чем, ее уровень жизни снизился, что является исключительным обстоятельством.
Суд, изучив материалы дела, заслушав стороны, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 313 Трудового кодекса Российской Федерации государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей (часть 2 названной статьи).
Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации определены статьей 318 Трудового кодекса Российской Федерации.
Так, работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (часть 1 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (часть 2 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации).
Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (часть 3 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из приведенных норм закона следует, что в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения.
Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося уволенного работника.
Таким образом, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено частью 2 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.
По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения.
Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения.
В судебном заседании установлено, что Маркович Т.П. работала в администрации Питкярантского муниципального района в качестве <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ она уволена с ДД.ММ.ГГГГ по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (в связи с сокращением численности работников). При увольнении с Маркович Т.П. был своевременно произведен расчет, выплачены все причитающиеся денежные суммы, включая выходное пособие.
Из личного дела гражданина, ищущего работу, усматривается, что Маркович Т.П. в течение месяца со дня увольнения встала на учет в ГКУ РК «Центр занятости населения Питкярантского района», и не была трудоустроена, в связи с отсутствием подходящей работы.
Решениями ГКУ РК «Центр занятости населения Питкярантского района» от 31.10.2017 № 3030012/1712 и от 01.12.2017 № 3340005/1712 за Маркович Т.П., как обратившейся в орган службы занятости в месячный срок после увольнения и нетрудоустроенной в установленный законом срок, признано право на сохранение за ней средней заработной платы в течение четвертого и пятого месяцев со дня увольнения, соответственно.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Ввиду изложенного к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (часть 2 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации), относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного.
Изучив материалы дела, и проанализировав применимые к настоящему спору нормы права, суд приходит к выводу, что своевременного обращения в орган службы занятости и факта нетрудоустройства недостаточно, это лишь условия, при которых допускается выплата, исключительными обстоятельствами их считать нельзя.
Как установлено судом, Маркович Т.П. является получателем пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, то есть на момент трудоустройства в администрацию Питкярантского муниципального района она уже являлась пенсионером, размер ее пенсии составляет <данные изъяты> руб.. Маркович Т.П. проживает с супругом, который также является получателем пенсии по старости, совокупный доход семьи составляет <данные изъяты> руб., на ее иждивении нетрудоспособных членов семьи не имеется. Данные обстоятельства позволяют суду сделать вывод об отсутствии исключительных обстоятельств.
Доводы представителя ответчика о том, что в части 2 ст. 318 ТК РФ отсутствует перечень исключительных случаев, не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
Таким образом, ответчиком не доказан факт наличия исключительных обстоятельств, позволивших принять органу службы занятости решение о сохранении среднего месячного заработка в отношении Маркович Н.П. за четвертый и пятый месяцы, а, следовательно, обжалуемые решения нельзя признать законными, они подлежат отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования администрации Питкярантского муниципального района удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решения Государственного казенного учреждения Республики Карелия «Центр занятости населения Питкярантского района» № 3030012/1712 от 31 октября 2017 года, № 3340005/1712 от 01 декабря 2017 года о сохранении среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого месяцев МАркович Т.П..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Питкярантский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Ю.Пуцыкина
Мотивированное решение составлено в порядке ст. 199 ГПК РФ 30 января 2018 года.