Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-495/2014 ~ М-530/2014 от 01.04.2014

Дело № 2-495/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 апреля 2014 года                                  г. Благовещенск

Благовещенский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи     Палатовой Т.В.,

при секретаре             Чигирин О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пензина В.Ф. к администрации Благовещенского района Амурской области, администрации Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области о признании права на предоставление социальной выплаты на цели капитального ремонта, включении в списки граждан-получателей социальной выплаты на цели проведения капитального ремонта жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

Пензин В.Ф. обратился в суд с иском к администрации Благовещенского района Амурской области, администрации Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области о признании права Пензина В.Ф., проживающего в жилом доме по адресу: <адрес>, на предоставление социальной выплаты на цели проведения капитального ремонта жилого дома; включении в списки граждан-получателей социальной выплаты на цели проведения капитального ремонта жилого помещения.

В обоснование иска указал, что в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, межведомственной комиссией было произведено обследование их жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в результате которого было выдано заключение за № 887 от ДД.ММ.ГГГГ, о необходимости проведения капитального ремонта с целью восстановления частично утраченных эксплуатационных характеристик в процессе подтопления жилого помещения в соответствии с установленными требованиями. На заявление Пензина В.Ф. № 888 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении мер поддержки на цели капитального ремонта, предусмотренных гражданам, пострадавшим от наводнения, администрация Благовещенского района Амурской области ДД.ММ.ГГГГ выдала ему письменный отказ № 463 о включении его в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого дома в связи с возникновением у него права собственности на поврежденное жилое помещение после введения режима чрезвычайной ситуации.

Истец Пензин В.Ф. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал, просил суд их удовлетворить, дополнительно пояснил суду, что в <адрес>, он постоянно проживает с марта 2013 года. Данный дом он строил самостоятельно, за счет собственных сил и средств. Дом строился на земельном участке, принадлежащем ФИО13 на праве аренды. ФИО13 впоследствии оформила право собственности на данный дом и подарила его истцам. Фактически ФИО13 никогда не пользовалась данным домом. С целью официального переоформления прав между Пензиным В.Ф. и ФИО13 был оформлен договор купли-продажи, хотя фактически дом был ему подарен. ФИО13 так же обращалась в администрацию Благовещенского района с целью предоставления ей социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, однако ей было отказано в связи с тем, что она не проживала по указанному адресу, а так же имеет иное пригодное для проживания жилье, после чего в администрацию Благовещенского района Амурской области для получения данной социальной выплаты обратился истец, как фактический собственник поврежденного жилого помещения.

Третье лицо ФИО26., действующая в своих интересах, а так же в интересах несовершеннолетнего ФИО30., в судебном заседании поддержала заявленные истцом требования, просила суд их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Благовещенского района Амурской области ФИО31 в судебном заседании возражала против заявленных требований, суду пояснила, что Пензин В.Ф. обратился в администрацию Благовещенского района с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки на цели капитального ремонта, как собственнику пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения. Ввиду того, что Пензин В.Ф. стал собственником поврежденного жилого помещения после возникновения режима чрезвычайной ситуации, а так же учитывая основания приобретения Пензиным В.Ф. права собственности – договор купли продажи, заключенный после введения режима чрезвычайной ситуации, администрация законно и обоснованно отказала ему в предоставлении мер социальной поддержки на цели капитального ремонта жилого помещения.

Ответчик администрация Усть-Ивановского сельсовета, третьи лица – министерство строительства и архитектуры Амурской области, министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, о месте и времени судебного заседания были уведомлены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав истца, представителя ответчика, третье лицо, заслушав показания свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 3 Закона Амурской области от 28 октября 2013 года 257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта» право на социальную выплату на капитальный ремонт имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации (далее – поврежденное жилье, поврежденные жилые помещения), являющиеся собственниками поврежденного жилья и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этом поврежденном жилье на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания (далее – пострадавшие граждане, граждане).

Члены семьи, совместно проживавшие с собственником поврежденного жилого помещения, определяются в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В случае, если собственник жилого помещения не проживал на день объявления режима чрезвычайной ситуации в поврежденном жилом помещении, то члены его семьи, проживавшие в указанном жилом помещении, определяются в соответствии со статьей 2 Семейного кодекса Российской Федерации.

Социальная выплата на капитальный ремонт предоставляется однократно и в отношении одного жилого помещения.

В соответствии со ст. 5 указанного Закона Амурской области социальная выплата на капитальный ремонт предоставляется пострадавшим гражданам на основании их заявления. К заявлению прилагаются следующие документы (либо их нотариально заверенные копии):

1) документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи, проживавших в поврежденном жилом помещении;

2) правоустанавливающие документы на поврежденное жилье, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

3) решение суда об установлении факта постоянного проживания заявителя в поврежденном жилом помещении на день объявления режима чрезвычайной ситуации (в случае отсутствия регистрации по месту жительства в поврежденном жилом помещении);

4) документы, подтверждающие родство заявителя с собственником поврежденного жилья.

Граждане, имеющие право на социальную выплату на капитальный ремонт в соответствии с частью 1 статьи 3 настоящего Закона, включаются в список граждан, жилые помещения которых повреждены.

Статьей 6 названного Закона государственными полномочиями по предоставлению социальной выплаты на капитальный ремонт (далее - государственные полномочия) наделяются органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, территории которых подверглись чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области (далее - органы местного самоуправления).

Согласно ст. 7 Закона Амурской области от 28 октября 2013 года 257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе – сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта» Органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий имеют право:

1) получать в исполнительном органе государственной власти области в сфере строительства и архитектуры (далее - уполномоченный орган) консультативную и методическую помощь;

2) дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования;

3) принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления государственных полномочий.

Органы местного самоуправления при исполнении государственных полномочий обязаны:

1) осуществлять государственные полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами области;

2) в целях реализации государственных полномочий, в том числе для установления факта отсутствия у граждан иных жилых помещений, пригодных для проживания, направлять межведомственные запросы в органы, располагающие необходимой информацией;

3) обеспечивать целевое и эффективное использование финансовых средств и материальных ресурсов, предоставленных на осуществление государственных полномочий;

4) представлять уполномоченному органу отчеты о ходе осуществления государственных полномочий и расходовании финансовых средств и материальных ресурсов, полученных на эти цели, документы и иную информацию, связанную с осуществлением государственных полномочий;

5) исполнять предписания по устранению нарушений, допущенных должностными лицами органов местного самоуправления в ходе осуществления государственных полномочий;

6) в случае прекращения осуществления государственных полномочий возвратить а областной бюджет неиспользованные финансовые средства, а также материальные ресурсы.

Аналогичные нормы содержатся в Правилах по предоставлению гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Благовещенского района, мер поддержки на цели капитального ремонта, утвержденных Постановлением Администрации Благовещенского района от 15 ноября 2013 года № 2256 (Далее по тексту – Правила).

Согласно пунктам 1-7 раздела V Правил для получения социальной выплаты гражданин – собственник поврежденного жилого помещения либо член его семьи из числа лиц, указанных в пункте 1 раздела III настоящих Правил (далее - заявитель), подает в администрацию Благовещенского района письменное заявление о предоставлении социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения по форме, указанной в приложении к настоящим Правилам.

Совместно с заявлением представляются следующие документы (либо их нотариально заверенные копии): документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи, проживавших в поврежденном жилом помещении; правоустанавливающие документы на поврежденное жилье, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; решение суда об установлении факта постоянного проживания заявителя в поврежденном жилом помещении на день объявления режима чрезвычайной ситуации (в случае отсутствия регистрации по месту жительства в поврежденном жилом помещении); документы, подтверждающие родство заявителя с собственником поврежденного жилья.

Дополнительно, в зависимости от волеизъявления лица, претендующего на получение социальной выплаты, к документам, прилагаемым к заявлению, указанному в п. 1 раздела V Правил, могут быть приложены документы, подтверждающие открытие лицом, обратившимся с соответствующим заявлением, банковского счета в кредитном учреждении.

Сотрудник администрации Благовещенского района, в обязанности которого входит принятие заявления и документов от граждан, претендующих на получение социальной выплаты, в случае представления гражданами подлинных документов снимает с них копии и удостоверяет подлинность копий представленных гражданином документов.

Принятые заявления и документы регистрируются в журнале регистрации обращений граждан в день их поступления.

Администрация Благовещенского района в течение 3 рабочих дней со дня регистрации заявления и документов запрашивает в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а в случае отсутствия у администрации Благовещенского района доступа к единой системе межведомственного электронного взаимодействия - на бумажном носителе с соблюдением норм законодательства Российской Федерации о защите персональных данных необходимую информацию от соответствующих государственных, муниципальных и иных учреждений (в том числе направляет запрос о наличии в собственности заявителя и членов его семьи жилых помещений в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии).

В случае обнаружения в документах разночтений (фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса), недостоверных сведений или недостающих сведений администрация Благовещенского района в течение 3 рабочих дней информирует граждан о выявленных недостатках и необходимости их устранения.

Администрация Благовещенского района в течение 10 рабочих дней со дня получения информации, необходимой для рассмотрения заявления граждан о предоставлении социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, организует заседание комиссии по включению граждан в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.

По итогам заседания комиссия принимает решение о включении граждан в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения (отказе о включении граждан в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения).

Решение комиссии об отказе во включении граждан в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения должно содержать причину отказа.

В случае принятия комиссией решения об отказе во включении граждан в списки на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения гражданину в течение 3 рабочих дней со дня принятия комиссией решения об отказе направляется мотивированный ответ.

Из анализа приведенных норм следует, что предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения носит именно социальный характер, имеет своей целью оказание помощи наименее незащищенным социальным слоям населения, в частности, лицам, чьи жилые помещения пострадали, однако, в силу отсутствия иного пригодного для проживания жилого помещения у собственника и членов его семьи, данные лица вынуждены проживать в данных жилых помещениях, требующих капитального ремонта. Социальная выплата на цели проведения капитального ремонта предоставляется лицам, являющимся собственниками поврежденных в результате чрезвычайной ситуации жилых помещений на момент возникновения чрезвычайной ситуации (либо членам их семьи), постоянно проживавшим в данном жилом помещении на момент возникновения чрезвычайной ситуации.

В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов.

    Статьей 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» даны четкие определения места пребывания и места жительства гражданина. Так, место пребывания – гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.

    Место жительства – жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    Из анализа приведенной нормы следует, что критерий постоянного проживания для целей предоставления социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации может включать в себя следующие аспекты: наличие оснований, предусмотренных законом, для проживания в жилом помещении; длительность проживания в данном жилом помещении; ведение хозяйства по указанному адресу; посещение образовательных, медицинских, иных социальных учреждений, обслуживающих данную территорию и иные, заслуживающие внимания аспекты.

Как установлено судом, Пензин В.Ф. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <номер> от ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № 28-00-4001/5001/2014-3231.

Основанием возникновения права собственности Пензина В.Ф. на данное жилое помещение послужил договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный им с ФИО13, которая, в свою очередь, стала собственником данного жилого дома ДД.ММ.ГГГГ на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № 27, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ, справкой Управления Росреестра по Амурской области о содержании правоустанавливающих документов от ДД.ММ.ГГГГ № 01/020/2014-33.

Согласно копии паспорта на имя Пензина В.Ф. он зарегистрирован по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ, ранее был зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Вместе с тем, из справки администрации Усть-Ивановского сельсовета без даты и номера следует, что Пензин В.Ф. проживает без регистрации по адресу: <адрес>, с мая 2013 года, имея следующий состав семьи: ФИО26., ФИО30 В справке администрации Усть-Ивановского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указано, что Пензин В.Ф. зарегистрирован по адресу: <адрес>, совместно с ним по данном адресу постоянно зарегистрированы ФИО26., ФИО30

Судом установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> был затоплен в результате чрезвычайной ситуации – наводнения в августе 2013 года и требует проведения капитального ремонта, что подтверждается актом обследования помещения № 887 от ДД.ММ.ГГГГ, актом обследования жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из материалов, предоставленных администрацией Благовещенского района Амурской области, ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Благовещенского района Амурской области обратилась ФИО13 с заявлением о предоставлении ей и постоянно проживающим с ней ФИО34., ФИО35 социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Представив акт обследования помещения межведомственной комиссии № 887 от ДД.ММ.ГГГГ и заключение межведомственной комиссии от № 887 от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ администрацией Благовещенского района отказано ФИО13 в предоставлении социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения в связи с наличием иного жилья, пригодного для проживания.

После чего, ДД.ММ.ГГГГ между ФИО13 и Пензиным В.Ф. заключен договор купли-продажи указанного жилого помещения.

ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о предоставлении социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в администрацию Благовещенского района Амурской области обратился уже Пензин В.Ф., которому администрацией Благовещенского района Амурской области было отказано в предоставлении социальной выплаты в связи с тем, что он не являлся собственником поврежденного жилого помещения на момент введения режима чрезвычайной ситуации.

В ходе судебного разбирательства так же были допрошены свидетели ФИО36 и ФИО13, которые подтвердили, что Пензин В.Ф. проживает по адресу: <адрес>.

Вместе с тем, тот факт, что Пензин В.Ф. на момент объявления режима чрезвычайной ситуации являлся фактическим собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, не нашел своего подтверждения в суде ни исследованными письменными доказательствами, ни показаниями свидетелей.

При этом суд учитывает тот факт, что свидетель ФИО13 давала спутанные показания, говоря о том, что действительно дом она Пензину В.Ф. подарила, однако был заключен договор купли-продажи с целью уйти от уплаты налога. Вместе с тем, на вопрос суда относительно передачи денег за дом, указала, что цена договора купли-продажи составляла 990 000 рублей, данные денежные средства были переданы ей Пензиным, сразу же отказалась от данных показаний относительно передачи денег, указав, что деньги не передавались. Как следствие, суд относится критически к показаниям данного свидетеля.

Второй свидетель Теслюк Е.Л. относительно фактического владения Пензиным В.Ф. спорным жилым домом ничего не поясняла, указывая лишь на тот факт, что Пензин В.Ф. проживал в данном жилом доме с мая 2013 года.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено достаточно доказательств тому, что он на момент чрезвычайной ситуации являлся фактическим собственником (владельцем) жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Представленные истцом доказательства противоречат исследованным материалам дела, в частности, не согласуются с тем фактом, что ФИО13 изначально претендовала на социальную выплату на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения в качестве собственника данного жилого дома. Пензин В.Ф. обратился за социальной выплатой только после того, как Фотеевой был дан отказ и дом приобретен им по сделке.

Исключительно тот факт, что Пензин В.Ф. проживал в данном жилом помещении с семьей на момент возникновения чрезвычайной ситуации не влечет возникновения у Пензина В.Ф. права на социальную выплату поврежденного жилого помещения, как у собственника жилого помещения либо члена семьи собственника.

Представленный истцом акт приемки-передачи выполненных работ по остеклению дома по заказу ФИО26 так же не свидетельствует о правах Пензина В.Ф. либо ФИО38 на данный жилой дом и, как следствие, на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.

В силу изложенного суд считает требования истца не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Пензина В.Ф. к администрации Благовещенского района Амурской области, администрации Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области о признании права на предоставление социальной выплаты на цели капитального ремонта, включении в списки граждан-получателей социальной выплаты на цели проведения капитального ремонта жилого помещения – отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд Амурской области в течение месяца со дня вынесения решения.

Председательствующий:

2-495/2014 ~ М-530/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Пензин Виталий Федорович
Ответчики
Адм-я Благовещенского района
Адм-я Усть-Ивановского сельсовета
Другие
Министерство строительства и архитектуры Амурской области
Министерство финансов Амурской области
Суд
Благовещенский районный суд Амурской области
Судья
Палатова Татьяна Валерьевна
Дело на странице суда
blag-rs--amr.sudrf.ru
01.04.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.04.2014Передача материалов судье
04.04.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.04.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.04.2014Судебное заседание
29.04.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.06.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее