№ 2- 6499/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 августа 2016 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Максимовой Л.А.,
при секретаре Шиманчик К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пестрякова Д.В. к Государственном комитету по управлению государственным имуществом и организации закупок о признании отказа незаконным и понуждении совершить действия,
У С Т А Н О В И Л:
Иск предъявлен по тем основаниям, что истец обратился в Государственный комитет по управлению государственным имуществом и организации закупок в порядке ст.ст. 39.28, 39.29 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) за перераспределением земельного участка с кадастровым номером № находящегося в собственности истца, и земельного участка (в части <данные изъяты> кв.м.) с кадастровым номером №, с приложением схемы расположения земельного участка, с целью приобретения прав на перераспределяемый земельный участок. Перераспределяемые земельные участка находятся в юго-западной части кадастрового квартала № в районе <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, зона Жи – зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами. В утверждении схемы земельного участка ответчик отказал, согласия на перераспределение земельных участков не дал, о чем направлен ответ с отказом № от ДД.ММ.ГГГГ., где сообщается о невозможности использования земельного участка с кадастровым номером № с одним из разрешенных видов использования, то есть в качестве самостоятельного, без нарушения ст.11.9 Земельного кодекса РФ. Истец считает отказ незаконным, не соответствующему действующему законодательству. Просит признать незаконным отказ Государственного комитета по управлению государственным имуществом и организации закупок утвердить схему расположения земельного участка по заявлению Пестрякова Д.В. Обязать Государственный комитет по управлению государственным имуществом и организации закупок в установленном Земельным кодексом РФ порядке утвердить схему расположения земельного участка и направить это решение с приложением указанной схемы Пестрякову Д.В. в месячный срок.
Определением суда в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена администрация Петрозаводского городского округа.
В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом. Его представитель исковые требования поддержали в полном объем по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика Государственного комитета по управлению государственным имуществом и организации закупок с иском была не согласна, поддержала отзыв на иск, указывая, что перераспределение спорного земельного участка без нарушения требований ст.11.9 ЗК РФ, не представляется возможным, данный участок является сформированным земельным участком, арендованным самим же истцом. Просит в иске отказать.
Представитель третьего лица Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав пояснения, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случая:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
2. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
3. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности; осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
4. Обязательными приложениями к указанному в пункте 2 настоящей статьи соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.
5. Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется:
1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с Законом Республики Карелия от 29.12.2015г. №1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», органы государственной власти осуществляют полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу ст.3 указанного закона, абз. 3 п.1 подпункта 35-35.6 п.9 Положения о государственным комитете по управлению государственным имуществом и организации закупок, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 25.11.2010г. №274-П, данные полномочия осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченными Правительством Республики Карелия, которым является Государственный комитет по управлению государственным имуществом и организации закупок.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Пестрякову Д.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> в юго-западной части кадастрового квартала №. Категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства одноквартирного жилого дома (индивидуальная жилая застройка), общая площадь <данные изъяты> кв.м.
Земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный в районе <адрес>, используется истцом Пестряковым Д.В. на основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ., имеет вид разрешенного использования: для благоустройства территории (устройство газонов, пешеходных дорожек, площадок отдыха с установкой малых архитектурных форм, освещения), категория земель: земли населенных пунктов. Государственная собственность на данный участок не разграничена.
Указанные обстоятельства подтверждаются копией свидетельства о регистрации права, выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ними.
ДД.ММ.ГГГГ от имени Пестрякова Д.В. в адрес Государственного комитета по управлению государственным имуществом и организации закупок поступило заявление с просьбой перераспределить принадлежащий Пестрякову Д.В. земельный участок с кадастровым номером № и земельный участок с кадастровым номером №, государственная собственность на который не разграничена, в пределах площади <данные изъяты> кв.м.
Согласно п.п. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае образования земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
В письменном ответе от ДД.ММ.ГГГГ. № Государственный комитет по управлению государственным имуществом и организации закупок отказал в заключении соглашения о перераспределении земельных участков с кадастровыми номерами № и № по п.п.9 п.9 ст.39.29 ЗК РФ, ссылаясь на то, что сведения о земельном участке с кадастровым номером № внесены в государственный кадастр недвижимости, участок расположен в границах Петрозаводского городского округа в пределах зоны застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами. Правилами землепользования и застройки г.Петрозаводска в границах Петрозаводского городского округа в указанной зоне, в том числе предусмотрены такие основные виды разрешенного использования земельных участков, в отношении которых не установлены предельные размеры земельных участков. Данное обстоятельство свидетельствует о наличии возможности использования указанного земельного участка в качестве самостоятельного без нарушений требований ст.11.9 ЗК РФ.
Пунктом 6 ст. 11.9 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно Генеральному плату г. Петрозаводска земельный участок с кадастровым номером № находится в границах Петрозаводского городского округа в пределах зоны застройки индивидуальными и блокированными домами (Жи).
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № Петрозаводский городской Совет утвердил Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, согласно которым в указанной зоне в том числе предусмотрены такие основные виды разрешенного использования земельных участков в отношении которых не установлены предельные размеры земельных участков (статья 38).
Из анализа вышеуказанных норм следует, что земельный участок с кадастровым номером № возможно использовать как самостоятельный участок с одним из видов разрешенного использования.
Анализ положений ст. 39.28, 39.29 ЗК РФ позволяет сделать вывод о том, что возможность перераспределения земельных участков допускается только за счет свободных от прав земель путем присоединения их к принадлежащему участку.
Обращаясь с заявлением в Государственный комитет по управлению государственным имуществом и организации закупок, истец просил путем перераспределения образовать новый земельный участок за счет участка, находящегося в его собственности, и за счет другого земельного участка, уже сформированного, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером №, находящегося у истца в аренде.
Указанные обстоятельства в силу требований п.п. 9 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ, влекут отказ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, поскольку участок с кадастровым номером № уже образован, состоит на кадастровом учете и как объект недвижимости отвечает требованиям ст. 11.9 Земельного кодекса РФ.
При таких обстоятельствах суд считает, что решение ответчика об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков не противоречит нормам действующего законодательства, правовых оснований для удовлетворения иска не имеется в иске следует отказать
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Пестрякова Д.В. к Государственному комитету по управлению государственным имуществом и организации закупок отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.А. МаксимоваМотивированное решение изготовлено 29.08.2016г.