№ 2-1154/21
36RS0006-01-2021-000579-37
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 апреля 2021 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе
председательствующего судьи Васиной В.Е.
при секретаре Елецких Д.А.
с участием прокурора Бескороваевой М.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Париновой Валентины Борисовны к АО «Мукомольный комбинат «Воронежский»» о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Паринова В.Б. обратилась в суд с иском к АО «Мукомольный комбинат «Воронежский»» о компенсации морального вреда в размере 300000 рублей, указав, что состояла в трудовых отношениях с ответчиком. В период работы ею было приобретено профзаболевание, установлена инвалидность со степенью утраты трудоспособности 40%. В связи с чем истец обратилась в суд с настоящим иском.
В судебном заседании истец Паринова В.Б., представитель истца Харченко В.Н. пояснили изложенное, заявленные требования поддержали.
Представители ответчика АО «Мукомольный комбинат «Воронежский»» по доверенностям Сушкова И.Н. и Хрипушина Т.Н. в судебном заседании возражали против удовлетворения иска.
Суд, исследовав и оценив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить требования частично, приходит к следующим выводам.
Как установлено судом, Паринова Валентина Борисовна 24.03.1991 поступила на работу в Воронежский комбинат хлебопродуктов на должность <данные изъяты>, Воронежский комбинат хлебопродуктов был преобразован в Акционерное общество открытого типа Мукамольный комбинат «Воронежский», Акционерное общество открытого типа Мукомольный комбинат «Воронежский» переименован в Акционерное общество Мукомольный комбинат «Воронежский». 25.07.2003 Истец была переведена на должность <данные изъяты>. 07.03.2006 Истец переведена <данные изъяты>. 26.08.2010 Истец переведена в <данные изъяты> на должность <данные изъяты>. 01.11.2014 Истец переведена в <данные изъяты>. Открытое акционерное общество «Мукомольный комбинат «Воронежский» с 25.01.2016 переименовано в Акционерное общество «Мукомольный комбинат «Воронежский». 10.12.2020 между Истцом и Ответчиком был расторгнут трудовой договор по соглашению сторон.
За время работы у Париновой В.Б. возникло профессиональное заболевание - <данные изъяты>, причиной данного заболевания является работа у Ответчика, на что указано в акте о случае профессионального заболевания от 12 мая 2010 г.
В Пунктах 18, 19, 20 Акта о случае профессионального заболевания от 12 мая 2010 г. указано, что причиной профессионального заболевания или отравления послужило: длительное, воздействие на организм человека аэрозолей фиброгенного и аллергического действия (пыли зерновой) в значениях превышающих гигиенические нормативы, наличие вины работника (в процентах) и ее обоснование – нет. 3аключение: на основании результатов расследования установлено, что заболевание является профессиональным и возникло в результате работы в контакте зерновой пылью в значениях не превышающих гигиенические нормативы. Непосредственной причиной заболевания послужили конструктивные недостатки машин, механизмов, оборудования.
Степень утраты профессиональной трудоспособности составляет 40 (сорок) процентов, что подтверждается справкой серия № от 30.10.2020.
Частью 1 статьи 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
В соответствии со статьей 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным настоящей главой, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.
В силу статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" возмещение застрахованному морального вреда, причиненного в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, осуществляется причинителем вреда.
Согласно части 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно ст. 150 ГК РФ здоровье является одним из видов нематериальных благ, принадлежащих гражданину от рождения.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно разъяснениям, данным в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» разъяснено, что учитывая, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда (статья 1100 ГК РФ). При этом суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда (пункт 32).
В силу ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Судом установлено наличие у истца профессионального заболевания, причиной которого явилась тяжесть трудового процесса, учитывая размер установленного процента утраты профессиональной трудоспособности истца - 40%, отсутствие вины истца, фактическую продолжительности работы у ответчика, в течение которой оказывалось вредное воздействие на организм, причиненные истцу нравственные и физические страдания по вине ответчика, принимая во внимание требования разумности и справедливости, суд приходит к выводу об удовлетворении иска о компенсации морального вреда в связи с профессиональным заболеванием частично и определяет размер компенсации морального вреда в размере 150000 рублей.
Доводы ответчика о соблюдении требований охраны труда работодателем и отсутствии виновных лиц, не могут быть судом приняты во внимание, так как актом от 12.05.2010 установлено, что причиной заболевания истца явились конструктивные недостатки машин, механизмов, оборудования и работы в контакте с зерновой пылью в значениях, не превышающих гигиенические нормативы. Указанный акт работодателем в установленном законом порядке оспорен не был.
На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.36 НК РФ, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию в муниципальный бюджет государственная пошлина в размере 300 рублей (исходя из требований имуи неимущественного характера).
Руководствуясь ст. ст. 67, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с АО «Мукомольный комбинат «Воронежский»» в пользу Париновой Валентины Борисовны компенсацию морального вреда в размере 150 000 рублей.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с АО «Мукомольный комбинат «Воронежский»» государственную пошлину в доход муниципального бюджета в размере 300 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Васина В.Е.
Решение суда изготовлено в окончательной форме 28.04.2021.
№ 2-1154/21
36RS0006-01-2021-000579-37
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 апреля 2021 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе
председательствующего судьи Васиной В.Е.
при секретаре Елецких Д.А.
с участием прокурора Бескороваевой М.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Париновой Валентины Борисовны к АО «Мукомольный комбинат «Воронежский»» о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Паринова В.Б. обратилась в суд с иском к АО «Мукомольный комбинат «Воронежский»» о компенсации морального вреда в размере 300000 рублей, указав, что состояла в трудовых отношениях с ответчиком. В период работы ею было приобретено профзаболевание, установлена инвалидность со степенью утраты трудоспособности 40%. В связи с чем истец обратилась в суд с настоящим иском.
В судебном заседании истец Паринова В.Б., представитель истца Харченко В.Н. пояснили изложенное, заявленные требования поддержали.
Представители ответчика АО «Мукомольный комбинат «Воронежский»» по доверенностям Сушкова И.Н. и Хрипушина Т.Н. в судебном заседании возражали против удовлетворения иска.
Суд, исследовав и оценив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить требования частично, приходит к следующим выводам.
Как установлено судом, Паринова Валентина Борисовна 24.03.1991 поступила на работу в Воронежский комбинат хлебопродуктов на должность <данные изъяты>, Воронежский комбинат хлебопродуктов был преобразован в Акционерное общество открытого типа Мукамольный комбинат «Воронежский», Акционерное общество открытого типа Мукомольный комбинат «Воронежский» переименован в Акционерное общество Мукомольный комбинат «Воронежский». 25.07.2003 Истец была переведена на должность <данные изъяты>. 07.03.2006 Истец переведена <данные изъяты>. 26.08.2010 Истец переведена в <данные изъяты> на должность <данные изъяты>. 01.11.2014 Истец переведена в <данные изъяты>. Открытое акционерное общество «Мукомольный комбинат «Воронежский» с 25.01.2016 переименовано в Акционерное общество «Мукомольный комбинат «Воронежский». 10.12.2020 между Истцом и Ответчиком был расторгнут трудовой договор по соглашению сторон.
За время работы у Париновой В.Б. возникло профессиональное заболевание - <данные изъяты>, причиной данного заболевания является работа у Ответчика, на что указано в акте о случае профессионального заболевания от 12 мая 2010 г.
В Пунктах 18, 19, 20 Акта о случае профессионального заболевания от 12 мая 2010 г. указано, что причиной профессионального заболевания или отравления послужило: длительное, воздействие на организм человека аэрозолей фиброгенного и аллергического действия (пыли зерновой) в значениях превышающих гигиенические нормативы, наличие вины работника (в процентах) и ее обоснование – нет. 3аключение: на основании результатов расследования установлено, что заболевание является профессиональным и возникло в результате работы в контакте зерновой пылью в значениях не превышающих гигиенические нормативы. Непосредственной причиной заболевания послужили конструктивные недостатки машин, механизмов, оборудования.
Степень утраты профессиональной трудоспособности составляет 40 (сорок) процентов, что подтверждается справкой серия № от 30.10.2020.
Частью 1 статьи 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
В соответствии со статьей 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным настоящей главой, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.
В силу статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" возмещение застрахованному морального вреда, причиненного в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, осуществляется причинителем вреда.
Согласно части 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно ст. 150 ГК РФ здоровье является одним из видов нематериальных благ, принадлежащих гражданину от рождения.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно разъяснениям, данным в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» разъяснено, что учитывая, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда (статья 1100 ГК РФ). При этом суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда (пункт 32).
В силу ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Судом установлено наличие у истца профессионального заболевания, причиной которого явилась тяжесть трудового процесса, учитывая размер установленного процента утраты профессиональной трудоспособности истца - 40%, отсутствие вины истца, фактическую продолжительности работы у ответчика, в течение которой оказывалось вредное воздействие на организм, причиненные истцу нравственные и физические страдания по вине ответчика, принимая во внимание требования разумности и справедливости, суд приходит к выводу об удовлетворении иска о компенсации морального вреда в связи с профессиональным заболеванием частично и определяет размер компенсации морального вреда в размере 150000 рублей.
Доводы ответчика о соблюдении требований охраны труда работодателем и отсутствии виновных лиц, не могут быть судом приняты во внимание, так как актом от 12.05.2010 установлено, что причиной заболевания истца явились конструктивные недостатки машин, механизмов, оборудования и работы в контакте с зерновой пылью в значениях, не превышающих гигиенические нормативы. Указанный акт работодателем в установленном законом порядке оспорен не был.
На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.36 НК РФ, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию в муниципальный бюджет государственная пошлина в размере 300 рублей (исходя из требований имуи неимущественного характера).
Руководствуясь ст. ст. 67, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с АО «Мукомольный комбинат «Воронежский»» в пользу Париновой Валентины Борисовны компенсацию морального вреда в размере 150 000 рублей.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с АО «Мукомольный комбинат «Воронежский»» государственную пошлину в доход муниципального бюджета в размере 300 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Васина В.Е.
Решение суда изготовлено в окончательной форме 28.04.2021.