Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-154/2019 ~ М-128/2019 от 29.04.2019

Дело 2а-154/2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Республика Карелия г. Лахденпохья 28 мая 2019 года

Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Жданкиной И.В., при секретаре Кузьминовой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Лахденпохского муниципального района к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Лахденпохскому району Республики Карелия Ковалеву Евгению Александровичу и Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Карелия об оспаривании постановления и снижении размера исполнительского сбора,

у с т а н о в и л:

Администрация Лахденпохского муниципального района (далее по тексту АЛМР) обратилась в суд с вышеназванным административным иском.

Административный иск предъявлен по тем основаниям, что решением Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 12.11.2018 по гражданскому делу №2-405/2018 на АЛМР возложена обязанность по выполнению в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу ремонтных работ, обеспечивающих на срок до расселения, безопасные и санитарные условия для проживания Ершовой Н.Н. в <адрес> <адрес>, а именно возложена обязанность по проведению обследования несущих конструкций квартиры на предмет выявления недостатков, создающих угрозу жизни и здоровью для проживающих, и устранению выявленных нарушений, в том числе, устранению нарушения целостности: кирпичной кладки дымохода и печной трубы; стен фасада; входного крыльца; входной двери и уличной уборной. 04.03.2019 Отделом судебных приставов по Лахденпохскому району возбуждено исполнительное производство № 4115/19/10007-ИП, предметом исполнения которого является исполнение названного решения суда. До настоящего времени в установленный судом срок решение суда исполнить не представилось возможным, поскольку проведение данных работ требует значительных затрат бюджета ЛМР. В 2018 году АЛМР была предпринята попытка в судебном порядке переселить взыскателя по исполнительному производству в иное жилое помещение, однако Ершова Н.Н. отказалась от предлагаемого жилого помещения, мотивируя это тем, что по состоянию здоровья она не сможет проживать на втором этаже, в связи с чем, судом было отказано в иске. По результатам рабочего совещания по исполнению судебных решений, состоявшегося 23.04.2019, было установлено, что исполнение работ, указанных в решении суда от 12.11.2018, требует значительных финансовых затрат, в связи с чем, будет рассмотрен вопрос о предоставлении Ершовой Н.Н. жилья в маневренном фонде ЛМР. 18.04.2019 судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании с АЛМР исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Административный истец, ссылаясь на положения ч.ч. 1 и 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту Федеральный закон № 229-ФЗ), указал, что в данном случае была предпринята попытка исполнения решения суда, а в случае финансовой возможности АЛМР исполнила бы решение суда. На данный момент просроченная кредиторская задолженность АЛМР составляет 8 392 тыс. рублей, консолидированный долг – 15 780 тыс. рублей. Также АЛМР имеет многочисленные коммерческие и бюджетные кредиты.

На основании изложенного, административный истец просил снизить на ? размер исполнительского сбора, взысканного на основании постановления от 18.04.2019 судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Лахденпохскому району Ковалева Е.А.

В судебном заседании представитель административного истца АЛМР, действующая на основании доверенности Медведева О.В., заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Также дополнила, что в настоящее время денежные средства на исполнение решения суда выделены. После обследования жилого помещения Ершовой Н.Н. и поступления двух коммерческих предложений, 27.05.2019 с ООО «Лахденпохская управляющая компания» заключен договор на выполнение ремонта в жилом помещении Ершовой Н.Н., со сроком выполнения работ до 30.06.2019. Представитель истца полагала, что указанные факты свидетельствуют о возможности снижения исполнительского сбора.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Отдела судебных приставов по Лахденпохскому району Ковалев Е.А., извещенный надлежащим образом, в судебном заседании отсутствовал.

Представитель административного ответчика Управления ФССП России по Республике Карелия, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Старший судебный пристав Отдела судебных приставов по Лахденпохскому району Управления ФССП России по Республике Карелия, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направив письменный отзыв, согласно которому он возражает против удовлетворения исковых требований.

Заинтересованное лицо Ершова Н.Н. в судебном заседании полагала возможным снизить исполнительский сбор, поскольку АЛМР заключила договор на выполнения ремонтных работ в ее квартире.

Заинтересованные лица администрация Элисенваарского сельского поселения, Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и исполнительного производства, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что 12.11.2018 Лахденпохским районным судом Республики Карелия рассмотрено гражданское дело № 2-405/2018 по иску Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дородному надзору, действующего в интересах Ершовой Н.Н., к АЛМР о понуждении к действиям.

Решением суда от 12.11.2018, вступившим в законную силу, исковые требования удовлетворены. На АЛМР возложена обязанность по выполнению в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу ремонтных работ, обеспечивающих на срок до расселения, безопасные и санитарные условия для проживания Ершовой Н.Н. в <адрес> Республики Карелия, а именно возложена обязанность по проведению обследования несущих конструкций квартиры на предмет выявления недостатков, создающих угрозу жизни и здоровью для проживающих, и устранению выявленных нарушений, в том числе, устранению нарушения целостности: кирпичной кладки дымохода и печной трубы; стен фасада; входного крыльца; входной двери и уличной уборной.

04.03.2019 Отделом судебных приставов по Лахденпохскому району возбуждено исполнительное производство № 4115/19/10007-ИП, предметом которого является исполнение вступившего в законную силу решения Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 12.11.2018 по гражданскому делу № 2-405/2018.

Поскольку в срок, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя, требование, содержащееся в исполнительном документе, в добровольном порядке должником не исполнено, постановлением от 18.04.2019 с должника (АЛМР) взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

    Обращаясь с настоящим иском в суд, представитель АЛМР указала на принятие всех возможных мер к исполнению решения суда, в том числе путем заключения договора в целях проведения ремонтных работ в квартире Ершовой Н.Н.

Оценивая доводы и доказательства, представленные административным истцом, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

В силу ст. 4 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительное производство осуществляется на принципах своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

На основании ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Согласно ч. 11 ст. 30 Федерального закона № 229-ФЗ если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.12 ст.30 Федерального закона № 229-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно ч. 1 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ).

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ).

По смыслу указанных норм исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением должником законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.

Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 74, 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Рассматривая заявленные требования, суд исходит из того, возможность снижения исполнительского сбора определяется с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 30.07.2001 № 13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, и его взыскание производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительных причин, установленный размер взыскания исполнительского сбора представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу части 1 статьи 34, частей 1 - 3 статьи 35 и части 3 статьи 35 Конституции РФ недопустимо.

Учитывая указанные выше нормы и изложенную правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, с учетом установленных юридически значимых обстоятельств по делу, суд приходит к выводу о возможности уменьшения для должника АЛМР установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от 18.04.2019 размера исполнительского сбора на 1/4, то есть до 37 500 рублей. При этом, суд не усматривает оснований для полного освобождения должника от уплаты исполнительского сбора, поскольку решение суда до настоящего времени не исполнено, а доказательств, объективно свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в установленные сроки в деле не имеется.

К выводу о возможности снижения исполнительского сбора суд приходит с учетом конкретных принятых должником мер для исполнения решения суда, а также финансового положения АЛМР, имеющей просроченную кредиторскую задолженность в размере 8 392 000 рублей.

Так, суду представлены доказательства, свидетельствующие об обследовании жилого помещения Ершовой Н.Н., установлении объема необходимых ремонтных работ, а также о заключении 27.05.2019 договора на выполнения этих работ. Из представленного договора на выполнение работ следует, что ремонтные работы должны быть проведены в срок до 30.06.2019.

Принятые должником меры суд оценивает как реальное намерение должника АЛМР, направленное на исполнение решения суда в кратчайшие сроки. При таких обстоятельствах суд находит административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,

р е ш и л:

Административный иск удовлетворить.

Снизить на 1/4 размер исполнительского сбора, установленного постановлением и.о. старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по Лахденпохскому району Ковалева Е.А. от 18 апреля 2019 года, установив исполнительский сбор в размере 37 500 (тридцать семь тысяч пятьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья         И.В. Жданкина

Мотивированное решение изготовлено 03.06.2019

2а-154/2019 ~ М-128/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Лахденпохского муниципального района
Ответчики
Отдел судебных приставов по Лахденпохскому району
Судебный пристав-исполнитль ОСП по Лахденпохскому району Ковалев Е.А.
Управление ФССП России по Республике Карелия
Другие
Ершова Н.Н.
Администрация Элисенваарского сельского поселения
Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору
Суд
Лахденпохский районный суд Республики Карелия
Судья
Жданкина И.В.
Дело на странице суда
lahdenpohsky--kar.sudrf.ru
29.04.2019Регистрация административного искового заявления
29.04.2019Передача материалов судье
29.04.2019Решение вопроса о принятии к производству
29.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.05.2019Судебное заседание
08.05.2019Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
28.05.2019Судебное заседание
03.06.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.07.2019Дело оформлено
04.07.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее