№ 2а-207/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Боровичи Новгородской области 06 февраля 2019 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе:
судьи Кудрявцевой Е.М.,
при секретаре Партанской Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Антоновой Ирины Михайловны, Носкова Вячеслава Васильевича, Бранковской Ольги Валерьевны, Аверьяновой Ольги Анатольевны, Аверьяновой Алены Витальевны, Алексеевой Марии Васильевны, Ануфриева Артема Викторовича, Ануфриевой Ирины Алексеевны, Ильиной Ольги Николаевны к Администрации Боровичского муниципального района и межведомственной комиссии при Администрации Боровичского муниципального района о признании незаконным заключения межведомственной комиссии Администрации Боровичского муниципального района, постановления Администрации Боровичского муниципального района, обязании организовать повторное обследование многоквартирного жилого дома,
установил:
Антонова И.М., Носков В.В., Бранковская О.В., Аверьянова О.А., Аверьянова А.В., Алексеева М.В., Ануфриев А.В., Ануфриева И.А., Ильина О.Н. обратились в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование указав, что на основании договора социального найма и на праве собственности им принадлежат жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>. В соответствии с решением общего собрания жильцов дома, они обратились в межведомственную комиссию при Администрации Боровичского муниципального района Новгородской области с целью признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Заключением от 21 февраля 2017 года № 625 комиссия отказала в признании дома аварийным. Решением Боровичского районного суда Новгородской области от 25 мая 2017 года, с учетом дополнительного решения и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вышеуказанное заключение было признано незаконным, межведомственная комиссия была обязана в месячный срок провести оценку соответствия жилых помещений и жилого дома предъявляемым требованиям.
Заключением от 10 апреля 2018 года за № 705 межведомственной комиссии при Администрации Боровичского муниципального района и вынесенным на основании данного заключения постановлением Администрации Боровичского района от 24.04.2018 года № 1344, с учетом изменений, внесенных постановлением Администрации Боровичского района от 28.06.2018 года № 2116, принято решение об отсутствии оснований в признании многоквартирного дома по адресу: <адрес> <адрес> аварийным, подлежащим сносу или реконструкции. Заключениями межведомственной комиссии при Администрации Боровичского муниципального района за №№ 708, 709,710,713,715,716,717 от 10 апреля 2018 года и вынесенным на основании данных заключений постановлением Администрации Боровичского района Новгородской области от 24.04. 2018 года № 1345, с учетом изменений, внесенных постановлением Администрации Боровичского района Новгородской области от 19.06.2018 года № 2012, отказано в признании жилых помещений истцов непригодными для проживания.
При проведении обследования межведомственной комиссии, и при вынесении соответствующего постановления, не были учтены заключения специализированной организации, а также результаты визуального обследования сотрудников комиссии, указавших на выявленные несоответствия жилого дома установленным требованиям. Так, в заключении №2611/16 от 26 ноября 2016 года «Бюро независимой оценки и экспертизы», установлено, что жилые помещения и многоквартирный дом не отвечают предъявляемым требованиям санитарно-эпидемиологическим, комфорта и безопасности, существуют угрозы безопасного проживания граждан. Общий физический износ многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> на 26.11.2016 года составляет 82,1%. Ухудшение технического состояния жилого кирпичного дома в целом и жилых помещений в связи с его физическим износом в процессе эксплуатации и значительной степени биологического повреждения элементов деревянных конструкций, основных конструктивных элементов, привели к снижению до недопустимого уровня надёжности, прочности, устойчивости строительных конструкций, и эксплуатационных характеристик. Многоквартирный дом является аварийным и подлежит расселению. В заключении указано, что существует высокая вероятность обрушения конструкций дома ( полов, штукатурки), прорыва из трубопровода системы центрального отопления, обрушения полов первого этажа, опирающихся на водопроводные трубы централизованного холодного водоснабжения. Проживание в доме при использовании газового оборудования в отсутствие тяги вентканалов, при отсутствии приточной вентиляции для проветривания и поступлении свежего воздуха, представляет опасность для жизни и здоровья граждан, наряду с обнаруженной плесенью в квартирах, распространение которой может привести к различным заболеваниям граждан. Эксплуатация газового оборудования должна быть прекращена до восстановления работоспособности вентиляционных каналов. Жители из аварийного дома должны быть расселены.
При этом, самой межведомственной комиссией какой-либо инструментальный контроль, лабораторные испытания, специальные исследования не проводились, эксперты проектно-изыскательных и специализированных организаций к обследованию дома не привлекались.
Вывод межведомственной комиссии о необходимости проведения капитального ремонта дома, его инженерного оборудования, фасада, фундамента и крыши опровергается заключением № 2611/16 от 26 ноября 2016 года «Бюро независимой оценки и экспертизы», где говорится о том, что «реконструкция либо капитальный ремонт жилого дома не целесообразны ввиду значительности затрат на его восстановление, соизмеримых со строительством нового жилого дома».
Следует обратить внимание на особое мнение члена межведомственной комиссии А.А. Муромцева, полагавшего необходимым признать данный дом аварийным.
Кроме этого, из окончательного текста постановления Администрации Боровичского муниципального района, исключено даже указание на необходимость капитального ремонта как жилого дома, так и указанных жилых помещений, что противоречит вынесенным заключениям межведомственной комиссии.
Ссылаясь на положения постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», просят признать незаконными заключения межведомственной комиссии при Администрации Боровичского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за №,708,709,710,713,715,716,718, и вынесенные на их основании постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, с учетом изменений, внесенных постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, и постановление от ДД.ММ.ГГГГ №, с учетом изменений, внесенных постановлением <адрес> от 19.06. 2018 года №, а выводы межведомственной комиссии о проведении капитального ремонта указанного жилого помещения необоснованными; обязать межведомственную комиссию при Администрации Боровичского муниципального района <адрес> произвести оценку соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, рассмотрев вопрос о признании (непризнании) жилого дома по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а жилых помещений по адресу: <адрес>, комнаты 3,4 в <адрес>, комната 2 в <адрес>, комнаты 1,2 в <адрес>, комн.3,4 в <адрес>, комнаты 1,2 в <адрес>- на предмет соответствия предъявляемым законодательством требованиям в течение тридцати дней с момента вступления в законную силу решения суда.
Административные истцы Антонова И.М., Носков В.В., Бранковская О.В., Аверьянова О.А., Аверьянова А.В., Алексеева М.В., Ануфриев А.В., Ануфриева И.А., Ильина О.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административных истцов Гетманов С.В. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика-Администрации Боровичского муниципального района Макарова И.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, в обоснование указав, что оценка соответствия жилого дома по адресу: <адрес> выполнена членами межведомственной комиссии путем визуального обследования с учетом заключения ЗАО «УМ - 282». Проведя техническое обследование жилого дома, выполнив анализ данных, полученных в ходе обследования, специалисты ЗАО «УМ-282» определили общий износ жилого дома равным 52%. Межведомственная комиссия пришла к выводу, что данный жилой дом требует капитального ремонта. Выводы комиссии были изложены в постановлении от 24 апреля 2018 года № 1344. 30 мая 2018 года заявителям и их представителю были направлены материалы межведомственной комиссии. Данное постановление в судебном порядке не обжаловалось в установленные законом сроки. Постановлением № 2116 от 28 июня 2018 года постановление от 24 апреля 2018 № 1344 приведено в соответствие с положениями Постановления Правительства № 47 от 28.01.2006 г., и изложено в следующей редакции: «принять решение об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Администрацией муниципального района также направлялось уведомление от 02 июля 2018 года № 1227 представителю собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного дома, а также само постановление Администрации Боровичского муниципального района № 2116 от 28 июня 2018 года.
Представитель второго административного ответчика - межведомственной комиссии при Администрации Боровичского муниципального района в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
В соответствии с ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением, в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административный ответчик, заявляя о пропуске истцами срока обращения с иском, каких-либо сведений о своевременном получении копий оспариваемых заключений межведомственной комиссии и постановлений Администрации Боровичского муниципального района не представил, из материалов дела следует, что истцы получили материалы 15 ноября 2018 г. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что граждане обратились с настоящим иском с соблюдением установленного срока.
Суд, выслушав представителей административных истцов и ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами.Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 утверждено «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения). В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Согласно пункта 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно- эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
В силу п.33 Положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан.
Как следует из материалов дела, 10 апреля 2018 года межведомственной комиссией Администрации Боровичского муниципального района проведена оценка соответствия многоквартирного дома по адресу: <адрес> и жилых помещений в указанном доме: комнат № в <адрес>, комнаты № в <адрес>, комнат № в <адрес>, комнат № в <адрес>, комнат № в <адрес>, требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Заявляя требования о признании незаконным заключения межведомственной комиссии ( акт № 705) и постановления № 1344, административные истцы ссылаются на проведение обследования многоквартирного дома только путем визуального осмотра, что не соответствует действительности. Как следует из акта обследования, решение о признании дома подлежащим капитальному ремонту было принято комиссией с учетом заключения ЗАО «Управление механизации № 282», из которого следует, что техническое состояние основных обследуемых конструкций жилого дома оценивается как ограниченно работоспособное-категория технического состояния конструкций, при которой имеются дефекты и повреждения, приведшие к некоторому снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения и функционирование конструкции возможно при контроле ее состояния, продолжительности и условий эксплуатации.
Таким образом, выводы комиссии изложены в акте и основаны на заключении специалистов, которые, руководствуясь действующим законодательством, выполнили техническое освидетельствование строительных конструкций жилого дома, составили дефектные ведомости, разработали рекомендации по устранению выявленных дефектов, оценили пригодность конструкций к дальнейшей эксплуатации.
По результатам обследования Администрацией муниципального района вынесено постановление № 1344 от 24 апреля 2018 г. о признании многоквартирного дома подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик дома в соответствие с установленными требованиями.
Согласно п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, по результатам работы межведомственная комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
-о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
-о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
-об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Иные формулировки решений по итогам обследований многоквартирных домов законом не предусмотрены. Внеся изменения в постановление № 1344 постановлением № 2116 от 28.06.2018 г., Администрация Боровичского муниципального района привела его в соответствие с вышеуказанным Положением, что не препятствует производству капитального ремонта многоквартирного дома.
Из представленного административным ответчиком Перечня многоквартирных домов на территории <адрес>, подлежащих капитальному ремонту, следует, что <адрес> включен в региональную программу со сроками выполнения ремонта фасада в 2020-2022 г., ремонта крыши в 2023-2025 г., ремонта системы холодного водоснабжения с установкой прибора учета холодной воды в 2029-2031 г.г. и т.д.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что административный иск о признании незаконными заключения межведомственной комиссии № 705 от 10.04.2018 г. и постановления Администрации Боровичского муниципального района № 1344 с внесенными изменениями удовлетворению не подлежит.
В тоже время, суд соглашается с доводами административных истцов о наличии оснований для признания незаконными заключений межведомственной комиссии, выполненных на основании актов № 708,709,710,713,715,716,718, которыми жилые помещения: комнаты № в <адрес>, комната № в <адрес>, комнаты № в <адрес>, комнаты № в <адрес>, комнаты № в <адрес>, признаны пригодными для проживания с проведением капитального ремонта.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению № 1 п. 44 Положения.
При обследовании вышеуказанных жилых помещений какое-либо оборудование членами комиссии не использовалось, специальные замеры не проводились, отчет ЗАО «УМ № 282», на который ссылается комиссия в заключениях, не содержит сведений об осмотре жилых помещений с приведением выводов о их состоянии. Акты обследования жилых помещений нельзя признать соответствующими форме, установленной Приложением № 2 к Положению. Резолютивная часть заключения не соответствует форме, содержащейся в Приложении № 1 к Положению, поскольку не содержит обоснования принятого решения.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что процедура оценки жилых помещений, оспариваемые заключения межведомственной комиссии не соответствуют приведенным выше требованиям Положения, что влечет отмену постановления Администрации Боровичского муниципального района № 1345 от 24.04.2018 года (с изменениями, внесенными постановлением № 2012 от 19.06. 2018 года). Исковые требования административных истцов в этой части следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 173-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░– ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 10 ░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░ №№ 708,709,710,713,715,716,718, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 1345 ░░ 24.04.2018 ░░░░ (░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ № 2012 ░░ 19.06. 2018 ░░░░)
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░░░ <░░░░░> ░ <░░░░░>, ░░░░░░░ <░░░░░> ░ <░░░░░>, ░░░░░░ <░░░░░> ░ <░░░░░>, ░░░░░░ <░░░░░> ░ <░░░░░>, ░░░░░░ <░░░░░> ░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 10 ░░░░░░ 2018 ░░░░ № 705, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 1344 ░░ 24.04.2018 ░░░░ ( ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ № 2116 ░░ 28.06.2018 ░░░░),-░░░░░░░░
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░: ░.░.░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11 ░░░░░░░ 2019 ░░░░