Решение по делу № 2-208/2019 (2-1167/2018;) ~ М-1027/2018 от 18.12.2018

Дело № 2-208/2019

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

15 апреля 2019 года                          гор. Светлогорск

Светлогорский городской суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Севодиной О.В., при секретаре Ситишкиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Светлогорского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Светлогорский городской округ», муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Теремок» о выделении денежных средств и организации физической охраны образовательной организации

УСТАНОВИЛ:

Светлогорский межрайонный прокурор, в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд с вышеуказанными требованиями, указав в обоснование, что в ходе осуществления надзорной деятельности в сфере соблюдения требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в образовательных организациях, установлены нарушения в деятельности администрации муниципального образования «Светлогорский городской округ». В соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации - материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Согласно положениям ст.ст. 28, 41 Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» руководство образовательной организации обязано, в числе прочего, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации. Также, руководство образовательной организации обязано обеспечивать безопасность обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Вместе с тем, в нарушение указанных требований действующего законодательства, физическая охрана МАДОУ детский сад «Теремок» не осуществляется. Контрольно-пропускной режим ежедневно осуществляется сотрудниками образовательных организаций (завхозы, педагоги). В ночное время суток дежурство осуществляют ночные сторожа, не имеющие разрешения на осуществление охранной деятельности, специальными навыками не обладающие, специальными средствами не обеспеченные. Отсутствие охраны в данном образовательном учреждении отрицательно сказывается на безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательной организации, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся. В связи с этим, осуществление деятельности образовательной организации при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, в том числе, несовершеннолетних детей. Учредителем МАДОУ детский сад «Теремок» является муниципальное образование «Светлогорский городской округ». Функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования осуществляет администрация Светлогорского городского округа, которая, в силу закона, обязана участвовать в профилактике терроризма и экстремизма, а также должна создать безопасные условия для организации учебного процесса в образовательных организациях. По результатам проведенной Светлогорской межрайонной прокуратурой в <Дата> года выездной проверки фактического исполнения требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в образовательных организациях, установлено, что нарушения в части организации физической охраны объекта МАДОУ детский сад «Теремок» не устранены. Согласно служебной записки начальника отдела ГО и ЧС администрации МО «Светлогорский городской округ» от <Дата>, паспорт безопасности в отношении МАДОУ детский сад «Теремок» был возвращен управлением ФСБ гор. Зеленоградска для устранения выявленных недостатков и разработки нового комплекта документов. В связи с чем, утверждение управлением ФСБ гор. Зеленоградска новых паспортов безопасности образовательного учреждения без изменения категории объекта по степени потенциальной опасности (2 категория) запланировано ориентировочно на второе полугодие <Дата> года.

В этой связи истец, с учётом уточнений, просил обязать МАДОУ детский сад «Теремок» в срок не позднее <Дата> организовать физическую охрану образовательной организации; обязать администрацию муниципального образования «Светлогорский городской округ» в срок не позднее <Дата> выделить денежные средства, необходимые для выполнения работ по организации физической охраны МАДОУ детский сад «Теремок».

Помощник прокурора Люкшина Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объёме по изложенным доводам.

Представитель администрации Светлогорского городского округа Арапов А.А. в судебном заседании не возражал против удовлетворения уточнённых исковых требований.

Представитель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Теремок» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя МАДОУ детский сад «Теремок».

Выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. ст. 2, 20, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.

Согласно ч. 3 ст. 3 "Конвенции о правах ребенка" государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях.

В силу ч. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

Как следует из ч. 4 ст. 3 вышеуказанного Федерального закона противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены и муниципальные учреждения образования.

В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района;

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 05.10.2009 "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.

В силу п. 42 Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счёт средств своих бюджетов.

Согласно п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательного учреждения относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 указанного Федерального закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укреплённости и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Установление системы видеонаблюдения является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.

При рассмотрении дела судом установлено, что муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Родничок» является дошкольной образовательной организацией, по своей организационно-правовой форме является муниципальным бюджетным учреждением.

К предмету деятельности МАДОУ детский сад «Теремок» относится также и деятельность по обеспечению охраны и укрепления здоровья учащихся.

Учредителем данного образовательного учреждения является муниципальное образование «Светлогорский городской округ». Функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования осуществляет администрация Светлогорского городского округа.

В судебном заседании представитель истца Люкшина Е.В. пояснила, что Светлогорской межрайонной прокуратурой по поручению прокуратуры Калининградской области проведена проверка исполнения дошкольными учреждениями требований законодательства об антитеррористической защищённости, об обеспечении безопасности несовершеннолетних обучающихся во время их нахождения в образовательной организации. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий). Проверкой выявлено ряд нарушений в работе дошкольного учреждения, в том числе, что в нарушение указанных требований действующего законодательства, физическая охрана МАДОУ детский сад «Теремок» не осуществляется. В связи с чем, межрайонным прокурором в адрес главы администрации МО «Светлогорский городской округ» <Дата> вынесено представление <№> о необходимости устранения нарушений законодательства об обеспечении безопасности несовершеннолетних в образовательных организациях и безотлагательном принятии конкретных мер по устранения нарушений (л.д. 11-14).

Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 утверждены требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей (далее - Требования), которые устанавливают порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.

Согласно п. 22 Требований в зависимости от установленной категории в отношении места массового пребывания людей реализуется комплекс мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности, предусмотренный настоящими требованиями, который может быть изменен в зависимости от складывающейся общественно-политической, социальной и оперативной обстановки по решению руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей.

Все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются: системой видеонаблюдения; системой оповещения и управления эвакуацией; системой освещения (п. 23).

Пунктом 24 Требований предусмотрено, что в целях поддержания правопорядка в местах массового пребывания людей организуется их физическая охрана.

В силу п. 26 Требований к обеспечению физической охраны мест массового пребывания людей могут привлекаться различные общественные объединения и организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Обращаясь с настоящим иском, прокурор указал, что МАДОУ детский сад «Теремок», являющийся в период образовательного процесса объектом, подлежащим антитеррористической защите, которая должна осуществляться сотрудниками частных охранных организаций или силами подразделений вневедомственной охраной федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, до настоящего времени надлежащей физической охраной не оснащён.

Пунктом 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотр и уход за обучающимися, их содержание в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несёт ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28).

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 вышеуказанного закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Частью 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий (п. 1), в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения (п. 2).

Пунктом 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения". Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10 (в редакции от 03.12.2016 № 3), предусмотрено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности организаций образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".

Постановлением от 07.10.2017 № 1235 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территории), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.

Согласно п. 23 "а" указанного Постановления в отношении объектов (территорий) второй категории опасности (к которым относятся школы и детские сады) дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 22 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

При этом в силу п. 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235 антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путём осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).

Применительно к детским садам и школам указанные цели не могут быть достигнуты без физического присутствия сотрудников охранных организаций на территории данных учреждений, чем и обусловлено включение в Постановление Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235 п. 23 "а", признающего такое присутствие обязательным.

Оценивая установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, суд приходит к выводу, что отсутствие физической охраны в МАДОУ детский сад «Теремок» отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечивать постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении лиц, находящихся в учреждении.

С учётом изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора подлежат удовлетворению.

В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Истец просил обязать ответчиков выделить денежные средства и организовать физическую охрану образовательного учреждения в срок не позднее <Дата>, мотивировав тем, что утверждение новых паспортов безопасности образовательного учреждения без изменения категории объекта по степени потенциальной опасности (2 категория) запланировано ориентировочно на второе полугодие 2019 года.

Суд, с учётом вышеуказанной нормой права, принимая во внимание общественную значимость рассматриваемого вопроса, позицию представителя МАДОУ детский сад «Теремок», считает возможным установить для ответчиков срок исполнения настоящего решения - в срок не позднее <Дата>.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 07.10.2017 № 1235, ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ <░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) (░░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ <░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 07.10.2017 № 1235, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) (░░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░>.

░░░░░                   ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-208/2019 (2-1167/2018;) ~ М-1027/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Светлогорский межрайпрокурор
Ответчики
Администрация СГО
МАДОУ д/с "Теремок"
Суд
Светлогорский городской суд Калининградской области
Судья
Севодина О.В.
Дело на сайте суда
svetlogorsky--kln.sudrf.ru
18.12.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.12.2018Передача материалов судье
21.12.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
31.01.2019Предварительное судебное заседание
11.03.2019Судебное заседание
15.04.2019Судебное заседание

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее