2-2013/2012
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Пермь 26 октября 2012 г.
Индустриальный районный суд г. Перми в составе:
федерального судьи Реутских П. С.,
при секретаре Четиной С. В.,
с участием представителя истца СНТ «Городские сады» - Дзыгарь Я. Г., действующей на основании полномочий руководителя юридического лица,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «Автотрейд-Нагорный» – Ратнера С. Р., действующего на основании доверенности от 04.06.2012 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Садового некоммерческого товарищества «Городские сады» к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Автотрейд-Нагорный», об утверждении и выдаче схемы расположения земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился с иском в Индустриальный районный суд г. Перми к ответчику о предоставлении земельного участка, общей площадью 10829 кв.м. западнее административного здания, расположенного по адресу: <данные изъяты>, с учетом уточнения исковых требований, указав в его обоснование, что ответчиком отказано в выборе указанных земельных участков для размещения СНТ «Городские сады». Мотивом отказа послужила невозможность предоставления земельных участков для садоводства в границах населенного пункта, поскольку земельные участки для садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляется гражданам и их объединениям из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся за границами населенных пунктов. Истец полагает, что земельные участки могут быть предоставлены не только из земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, отсутствует отрицательное заключение функциональных и территориальных органов по поводу невозможность предоставления земель.
В последующем истец уточнил исковые требования, просит обязать ответчика утвердить и выдать схему расположения указанных земельных участков, в связи с тем, что земельные участки запрашиваются истцом для целей, не связанных со строительством.
Представитель истца в судебном заседании настаивает на заявленных требованиях, поддерживает доводы, изложенные в иске.
Ответчик извещен о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в суд представителем направлено ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебном заседании возражает против удовлетворения заявленных требований на основании доводов, указанных в объяснении.
Заслушав объяснения представителя истца, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, исследовав доказательства по делу, суд приходит к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Судом установлено, что СНТ «Городские сады» обратилось в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлениями о выборе земельных участков и предварительном согласовании места размещения СНТ «Городские сады», в том числе: <данные изъяты>.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в выборе испрашиваемых земельных участков в связи с тем, что предоставление земельных участков возможно из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных за границами населенных пунктов из фонда перераспределения земель (л.д. 75-76).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 09.06.2012 г. данный отказ признан незаконным. На Департамент земельных отношений администрации г. Перми возложена обязанность в двух недельный срок с момента вступления решения в законную силу повторно рассмотреть заявление СНТ «Городские сады» о выборе земельного участка для размещения садоводческого некоммерческого товарищества «Городские сады» в соответствии с порядком, установленным статьями 31, 81 Земельного кодекса РФ и нормами Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». В данной части решение Арбитражного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения определением Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 3 ст. 61 ГПК РФ при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.
Указанными постановлениями установлено, что испрашиваемые земельные участки расположены в зоне Р-3 - зоне коллективных садово-, садово-огородных и дачных участков. Данная зона выделена для обеспечения правовых условий формирования территорий, используемых в целях удовлетворения потребностей населения в выращивании фруктов, овощей, ягод, декоративных растений и отдыхам. К основным видам разрешенного использования зоны Р-3 относятся садовые дома, дачные дома, летние сооружения, сады, огороды, зеленые насаждения. Вместе с тем, отклонен довод о фактическом рассмотрении заявлений СНТ «Городские сады» о выборе земельных участков Департаментом земельных отношений и возникновении у последнего обязанности выдать акты выбора земельных участков, поскольку заявления СНТ «Городские сады» в установленном порядке не рассмотрены. При отказе в оформлении актов выбора заключения функциональных и территориальных органов ответчиком не учитывались и с учетом указанных заключений решение об оформлении акта выбора либо об отказе в выборе земельного участка ответчиком принято не было. Переписка сторон не соответствует требованиям Регламента взаимодействия департамента земельных отношений администрации города Перми с функциональными и территориальными органами администрации города Перми при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов, утвержденного Постановлением Администрации г. Перми от 12.11.2009 N 857.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации, комплексно регулирует Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предусмотрено, что обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) предусмотрено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и указанным Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 31 ЗК РФ, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с ч. 5 ст. 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Таким образом, действующее законодательство связывает возможность получения утвержденной схемы расположения каждого земельного участка только после принятия решения об оформлении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в результате рассмотрения соответствующего заявления заинтересованного лица.
Как было указано выше, и установлено вступившим в законную силу решением арбитражного суда, указанные заявление СНТ «Городские сады» в установленном порядке не рассмотрены, результаты выбора земельного участка актом о выборе земельного участка для строительства не оформлены.
При таких обстоятельствах основания для возложения на ответчика обязанности утвердить и выдать схемы расположения земельных участков отсутствуют.
Указание истца на возможность предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, поскольку земельные участки запрашиваются для размещения СНТ, необоснованно.
Статья 34 ЗК РФ устанавливает порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с ч. 1 указанной статьи органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 № 260 утвержден Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми (далее - Порядок).
В соответствии с п. 1.8.1, 1.8.2 Порядка земельные участки для целей, не связанных со строительством, могут предоставляться для: размещения автостоянок открытого типа, открытого складирования (в частности, черных и цветных металлов, стройматериалов, пиломатериалов, грунта и т.д.), организации мест отдыха, благоустройства территории, прилегающей к ранее предоставленному под объекты недвижимости земельному участку, увеличения ранее предоставленного под объекты недвижимости земельного участка до максимальных размеров, установленных правовыми актами города Перми, иных целей, не связанных со строительством, а также для размещения металлических гаражей в соответствии с градостроительными регламентами.
В соответствии с ч. 2 ст. 81 ЗК РФ, ст.ст. 1, 8 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке. На земельных участках, предоставленных под садоводство, огородничество, дачное хозяйство предусмотрена возможность возведения объектов капитального строительства - жилых строений и жилых домов.
Из проекта организации и застройки территории СНТ «Городские сады» (л.д. 40, 47) следует, что истец на спорных земельных участках планирует вести строительство, что также вытекает из названия проекта «организации и застройки территории СНТ «Городские сады»». Запрашивание земельных участков для размещения СНТ об обратном не свидетельствует.
Таким образом, предоставление земельных участков для садоводства должно вестись в порядке статей 31 и 32 Земельного кодекса РФ, через процедуру предварительного согласования места размещения объекта.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Садового некоммерческого товарищества «Городские сады» к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми об утверждении и выдаче схемы расположения земельных участков – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Федеральный судья: П. С. Реутских