Дело № 2а-1371/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ульяновск 07 апреля 2021 года
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Фролова В.В.,
при секретаре Юсуповой О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства здравоохранения Ульяновской области к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области Ровенской Надежде Валериевне, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л :
Министерство здравоохранения Ульяновской области обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области Ровенской Н.В. (судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Ровенской Н.В.), Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области (УФССП России по Ульяновской области) об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП УФССП России по Ульяновской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей 00 копеек, в связи с неисполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, вынесенного на основании вступившего в законную силу решения суда. Данное постановление считает вынесенным без учета норм действующего законодательства и обстоятельств дела. Министерство здравоохранения Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти и все денежные средства, находящиеся в его распоряжении, имеют целевой характер и используются в соответствии с утвержденной «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области» на 2019-2020 годы. Министерство здравоохранения Ульяновской области не является организацией, которая самостоятельно, за счет внутренних резервов, может исполнить указанное решение суда. Более того, данное решение Министерством здравоохранения Ульяновской области исполняется, принимаются все меры по надлежащему исполнению решения суда, от исполнения которого сторона административного истца не уклоняется. Просят освободить от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец – Министерство здравоохранения Ульяновской области, в лице представителя, в судебном заседании не присутствовал, судом извещался о времени и месте судебного заседания.
Административные ответчики – судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области – Ровенская Н.В., УФССП России по Ульяновской области, в лице представителя, в судебном заседании не присутствовали, судом извещались о времени и месте судебного разбирательства.
Привлеченный судом в качестве заинтересованного лица – Калинин И.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска. При этом не оспаривал, что обязательство возникшее на основании вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ решение суда исполнено в полном объеме.
Суд находит возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав заинтересованное лицо, изучив материалы административного дела, материалы дела №, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (ч.1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещёнными законом способами (ч.2).
Согласно ст.ст.14, 62 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации (КАС РФ) административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В статье 1 КАС РФ приведен перечень категорий дел, которые суды общей юрисдикции рассматривают в порядке, предусмотренном настоящим кодексом. Согласно данной статье по правилам административного судопроизводства рассмотрению и разрешению подлежат не только административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (часть 2), но также и другие административные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, которые по своей природе являются административными делами (часть 3).
В силу ч.11 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (Закон «Об исполнительном производстве»), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.1 ст.105 Закон «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Статьей 112 Закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Судом установлено, что решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ на Министерство здравоохранения Ульяновской области возложена обязанность обеспечить Калинина И.И. лекарственными средствами и медицинскими изделиями по следующим рецептам: от ДД.ММ.ГГГГ на «<данные изъяты>» в объеме 10 мг № в количестве 1 единицы; от ДД.ММ.ГГГГ на «<данные изъяты>» в объеме 40 мг № в количестве 2 единиц; от ДД.ММ.ГГГГ на «<данные изъяты>» в объеме 10 мг № в количестве 2 единиц; от ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты>» в объеме 40 мг № в количестве 2 единиц; от ДД.ММ.ГГГГ на «Atorvastatinum» в объеме 40 мг № в количестве 1 единицы; от ДД.ММ.ГГГГ на «Lisinoprilum» в объеме 10 мг № в количестве 2 единиц; от ДД.ММ.ГГГГ на «<данные изъяты>» в объеме 40 мг № в количестве 2 единиц; от ДД.ММ.ГГГГ на иглы одноразовые для шприц-ручки 30G-31G 8 мм в количестве 0,2; от ДД.ММ.ГГГГ на «<данные изъяты> объеме 10 мг № в количестве 2 единиц; от ДД.ММ.ГГГГ на «<данные изъяты>» в объеме 50 мг № в количестве 1 единицы; от ДД.ММ.ГГГГ на «<данные изъяты>» в объеме 40 мг № в количестве 2 единиц; от ДД.ММ.ГГГГ на «Lisinoprilum» в объеме 10 мг № в количестве 2 единиц; от ДД.ММ.ГГГГ на «<данные изъяты>» в объеме 50 мг № в количестве 1 единицы; от ДД.ММ.ГГГГ на иглы одноразовые для шприц-ручки 30G-31G 8 мм № в количестве 0,2. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
На основании исполнительного листа, выданного Ленинским районным судом г. Ульяновска по вышеуказанному решению суда в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника – административного истца.
Из п.п.2,3 постановления о возбуждении исполнительного производства от 25.12.2019 года следует, что должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления, а также разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.
В связи с неисполнением указанного постановления ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом исполнителем было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника по исполнительному производству в размере 50 000 рублей 00 копеек.
Оценив представленные доказательства, суд считает требование административного истца об освобождении от исполнительского сбора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из Постановления Правительства Ульяновской области №25/565-П от 16.11.2018 года «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» указанное министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области (п.1.1), финансовое обеспечение которого осуществляется за счет средств областного бюджета Ульяновской области (п.1.7).
Денежные средства, находящиеся в распоряжении Министерства здравоохранения Ульяновской области, имеют целевой характер и используются в соответствии с утвержденной «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области» на 2019-2020 годы. Тем самым Министерство здравоохранения Ульяновской области не является организацией, которая самостоятельно, за счет внутренних резервов, может исполнить решение суда. Как следует из материалов дела, возможность исполнения решение суда поставлена в зависимость от государственного финансирования. Данное учреждение является казенным учреждением и не имеет денежных средств на внутренних резервах. Учитывая временные затраты на целевое финансирование, единовременное исполнение решения суда для должника в рамках исполнительного производства затруднительно.
Вместе с тем, согласно материалам дела стороной должника по исполнительному производству предпринимались действия по исполнению вступившего в законную силу судебного акта. Сведений об уклонении должником по исполнительному производству от исполнения данного обязательства материалы дела не содержат. Указанные обстоятельства согласуются с материалами исполнительного производства. Более того, в настоящее время исполнительное производство окончено в связи с фактическим исполнением.
На основании вышеизложенного, а также с учетом предоставленного в постановлении судебного пристава-исполнителя срока для добровольного исполнения обязательства должником по исполнительному производству, суд приходит к выводу, что у Министерства здравоохранения Ульяновской области отсутствовала реальная возможность исполнения решения суда к моменту истечения указанного срока, и исполнение исполнительного документа было невозможно вследствие обстоятельств, которые, с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.
По мнению суда, не всякое неисполнение должником в установленный для добровольного исполнения срок, требования исполнительного документа, дает основание для взыскания с него исполнительского сбора, так как, для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
При рассмотрении данного дела суд считает, что в действиях должника – Министерства здравоохранения Ульяновской области отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона «Об исполнительном производстве», являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
Приходя к таким выводам суд учитывает, что должник в рамках исполнительного производства не уклоняется от исполнения возложенного на него обязательства, а исполнение вступившего в законную силу решения суда в настоящее время совершено.
Исследовав в совокупности представленные доказательства, с учетом приведенных выше норм и обстоятельств дела, суд приходит к выводу об освобождении административного истца от исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст.123 Конституции Российской Федерации) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.
Руководствуясь ст.ст.176-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
административные исковые требования Министерства здравоохранения Ульяновской области к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области Ровенской Надежде Валериевне, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить Министерство здравоохранения Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ в размере 50 000 рублей 00 копеек по исполнительному производству №-ИП.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: В.В. Фролов