Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-70/2023 (2а-711/2022;) ~ М-710/2022 от 14.12.2022

    Решение

    именем Российской Федерации

    07 февраля 2023 года                                                                                                       с. Шигоны

    Шигонский районный суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Блинковой О.В., при секретаре Дементьевой С.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-70 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области к Сполохову А.Г. о взыскании задолженности по налогам и пеней,

    установил:

    Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области (далее – ИФНС) обратилась в суд с указанным административным иском.

    В обоснование административного иска указано, Сполохов А.Г. является налогоплательщиком транспортного налога, в связи с наличием объектов налогообложения, что подтверждается сведениями, полученными налоговым органом согласно п. 4 ст. 85 НК РФ. Налогоплательщику принадлежит автотранспортное средство <данные изъяты>, государственный номер Налоговым органом в адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГГГ (за налоговый период ДД.ММ.ГГГГ г.), от ДД.ММ.ГГГГ (за налоговый период 2018 г.), от ДД.ММ.ГГГГ (за налоговый период ДД.ММ.ГГГГ г.) о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм налогов, в сроки, установленные действующим законодательством. Указанные налоговые уведомления получены ответчиком в соответствии с положениями с п. 2 ст. 11.2 НК РФ, п. 4 ст. 31 НК РФ и п. 4 ст. 52 НК РФ. Однако в установленный срок ответчик не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговом уведомлении сумм налогов, в связи с чем, налоговым органом в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. Также в адрес налогоплательщика направлены требования об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , данные требования об уплате налога получены ответчиком в соответствии с положениями п. 4 ст. 31 НК РФ и п. 6 ст. 69 НК. В установленный срок ответчик указанные требования об уплате налога не исполнил, в связи с чем, взыскание налога, а также пеней, начисленных за каждый календарный день просрочки, производится налоговым органом в судебном порядке согласно п. 1 ст. 48 НК РФ. Налоговый орган обратился в порядке ст. 48 НК РФ и главы 11.1 КАС РФ к мировому судье судебного участка Шигонского судебного района с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении административного ответчика. Мировым судьей ДД.ММ.ГГГГ в отношении Сполохова А.Г., вынесен судебный приказ, который в последствии был отменен определением от ДД.ММ.ГГГГ в связи с возражениями должника. В настоящий момент задолженность ответчика по обязательным платежам не погашена и составляет 3428,43 руб. На основании письма ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ «О централизации функций по управлению долгом», в соответствии с приказом У ФНС России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ функции по управлению долгом централизованы на базе Межрайонной ИФНС России по Самарской области.

    Представитель административного истца, в судебное заседание не явился, о слушании дела надлежаще извещен, в заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик Сполохов А.Г. в судебное заседание не явился, о слушании дела надлежаще извещен, в заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие, указал, что и иском не согласен, полагает, что, истцом пропущен срок обращения в суд, просил отказать в удовлетворении требований.

    В силу ч. 2 ст. 289 КАС РФ неявка в судебное заседание участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. В связи с изложенным, дело рассмотрено в отсутствие сторон.

    Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

    Согласно статье 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

    В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

    Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 356 НК РФ транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с этим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

    Согласно п. 1 ст. 397 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

    В соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

    Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3 статьи 363 НК РФ).

    В соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

    Согласно статье 14 НК РФ транспортный налог является региональным налогом. В соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. На основании статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области» плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации.

    В силу пункта 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые    суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сумма транспортного налога подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (ст. 85. пункт 1 статьи 362 НК РФ). Налоговой базой для исчисления транспортного налога является мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах, то есть налог взимается по ставкам в зависимости от мощности двигателя.

        Согласно ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

        Согласно сведениям, представленным РЭО ГИБДД МУ МВД «Сызранское» ДД.ММ.ГГГГ за Сполоховым А.Г. зарегистрирован автомобиль <данные изъяты> года выпуска, государственный регистрационный номер , VIN . Регистрация автомобиля производилась ДД.ММ.ГГГГ.

    Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

    В силу ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.

    В соответствии с пунктом 2 статьи 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога.

    Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (пункт 1 статьи 70 НК РФ).

    Как предусмотрено ст. 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

    В силу п.п. 3, 4 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

    Административному ответчику Сполохову А.Г. ИФНС был начислен транспортный налог на общую сумму 3428,43 руб.

    В адрес Сполохова А.Г. были направлены налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты транспортного налога.

    В связи с невыполнением административным ответчиком своей обязанности по уплате налогов ИФНС в его адрес на основании ст. 69 НК РФ направлены требования.

Согласно налоговому требованию сумма налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, подлежащая оплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ, составила 1120 руб., пени 18.11 руб. Данное требование было направлено административному ответчику, однако не было исполнено административным ответчиком.

Согласно налоговому требованию сумма налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, подлежащая оплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ, составила 1120 руб., пени 16,22 руб. Данное требование было направлено административному ответчику, однако, как указывает истец, не было исполнено административным ответчиком, задолженность до сих пор не оплачена.

Согласно налоговому требованию сумма налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, подлежащая оплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ, составила 1120 руб., пени 34,10 руб. Данное требование также было направлено административному ответчику, однако не было исполнено административным ответчиком.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Шигонского судебного района Самарской области был вынесен судебный приказ о взыскании со Сполохова А.Г. недоимки по налогам и пени в общей сумме 3428,43 руб.

Определением мирового судьи судебного участка Шигонского судебного района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями от должника.

ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском, что следует из штемпеля на конверте.

Согласно п. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

По смыслу указанных выше правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ одним из необходимых условий для удовлетворения административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций является соблюдение административным истцом срока обращения в суд.

    Из материалов дела следует, что указанный выше срок обращения в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требований об уплате налога истек по двум требованиям и на момент обращения ИФНС к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.

    По требованию срок обращения ИФНС к мировому судье не истек, что следует из материалов дела, а в частности конверта, где датой обращения ИФНС на судебный участок указано ДД.ММ.ГГГГ, тогда как срок по данному требованию истекал ДД.ММ.ГГГГ.

    В соответствии с ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный КАС РФ процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

    К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка.

    Суд не усматривает уважительных причин для восстановления налоговому органу пропущенного процессуального срока, полагает, что у налогового органа не имелось объективных препятствий для своевременного обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. Суд учитывает, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

    Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ -О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

    Несоблюдение ИФНС установленных законодательством сроков обращения в суд с заявлением о взыскании налога является основанием для удовлетворения административного искового заявления частично.

    В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

    Поскольку административный истец при подаче иска в суд освобожден от уплаты госпошлины, госпошлина на основании ст.333.19 НК РФ подлежит взысканию с административного ответчика в доход бюджета муниципального района Шигонский Самарской области.

    Руководствуясь ст.ст.23, 357-358 НК РФ, 175- 180, 290 КАС РФ, суд,

    решил:

Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Самарской области удовлетворить частично.

Взыскать со Сполохова А.Г. (ИНН ), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России по Самарской области по требованию от ДД.ММ.ГГГГ недоимку по транспортному налогу в размере 1120 рублей, пени 34 рубля 10 копеек.

Взыскать с Сполохова А.Г. в доход бюджета муниципального района Шигонский Самарской области государственную пошлину в размере 400 рублей.

               Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Шигонский районный суд.

    Председательствующий:                                                                                             Блинкова О.В.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ

2а-70/2023 (2а-711/2022;) ~ М-710/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
МИФНС России № 23 по Самарской области
Ответчики
Сполохов А.Г.
Суд
Шигонский районный суд Самарской области
Судья
Блинкова О.В.
Дело на странице суда
shigonsky--sam.sudrf.ru
14.12.2022Регистрация административного искового заявления
14.12.2022Передача материалов судье
15.12.2022Решение вопроса о принятии к производству
15.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.12.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.01.2023Предварительное судебное заседание
07.02.2023Судебное заседание
21.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее