Гр. дело № 2-97/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кирсанов 14 января 2016 года
Кирсановский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Бурчевского С.А.,
с участием помощника Кирсановского межрайпрокурора Ситниковой Н.А.,
при секретаре Жегловой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кирсановского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Кирсанова Тамбовской области о наложении обязанности заключить со специализированной организацией договор на техническое обслуживание и ремонт ШРП №70 (газопровод, расположенный по ул.Интернациональной г.Кирсанова к МБОУ СОШ №3) и ШРП №96 (газопровод в мкр-не №1 г.Кирсанова), (в порядке ст.45 ГПК РФ),
У С Т А Н О В И Л:
Кирсановский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Кирсановский районный суд с иском к администрации г.Кирсанова Тамбовской области о наложении обязанности заключить со специализированной организацией договор на техническое обслуживание и ремонт ШРП №70 (газопровод, расположенный по ул.Интернациональной г.Кирсанова к МБОУ СОШ №3) и ШРП №96 (газопровод в мкр-не №1 г.Кирсанова), (в порядке ст.45 ГПК РФ).
В обоснование иска помощник Кирсановского межрайонного прокурора Ситникова Н.А. в судебном заседании пояснила, что Кирсановской межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обеспечения безопасности при использовании и содержании газопроводов высокого давления администрацией г.Кирсанова Тамбовской области. В своем обращении ОАО «Газпром газораспределение Тамбов», указало, что на территории муниципального образования - город Кирсанов Тамбовской области в нарушение действующего законодательства в сфере газоснабжения эксплуатируются опасные производственные объекты газораспределения без надлежащего технического обслуживания специализированной организацией. К рассматриваемым объектам относятся ШРП №70 (газопровод, расположенный по ул.Интернациональной к МБОУ СОШ №3) и ШРП №96 (газопровод в поселке СОМ, мкр №1). Собственником объекта является муниципальное образование муниципальное образование - город Кирсанов. Согласно ст.421 Гражданского Кодекса РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Отсутствие договора на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в жилом помещении может повлечь несвоевременное выявление причин и условий в результате утечки газа, неисправность газового оборудования и как следствие наступления негативных условий для неопределенного круга лиц. Так за зимний период 2013-2014г. г. на территории г. Кирсанова был зафиксирован случай гибели 2 человек в результате использования бытового газа. В соответствии с требованиями ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований. На основании изложенного просит суд обязать администрацию города Кирсанова Тамбовской области заключить со специализированной организацией договор на техническое обслуживание и ремонт ШРП №70 (газопровод, расположенный по ул.Интернациональной г.Кирсанова к МБОУ СОШ №3) и ШРП №96 (газопровод в мкр-не №1 г.Кирсанова).
Представитель ответчика – администрации г.Кирсанова Тамбовской области (по доверенности) Лобанова Т.А. в судебном заседании пояснила, что действительно администрация города должна заключить договор на техническое обслуживание и ремонт ШРП №70 (газопровод, расположенный по ул.Интернациональной г.Кирсанова к МБОУ СОШ №3) и ШРП №96 (газопровод в мкр-не №1 г.Кирсанова), но не обязательно с ОАО «Газпром газораспределение Тамбов». В этом случае, необходимо проведение торгов на заключение контракта с какой-либо обслуживающей организацией, после чего и должен решаться вопрос о заключении договора на обслуживание и ремонт газопроводов. Для этого необходимо дополнительное время – 2 месяца.
Представитель ОАО «Газпром газораспределение Тамбов» (по доверенности) Антонов М.Н. в судебном заседании пояснил, что в настоящее время на территории муниципального образования - город Кирсанов Тамбовской области в нарушение действующего законодательства в сфере газоснабжения эксплуатируются опасные производственные объекты газораспределения без надлежащего технического обслуживания специализированной организацией. К рассматриваемым объектам относятся ШРП № 70 (газопровод, расположенный по ул. Интернациональной к МОУ СОШ № 3) и ШРП № 96 (газопровод в посёлке Сом, мкр. № 1) (далее - объекты). Владельцем объектов является муниципальное образование - город Кирсанов. В целях безопасного газоснабжения населения и эксплуатации объектов, а также избежания непредвиденных аварийных ситуаций ОАО «Газпром газораспределение Тамбов» (далее - Общество) неоднократно в письменной форме, в том числе с направлением оферты, предлагало администрации города Кирсанова Тамбовской области, заключить с Обществом (специализированная организация) договор (контракт) на техническое обслуживание и ремонтные работы объектов. Однако каких-либо действий, направленных на заключение договора (контракта) со стороны города Кирсанова не последовало. 27.04.2015 в адрес филиала Общества в городе Кирсанове поступило письмо за подписью главы администрации города, в котором сообщалось о невозможности оплачивать работы по техническому обслуживанию объектов по контракту в связи с тем, что «в бюджете города на 2015 год денежные средства на оплату данного вида услуг не предусмотрены». По смыслу пункта 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации такой ответ администрации города Кирсанова можно расценить как отказ от акцепта. Таким образом, в результате отказа администрации города Кирсанова от заключения договора на техническое обслуживание и ремонт объектов газораспределения отсутствует надлежащее техническое обслуживание указанных объектов, что в свою очередь является нарушением требований Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (ст. 32,33), подпункта «к» пункта 95 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления (утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870), а также вышеприведенных норм, создается угроза безопасности здоровья и жизни людей. В целях обеспечения максимальной безопасности при эксплуатации объектов газораспределения необходимо обязать администрацию города Кирсанова Тамбовской области по заключить договор (контракт) на техническое обслуживание и ремонтные работы опасных производственных объектов на 2015 год.
Суд, выслушав участников процесса, и изучив материалы дела, полагает иск удовлетворить.
В соответствии со ст.18 Федерального закона от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении», поставка газа производится на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством РФ правилами поставок газа и правилами пользования газом в РФ, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» относит объекты газораспределения и газопотребления (газопроводы, ШРП, ГРП и пр.) к категории опасных производственных объектов.
В силу требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления» (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.112013 № 542) (далее - Правила безопасности) и иных нормативных технических документов в области промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов должен выполняться комплекс мероприятий, включающий систему техническою обслуживания и ремонта, обеспечивающих содержание таких объектов в исправном и безопасном состоянии.
В случае отсутствия газовой службы в составе организации, эксплуатирующей сети газораспределения и газопотребления, предприятием должен быть заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления с организацией, имеющей опыт проведения указанных работ (п. 9 Правил безопасности).
В соответствии с пунктом 137 Правил безопасности техническое обслуживание и ремонт действующих наружных и внутренних газопроводов, газового оборудования ГРП (ГРПБ), ШРП и ГРУ, газоиспользующих установок относится к газоопасным работам.
В силу пункта 4.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 54983-2012 «Системы газораспределительные. Сети газораспределения природного газа. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13.09.2012 № 299-ст) эксплуатация объектов сетей газораспределения должна осуществляться газораспределительными (ГРО) или другими эксплуатационными организациями, оказывающими услуги по их техническому обслуживанию и ремонту на законном основании. В договорах оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту объектов сетей газораспределения должны быть определены объемы работ, выполняемых, эксплуатационными организациями, установлены границы эксплуатационной ответственности и обязательства эксплуатационных организаций и владельцев объектов по обеспечению условий их безопасной эксплуатации.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Также в судебном заседании установлено, что на территории муниципального образования - город Кирсанов Тамбовской области в нарушение действующего законодательства в сфере газоснабжения эксплуатируются опасные производственные объекты газораспределения без надлежащего технического обслуживания специализированной организацией. К рассматриваемым объектам относятся ШРП № 70 (газопровод, расположенный по ул. Интернациональной г.Кирсанова к МОУ СОШ № 3) и ШРП № 96 (газопровод в мкр-не № 1 г.Кирсанова). Владельцем объектов является муниципальное образование - город Кирсанов.
ОАО «Газпром газораспределение Тамбов» неоднократно в письменной форме, в том числе с направлением оферты, предлагало администрации города Кирсанова Тамбовской области, заключить с ними договор (контракт) на техническое обслуживание и ремонтные работы объектов.
Однако, данный договор (контракт) за 2015 год ни с ОАО «Газпром газораспределение Тамбов», ни с какой-либо другой специализированной организацией до настоящего времени не заключен.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию города Кирсанова Тамбовской области заключить со специализированной организацией договор на техническое обслуживание и ремонт ШРП №70 (газопровод, расположенный по ул.Интернациональной г.Кирсанова к МБОУ СОШ №3) и ШРП №96 (газопровод в мкр-не №1 г.Кирсанова).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок в Тамбовский областной суд через Кирсановский районный.
Судья: С.А. Бурчевский
Верно:
Судья: С.А. Бурчевский
Секретарь: С.В. Жеглова
Решение вступило в законную силу «____» ________________
Судья: С.А. Бурчевский
Секретарь: С.В. Жеглова